В Донецкой и Луганской областях Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Вооруженные мужчины возле блокпоста, расположенного восточнее Кременца, угрожали патрулю СММ. Миссия продолжила осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участка разведения в районе Станицы Луганской. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на всех трех участках разведения, так и в пограничном районе вблизи Северного (недалеко от границы с Российской Федерацией)*. Беспилотный летательный аппарат СММ дальнего радиуса действия подвергся глушению. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода в Луганске. Команда СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Петровской насосной станции вблизи Артема и на водопроводе в Обозном. В Киеве Миссия наблюдала за массовым собранием у здания Печерского районного суда, а также продолжала осуществлять мониторинг ситуации у здания телеканала. В Херсоне СММ наблюдала за судебным слушанием дела капитана рыболовецкого судна. В Луганске наблюдатели осуществляли мониторинг массового собрания перед офисом Миссии.
В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 220 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 46 взрывов).
Так, вечером 4 и в ночь на 5 апреля камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала (в хронологической последовательности) 8 снарядов с запада на восток и 1 — с востока на запад, а затем в общей сложности 5 взрывов неопределенного происхождения и 343 снаряда (188 с запада на восток и 155 с востока на запад), а также 4 выпущенные вверх осветительные ракеты — все в 1–4 км к северу.
Вечером 4 апреля, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 10 взрывов неопределенного происхождения, а также 130 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–6 км к юго-востоку и югу.
Тем же вечером, пребывая в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала 1 взрыв неопределенного происхождения, 4 очереди из крупнокалиберного пулемета и 11 выстрелов из стрелкового оружия — все в 8–10 км к северу.
Днем 5 апреля, ведя наблюдения на железнодорожном вокзале в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) в течение приблизительно 3 часов, команда СММ слышала 1 взрыв неопределенного происхождения и 17 очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все в 2–4 км к юго-западу, западу и западо-северо-западу. Осуществляя мониторинг на западной окраине Ясиноватой в течение примерно 3 часов, наблюдатели слышали 1 взрыв в 2–4 км к северо-востоку и 2 выстрела из стрелкового оружия в 2–4 км к юго-западу.
Находясь на южной окраине н. п. Софиевка (быв. Карло-Марксово, неподконтрольный правительству, 40 км к северо-востоку от Донецка) на протяжении около 2 часов, члены патруля Миссии видели 2 взрыва, оцененных как разрывы снарядов из вооружения неустановленного типа, а также 12 взрывов неопределенного происхождения и примерно 150 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–3 км к западо-северо-западу.
Осуществляя патрулирование в 3 км к северо-западу от н. п. Лебединское (подконтрольный правительству, 16 км к востоку от Мариуполя) в течение около 2 часов, команда СММ слышала 1 взрыв, оцененный как выстрел из миномета, а также ориентировочно 130 взрывов неопределенного происхождения и 2 выстрела из стрелкового оружия — все на неустановленном расстоянии к северо-востоку и востоку.
Находясь в 1 км к северо-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя) в течение около часа, члены патруля Миссии слышали приблизительно 40 взрывов неопределенного происхождения и примерно 30 выстрелов из стрелкового оружия на неустановленном расстоянии к северо-востоку.
Ведя наблюдение в 1 км к югу от н. п. Новогригоровка (подконтрольный правительству, 55 км к югу от Донецка) в течение около получаса, наблюдатели слышали 17 взрывов неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к югу.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 35 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (15 взрывов).
Так, пребывая в н. п. Алчевск (неподконтрольный правительству, 40 км к западу от Луганска), команда СММ слышала 30 взрывов неопределенного происхождения в 15–18 км к юго-востоку, которые были оценены наблюдателями как учения с боевой стрельбой за пределами зоны безопасности вблизи н. п. Успенка (неподконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Луганска).
Осуществляя мониторинг примерно в 2 км к северо-востоку от н. п. Круглик (неподконтрольный правительству, 31 км к юго-западу от Луганска), наблюдатели слышали 3 взрыва, оцененных как танковые выстрелы, и последующие разрывы снарядов примерно снарядов ориентировочно в 300 метрах к западу (по оценке, учения с боевой стрельбой за пределами зоны безопасности).
Патрулируя в н. п. Мирное (неподконтрольный правительству, 28 км к юго-западу от Луганска), команда Миссии зафиксировала 12 выстрелов из 30-мм пушки боевой машины пехоты (БМП-2) в 1 км к северо-западу (по оценке, учения с боевой стрельбой за пределами зоны безопасности).
