Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия уточняла сообщения о трех лицах, получивших ранения вследствие огня из стрелкового оружия вблизи Донецка. Наблюдатели зафиксировали свежие повреждения от обстрела в жилых районах Старомихайловки. Патруль СММ посетил шахту «Юнком» для уточнения беспокойств, связанных с возможным радиоактивным загрязнением в результате запланированного затопления. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское и зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участков разведения в районах Станицы Луганской и Золотого. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также на аэродроме вблизи Переможного и в районах вблизи Вознесеновки, что неподалеку от границы с Российской Федерацией. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на водопроводе «Золотое–Попасная», высоковольтной линии электропередачи в районе Южной Ломоватки, водопроводе вблизи Майорска и водонасосной станции возле Березового. Работа Донецкой фильтровальной станции все еще приостановлена в связи с тем, что сотрудники КП «Компания «Вода Донбасса» попали под обстрел из стрелкового оружия 17 апреля и получили ранения. В Киеве команда Миссии наблюдала за тремя массовыми собраниями перед зданием Верховной Рады, одно из которых касалось православной церкви.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 50 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано примерно 180 взрывов.
Так, вечером 18 и ночью 19 апреля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 3 снаряда с запада на восток, 1 взрыв неопределенного происхождения и 4 снаряда с запада на восток, а затем в общей сложности 5 взрывов неопределенного происхождения, 25 снарядов (19 с запада на восток и 6 с востока на запад), 6 вспышек дульного пламени и 1 осветительную ракету — все в 0,5–3 км к югу.
Ночью 19 апреля камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя) зафиксировала в хронологической последовательности 25 снарядов с запада на восток, 1 снаряд с востока на запад, 1 взрыв неопределенного происхождения, а затем 19 снарядов (12 с востока на запад и 7 с запада на восток) — все в 1–3 км к востоко-юго-востоку.
Вечером 18 апреля в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 10 взрывов неопределенного происхождения и около 50 выстрелов и очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все на расстоянии 3–7 км в секторе от юго-востока до юго-юго-запада. На следующий день в этом же населенном пункте команда Миссии слышала 4 взрыва неопределенного происхождения и 4 очереди из крупнокалиберного пулемета — все на расстоянии 3–8 км в секторе от юго-востока до запада.
В первой половине дня 19 апреля, находясь на железнодорожном вокзале в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), члены патруля СММ слышали 6 взрывов неопределенного происхождения и около 50 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 2–4 км в секторе от запада до северо-запада.
Днем 19 апреля, находясь в н. п. Александровка (неподконтрольный правительству, 20 км к юго-западу от Донецка), наблюдатели слышали 2 взрыва неопределенного происхождения, а также 36 очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все в 2–4 км в секторе от запада до северо-запада.
Во второй половине дня 19 апреля, осуществляя мониторинг на северной окраине н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к востоко-северо-востоку от Мариуполя), команда СММ слышала 8 взрывов неопределенного происхождения, а также около 10 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все на неустановленном расстоянии в секторе от юго-запада до северо-запада.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав 8 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано такое же количество взрывов.
СММ уточняла сообщения о жертвах среди гражданского населения вследствие огня из стрелкового оружия возле блокпоста на автодороге Н15 восточнее н. п. Кременец (неподконтрольный правительству, 16 км к юго-западу от Донецка) 19 апреля. Примерно в 11:00 возле пункта оказания первой помощи наблюдатели видели женщину (около 70 лет) с повязкой на левой ноге (выше колена), еще одну женщину (ориентировочно 65 лет), у которой была перевязана икра правой ноги, а также мужчину (в возрасте около 70 лет) с повязками на икре правой ноги. Присутствовавшие на месте медработники подтвердили, что это были огнестрельные ранения. По словам члена вооруженных формирований, который находился на блокпосте, инцидент произошел в тот же день в период с 10:45 до 10:50. Все трое пострадавших сообщили наблюдателям, что они ожидали автобус на автобусной станции, расположенной в 300 метрах к западу от блокпоста, когда в них попали пули из стрелкового оружия. Военнослужащий Вооруженных сил Украины на блокпосте возле н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) сообщил членам патруля Миссии, что 19 апреля, около 10:45, они слышали огонь из стрелкового оружия. Позже команда СММ посетила Донецкую областную клиническую травматологическую больницу, где медработники подтвердили, что к ним поступила одна из пострадавших женщин (в возрасте около 65 лет) с огнестрельным ранением ноги.
