Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия уточняла сообщения о ранении мирного жителя вследствие взрыва мины в Ясном. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское и зафиксировала нарушения режима прекращения огня рядом с участками разведения в районах Золотого и Петровского. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих трех участках, так и в других районах, в том числе к месту размещения тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе*. Неподалеку от беспилотного летательного аппарата (БПЛА) СММ в районе Новолуганского был открыт огонь из стрелкового оружия, который, по оценке, велся в направлении БПЛА*. Вблизи Богдановки и Талаковки происходило глушение БПЛА СММ*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. СММ и далее содействовала обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции. Наблюдатели слышали в этом районе нарушения режима прекращения огня, невзирая на гарантии безопасности. СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на линиях электропередачи возле Южной Ломоватки и на насосной станции вблизи Артема. Миссия также содействовала сотрудникам компании Vodafone в проведении оценки повреждений и ремонтных работ в неподконтрольных правительству районах Донецкой области, в результате чего удалось восстановить сигнал мобильного оператора в этих районах.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 260 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано примерно 440 взрывов.
Вечером 26 и в ночь на 27 апреля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС) (15 км к северу от Донецка) зафиксировала 17 взрывов неопределенного происхождения и 64 снаряда с севера на юг — все в 1,5–3 км к северу. На следующий день, находясь в 1,3 км к юго-востоку от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), на расстоянии около 3,5 км к северо-северо-западу от ДФС, наблюдатели слышали и видели взрыв, оцененный как разрыв снаряда в 500 метрах к югу, а также слышали 5 взрывов неопределенного происхождения в 4–5 км к югу и юго-западу.
Днем 27 апреля, находясь в н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), на расстоянии около 4 км к западу от ДФС, в течение примерно 6 часов наблюдатели, невзирая на предоставленные гарантии безопасности, слышали и видели 2 взрыва, оцененные как разрывы снарядов в 2–3 км к юго-востоку, а также слышали 11 взрывов неопределенного происхождения и 23 очереди и выстрела из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–5 км к северо-востоку и юго-востоку. Камера СММ в Авдеевке зафиксировала взрыв неопределенного происхождения в 1,5–3 км к востоку.
В тот же день, патрулируя в 2 км к западу от н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), примерно в 1 км к югу от ДФС, в течение примерно 5 часов команда СММ, невзирая на предоставленные гарантии безопасности, слышала и видела 1 взрыв, оцененный как разрыв минометной мины калибром 82 мм в 600–700 метрах к северо-западу, в районе, где наблюдатели зафиксировали проведение земляных работ по рытью новых траншей (см. ниже). Кроме того, члены патруля Миссии слышали и видели 1 взрыв, оцененный как разрыв снаряда в 2–3 км к юго-западу, а также 7 взрывов неопределенного происхождения и примерно 60 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–6 км к юго-западу, западо-юго-западу и северо-западу. Находясь в н. п. Крутая Балка (неподконтрольный правительству, 16 км к северу от Донецка), в 1,3 км к северо-востоку от ДФС, члены патруля Миссии слышали и видели 1 взрыв, оцененный как разрыв снаряда в 1 км к юго-западу, а также слышали 23 взрыва неопределенного происхождения и около 60 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — почти все в 1–5 км к юго-западу.
Патрулируя в н. п. Докучаевск (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка) в течение примерно 2 часов, команда СММ слышала 11 взрывов неопределенного происхождения в 5–8 км к югу. Осуществляя мониторинг в 2 км к востоку от н. п. Новоигнатовка (подконтрольный правительству, 40 км к югу от Донецка), наблюдатели слышали 18 взрывов неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к юго-юго-востоку. Патрулируя в н. п. Куликово (неподконтрольный правительству, 30 км к северо-востоку от Мариуполя), члены команды СММ слышали 31 взрыв неопределенного происхождения и 12 очередей из стрелкового оружия — все на неустановленном расстоянии к юго-юго-западу и юго-западу.
Находясь в 3 км к северу от н. п. Веселое (неподконтрольный правительству, 28 км к северо-востоку от Мариуполя), команда Миссии слышала 6 взрывов, оцененных как выстрелы из миномета (120 мм) в 2–3 км к западу, и 16 взрывов неопределенного происхождения (11 на неустановленном расстоянии к юго-западу и 5 — в 3 км к западу).
При запуске мини-БПЛА на западной окраине н. п. Новолуганское (подконтрольный правительству, 53 км к северо-востоку от Донецка) команда СММ слышала 7 очередей из стрелкового оружия в 500 метрах к юго-западу. По оценке, огонь велся в направлении БПЛА, который совершал полет примерно в 1 км к юго-западу от позиции наблюдателей. Члены команды Миссии благополучно приземлили БПЛА*.
В Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, около 40 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 80 взрывов).
Вечером 26 и ночью 27 апреля, находясь в н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, неподконтрольный правительству, 50 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 24 взрыва, оцененных как выстрелы в 8–10 км к северо-северо-западу. В ночь на 27 апреля, осуществляя мониторинг в н. п. Северодонецк (подконтрольный правительству, 74 км к северо-западу от Луганска), команда СММ слышала 10 взрывов неопределенного происхождения в 10–15 км к востоко-юго-востоку.
Миссия уточняла сообщения о мирном жителе, получившем ранения вследствие взрыва мины. В больнице в н. п. Ясное (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка) медработники сообщили СММ, что 25 апреля к ним доставили мужчину (41 год) с легкими осколочными ранениями, но его выписали в тот же день. По словам медработников, мужчина получил ранения от взрыва мины, на которую он наехал, управляя трактором в поле примерно в 4 км к северо-востоку от Ясного. Наблюдатели видели трактор издали. На его верхней и боковых частях были красные следы, а на одной из его сторон также был черный след. Все следы были оценены как следы горения. Трактор, судя по внешним признакам, подвергся деформации.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Вечером 26 и ночью 27 апреля камера СММ в Золотом зафиксировала 6 снарядов в 4–6 км к югу и юго-юго-западу и 3 взрыва неопределенного происхождения в 5–10 км к юго-востоку. По оценке, вся указанная огневая активность происходила за пределами участка разведения.
27 апреля, находясь в 2 км к северо-востоку от н. п. Богдановка (41 км к юго-западу от Донецка), на северо-западном краю участка разведения в районе Петровского, команда СММ слышала 60 взрывов неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к юго-юго-востоку, а также 2 выстрела из стрелкового оружия в 1–2 км к юго-востоку — все, по оценке, за пределами участка разведения.
Днем 27 апреля, осуществляя мониторинг неподалеку от участка разведения в районе Станицы Луганской, Миссия отметила там спокойную ситуацию.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
В подконтрольных правительству районах члены патруля Миссии зафиксировали 4 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм), которые двигались на запад возле н. п. Константиновка (60 км к северу от Донецка), что является нарушением линий отвода. 25 апреля БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 3 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм) неподалеку от н. п. Белая Гора (54 км к северу от Донецка) и зенитный ракетный комплекс (9K35 «Стрела-10») вблизи н. п. Первое Мая (57 км к северо-западу от Донецка).
В неподконтрольных правительству районах, а именно вблизи н. п. Новоалександровка (75 км к юго-востоку от Донецка) команда СММ зафиксировала 13 буксируемых гаубиц (Д-30 «Лягушка», 122 мм), размещенных там с нарушением линий отвода.
За линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения в подконтрольных правительству районах члены патруля СММ видели 2 самоходных миномета (один 2С23 «Нона-СВК», 120 мм, и один 2С9 «Нона», 120 мм) в составе автоколонны с другими транспортными средствами военного типа вблизи н. п. Курахово (40 км к западу от Донецка).
Миссия отметила наличие вооружения, которое она не смогла верифицировать как отведенное, поскольку условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в направленном подписантам Комплекса мер сообщении СММ от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения*. В неподконтрольных правительству районах за пределами соответствующих линий отвода команда СММ видела 6 самоходных гаубиц (2С1), а также отметила, что там по-прежнему не хватало 28 минометов (двадцати семи ПМ-38, 120 мм, и одного 2Б11 «Сани», 120 мм).
Команда СММ еще раз посетила три постоянных места хранения вооружения, расположенные за соответствующими линиями отвода в неподконтрольных правительству районах: одно в Луганской области, где наблюдатели заметили, что там опять не хватает танка (Т-64), а также два места в Донецкой области, где наблюдатели отметили, что там до сих пор не хватает 18 танков (восемь Т-64 и десяти Т-72), 9 минометов (2Б14 «Поднос», 82 мм) и 15 противотанковых пушек (МТ-12).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2] в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия 25 апреля обнаружил 2 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-1), 3 бронетранспортера (MT-ЛБ) и 1 боевую машину пехоты (БМП-1) возле Белой Горы, 26 апреля — бронетранспортер (предположительно БТР-70) вблизи н. п. Пищевик (84 км к югу от Донецка), а 27 апреля — 3 боевые бронированные машины (типа БМП) в районе Богдановки и БМП-1 неподалеку от н. п. Талаковка (90 км к югу от Донецка). Члены патруля Миссии видели БТР-4 возле н. п. Очеретино (31 км к северо-западу от Донецка).
