Данный отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом, тем временем в Луганской области СММ не зафиксировала ни одного такого нарушения. Наблюдатели уточняли сообщения о жертве среди гражданского населения в Золотом-5. Миссия продолжила осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. Доступ СММ как на этих участках, так и в других районах, в частности в двух пунктах пропуска на границе с Российской Федерацией в Луганской области, оставался ограниченным*. Наблюдатели посетили три приграничных района, которые не контролируются правительством. Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на объектах жизнеобеспечения возле Артема и Красного Лимана. В Киеве наблюдатели уточняли сообщения об инциденте с выстрелом из гранатомета по помещению ресторана. Команды СММ осуществляли мониторинг массовых собраний по случаю Международного женского дня в Киеве, Ужгороде, Харькове, Херсоне и Львове. В Ужгороде наблюдатели видели, как молодые люди обливали красным веществом выступавших перед участниками собрания. Миссия также наблюдала за проведением акции протеста во Львове.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, 3 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, (19 взрывов).
Так, в ночь с 7 на 8 марта камера СММ, установленная на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка), зафиксировала (в хронологической последовательности) 2 снаряда с востока на запад, 1 взрыв неопределенного происхождения и еще 2 снаряда с запада на восток — все в 0,5–3 км к югу.
Ведя наблюдение в 1 км к северо-северо-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), члены патруля Миссии слышали 2 взрыва неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к юго-юго-востоку.
В Луганской области СММ не зафиксировала ни одного нарушения режима прекращения огня. В течение предыдущего отчетного периода Миссия зарегистрировала 2 взрыва.
Наблюдатели уточняли сообщения о жертве среди гражданского населения в н. п. Золотое-5 (Михайловка; неподконтрольный правительству, 61 км к северо-западу от Луганска). Медсестра (в возрасте от 65 до 70 лет) в больнице в н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) сообщила команде СММ, что согласно записям в журнале регистрации 4 марта бригада скорой помощи была направлена для оказания медицинской помощи женщине (в возрасте около 50 лет), которая получила ранение в результате взрыва мины или другого взрывного устройства в Золотом-5. По словам трех членов бригады скорой помощи (одна женщина и двое мужчин, все в возрасте от 45 до 48 лет), пострадавшая самостоятельно покинула место инцидента и дошла до железнодорожной станции «Марьевка» в Золотом-5, где они ее подобрали. Впоследствии женщину доставили в больницу, где ей обработали полученную от взрыва осколочную рану на правом запястье. Травма была сочтена незначительной, поэтому пострадавшую в тот же день выписали из больницы. Член «ЛНР» (в возрасте около 20 лет) на блокпосте, расположенном на окраине Золотого-5, сообщил, что 4 марта он дежурил на этом же блокпосте, когда около 09:00 к нему подошла раненная женщина, и что он позвонил в больницу, чтобы вызвать для нее бригаду скорой помощи.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему оставался ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг. Осуществляя в течение дня мониторинг возле участков разведения в районах Станицы Луганской и Золотого, СММ отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
СММ зафиксировала боевые бронированные машины[2] в пределах зоны безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) и 3 боевые машины пехоты (БМП-1), которые стояли возле н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска).
В неподконтрольных правительству районах команда Миссии видела 2 бронетранспортёра (один БТР-80 и один БТР-60), которые стояли возле центра Донецка на территории огороженного автопарка на северной стороне автодороги Н21. Наблюдатели также видели 2 БТР-80, которые перемещались неподалеку от н. п. Софиевка (быв. Карло-Марксово, 40 км к северо-востоку от Донецка), и 1 неподвижный МТ-ЛБ в н. п. Веселая Гора (16 км к северу от Луганска).
7 марта наблюдатели зафиксировали новые знаки, предупреждающие о минной опасности (красные металлические таблички прямоугольной формы с надписью «СТОП МИНЫ» на русском и украинском языках). Знаки были установлены по обе стороны дороги через каждые 15 метров и прикреплены к ограждению из колючей проволоки, протянутой между передовым опорным пунктом Вооруженных сил Украины и контрольным пунктом въезда выезда с подконтрольной правительству стороны.
Миссия продолжила содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на водонасосной станции возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на водозаборных станциях неподалеку от н. п. Красный Лиман (неподконтрольный правительству, 30 км к северо-западу от Луганска).
Патрули СММ посетили три приграничных района, которые не контролируются правительством*. Находясь в пункте пропуска на границе недалеко от н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) в течение около 45 минут, члены патруля Миссии видели, что в Украину въехали 24 автомобиля (16 с российскими номерными знаками, 6 — с украинскими и 2 с табличками «ДНР»). Наблюдатели отметили, что тем временем из Украины выехали 10 автомобилей (1 с украинскими номерными знаками, 1 — с российскими и 8 с табличками «ДНР») и 1 автобус (с украинскими номерными знаками).
Осуществляя мониторинг в пункте пропуска возле н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) команда СММ видела, что из Украины вышли 12 пешеходов (6 мужчин и 6 женщин, все в возрасте от 40 до 60 лет). Наблюдатели также видели, что в Украину въехал 1 автобус (с украинскими номерными знаками). Через примерно 5 минут член «ЛНР», ссылаясь на приказы своих «командиров», сказал патрулю Миссии покинуть данный район*.
