Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровского, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения в районе Петровского. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих участках разведения, так и в других районах, в том числе в Леоново вблизи границы с Российской Федерацией, а также к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода недалеко от Авдеевки и Рот. Миссия продолжала способствовать обеспечению доступа сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции, при этом наблюдатели слышали в этом районе нарушения режима прекращения огня, несмотря на предоставленные гарантии безопасности. СММ продолжила содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи вблизи Алмазной. В Киеве команда Миссии наблюдала за группой лиц, которые препятствовали проведению публичной дискуссии, а также уточняла сообщение об акте вандализма в отношении офиса общественной организации. В Одессе СММ уточняла сообщение о нападении на члена группы Антимайдана и наблюдала за собранием перед Генеральным консульством Российской Федерации.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 50 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 220 взрывов).
Так, вечером 10 и ночью 11 мая камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 2 снаряда с юга на север, 2 снаряда с севера на юг, 4 снаряда с юга на север, 2 снаряда с севера на юг и 1 снаряд с юга на север — все в 1–3 км к западу.
Днем 11 мая, патрулируя на железнодорожном вокзале в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) в течение примерно 4,5 часов, члены патруля Миссии слышали 1 взрыв неопределенного происхождения и 6 выстрелов из крупнокалиберного пулемета — все в 3–5 км к западу и западо-северо-западу, а также 15 взрывов неопределенного происхождения в 7–8 км к востоко-северо-востоку.
Вечером 10 и ночью 11 мая, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), команда СММ слышала 24 взрыва неопределенного происхождения и 30 выстрелов и очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все в 3–5 км к юго-востоку.
Днем 11 мая, пребывая в 1 км к северо-северо-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), наблюдатели слышали и видели 1 взрыв, оцененный как разрыв снаряда из вооружения неустановленного типа в 1–1,5 км к северо-северо-востоку, а также слышали 3 взрыва неопределенного происхождения и свыше 150 выстрелов из стрелкового оружия — все в 1–3 км к востоко-северо-востоку и юго-востоку.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, около 20 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 30 взрывов).
Так, днем 11 мая, патрулируя в 4 км к западо-юго-западу от н. п. Алмазная (неподконтрольный правительству, 55 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 15 взрывов неопределенного происхождения в 8–10 км к западу.
Команда СММ зафиксировала свежие места огневого поражения недалеко от н. п. Старомарьевка (неподконтрольный правительству, 62 км к югу от Донецка). Вблизи блокпоста и объекта вооруженных формирований примерно за 2 км к западу от населенного пункта, наблюдатели видели хвостовой стабилизатор минометной мины в свежей воронке в асфальтовом покрытии, а также осколочные повреждения асфальтового покрытия вокруг этого места. По их оценке, эти повреждения образовались от разрыва минометной мины (120 мм), выпущенной с западного направления.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Рано утром 2 мая камера СММ в Петровском зафиксировала 2 трассирующих снаряда с востока на запад в 1,5 км к западу (по оценке, в пределах участка разведения). Ближе к вечеру того же дня эта камера зафиксировала 7 трассирующих снарядов с запада на восток в 0,5–1 км к западу (по оценке, в пределах участка разведения).
Поздно вечером 10 мая камера СММ в Золотом зафиксировала 1 очередь, по оценке, из зенитной установки (ЗУ-23, 23 мм), с востока на запад в 3–5 км к югу, а затем 3 взрыва неопределенного происхождения в 4–8 км к востоко-юго-востоку (все, по оценке, за пределами участка разведения).