26 апреля в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал БМП-2 и зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм), погруженную на MT-ЛБ, а также недавно выкопанные траншеи неподалеку от н. п. Долгое (22 км к северо-западу от Луганска). 26 апреля наблюдатели видели 7 боевых бронированных машин (типа БМП), стоявшие между жилыми домами в н. п. Новая Марьевка (64 км к югу от Донецка). 27 апреля члены патруля Миссии видели бульдозер и 5 невооруженных мужчин в одежде военного типа, которые копали траншеи примерно в 2 км к западу от Ясиноватой, на расстоянии около 500 метров от домов (см. выше).
26 апреля наблюдатели видели многочисленные свежие следы, оцененные как следы от шасси танка (Т-72) к востоку от н. п. Минеральное (неподконтрольный правительству, 10 км к северо-востоку от Донецка). Следы вели в направлении шахты «Бутовская», где члены патруля Миссии видели знак с надписью «Осторожно, опасная зона» на русском языке, а также вооруженного мужчину в одежде военного типа.
СММ продолжала фиксировать наличие мин. 26 апреля БПЛА СММ среднего радиуса действия впервые обнаружил как минимум 350 противотанковых мин, установленных в три ряда (примерно 400 метров длиной) в приблизительно 1 км к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 85 км к югу от Донецка).
СММ продолжала оказывать сотрудникам компании Vodafone содействие в проведении оценки повреждений и осуществлении ремонтных работ в неподконтрольных правительству районах Донецкой области, в том числе в н. п. Харцызск, н. п. Шахтерск и н. п. Снежное (26 км, 50 км и 72 км к востоку от Донецка соответственно) и н. п. Чистяково (быв. Торез, 62 км к востоку от Донецка) (см. Ежедневный отчет СММ от 27 апреля 2018 года). Миссия констатировала, что предоставление услуг мобильного оператора Vodafone было возобновлено в нескольких неподконтрольных правительству районах Донецкой области. (С начала января 2018 года наблюдались перебои в работе сети).
Миссия и далее содействовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на Петровской насосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на линиях электропередачи возле н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска). СММ также продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к Донецкой фильтровальной станции с целью обеспечения ее бесперебойной работы. Днем 27 апреля наблюдатели, осуществлявшие мониторинг на ДФС, в Авдеевке, Камянке и Крутой Балке, а также в 2 км к западу от Ясиноватой, зафиксировали нарушения режима прекращения огня (см. выше), несмотря на предоставленные гарантии безопасности, в результате чего были приостановлены работы по разминированию, проводившиеся командами по разминированию Вооруженных сил Украины и из неподконтрольных правительству районов с целью обеспечения доступа рабочих к ДФС. Позже работы по разминированию были продолжены и завершены.
Миссия продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 23 апреля 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Вооруженные формирования отказали СММ в доступе к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в Донецкой области.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований на южной стороне участка разведения в районе Золотого сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать через мост в Счастье ввиду наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию в этом районе не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Другие препятствия:
При запуске мини-БПЛА на западной окраине Новолуганского команда СММ слышала 7 очередей из стрелкового оружия в 500 метрах к юго-западу, в районе, где пролетал БПЛА. По оценке Миссии, огонь велся в направлении БПЛА, который удалось благополучно приземлить.
Сотрудники Миссии временно потеряли связь с мини-БПЛА, который пролетал над районом вблизи Талаковки, а также с БПЛА среднего радиуса действия и мини-БПЛА, пролетавшими над районами неподалеку от Богдановки. По оценке, это произошло из-за глушения. СММ сумела благополучно приземлить БПЛА.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении данного отчетного периода камеры СММ на КПВВ в Марьинке и Майорске не функционировали.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 27 April 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. The SMM followed up on reports of a civilian injured by a mine blast near Yasne. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Zolote and Petrivske disengagement areas; its access remained restricted there and elsewhere, including to a weapons holding area not under government control.* Small arms were fired near an SMM unmanned aerial vehicle (UAV) near Novoluhanske, assessed as targeting the UAV.* Near Bohdanivka and Talakivka SMM UAVs were jammed.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. It continued to facilitate access to the Donetsk Filtration Station for Voda Donbassa employees and heard ceasefire violations in the area despite security guarantees. It also continued to facilitate and monitor repairs to power lines near Yuzhna-Lomuvatka and at a pumping station near Artema. The SMM facilitated damage assessments and repair works carried out by Vodafone employees in non-government-controlled areas of Donetsk region, which resulted in restoration of the signal in these areas.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1],including about 260 explosions, compared with the previous reporting period(about 440 explosions).