Возле н. п. Кременец (неподконтрольный правительству, 16 км к юго-западу от Донецка) вооруженные мужчины зарядили оружие рядом с наблюдателями СММ и угрожали им. Пока наблюдатели готовились к запуску беспилотного летательного аппарата (БПЛА) среднего радиуса действия на автодороге H15 вблизи блокпоста, расположенного восточнее Кременца, к ним подъехали два автомобиля: сначала синий автомобиль марки «Лада» (с маркировкой «полиция» на русском языке), а потом еще один белого цвета. Из синего автомобиля марки «Лада» вышли трое мужчин (каждый с автоматом типа АК), а из белого автомобиля — двое мужчин (один из них с автоматом типа АК). Двое мужчин из белого автомобиля в агрессивной форме обратились к членам патруля Миссии. Сотрудники СММ услышали, как один из них на русском языке сказал другому: «Готовься!» После этого последний передернул затвор и, держа палец на спусковом крючке, направил дуло автомата в землю. Команда СММ забрала БПЛА и благополучно вернулась на свою базу (см. Оперативный отчет СММ от 6 апреля 2018 года)*.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Ночью 5 апреля, находясь на восточной окраине Станицы Луганской, команда СММ слышала 2 взрыва неопределенного происхождения в 2–3 км к юго-западу и западу (по оценке, оба произошли за пределами участка разведения).
Днем 5 апреля, ведя наблюдение в Петровском в течение около 2 часов, наблюдатели слышали 1 взрыв неопределенного происхождения в 3–5 км к западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Осуществляя мониторинг вблизи участка разведения в районе Золотого, члены патруля Миссии отметили там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
4 апреля в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал следующие нарушения линий отвода: 7 танков (Т-72), 7 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), 10 буксируемых гаубиц (пять 2А65 «Мста-Б», 152 мм, и пять Д-30 «Лягушка», 122 мм), 7 реактивных систем залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм) и 7 зенитных ракетных комплексов (9К35 «Стрела-10»). Вся эта техника стояла на аэродроме на юго-восточной окраине Луганска (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 3 апреля 2018 года).
В подконтрольном правительству районе команда Миссии видела 1 танк (неустановленного типа) на грузовике-платформе, двигавшемся в юго-западном направлении вблизи н. п. Курахово (40 км к западу от Донецка) в нарушение линий отвода.
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе наблюдатели видели 10 танков (Т-64) вблизи Круглика (см. раздел о нарушениях режима прекращения огня).
Миссия отметила наличие вооружения, которое не смогла верифицировать как отведенное, поскольку условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении относительно эффективного мониторинге и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольном правительству районе члены патруля Миссии видели 6 буксируемых гаубиц (2А65 «Мста-Б», 152 мм).
Наблюдатели еще раз посетили постоянные места хранения вооружения, расположенные в неподконтрольных правительству районах Донецкой области за пределами соответствующих линий отвода. Члены патруля Миссии отметили, что одно из таких мест, по всей видимости, не использовалось и там по-прежнему отсутствовали 20 танков (девять Т-64 и одиннадцать Т-72).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитные установки[2] в зоне безопасности. 30 марта в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал боевую бронированную машину (предположительно, БРДМ или типа БТР) вблизи н. п. Марьинка (23 км к юго-западу от Донецка). 5 апреля команда Миссии видела 1 зенитную самоходную установку (ЗУ-23-4 «Шилка», 23 мм) вблизи н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска), а также 2 БМП-2: одну возле н. п. Николаевка Вторая (55 км к северу от Донецка), а другую — вблизи н. п. Майорск (45 км к северо-востоку от Донецка).
4 марта в неподконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ обнаружил 7 БТР-80 и 7 БМП-2 на аэродроме на юго-восточной окраине Луганска.
СММ продолжила фиксировать наличие мин. 5 апреля наблюдатели впервые зафиксировали противотанковую мину (ТМ-62), заложенную в поле в 5 метрах к западу от дороги, проходящей на южной окраине н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя).
Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Петровской насосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на водопроводе в н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска) (см. Ежедневный отчет СММ от 26 марта 2018 года).
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Ведя наблюдение в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) на протяжении часа, члены патруля Миссии видели, что из Украины выехал 1 автобус (с украинскими номерными знаками и примерно 60 пассажирами на борту) и вышли 75 пешеходов (мужчин и женщин разного возраста). Наблюдатели также отметили, что в Украину въехали 3 автобуса (все с украинскими номерными знаками) и вошли 60 пешеходов (мужчин и женщин в возрасте от 40 до 60 лет). В пункте пропуска возле н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска) член вооруженных формирований сказал патрулю СММ покинуть этот район*.