Наблюдатели зафиксировали свежие повреждения дома вследствие обстрела в н. п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка). В одноэтажном доме №6 на улице Молодежной наблюдатели обнаружили свежие повреждения в двух разбитых окнах, выходящих на запад, и пробоину (ориентировочно 30 см длиной и 5 см в ширину) во входных дверях дома. Владелица дома рассказала наблюдателям, что здание было повреждено во время обстрела утром 11 апреля.
Миссия уточняла информацию о состоянии сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса», получивших ранения вследствие обстрела из легкого вооружения вблизи Донецкой фильтровальной станции (ДФС) 17 апреля (см. Ежедневный отчет СММ от 18 апреля 2018 года). Медперсонал железнодорожной больницы в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) сообщил наблюдателям, что троих пострадавших (двух мужчин в возрасте 30–50 лет и женщину 40–49 лет) выписали из больницы, а еще один мужчина (в возрасте примерно 40 лет) по-прежнему находится в больнице. Медперсонал в Ясиноватой подтвердил, что пятый пострадавший (мужчина в возрасте примерно 40 лет) поступил в Донецкую областную клиническую травматологическую больницу
СММ уточняла информацию о запланированном затоплении шахты «Юный Коммунар» («Юнком») в н. п. Бунге (быв. Юнокоммунаровск, неподконтрольный правительству, 43 км к северо-востоку от Донецка) (см. Ежедневный отчет СММ от 12 апреля 2018 года). Присутствующие на месте сотрудники шахты выразили наблюдателям свою обеспокоенность относительно рисков, связанных с затоплением шахты. По их утверждениям, четыре насоса, которые помогали регулировать уровень воды в шахте, убрали примерно три недели назад. Они сообщили, что им приказали отключить и убрать оставшиеся насосы до конца месяца. Наблюдателям не удалось подтвердить, что, как сообщалось, насосы и другое оборудование из шахты убрали, так как им сказали, что на это нужно разрешение от вооруженных формирований.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 18 и в ночь на 19 апреля, находясь на восточной окраине Станицы Луганской, команда СММ слышала 8 взрывов неопределенного происхождения на расстоянии 2–5 км в секторе от юго-юго-востока до западо-юго-запада (по оценке, все за пределами участка разведения).
Во второй половине дня 19 апреля, ведя наблюдение примерно в 1 км к юго-западу от н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели зафиксировали 2 взрыва неопределенного происхождения в 3–7 км к северу (по оценке, за пределами участка разведения в районе Золотого).
18 апреля, находясь на блокпосте Вооруженных сил Украины на северной окраине участка разведения в районе Золотого, наблюдатели видели, как военнослужащий Вооруженных сил Украины с длинноствольным оружием в руках зашел на участок разведения и сначала направился в южном, а затем в западном направлении. На следующий день, находясь на северной окраине участка разведения, члены патруля Миссии видели уже двух военнослужащих Вооруженных сил Украины с автоматами, которые двигались по этому участку из западной части н. п. Катериновка (64 км к западу от Луганска) в направлении вышеупомянутого блокпоста.
Осуществляя мониторинг вблизи участка разведения в районе Петровского, члены патруля СММ отметили там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
В подконтрольном правительству районе команда СММ видела самоходную гаубицу (2С19 «Мста-Б», 152 мм) на грузовике-платформе, который двигался в восточном направлении по автодороге Т1306 в н. п. Смоляниново (61 км к северо-западу от Луганска), что является нарушением линий отвода.