On the evening and night of 26-27 April, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded 17 undetermined explosions and 64 projectiles in flight from north to south, all 1.5-3km north. The following day, positioned 1.3km south-east of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), about 3.5km north-north-west of the DFS, the SMM heard and saw an explosion assessed as an impact 500m south and heard five undetermined explosions 4-5km south and south-west.
During the day on 27 April, positioned in Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), about 4km west of the DFS, for about six hours, despite security guarantees having been provided, the SMM heard and saw two explosions assessed as impacts 2-3km south-east, and heard 11 undetermined explosions and 23 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-5km north-east and south-east. The SMM camera in Avdiivka recorded an undetermined explosion 1.5-3km east.
The same day, positioned 2km west of Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), about 1km south of the DFS, for about five hours, despite security guarantees having been provided, the SMM heard and saw an explosion assessed as an impact of an 82mm mortar round 600-700m north-west (in an area where the SMM saw new trenches being dug (see below)), and another explosion assessed as an impact 2-3km south-west, as well as seven undetermined explosions and about 60 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-6km south-west, west-south-west and north-west. Positioned in Kruta Balka (non-government-controlled, 16km north of Donetsk), 1.3km north-east of the DFS, the SMM heard and saw an explosion assessed as an impact 1km south-west and heard 23 undetermined explosions and about 60 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, almost all 1-5km south-west.
Positioned in Dokuchaievsk (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk) for about two hours, the SMM heard 11 undetermined explosions 5-8km south. Positioned 2km east of Novohnativka (government-controlled, 40km south of Donetsk), the SMM heard 18 undetermined explosions at an undetermined distance south-south-east. Positioned in Kulykove (non-government-controlled, 30km north-east of Mariupol), the SMM heard 31 undetermined explosions and 12 bursts of small-arms fire, all at an undetermined distance south-south-west and south-west.
Positioned 3km north of Vesele (non-government-controlled, 28km north-east of Mariupol), the SMM heard six explosions assessed as outgoing mortar rounds (120mm) 2-3km west and 16 undetermined explosions (11 at an undetermined distance south-west and five 3km west).
While conducting a mini-UAV flight on the western edge of Novoluhanske (government-controlled, 53km north-east of Donetsk), the SMM heard seven bursts of small-arms fire 500m south-west and assessed it as targeting the UAV which was flying about 1km south-west of the SMM’s position. The SMM landed the UAV safely.*
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 40 explosions, compared with the previous reporting period(about 80 explosions).
On the evening and night of 26-27 April, while in Kadiivka (formerly Stakhanov, non-government-controlled, 50km west of Luhansk), the SMM heard 24 explosions assessed as outgoing rounds 8-10km north-north-west. During the night of 26-27 April, while in Sievierodonetsk (government-controlled, 74km north-west of Luhansk), the SMM heard ten undetermined explosions 10-15km east-south-east.
The SMM followed up on reports of a civilian injured by a mine blast. At a hospital in Yasne (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk), medical staff told the SMM that a man (aged 41) had been admitted on 25 April with light shrapnel wounds and had been released the same day. According to the medical staff, hehad been injured by an explosion of a mine that he drove over with his tractor on a field about 4km north-east of Yasne. The SMM saw the tractor from a distance and observed red coloured marks on its roof and sides, as well as a black mark on one of the sides, assessed as burnt marks. The tractor seemed possibly deformed.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardwareof 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening and night of 26-27 April, the SMM camera in Zolote recorded six projectiles 4-6km south and south-south-west and three undetermined explosions 5-10km south-east, all assessed as outside the disengagement area.
On 27 April, positioned 2km north-east of Bohdanivka (41km south-west of Donetsk) (on the north-western edge of the disengagement area near Petrivske), the SMM heard 60 undetermined explosions at an undetermined distance south-south-east and two shots of small-arms fire 1-2km south-east, all assessed as outside of the disengagement area.
During the day on 27April, positioned near the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum, as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, the SMM saw four self-propelled howitzers (2S1, Gvozdika,122mm) heading west near Kostiantynivka (60km north of Donetsk). On 25 April an SMM mid-range UAV spotted three anti-tank guns (MT-12, Rapira,100mm) near Bila Hora (54km north of Donetsk) and a surface-to-air missile system (9K35, Strela-10) near Pershe Travnia (57km north-west of Donetsk).