В Киеве Миссия продолжала осуществлять мониторинг ситуации у здания телеканала (см. Ежедневный отчет СММ от 31 марта 2018 года). Наблюдатели отметили, что ни людей, ни колючей проволоки, натянутой между деревянными треногами и перекрывавшей вход в здание, не было. Команда СММ видела группу из 6 мужчин (в возрасте около 25 лет), которые сидели в черном микроавтобусе, припаркованном напротив входа в здание. По словам двух мужчин из микроавтобуса, они связанны с «Национальными дружинами». Наблюдатели не видели сотрудников правоохранительных органов в этом месте. За время своего присутствия они отметили там спокойную обстановку.
В Херсоне команда СММ наблюдала за двумя судебными слушаниями по делу капитана рыболовецкого судна «Норд», обвиняемого в «нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее» (ч. 2 ст. 3321 Уголовного кодекса Украины). Наблюдатели отметили, что слушание задержалось ориентировочно на 2 часа, при этом обвиняемый отсутствовал. Суд постановил, что слушание по делу переносится на 6 апреля и прокурор обеспечит присутствие обвиняемого. Адвокаты, представляющие интересы капитана, сообщили СММ, что 25 марта судно было арестовано украинскими пограничниками в Азовском море и впоследствии было отконвоировано в порт Бердянска (Запорожская область). Наблюдатели осуществляли мониторинг слушанья 6 апреля, во время которого суд принял меру пресечения в виде досудебного содержания капитана под стражей (ч. 2 ст. 3321 Уголовного кодекса Украины).
5 апреля в Луганске команда СММ наблюдала за массовым собранием около 50 человек (мужчины и женщины 20–25 лет) напротив здания офиса Миссии. Некоторые их них держали плакаты с надписями критического характера в отношении ОБСЕ в связи с задержанием капитана рыболовецкого судна «Норд» (см. абзац выше). Сотрудники СММ предложили группе участников собрания обсудить данный вопрос в офисе Миссии, но предложение было отклонено. Собрание продолжалось и завершилось мирно.
СММ продолжает наблюдать за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Пока наблюдатели готовились к запуску БПЛА среднего радиуса действия на автодороге H15 вблизи блокпоста, расположенного восточнее Кременца, к ним подошли пять вооруженных мужчин, двое из которых обращались к сотрудникам СММ в агрессивной форме. Один из них на русском языке сказал другому: «Готовься!» После этого последний передернул затвор своего автомата (типа АК) и, держа палец на спусковом крючке, направил дуло автомата в землю. Спустя 49 минут патруль Миссии забрал БПЛА и покинул этот район (см. Оперативный отчет СММ от 6 апреля 2018 года).
Когда наблюдатели пребывали в пункте пропуска на границе возле Северного, член вооруженных формирований требовал, чтобы патруль Миссии покинул этот район. Он сказал, что «ограничение» присутствия Миссии в этом районе все еще в силе.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженный формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
Директоры двух школ, расположенных в неподконтрольных правительству районах Луганской области, отказались предоставлять наблюдателям информацию без разрешения от членов «ЛНР».
Миссия потеряла связь с БПЛА СММ дальнего радиуса действия. По оценке Миссии, причиной этому было глушение сигнала, которое началось вблизи н. п. Клещеевка (подконтрольный правительству, 60 км к северу от Донецка) и продолжилось до того момента, когда БПЛА вернулся на базу.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала офицеров ВСУ при СЦКК. 18 декабря 2017 офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 5 April 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. An SMM patrol was threatened by armed men near a checkpoint east of Kreminets. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Stanytsia Luhanska disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas and at a border area near Sievernyi (near the border with the Russian Federation).* An SMM long-range unmanned aerial vehicle experienced jamming. The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines in Luhansk city. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske pumping station near Artema and a water pipeline in Obozne. In Kyiv, the Mission monitored a gathering outside the Pecherskyi District Court and continued to monitor the situation outside a television station building. In Kherson, the SMM monitored a court hearing for the captain of a fishing ship. In Luhansk city, the SMM monitored a gathering in front of the SMM office.
In Donetsk region, the SMM recorded moreceasefire violations[1],including about 220 explosions, compared with the previous reporting period(about 46explosions).