Днем 11 мая, осуществляя наблюдение севернее деревянных конструкций на мосту в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), команда Миссии слышала 1 взрыв неопределенного происхождения в 3 км к юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
В тот же день, осуществляя мониторинг вблизи участков разведения в районах населенных пунктов Золотое и Петровское, СММ отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
В подконтрольных правительству районах наблюдатели зафиксировали следующие нарушения линий отвода: 1 самоходную гаубицу (2С1 «Гвоздика», 122 мм), буксируемую грузовиком в западном направлении недалеко от н. п. Авдеевка (17 км к северу от Донецка), и 1 зенитный ракетный комплекс (9K35 «Стрела-10»), стоявший в н. п. Роты (66 км к северо-востоку от Донецка) (см. Ежедневный отчет СММ от 9 мая 2018 года).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2] в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах команда Миссии зафиксировала 1 бронетранспортер (БТР-80) вблизи н. п. Войтово (33 км к северо-западу от Луганска), 1 MT-ЛБ и 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) вблизи Авдеевки, 1 боевую машину пехоты (БМП-1) возле н. п. Мироновский (62 км к северо-востоку от Донецка), 1 зенитную установку (ЗУ-23) вблизи н. п. Чермалык (31 км к северо-востоку от Мариуполя) и 4 БРДМ-2 рядом с н. п. Сухая Балка (36 км к северу от Донецка).
В неподконтрольном правительству районе члены патруля Миссии видели 1 БМП-1 недалеко от н. п. Катериновка (быв. Юбилейное, 8 км к западу от Луганска).
СММ продолжала способствовать обеспечению доступа сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к ДФС для обеспечения ее функционирования. 11 мая, находясь на ДФС и в районах вблизи Авдеевки, Ясиноватой и н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), наблюдатели слышали взрывы неопределенного происхождения, а также огонь из крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия (см. раздел о нарушениях режима прекращения огня выше и таблицу нарушений режима прекращения огня ниже), несмотря на предоставленные гарантии безопасности.
Миссия продолжила содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи вблизи Алмазной.
11 мая команда СММ наблюдала за шествием в Донецке (см. Ежедневный отчет СММ от 10 мая 2018 года). Наблюдатели видели, как около 60 000 человек (мужчин и женщин разного возраста) прошли шествием вдоль улицы Артема. Среди участников были, в частности, приблизительно 6 000 членов вооруженных формирований примерно в 30 колоннах (некоторые были вооружены), а также члены групп, представлявших различные города и отрасли промышленности из неподконтрольных правительству районов Донецкой области. Некоторые из них несли флаги Российской Федерации и неподконтрольных районов Донецкой и Луганской областей. Наблюдатели видели, что невдалеке за шествием наблюдали руководители вооруженных формирований из неподконтрольных правительству районов Донецкой и Луганской областей. Наблюдатели слышали объявление о том, что участие в шествие также принимают и лица из Южной Осетии. Наблюдатели не зафиксировали каких-либо инцидентов.
В Киеве СММ наблюдала за тем, как группа лиц препятствовала проведению публичной дискуссии. Вечером 10 мая, между 19:00 и 21:00, в коворкинге Underhub (ул. Мечникова, 3), где должна была состояться заранее заявленная публичная дискуссия, организованная общественной организацией, команда Миссии видела группу из примерно 30 человек (в основном мужчин в возрасте 20–29 лет), из которых некоторые были известны СММ как члены политической партии «Свобода» и таких организаций как «Немезида», «Традиция и порядок» и «Правый сектор»; они находились в приемной и зале обсуждений. Когда на мероприятие прибыли около 25 участников (мужчин и женщин в возрасте 20–30 лет), наблюдатели слышали, как люди из указанной выше группы громко выражали свое неприятие гомосексуальности. Некоторые из участников сообщили наблюдателям, что их запугивали и им угрожали представители этой группы. Сначала команда СММ видела, что внутри коворкинга и рядом с ним присутствовали 3–5 полицейских, а позже там присутствовали уже около 25 полицейских (некоторые из них были вооружены). Некоторые из полицейских разговаривали с группой лиц и членами общественной организации. Публичная дискуссия не состоялась, а участники покинули место мероприятия в сопровождении полиции. Наблюдатели больше не зафиксировали каких-либо инцидентов. Сотрудник полиции на месте события сообщил Миссии, что по факту инцидента будет начато расследование.