19 апреля в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал не менее 7 буксируемых гаубиц (2А65 «Мста-Б», 152 мм, и Д-30 «Лягушка», 122 мм), как минимум 7 самоходных гаубиц (2С1«Гвоздика», 122 мм) и по крайней мере 7 реактивных систем залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм) на аэродроме примерно в 2 км к северу от н. п. Переможное (19 км к югу от Луганска). 16 апреля СММ зафиксировала похожее количество вооружения похожего типа, размещенное в нарушение линий отвода, на другом аэродроме вблизи Луганска (см. Ежедневный отчет СММ от 17 апреля 2018 года). На изображениях от 19 апреля 2018 года видно, что на вышеупомянутом аэродроме этого вооружения не было (см. Ежедневный отчет СММ от 18 апреля 2018)[2].
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели зенитный ракетный комплекс (9К35 «Оса»), стоявший неподалеку от н. п. Славянск (95 км к северу от Донецка), еще один зенитный ракетный комплекс (9К33), двигавшийся в юго-западном направлении возле н. п. Алексеевка (52 км к северу от Луганска), и самоходную гаубицу (2С1), которая двигалась на восток по автодороге Т1306 вблизи н. п. Северодонецк (74 км к северо-западу от Луганска). 19 апреля в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал 7 зенитных ракетных комплексов (9К35 «Стрела-10») на аэродроме примерно в 2 км к северу от н. п. Переможное (19 км к югу от Луганска) (см. выше).
Миссия отметила наличие вооружения, которое не смогла верифицировать как отведенное, поскольку условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении об эффективном мониторинге и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 6 самоходных гаубиц (2С1) и 5 минометов (2Б9 «Василек», 82 мм).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[3] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах команда СММ зафиксировала 3 боевые машины пехоты (две БМП-2 и одну БМП-1) в н. п. Чермалык (31 км к северо-востоку от Мариуполя), БМП-1 вблизи н. п. Новотроицкое (36 км к юго-западу от Донецка) и БМП-2 неподалеку от Золотого (севернее участка разведения в районе этого населенного пункта). В неподконтрольном правительству районе наблюдатели видели 2 БМП-2 в Ясиноватой.
17 апреля на аэродроме на юго-восточной окраине Луганска команда СММ видела свежие осколочные повреждения на корпусе, гусенице и опорном катке танка (Т-34) (см. Ежедневный отчет СММ от 18 апреля 2018 года).
СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Оленовской водонасосной станции возле н. п. Березовое (подконтрольный правительству, 31 км к юго-западу от Донецка), водопроводе «Золотое–Попасная», водопроводе вблизи н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) и на высоковольтной линии электропередачи в районе н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска).
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе возле н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска) в течение 5 минут, члены патруля СММ видели 16 гражданских транспортных средств в очереди на выезд из Украины; член вооруженных формирований приказал патрулю Миссии покинуть этот район, так как наблюдателям на разрешается там находиться. На железнодорожной станции «Красная Могила» вблизи н. п. Вознесеновка (неподконтрольный правительству, 65 км к юго-востоку от Луганска) команда СММ не смогла осуществлять наблюдение, поскольку член вооруженных формирований приказал наблюдателям покинуть этот район, утверждая, что патрулям Миссии не разрешается там находиться.
Миссия продолжала следить за ситуацией, в которой находится гражданское население, проживающее вблизи линии соприкосновения. 20 апреля в неподконтрольных правительству районах владелец магазина в н. п. Приветное (11 км к северу от Луганска), четверо жителей н. п. Обозное (18 км к северу от Луганска) и трое жителей н. п. Веселая Гора (16 км к северу от Луганска) сообщили наблюдателям, что их населенные пункты находятся без воды с 15, 16 и 18 апреля соответственно.
В Киеве Миссия наблюдала за тремя массовыми собраниями перед зданием Верховной Рады на ул. Грушевского, 5. Наблюдатели видели группу из примерно 100 человек (мужчины и женщины, разного возраста), некоторые из которых держали флаги политической партии и плакаты с надписями в поддержку проекта постановления о создании единой местной независимой православной церкви в Украине. По наблюдениям СММ, во втором собрании участие приняли примерно 100 человек (преимущественно мужчины, в возрасте от 18 до 45 лет), некоторые из которых несли флаги, среди прочего, «Национального корпуса» и «Свободы», а также плакаты с критическими надписями против правительства. Команда Миссии наблюдала за третьим массовым собранием при участии ориентировочно 100 человек (мужчины и женщины, разного возраста). Один из участников произнес в громкоговоритель речь о возобновлении выплаты пенсий и социального обеспечения жертвам Чернобыльской катастрофы. Примерно 100 сотрудников правоохранительных органов обеспечивали правопорядок на месте проведения всех трех собраний. Со временем участники собраний разошлись без инцидентов.