On the evening and night of 4-5 April, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded, in sequence, eight projectiles in flight from west to east and one projectile from east to west, followed by totals of five undetermined explosions, 343 projectiles in flight (188 from west to east, 155 from east to west) and four illumination flares in vertical flight, all 1-4km north.
On the evening of 4 April, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard ten undetermined explosions and 130 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-6km south-east and south.
The same evening, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard an undetermined explosion, four bursts of heavy-machine-gun fire and 11 shots of small-arms fire, all 8-10km north.
During the day on 5 April, positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about three hours, the SMM heard an undetermined explosion and 17 bursts and shots of small-arms fire, all 2-4km south-west, west and west-north-west. Positioned on the western edge of Yasynuvata for about three hours, the SMM heard an explosion 2-4km north-east and two shots of small-arms fire 2-4km south-west.
Positioned on the southern edge of Sofiivka (formerly Karlo-Marksove, non-government controlled, 40km north-east of Donetsk) for about two hours, the SMM heard and saw two explosions assessed as impacts of rounds from undetermined weapon, 12 undetermined explosions and about 150 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-3km west-north-west.
Positioned 3km north-west of Lebedynske (government-controlled, 16km east of Mariupol) for about two hours, the SMM heard an explosion assessed as an outgoing mortar round, about 130 undetermined explosions and two shots of small-arms fire, all at undetermined distances north-east and east.
Positioned 1km north-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) for about an hour, the SMM heard about 40 undetermined explosions and about 30 shots of small-arms fire at undetermined distances north-east.
Positioned 1km south of Novohryhorivka (government-controlled, 55km south of Donetsk) for about 30 minutes, the SMM heard 17 undetermined explosions at undetermined distances south.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including 35 explosions,compared with the previous reporting period(15explosions).
Positioned in Alchevsk (non-government-controlled, 40km west of Luhansk), the SMM heard 30 undetermined explosions 15-18km south-east, which it assessed as live-fire training outside the security zone near Uspenka (non-government-controlled, 23km south-west of Luhansk).
Positioned about 2km north-east of Kruhlyk (non-government-controlled, 31km south-west of Luhansk), the SMM heard three explosions assessed as outgoing tank rounds and their three subsequent impacts about 300m west (assessed as live-fire training outside the security zone).
Positioned in Myrne (non-government-controlled, 28km south-west of Luhansk), the SMM heard 12 shots of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm) fire 1km north-west (assessed as live-fire training outside the security zone).
Armed men near Kreminets (non-government-controlled, 16km south-west of Donetsk) charged a weapon near the SMM and threatened it.While preparing for a flight of its mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) on road H15 near a checkpoint east of Kreminets, two cars (one blue Lada with “police” markings in Russian and subsequently one white car) approached the SMM. Three men, each carrying an assault rifle (AK-variant), emerged from the blue Lada, and two men emerged from the white car, one of them carrying an assault weapon (AK-variant). The two men from the white car spoke to Mission members in an aggressive manner. The SMM then heard one of them say “Get ready” (in Russian) to the other, who then charged his weapon, keeping his finger on the trigger and pointing the barrel of the gun at the ground. The SMM collected its UAV and safely returned to its base (see SMM Spot Report 5 April 2018).*
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardwareof 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
In the early morning hours of 5 April, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard two undetermined explosions 2-3km south-west and west, both assessed as outside the disengagement area.
During the day on 5 April, positioned in Petrivske for about two hours, the SMM heard an undetermined explosion 3-5km west, assessed as outside the disengagement area.
Positioned near the Zolote disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weaponsin implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines, in a non-government-controlled area an SMM mini-UAV spotted on 4 April seven tanks (T-72), seven self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm), ten towed howitzers (five 2A65 Msta-B, 152mm, five D-30 Lyagushka, 122mm), seven multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm) and seven surface-to-air missile systems (9K35, Strela-10), all stationary at an airfield on the south-eastern outskirts of Luhansk city (see SMM Daily Report 3 April 2018).
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area near Kurakhove (40km west of Donetsk), the SMM saw a tank (type undetermined) on a flatbed truck heading south-west.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a non-government-controlled area, the SMM saw ten tanks (T-64) near Kruhlyk(see the Ceasefire Violation section).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In a government-controlled area, the SMM saw six towed howitzers (2A65Msta-B,152mm).
The SMM revisited permanent storage sites in non-government-controlled areas of Donetsk region whose locations were beyond the respective withdrawal lines. The SMM noted that one of the sites appeared to be abandoned and that, in total, 20 tanks(nine T-64 and 11 T-72) were again missing.
