Антитеррористическая операция на востоке Украины
 

Специальная мониторинговая миссия в Украине

СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и аналогичный уровень таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня за пределами участка разведения в районе Станицы Луганской. Доступ наблюдателей как к этим трем участкам разведения, так и к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области, оставался ограниченным*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода возле Анадоля. Неподалеку от Старогнатовки Миссия впервые зафиксировала противотанковые мины. СММ продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду работников к и от Донецкой фильтровальной станции, а также проведению ремонтных работ на Петровской водонасосной станции около Артема и на водопроводе возле Зайцево. В Киеве команда Миссии наблюдала за маршем в центре города.

В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 40 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 70 взрывов).

Так, вечером 2 апреля в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо‑востоку от Донецка) наблюдатели слышали ориентировочно 20 взрывов неопределенного происхождения и 10 очередей из крупнокалиберного пулемета — все на расстоянии 6–10 км в секторе от юго‑запада до севера.

Тем же вечером в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо‑востоку от Донецка) команда Миссии слышала около 20 взрывов неопределенного происхождения, а также примерно 150 выстрелов и очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все на расстоянии от 1 до 8 км в секторе от востока до юго‑запада.

В ночь на 3 апреля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зарегистрировала 15 снарядов, пролетавших с запада на восток в 1–3 км к югу.

Поздно вечером 2 апреля камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда‑выезда (КПВВ) в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо‑востоку от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 1 осветительную ракету и 13 снарядов с юга на север, еще 1 выпущенную вверх осветительную ракету и 36 снарядов с севера на юг, а затем в общей сложности 3 взрыва неопределенного происхождения и 36 снарядов с юга на север — все в 1–2 км к востоку.

Ночью 3 апреля камера СММ, установленная в 1 км к юго‑западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала (в хронологической последовательности) 7 снарядов с запада на восток и еще 2 снаряда с юга на север — все в 1–4 км к северу.

В Луганской области Миссия констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня (в том числе 2 взрыва), что и за предыдущий отчетный период, когда были зафиксированы 3 взрыва.

СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.

В ночь на 3 апреля, осуществляя мониторинг на восточной окраине Станицы Луганской, наблюдатели слышали взрыв неопределенного происхождения в 3–5 км к юго‑востоку (по оценке, за пределами участка разведения). Днем 3 апреля, находясь на мосту в Станице Луганской (15 км к северо‑востоку от Луганска), члены патруля Миссии слышали взрыв неопределенного происхождения на расстоянии 3 км к западу (по оценке, за пределами участка разведения).

В течение дня 3 апреля, осуществляя мониторинг вблизи участка разведения в районе Золотого, Миссия отметила там спокойную обстановку.

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.

В подконтрольном правительстве районе наблюдатели видели 6 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), стоявших неподалеку от н. п. Анадоль (39 км к северу от Мариуполя) в нарушение линий отвода.

За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах команда Миссии видела 1 танк (Т-72), погруженный на грузовик-платформу в н. п. Лисичанск (75 км к северо-западу от Луганска), который двигался в северном направлении, 3 самоходные гаубицы (2С3 «Акация», 152 мм) и 3 танка (Т-72), погруженные на вагоны-платформы, стоявшие на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска), а также 1 неподвижный зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») недалеко от н. п. Портовское (14 км к юго-западу от Мариуполя). В неподконтрольных правительству районах наблюдатели видели 8 танков (три T-72 и один Т-64, а остальные неустановленного типа), которые стояли в н. п. Круглик (31 км к юго-западу от Луганска), а также 7 танков (один Т-64 и шесть неустановленного типа), стоявших в н. п. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска).

Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[2] и другую технику военного типа в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 2 боевые машины пехоты (БМП-2) и 1 бронетранспортер (БТР), стоявшие во дворе дома в н. п. Золотое-3 (Стахановец, 60 км к западу от Луганска); 1 БМП-1 в н. п. Врубовка (72 км к западу от Луганска); а также 1 БМП-1 и 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) около н. п. Новотошковское (53 км к западу от Луганска). 31 марта беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал 2 бронетранспортера (неустановленного типа), 1 боевую бронированную машину (типа БМП) и недавно вырытую траншею (длиной примерно 180 метров) возле КПВВ в районе н. п. Березовое (31 км к юго-западу от Донецка); 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) и 1 БМП-2 около н. п. Новоигнатовка (40 км к югу от Донецка); 1 неподвижный понтонно-мостовой парк (ПМП-3) возле н. п. Орехово-Донецкое (44 км к северо-западу от Луганска) (см. Ежедневный отчет СММ от 17 февраля 2018 года); а также 2 БМП-2 вблизи н. п. Новогригоровка (55 км к югу от Донецка).

В неподконтрольных правительству районах члены патруля Миссии видели бронетранспортер (МТ-ЛБ) около н. п. Молодежное (63 км к северо‑западу от Луганска) и БМП-2 неподалеку от н. п. Веденское (90 км к югу от Донецка). 2 апреля мини-БПЛА СММ зафиксировал 2 БМП-1 рядом с н. п. Белая Каменка (51 км к югу от Донецка).

Миссия отметила наличие мин. 2 апреля мини-БПЛА СММ впервые зафиксировал 8 противотанковых мин (TM-62), заложенных поперек дороги на расстоянии около 2 км к востоку от н. п. Старогнатовка (подконтрольный правительству, 51 км к югу от Донецка), при этом их не было на изображениях от 2 февраля 2018 года.

3 апреля Миссия продолжала содействовать обеспечению доступа и проезда работников КП «Компания «Вода Донбасса» к и из Донецкой фильтровальной станции, чтобы они могли поддерживать работу станции (см. Ежедневный отчет СММ от 3 апреля 2018 года). 3 апреля СММ также содействовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на Петровской насосной станции возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на водопроводе около н. п. Зайцево (50 км к северо‑востоку от Донецка).

В Киеве команда Миссии наблюдала за маршем в центре города. 3 апреля наблюдатели видели примерно 10 000 человек (разного возраста, преимущественно мужчины), которые собрались возле стадиона «Динамо» на ул. Грушевского, 8. У некоторых из участников были флаги политических партий и движений, включая «Свободу» и «Национальный корпус». Вскоре они прошли маршем к зданию Кабинета Министров Украины на ул. Грушевского, 12/2, где некоторые из участников выступили с критикой против олигархов, а затем проследовали к зданию Верховной Рады Украины на улице Грушевского. Небольшая группа (около 2 000 человек) продолжила марш и прошла к перекрестку улиц Банковой и Институтской. Участники затем разошлись без инцидентов. По наблюдениям СММ, общественный правопорядок возле здания Кабинета Министров обеспечивали примерно 50 полицейских и бойцов Национальной гвардии, а около здания Верховной Рады — 600–700 сотрудников полиции.

СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.

Запрет доступа:

В месте размещения отведенного тяжелого вооружения, расположенном в неподконтрольном правительству районе Донецкой области, член вооруженных формирований отказал патрулю Миссии в доступе, заявив, что наблюдатели не могут войти без письменного разрешения от руководства «ДНР».
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.

[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.

[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.

[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.

https://www.osce.org/ru/special-monitoring-mission-to-ukraine/377161

Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 3 April 2018

This report is for media and the general public.

Центр миротворчества