Миссия продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Ивано-Франковске, Харькове, Львове, Днепре, Одессе и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. Ежедневный отчет СММ от 14 апреля 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На пункте пропуска возле Вознесеновки член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район, так как наблюдателям не разрешается там находиться. Команда СММ покинула этот район.
На железнодорожной станции «Красная Могила» в районе Вознесеновки член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район, так как наблюдателям не разрешается там находиться. Команда СММ покинула этот район.
На аэродроме в районе Переможного двое вооруженных членов вооруженных формирований подъехали к патрулю Миссии на автомобиле и помешали наблюдателям осуществить полет БПЛА в расположенном поблизости районе. Они сообщили, что СММ не разрешено запускать БПЛА в этом районе. Они также добавили, что в случае запуска БПЛА он будет сбит. Патруль Миссии покинул этот район.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК[4] сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении каких-либо работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону о том, что он не располагает информацией относительно проведения работ по разминированию на этом участке в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении данного отчетного периода камера СММ на КПВВ «Майорск» не функционировала.
[2] Дополнение: В дополнение к поврежденной технике, зафиксированной на аэродроме на юго-восточной окраине Луганска (см. Ежедневный отчет СММ от 18 апреля 2018 года), по результатам дальнейшей оценки команда Миссии также отметила свежие осколочные повреждения на корпусе, гусенице и опорном катке танка (Т-34) на этом же аэродроме.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 19 April 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more ceasefire violations in Luhansk region compared with the previous reporting period. The SMM followed up on reports of three people wounded by small-arms fire near Donetsk city. The SMM saw fresh damage caused by shelling in residential areas of Staromykhailivka. The SMM visited the Yunkom mine amidst concerns of possible radioactive contamination from planned flooding. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Stanytsia Luhanska and Zolote disengagement areas. Its access remained restricted in all three disengagement areas, at an airfield near Peremozhne, and in areas near Voznesenivka close to the border with the Russian Federation. The SMM saw weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to the Zolote-Popasna water pipeline, a high-voltage powerline near Yuzhna-Lomuvatka, a water pipeline near Maiorsk and a water pumping station near Berezove. Operation of the Donetsk Filtration Station remained suspended following the 17 April gunfire that wounded Voda Donbassa employees. In Kyiv, the SMM observed three gatherings in front of the Parliament building, including one in relation to an Orthodox church.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations2 , including about 50 explosions, compared with the previous reporting period (about 180).
On the evening and night of 18-19 April, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, three projectiles in flight from west to east, an undetermined explosion and four projectiles from west to east, followed by totals of five undetermined explosions, 25 projectiles (19 from west to east, six from east to west), six muzzle flashes and an illumination flare, all 0.5-3km south.
On the night of 19 April, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded, in sequence, 25 projectiles in flight from west to east, a projectile from east to west and an undetermined explosion, followed by 19 projectiles (12 from east to west, seven from west to east), all 1-3km east-south-east.
On the evening of 18 April, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard ten undetermined explosions and about 50 shots and bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 3-7km at directions ranging from south-east to south-south-west. The following day, while at the same location, the SMM heard four undetermined explosions and four bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-8km at directions ranging from south-east to west.
During the day on 19 April, positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard six undetermined explosions and about 50 bursts of heavy-machine-gun fire, all 2-4km west to north-west.
During the day on 19 April, positioned in Oleksandrivka (non-government-controlled, 20km south-west of Donetsk), the SMM heard two undetermined explosions and 36 bursts and shots of small-arms fire, all 2-4km west to north-west.
During the day on 19 April, positioned on the northern edge of Sakhanka (non-government-controlled, 24km east-north-east of Mariupol), the SMM heard eight undetermined explosions and about ten bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all at unknown distances south-west to north-west.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including eight explosions, compared with the previous reporting period (same number of explosions).