11 мая в Киеве команда СММ уточняла сообщение об акте вандализма в отношении здания, где расположен офис упомянутой выше общественной организации. На ул. Дегтяревской, 3, наблюдатели видели свастику, недавно нанесенную аэрозольной краской на табличку с названием на здании, где расположен офис организации.
В Одессе команда Миссии наблюдала за массовым собранием перед Генеральным консульством Российской Федерации на ул. Гагаринское плато, 14. Наблюдатели видели около 20 человек (преимущественно мужчин в возрасте 25–50 лет), которые призывали освободить украинского кинорежиссера, которого, по их словам, задержано в Российской Федерации с 2014 года. Некоторые из участников собрания держали плакаты с надписями, например, «Освободите Сенцова». На месте событий присутствовали около 20 бойцов Национальной гвардии и сотрудников полиции. Собрание завершилось без инцидентов (для ознакомления с результатами предыдущих наблюдений за собранием, проведенным по такому же поводу см. Ежедневный отчет СММ от 14 июля 2017 года).
Также в Одессе Миссия уточняла сообщение о нападении на члена группы активистов Антимайдана, которые периодически встречаются на площади Куликово Поле. Член группы (женщина 50–59 лет) сообщила наблюдателям, что 6 мая, около 22:00, неизвестный молодой человек в сопровождении еще одного молодого человека назвал ее «сепаратисткой» и дважды ударил ее по лицу, в результате чего у нее была рассечена верхняя губа. Она заявила, что затем ее доставили в больницу, где ей наложили швы на губу. Наблюдатели видели на ее губе повязку.
СММ продолжала наблюдение за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На южной окраине н. п. Дьяково (неподконтрольный правительству, 70 км к юго-западу от Луганска) вооруженный член вооруженных формирований отказал патрулю Миссии в доступе к приграничному району вблизи н. п. Леоново (быв. Червоный Жовтень, неподконтрольный правительству, 82 км к югу от Луганска), заявив, что всем запрещен доступ к Леоново или пункту пропуска на границе до дальнейших уведомлений, поскольку в районе рядом с населенным пунктом есть мины и неразорвавшиеся боеприпасы.
Вооруженные члены вооруженных формирований отказали патрулю Миссии в доступе к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области, заявив, что наблюдатели не могут войти без разрешения от других членов вооруженных формирований.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать через мост в Счастье из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию в этом районе не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Другие препятствия:
Патруль Миссии временно потерял связь с беспилотным летательным мини-аппаратом (БПЛА), который пролетал над районом в 2,5 км к северо-северо-востоку от н. п. Веселое (подконтрольный правительству, 21 км к северу от Донецка). По оценке СММ, это произошло в результате глушения сигнала. Наблюдателям удалось вернуть БПЛА.
Патруль Миссии временно потерял связь с мини-БПЛА, который пролетал над районом между н. п. Сарабаш (быв. Коммунаровка, неподконтрольный правительству, 26 км к югу от Донецка) и н. п. Стылая (неподконтрольный правительству, 34 км к югу от Донецка). По оценке СММ, это произошло в результате глушения сигнала. Наблюдателям удалось вернуть БПЛА. (26 февраля, осуществляя полет БПЛА над районом юго-западнее Сарабаша, команда Миссии слышала выстрелы из стрелкового оружия, которые, по оценке, были нацелены на БПЛА; см. Ежедневный отчет СММ от 27 февраля 2018 года).
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке, не функционировала.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 11 May 2018
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations inside the Petrivske disengagement area. Its access remained restricted there and elsewhere, including in Leonove near the border with the Russian Federation and at a heavy weapons holding area in a non-government-controlled area of Donetsk region.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines near Avdiivka and Roty. The Mission continued to facilitate access to the Donetsk Filtration Station for Voda Donbassa water company employees; it heard ceasefire violations in the area despite security guarantees. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to high-voltage power lines near Almazna. In Kyiv, the SMM observed a group of people preventing a public discussion from taking place, and followed up on reports of vandalism to the office of a non-governmental organization. In Odessa, the SMM followed up on reports of an attack against a member of an anti-Maidan group and observed a gathering in front of the Russian Federation Consulate-General.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 50 explosions, compared with the previous reporting period (about 220 explosions).
