СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения в районе Станицы Луганской. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на всех трех участках разведения, так и вблизи Вознесеновки (возле границы с Российской Федерацией)*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Петровской насосной станции неподалеку от Артема и на водопроводе около Обозного. В Киеве наблюдатели уточняли сообщения о пожаре в помещении церкви. В Луганске команда СММ вновь наблюдала за массовым собранием перед офисом Миссии.
В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[2], при этом зафиксировав меньше взрывов (около 160), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 220 взрывов).
Так, вечером 5 и ночью 6 апреля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой последовательности: 3 снаряда с востока на запад, 18 снарядов с запада на восток, 2 взрыва неопределенного происхождения, 9 снарядов с запада на восток, 1 взрыв неопределенного происхождения, 42 снаряда с запада на восток, еще 1 взрыв неопределенного происхождения и 1 снаряд с запада на восток — все в 1–3 км к югу.
Вечером 5 и ночью 6 апреля камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала (в хронологической последовательности) 2 взрыва неопределенного происхождения, 1 снаряд с востока на запад, 1 взрыв неопределенного происхождения, 3 снаряда с востока на запад, еще 1 взрыв неопределенного происхождения, 6 снарядов с запада на восток и 8 снарядов с востока на запад — все в 1–4 км к северу.
Вечером 5 апреля, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 26 взрывов неопределенного происхождения, а также примерно 80 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–4 км к востоку и юго-востоку. 6 апреля, осуществляя мониторинг в том же населенном пункте, команда Миссии слышала 4 взрыва неопределенного происхождения и примерно 130 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия, а также 12-минутный эпизод многочисленных перекрестных очередей и выстрелов из крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия — все в 2–5 км к юго-востоку и востоку.
Днем 6 апреля, патрулируя на юго-восточной окраине н. п. Лебединское (подконтрольный правительству, 16 км к востоку от Мариуполя), члены патруля СММ слышали 11 взрывов неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к северо-востоку.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 3 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (35 взрывов).
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Утром 6 апреля, находясь на восточной окраине Станицы Луганской, наблюдатели слышали 3 взрыва неопределенного происхождения в 3–5 км к юго-западу, югу и западо-северо-западу; по оценке, один произошел в пределах участка разведения, еще один — за его пределами, а место, где произошел третий взрыв, установить не удалось.
Осуществляя мониторинг вблизи участков разведения в районах Петровского и Золотого, СММ констатировала там спокойную ситуацию.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
6 апреля наблюдатели видели 2 танка (Т-64) недалеко от н. п. Софиевка (быв. Карло-Марксово, неподконтрольный правительству, 40 км к северо-востоку от Донецка), размещенные там в нарушение линий отвода. В тот же день команда СММ видела 1 зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») вблизи н. п. Медная Руда (подконтрольный правительству, 69 км к северо-востоку от Донецка).
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в Кальмиусском районе н. п. Мариуполь (подконтрольный правительству, 102 км к югу от Донецка) беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ обнаружил танк (Т-64).
Команда Миссии еще раз посетила постоянное место хранения вооружения, расположенное в неподконтрольном правительству районе Донецкой области за соответствующими линиями отвода. Наблюдатели отметили, что там по-прежнему отсутствуют 11 танков (шесть Т-64 и пять Т-72).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины[3] в зоне безопасности. В подконтрольном правительству районе наблюдатели видели бронетранспортер (МТ-ЛБ) вблизи н. п. Константиновка (33 км к юго-западу от Донецка). В неподконтрольном правительству районе члены патруля СММ видели БТР-80 около н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, 85 км к югу от Донецка).
Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Петровской насосной станции неподалеку от н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на водопроводе в н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска).
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе возле н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска), члены патруля СММ видели, что из Украины выехали 6 автомобилей (1 с украинскими номерными знаками, остальные рассмотреть не удалось). Через 10 минут после того, как патруль Миссии прибыл в пункт пропуска, член вооруженных формирований потребовал, чтобы наблюдатели покинули этот район*.
В течение 25 минут наблюдения в пункте пропуска вблизи н. п. Новоазовск (102 км к юго-востоку от Донецка) команда СММ видела, что из Украины выехали 3 автомобиля (1 с украинскими номерными знаками, 1 — с российскими и 1 с табличками «ДНР») и 1 грузовик (с украинскими номерными знаками), при этом в противоположном направлении пассажиро-транспортного движения зафиксировано не было.
В Киеве наблюдатели уточняли сообщения в СМИ о пожаре в помещении Украинской православной церкви. 6 апреля команда Миссии видела следы горения на внешней задней деревянной стене здания церкви на ул. Жилянской, 88. По словам присутствовавшего там священника, 6 апреля, около 00:30, прохожие заметили пожар позади здания церкви и вызвали пожарную бригаду, которая потушила огонь.
6 апреля в Луганске команда СММ наблюдала за массовым собранием при участии примерно 250 человек (мужчины и женщины 20–25 лет) перед офисом Миссии. Отдельные участники собрания держали плакаты с критическими надписями против задержания капитана рыболовецкого судна «Норд» (см. Ежедневный отчет СММ от 6 апреля 2018 года), а некоторые другие выкрикивали критику в адрес ОБСЕ. Наблюдатели пригласили некоторых участников собрания к разговору в офисе Миссии, однако это приглашение было отклонено. Один из участников передал команде СММ написанное от руки письмо с требованиями, среди прочего, освободить команду судна «Норд». Собрание продолжилось и закончилось мирно.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Когда патруль Миссии вел наблюдения в пункте пропуска на границе вблизи Вознесеновки, член вооруженных формирований потребовал, чтобы наблюдатели покинули этот район. Она заявила, что «ограничения» присутствия СММ в этом районе по-прежнему в силе.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией относительно проведения на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Доступ при условии:
Мужчина в одежде военного типа остановил патруль Миссии на блокпосте, расположенном на автодороге Н15 восточнее н. п. Кременец (неподконтрольный правительству, 16 км к юго-западу от Донецка), и потребовал провести осмотр прицепа СММ. Наблюдателям позволили продолжить движение только после того, как он провел осмотр прицепа.