The SMM followed up on reports of civilian casualties caused by small-arms fire near a checkpoint on road H15 east of Kreminets (non-government controlled, 16km south-west of Donetsk) on 19 April. At a first aid container near the checkpoint, at around 11:00 the SMM saw a woman (about 70 years old) with a bandage on her left leg above her knee, another woman (about 65 years old) with a bandage on the calf of her right leg and a man (about 70 years old) with bandages on the calf of his right leg. Medical staff present told the SMM that the wounds were caused by small-arms fire. A member of the armed formations at the checkpoint told SMM that the incident occurred between 10:45 and 10:50 on the same day. The three wounded persons told the SMM that they had been at a bus stop 300m west of the checkpoint waiting for a bus when they had been hit by small-arms fire. A personnel member of the Ukrainian Armed Forces at a checkpoint close to nearby Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) told the SMM that they had heard small-arms fire at around 10:45 on 19 April. The SMM later visited Donetsk Central Trauma Hospital where medical staff told the SMM that one of the women (about 65 years old) had been admitted with a bullet wound to her leg.
The SMM observed fresh damage to a house caused by shelling in Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk). At 6 Molodizhna Street, the SMM saw fresh damage of two broken west-facing windows and a hole (about 30cm long, 5cm wide) in the front door of a one-storey house. The owner of the house, a woman, told the SMM that the damage had occurred during shelling on the morning of 11 April.
The SMM followed up on the condition of Voda Donbassa water company employees injured from the gunfire incident near the Donetsk Filtration Station (DFS) on 17 April. (See SMM Daily Report 18 April 2018). Medical staff at Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) Railway Hospital told the SMM that three of the injured (two men, aged 30-50, and one woman in her forties) had been released from hospital, while one man (aged about 40) remained in their hospital. Medical staff in Yasynuvata confirmed that the fifth injured employee (man, aged about 40) had been admitted to Donetsk Trauma Hospital.
The SMM followed up on the planned flooding of the Yunyi Kommunar (Yunkom) mine in Bunhe (formerly Yunokomunarivsk, non-government-controlled, 43km north-east of Donetsk). (See SMM Daily Report 12 April 2018). Employees of the mine present expressed to the SMM concerns of risks associated with the flooding of the mine. They said that four pumps that help regulate water levels in the mine were removed about three weeks ago. They claimed that they had been ordered to shut down and remove the remaining pumps by the end of the month. The SMM was unable to view the removed pumps and other infrastructure of the mine as it was told that permission from armed formations was necessary.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening and night of 18-19 April, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard eight undetermined explosions 2-5km at directions ranging from south-south-east to west-south-west (all assessed as outside the disengagement area).
During the day on 19 April, positioned 1km south-west of Molodizhne (non-government-controlled, 63km north-west of Luhansk) the SMM heard two undetermined explosions 3-7km north (assessed as outside the Zolote disengagement area).
On 18 April, positioned at a Ukrainian Armed Forces checkpoint on the northern edge of the Zolote disengagement area, the SMM saw a Ukrainian Armed Forces soldier carrying a long-barrel weapon walk into the disengagement area and proceed south and then west. On the following day, positioned on the northern edge of the disengagement area, the SMM saw two Ukrainian Armed Forces soldiers each carrying an assault rifle proceeding from a western part of Katerynivka (64km west of Luhansk) inside the disengagement area towards the above-mentioned checkpoint.
Positioned near the Petrivske disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, the SMM saw a self-propelled howitzer (2S19 Msta-B, 152mm) loaded on a flatbed truck in Smolianynove (61km north-west of Luhansk) heading east on road T-1306.