On the evening and night of 10-11 May, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, two projectiles in flight from south to north, two projectiles from north to south, four projectiles from south to north, two from north to south and a projectile from south to north, all 1-3km west.
During the day on 11 May, positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about four and a half hours, the SMM heard an undetermined explosion and six shots of heavy-machine-gun fire, all 3-5km west and west-north-west, as well as 15 undetermined explosions 7-8km east-north-east.
On the evening and night of 10-11 May, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 24 undetermined explosions and 30 shots and bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 3-5km south-east.
During the day on 11 May, positioned 1km north-north-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol), the SMM heard and saw an explosion assessed as an impact of an undetermined weapon round 1-1.5km north-north-east, and heard three undetermined explosions and over 150 shots of small-arms fire, all 1-3km east-north-east and south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 20 explosions, compared with the previous reporting period (about 30 explosions).
During the day on 11 May, positioned 4km west-south-west of Almazna (non-government-controlled, 55km west of Luhansk), the SMM heard 15 undetermined explosions 8-10km west.
The SMM also observed fresh impacts near Staromarivka (non-government-controlled, 62km south of Donetsk). Near a checkpoint and a compound of the armed formations about 2km west of the village, the SMM saw a mortar tailfin embedded in a fresh crater in the asphalt and shrapnel damage to the surrounding asphalt, assessed as caused by a 120mm mortar round fired from a westerly direction.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
In the early hours of 2 May, the SMM camera in Petrivske recorded two tracer rounds in flight from east to west 1.5km west (assessed as inside the disengagement area). In the late afternoon of the same day, it recorded seven tracer rounds from west to east 0.5-1km west (assessed as inside the disengagement area).
On the evening of 10 May, the SMM camera in Zolote recorded a burst from east to west 3-5km south, assessed as fired from an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm), followed by three undetermined explosions 4-8km east-south-east (all assessed as outside the disengagement area).
During the day on 11 May, positioned just north of the wooden ramps of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk), the SMM heard an undetermined explosion 3km south-east (assessed as outside the disengagement area).
The same day, positioned near the Zolote and Petrivske disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum, as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, the SMM saw a self-propelled howitzer (2S1 Gvozdika, 122mm) towed by a truck heading west near Avdiivka (17km north of Donetsk) and a stationary surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) near Roty (66km north-east of Donetsk) (see SMM Daily Report 9 May 2018).
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[2] in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw an armoured personnel carrier (APC) (BTR-80) near Voitove (33km north-west of Luhansk), an APC (MT-LB) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Avdiivka, an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-1) near Myronivskyi (62km north-east of Donetsk), an anti-aircraft gun (ZU-23) near Chermalyk (31km north-east of Mariupol) and four armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) near Sukha Balka (36km north of Donetsk).
In a non-government-controlled area, the SMM saw an IFV (BMP-1) near Katerynivka (formerly Yuvileine, 8km west of Luhansk).
The SMM continued to facilitate the access of Voda Donbassa water company employees to the DFS in order to keep the station operational. On 11 May, positioned at the DFS and in the nearby areas of Avdiivka, Yasynuvata and Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), the SMM heard undetermined explosions as well as heavy-machine-gun and small-arms fire (see ceasefire violations section above and ceasefire violations table below), despite security guarantees.
The SMM continued to facilitate and monitor repair works to high-voltage power lines near Almazna.