Мужчина в одежде военного типа остановил патруль Миссии на блокпосте, расположенном на юго-западной окраине н. п. Оленовка (неподконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка), и потребовал провести осмотр прицепа СММ. Наблюдателям позволили продолжить движение только после того, как он провел осмотр прицепа.
[1] Следующий ежедневный отчет СММ будет опубликован 10 апреля 2018 года.
[2] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 6 April 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region, compared with the previous reporting period. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations in the Stanytsia Luhanska disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas and near Voznesenivka (near the border with the Russian Federation).* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske pumping station near Artema and a water pipeline in Obozne. In Kyiv, the Mission followed up on reports of a fire at a church. In Luhansk city, the SMM again monitored a gathering in front of the SMM office.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1]including, however, fewer explosions (about 160), compared with the previous reporting period (about 220 explosions).
On the night of 5-6 April, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, three projectiles in flight from east to west, 18 projectiles from west to east, two undetermined explosions, nine projectiles from west to east, an undetermined explosion, 42 projectiles from west to east, an undetermined explosion and a projectile from west to east, all 1-3km south.
On the night of 5-6 April, the SMM camera1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded, in sequence, two undetermined explosions, a projectile in flight from east to west, an undetermined explosion, three projectiles from east to west, an undetermined explosion, six projectiles from west to east and eight projectiles from east to west, all 1-4km north.
On the evening of 5 April, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 26 undetermined explosions and about 80 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-4km east and south-east. The following day, from the same location, the SMM heard four explosions and about 130 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, as well as 12 minutes of uncountable overlapping bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-5km south-east and east.
During the day on 6 April, positioned south-east of Lebedynske (government-controlled, 16km east of Mariupol), the SMM heard 11 undetermined explosions at undetermined distances north-east.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including three explosions,compared with the previous reporting period (35explosions).
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
In the early morning hours of 6 April, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard three undetermined explosions 3-5km south-west, south and west-north-west; one was assessed as inside the disengagement area, one outside, and one could not be determined.
Positioned near the Petrivske and Zolote disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weaponsin implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines, near Sofiivka (formerly Karlo‑Marksove, non-government-controlled,40km north-east of Donetsk), the SMM saw two tanks (T-64) on 6 April. Also on 6 April, near Midna Ruda (government-controlled, 69km north-east of Donetsk), the SMM saw a surface-to-air missile system (9K35Strela-10).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in Kalmiuskyi district of Mariupol (government‑controlled, 102km south of Donetsk), an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted a tank (T-64).
The SMM revisited a permanent storage site in a non-government-controlled area of Donetsk region whose location was beyond the respective withdrawal lines. The SMM noted that 11 tanks (six T-64 and five T-72) were again missing.
The SMM observed armoured combat vehicles[2]in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) near Kostiantynivka (33km south-west of Donetsk). In non-government-controlled areas, the SMM saw an APC (BTR-80) near Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, 85km south of Donetsk).
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and a water pipeline in Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk).
The SMM visitedtwo border areas not under government control. At a border crossing point near Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, 65km south-east of Luhansk), the SMM observed six cars (one with Ukrainian licence plates, the rest not visible) exiting Ukraine. Ten minutes after its arrival, a member of an armed formation demanded the SMM leave the area.*
At a border crossing point near Novoazovsk (102km south-east of Donetsk) for 25 minutes, the SMM observed three cars (one with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates, one with “DPR” plates) and one truck with Ukrainian licence plates exiting Ukraine and no traffic entering Ukraine.
In Kyiv, the SMM followed up on media reports of a fire at a Ukrainian Orthodox Church. On 6 April, the SMM saw scorch marks on the wooden rear exterior wall of a church on 88 Zhylianska Street. A priest who was present at the site told the SMM that at around 00:30 on 6 April, some passers-by noticed a fire at the back of the church and called the fire brigade who extinguished the fire.
In Luhansk city, on 6 April the SMM monitored a gatheringof approximately 250 people (men and women, aged 20-25) in front of the SMM’s office. Some of them were holding placards with messages critical of the detention of the Nordfishing ship captain (see SMM Daily Report 6 April 2018), and some were chanting messages critical of the OSCE. The SMM invited some participants of the gathering for dialogue in its office but the invitation was declined. One of the participants gave the SMM a handwritten letter demanding, among other things, the release of the crew of the Nord. The gathering proceeded and ended peacefully.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
- At a border crossing point near Voznesenivka, a member of the armed formations demanded that the SMM leave the area. She told the SMM that its presence was still “restricted” in the area.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
TheSMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding demining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Conditional access:
At a checkpoint on road H-15 east of Kreminets (non-government-controlled, 16km south-west of Donetsk) a man in military-type clothing stopped the SMM and demanded to check an SMM trailer. The SMM was allowed to proceed only after he inspected the trailer.
At a checkpoint on the south-western edge of Olenivka (non-government-controlled, 23km south-west of Donetsk), a man in military-type clothing stopped the SMM and demanded to check an SMM trailer. The SMM was allowed to proceed only after he inspected the trailer.
The Mission’s next Daily Report will be issued on 10 April 2018.
[1]For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2]This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3]The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.