In non-government-controlled areas, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted on 19 April at least seven towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm and D-30 Lyagushka, 122mm), at least seven self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) and at least seven multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm) in an airfield about 2km north of Peremozhne (19km south of Luhansk). (On 16 April, the SMM observed similar types and numbers of weapons in violation of withdrawal lines at another airfield near Luhansk city (see SMM Daily Report 17 April 2018). 3 Imagery from 19 April 2018 showed no weapons present at the latter airfield (see SMM Daily Report 18 April 2018).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in government-controlled areas, the SMM saw a stationary surface-to-air missile system (9K33 Osa) near Sloviansk (95km north of Donetsk), a surface-to-air missile system (9K33) heading south-west near Oleksiivka (52km north of Luhansk) and a self-propelled howitzer (2S1) near Sievierodonetsk (74km north-west of Luhansk) heading east on road T-1306. In non-government-controlled areas, an SMM mini-UAV spotted on 19 April seven surface-to-air missile systems (9K35, Strela-10) in an airfield about 2km north of Peremozhne (19km south of Luhansk) (see above).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government-controlled areas, the SMM saw six self-propelled howitzers (2S1) and five mortars (2B9 Vasilek, 82mm).
The SMM observed armoured combat vehicles and other indications of military presence in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw three infantry fighting vehicles (IFV) (two BMP-2 and one BMP-1) in Chermalyk (31km north-east of Mariupol), an IFV (BMP-1) near Novotroitske (36km south-west of Donetsk) and an IFV (BMP-2) near Zolote (just north of the Zolote disengagement area). In a non-government-controlled area, the SMM saw two IFVs (BMP-2) in Yasynuvata.
On 17 April, at an airfield in the south-eastern outskirts of Luhansk city, the SMM saw fresh shrapnel damage to the hull, track and road wheel of a tank (T-34) (see SMM Daily Report 18 April 2018).
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to the Olenivka water pumping station near Berezove (government-controlled, 31km south-west of Donetsk), the Zolote-Popasna water pipeline, a water pipeline near Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) and a high-voltage powerline near Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk).
The SMM visited two border areas not under government control. While at a border crossing point near Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, non-government-controlled, 65km south-east of Luhansk) for five minutes, the SMM observed 16 civilian vehicles queueing to leave Ukraine and was then told by an armed formations member to leave the area saying that the SMM was not allowed there.
While at the Chervona Mohyla railway station near Voznesenivka (non-government-controlled, 65km south-east of Luhansk), the SMM was unable to observe as a member of the armed formations told the SMM to leave the area saying that the SMM was not allowed there. The SMM continued to monitor the situation of civilians living near the contact line. On 20 April, in non-government-controlled areas, a shopkeeper in Pryvitne (11km north of Luhansk), four residents in Obozne (18km north of Luhansk), and three residents in Vesela Hora (16km north of Luhansk) told the SMM that their villages had been without water since 15, 17 and 18 April, respectively.
In Kyiv, the SMM observed three gatherings in front of the Parliament building at 5 Hrushevskoho Street. The SMM saw one group of about 100 people (mixed ages and gender), some of whom were carrying flags of a political party and banners with messages in favour of an address by the parliament to create a single, local and independent orthodox church in Ukraine. The SMM saw a second group consisting of about 100 people (mostly men, aged 18-45), some of whom were carrying flags of the National Corps and Svoboda flags, among others, as well as banners with messages critical of the Government. The SMM also saw a third group of about 100 people (mixed age and gender). One of the participants addressed the gathering with a loudspeaker about the restoration of pension and social benefits for the victims of the Chernobyl disaster. About 100 enforcement officers were present at the gatherings, which dispersed peacefully.
The SMM continued monitoring in Kherson, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Lviv, Dnipro, Odessa and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (see SMM Daily Report 14 April 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
- At a border crossing point near Voznesenivka, a member of the armed formations told the SMM to leave the area saying it was not allowed there. The SMM departed the area.
- At the Chervona Mohyla railway station near Voznesenivka, a member of the armed formations told the SMM to leave the area saying that it was not allowed there. The SMM departed the area.
- At an airfield near Peremozhne, two members of the armed formations, each carrying a gun, in a car approached the SMM and prevented them from conducting a UAV flight in the vicinity. They said that the SMM was not allowed to fly the UAV in the area and the UAV would be shot down if it did. The SMM departed the area.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
- The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.
- The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding demining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.
- The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
1. All times are in Eastern European Time.
2. For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. During this reporting period the SMM camera at the Maiorsk entry-exit checkpoint remained non-operational.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.