The SMM observed armoured combat vehicles and anti-aircraft guns[2]in the security zone. In government-controlled areas, an SMM mid-range UAV spotted on 30 March an armoured personnel carrier (APC) (possibly BRDM or BTR variant) near Marinka (23km south-west of Donetsk). On 5 April the SMM saw a self-propelled anti-aircraft system (ZU-23-4 Shilka, 23mm) near Popasna (69km west of Luhansk) and two IFVs (BMP-2): one near Mykolaivka Druha (55km north of Donetsk) and the other near Maiorsk (45km north-east of Donetsk).
In a non-government-controlled area, an SMM mini-UAV spotted on 4 April seven APCs (BTR-80) and seven IFVs (BMP-2) at an airfield on the south-eastern outskirts of Luhansk city.
The SMM continued to observemines. On 5 April, the SMM saw for the first time an anti-tank mine (TM-62), laid in a field 5m west of the road at the southern edge of Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol).
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and a water pipeline in Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk) (see SMM Daily Report of 26 March 2018).
The SMM visitedtwo border areas not under government control. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for 60 minutes, the SMM observed a bus (Ukrainian licence plates, approximately 60 passengers) and 75 pedestrians (men and women, mixed ages) exiting Ukraine. The SMM also saw three buses (all Ukrainian licence plates) and 60 pedestrians (men and women, aged 40-60) entering Ukraine. At a border crossing point near Sievernyi (50km south-east of Luhansk), a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
In Kyiv, the SMM continued to monitor the situation outside a television station building (see SMM Daily Report 31 March 2018). The SMM saw that the people and barbed wire strung between wooden tripods blocking the entrance to the building were not present anymore. The SMM observed a group of six men (aged about 25) sitting inside of a black minibus parked opposite the entrance. Two of the men from the minibus told the SMM that they were affiliated with Natsionalni Druzhyny. The Mission saw no law enforcement officers at the site. During its presence, the SMM observed a calm situation.
The SMM monitored a gathering of people outside the Pecherskyi District Court (42A Khreshchatyk Street) where a hearing was taking place. The Missionsaw about 30 people (mostly men, mixed aged), some of them wearing military-style clothing, outside the court building.It also saw about 40 law enforcement officers, including about 20 police officers in riot gear, outside the building. During its presence, the SMM did not observe any incidents.
In Kherson, the SMM monitored two court hearings for the captain of the Nordfishing ship accused of a “violation of the order of entry into and exit from the temporarily occupied territory of Ukraine” (under Article 332-1(2) of the Criminal Code). The Mission noted that the hearing was delayed for about two hours and the accused was absent from the hearing. The court ordered that the hearing be reconvened on 6 April and requested that a prosecutor ensure the presence of the accused. Lawyers representing the captain told the SMM that the ship had been seized on 25 March by Ukrainian Border Guards in the Sea of Azov and brought to the port of Berdiansk (Zaporizhzhia region). (The SMM monitored the hearing on 6 April at which the court ordered pre-trial detention for the captain under Article 332-1(2) of the Criminal Code.)
In Luhansk city, on 5 April the SMM monitored a gatheringof approximately 50 people (men and women, aged 20-25) in front of the SMM’s office. Some of them were holding placards with messages critical of the OSCE in the context of the detention of the Nordfishing ship captain (see the above paragraph). The SMM invited some participants of the gathering for dialogue in its office but the invitation was declined. The gathering proceeded and ended peacefully.
The SMM continued monitoring in Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted followingthe fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
While preparing to launch a mid-range UAV flight on road H15 near a checkpoint east of Kreminets, five armed men approached the SMM and two of them spoke to Mission members in an aggressive manner. One of the men said “Get ready” (in Russian) to another, who then charged his weapon (AK-variant), keeping his finger on the trigger and pointing the barrel of the gun at the ground. After 49 minutes, SMM collected its UAV and departed the area. (See SMM Spot Report 5 April2018.)
While present at a border crossing point near Sievernyi, a member of the armed formations demanded that the SMM leave the area. He told the SMM that its presence was still “restricted” in the area.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
- At two schools in non-government-controlled areas in Luhansk region, the directors refused to provide information to the SMM without permission from “LPR” members.
- The SMM lost communication with its long-range UAV assessed as due to jamming, which started near Klishchiivka (government-controlled, 60km north of Donetsk) and continued until the UAV returned to base.
[1]For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2]This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3]The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.