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, the SMM saw 13 towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) near Novooleksandrivka (75km south-east of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites in government-controlled areas, the SMM saw two self-propelled mortars (one 2S23 Nona-SVK, 120mm and one 2S9 Nona, 120mm), in convoys with other military-type vehicles, near Kurakhove (40km west of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons.* In non-government-controlled areas beyond the respective withdrawal lines, the SMM saw six self-propelled howitzers (2S1) present and noted that 28 mortars (27 PM-38, 120mm; and one 2B11 Sani, 120mm) were again missing.
The SMM revisited three permanent storage sites whose location were beyond the respective withdrawal lines in non-government-controlled areas: one in Luhansk region where the SMM noted that a tank (T-64) was again missing and two in Donetsk region where the SMM noted that 18 tanks (eight T-64 and ten T-72), nine mortars (2B14 Podnos, 82mm) and 15 anti-tank guns (MT-12) were again missing.
The SMM observed armoured combat vehiclesand an anti-aircraft gun[2]in the security zone. In government-controlled-areas, an SMM mid-range UAV spotted two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-1), three armoured personnel carriers (APC) (MT-LB) and an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-1) near Bila Hora on 25 April, an APC (probable BRT-70) near Pyshchevyk (84km south of Donetsk) on 26 April, as well as three IFVs (BMP variant) near Bohdanivka and an IFV (BMP-1) near Talakivka (90km south of Donetsk) on 27 April. The SMM saw an IFV (BTR-4) near Ocheretyne (31km north-west of Donetsk).
In non-government-controlled areas on 26 April an SMM mini-UAV spotted an IFV (BMP-2) and an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted on an APC (MT-LB), as well as newly dug trenches, near Dovhe (22km north-west of Luhansk). The SMM saw seven IFVs (BMP variants) stationary between residential houses in Nova Marinka (64km south of Donetsk) on 26 April. The SMM saw a bulldozer and five unarmed men in military-type clothing digging trenches about 2km west of Yasynuvata – about 500m from houses on 27 April (see above).
On 26 April, the SMM observed multiple fresh tracks assessed as those of a tank (T-72) chassis east of Mineralne (non-government-controlled, 10km north-east of Donetsk) leading towards the Butovska coal mine where the SMM saw a sign reading “attention, dangerous area” in Russian language and an armed man in military-style clothing.
The SMM continued to observe mines. On 26 April, an SMM mid-range UAV spotted for the first time at least 350 anti-tank mines laid in three rows about 400m long about 1km west of Verkhnoshyrokivske (non-government-controlled, formerly Oktiabr, 85km south of Donetsk).
The SMM continued to facilitate damage assessments and repair works carried out by Vodafone employees in non-government-controlled areas of Donetsk region, including in Khartsyzk, Shakhtarsk and Snizhne (26km, 50km and 72km east of Donetsk respectively) and in Chystiakove (formerly Torez, 62km east of Donetsk), (seeSMM Daily Report 27 April 2018). The SMM noted that Vodafone mobile telecommunication service was restored in several non-government-controlled areas of Donetsk region. (The service had been disrupted since early January 2018.)
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and to power lines near Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk). The SMM also continued to facilitate the access of Voda Donbassa employees to the DFS in order to keep the station operational. During the day on 27 April, positioned at the DFS, in Avdiivka, Kamianka and Kruta Balka,and 2km west of Yasynuvata, the SMM recordedceasefire violations (see above) despite the provision of security guarantees, which led to the interruption of the demining work that was being conducted by demining teams from the Ukrainian Armed Forces and from non-government-controlled areas to enable employees to access the DFS. The demining work was resumed later and completed.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro,Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO, and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co‑ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example see SMM Daily Report 23 April 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
The armed formations denied the SMM access to a heavy weapons holding area in Donetsk region.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMMwas prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that there had been no demining in the area in the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.
Other impediments:
While conducting a mini UAV flight on the western edge of Novoluhanske, the SMM heard seven bursts of small-arms fire 500m south-west, in the area where the UAV was flying. The SMM assessed the fire as targeting the UAV which was landed without any damage.
The SMM temporarily lost communication with a mini-UAV that was flying over an area near Talakivka as well with a mid-range and a mini UAV that were flying over areas near Bohdanivka, all assessed as due to jamming. The SMM managed to land the UAVs undamaged.
[1]For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM cameras at the entry-exit checkpoints in Marinka and Maiorsk were not operational during the reporting period.
[2]This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3]The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.