On 11 May, the SMM observed a march in Donetsk city. (See SMM Daily Report 10 May 2018.) The SMM observed about 60,000 people (men and women of different age groups) march along Artema Street, including about 6,000 members of the armed formations organized in about 30 formations (some of them armed) as well as members of groups representing different cities and industries from non-government-controlled areas of Donetsk region. Some of them were carrying flags of the Russian Federation and non-government-areas of Donetsk and Luhansk regions. The Mission saw senior members of armed formations from non-government-areas of Donetsk and Luhansk regions observing the march nearby. It heard an announcement that people from South Ossetia were also present. The SMM did not observe any incidents.
In Kyiv, the SMM observed a group of people preventing a public discussion from taking place. Between 19:00 and 21:00 on the evening of 10 May, at the Underhub centre (3 Mechnykova Street) where a pre-announced public discussion by a non-governmental organization (NGO) was to take place, the SMM saw a group of about 30 people (mostly men in their twenties), some of them known to the Mission as members of political party Svoboda and organizations such as Nemezida, Tradition and Order, and Right Sector present in the reception area and meeting room of the centre. As about 25 participants (men and women, aged 20-30) arrived to the event, the SMM heard the aforementioned group of people loudly expressing their opposition to homosexuality. Some of the participants told the Mission that they were intimidated and threatened by the group. The SMM initially saw three to five police officers and later about 25 police officers (some of them armed) present both inside and outside the centre. Some of the police officers were speaking with the group of people and members of the NGO. The public discussion did not take place and participants left under police escort. The SMM did not observe any further incidents. A police officer onsite told the SMM that an investigation into the incident would be launched.
On 11 May, the SMM followed up on reports of vandalism to a building where the office of the abovementioned NGO is located in Kyiv. At 3 Dehtiarivska Street, the SMM saw a swastika freshly spray-painted on the nameplate of the organization’s office building.
In Odessa city, the SMM monitored a gathering in front of the Russian Federation Consulate-General at 14 Haharinske Plateau. The SMM saw about 20 people (mostly men, aged 25-50) calling for the release of a Ukrainian filmmaker who they said has been detained in the Russian Federation since 2014. Some of them were holding a banner with messages such as “Free Sentsov”. About 20 National Guard and police officers were present. The gathering ended without incidents (for previous observations of a gathering held in the same context, see SMM Daily Report 14 July 2017.)
In the same city, the SMM followed up on reports of an attack against a member of an anti-Maidan activists’ group that regularly meet on Kulykove Pole Square. The member (woman, in her fifties) told the SMM that at around 22:00 on 6 May, an unknown young man, accompanied by another young man, called her a “separatist” and struck her face twice, cutting her upper lip. She stated that she was subsequently transported to a hospital and got stitches to her lip; the SMM saw a bandage on her lip.
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO), and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co‑ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On the southern edge of Diakove (non-government-controlled, 70km south-west of Luhansk), an armed member of the armed formations denied the SMM access to a border area near Leonove (formerly Chervonyi Zhovten, non-government-controlled, 82km south of Luhansk), saying that no one was allowed to access Leonove or a border crossing point near the village until further notice due to the presence of mines and UXO.
Armed members of the armed formations denied the SMM access to a heavy weapons holding area in a non-government-controlled area of Donetsk region, saying that it could not enter without permission from other members of the armed formations.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that there had been no demining in the area in the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.
Other impediments:
The SMM temporarily lost communication with a mini-unmanned aerial vehicle (UAV) flying over an area 2.5km north-north-east of Vesele (government-controlled, 21km north of Donetsk), assessed as due to jamming. The SMM was able to recall the UAV.
The SMM temporarily lost communication with a mini-UAV flying over an area between Sarabash (formerly Komunarivka, non-government-controlled, 26km south of Donetsk) and Styla (non-government-controlled, 34km south of Donetsk), assessed as due to jamming. The SMM was able to recall the UAV. (On 26 February, while flying its UAV over an area south-west of Sarabash, the SMM heard shots of small-arms fire, which it assessed as directed as the UAV. See SMM Daily Report 27 February 2018.)
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.