Пребывая в пункте пропуска возле н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска), члены патруля СММ видели, что в Украину вошли 3 пешехода (1 мужчина и 2 женщины, все в возрасте около 40 лет). Через примерно 10 минут член «ЛНР», ссылаясь на приказы своих «командиров», сказал патрулю Миссии покинуть данный район*.
В Киеве команда СММ уточняла сообщения СМИ и полиции об инциденте с выстрелом из гранатомета по помещению ресторана. На ул. Владимирской, 4, наблюдатели видели, что часть выходящей на парк террасы ресторана была покрыта полиэтиленовой пленкой синего цвета. По наблюдениям СММ, обгорели края террасы и были выбиты окна. Возле самой террасы наблюдатели почувствовали сильный запах сгоревшего дерева. На официальном веб-сайте местного отделения полиции сообщалось, что 8 марта, около 02:40, неустановленное лицо произвело выстрел из гранатомета по ресторану, в результате чего в помещении произошел взрыв и вспыхнул пожар. В полиции также отметили, что недалеко от помещения ресторана они нашли тубус гранатомета. По данным полиции, о жертвах не сообщалось.
В Киеве, Ужгороде, Херсоне и Львове Миссия осуществляла мониторинг массовых собраний по случаю Международного женского дня.
В Киеве наблюдатели видели, как около 1 000 человек (преимущественно женщины в возрасте от 20 до 30 лет) прошли шествием от Михайловской площади до улицы Богдана Хмельницкого. Их сопровождали 20–30 полицейских в защитном снаряжении. Команда СММ отметила, что некоторые из участников шествия несли плакаты с надписями «Права женщин — права человека» на украинском языке. На Михайловской площади наблюдатели видели 15–20 человек (мужчины и женщины в возрасте от 20 до 30 лет); некоторые из них держали плакаты с надписями «Долой феминизм» и «Женщина должна вернуться к традиции» на украинском языке. В двух случаях наблюдатели стали свидетелями незначительных столкновений между двумя вышеупомянутыми группами, когда примерно 10 мужчин (в возрасте 20–30 лет) попытались отобрать плакаты у первой группы. В обоих случаях столкновения завершились после вмешательства полиции. За период наблюдения команда Миссии больше не зафиксировала каких-либо других инцидентов.
В 13:00 в н. п. Ужгород (182 км к западу от Ивано-Франковска) Закарпатской области, наблюдатели видели, как 10 женщин и 2 мужчин (в возрасте 20–55 лет) выступали перед собравшимися (около 80 человек) на Театральной площади относительно равных прав для женщин. На месте событий находились около 10 сотрудников полиции. В 13:20 команда Миссии увидела, как 5 молодых людей (3 женщины и 2 мужчин) подбежали к выступающим и начали обливать тела и лица протестующих красной жидкостью. Наблюдатели, находившиеся в нескольких метрах от выступающих, почувствовали запах разбавителя для краски. Разбросав проспекты, на которых была изображена семья (мужчина, женщина и двое детей) под зонтиком, над которой была надпись «национализм» на украинском языке, молодые люди начали убегать. Сразу же после этого за ними побежали сотрудники полиции, которые задержали их. Команда СММ видела, что на место событий прибыли фельдшеры, которые оказали медицинскую помощь двум выступавшим женщинам, поскольку, по словам некоторых выступавших, краска попала им в глаза. Позже в тот же день, как СММ сообщили по телефону в местном отделении полиции, полиция задержала лиц, причастных к инциденту, во время которого выступающих облили краской.
Миссия также наблюдала за проведением массовых собраний в Херсоне (30 человек, 80% —женщины), Львове (200 человек, 70 % —женщины) и Харькове (120 человек, 85 % — женщины). Участники прошли шествием с плакатами, призывая к гендерному равенству, прекращению насилия в семье и гендерно обусловленного насилия, а также к искоренению «патриархата». Во Львове, по наблюдениям СММ, примерно 20 молодых женщин протестовали против марша с плакатами, на которых было написано «Феминизм — это разрушение» и «Гендерные квоты — это дискриминация» на украинском языке. Параллельно с этим маршем шли примерно 40 активистов правых сил. По наблюдениям СММ, в определенный момент между одним из этих активистов и участницей женского марша возникла потасовка, в результате которой активист был задержан полицией. На месте событий наблюдатели видели 40 полицейских в полном защитном снаряжении и еще несколько сотрудников полиции.
6 марта во Львове команда Миссии видела примерно 50 протестующих (у некоторых из них были знаки различия организаций, как «Сокол», «Организация украинских националистов» (ОУН) и C14), которые стояли у главного входа в здание Львовской национальной оперы на проспекте Свободы, 28, не давая возможность пройти тем, кто приобрел билеты на концерт (примерно 350 человек). Ранее в социальных сетях участники акции протеста анонсировали проведение демонстрации в тот вечер, поскольку певец, который должен был дать концерт, до этого выступал в Российской Федерации и Крыму. Наблюдатели видели около 12 полицейских в защитном снаряжении и еще 5 сотрудников полиции, на верхней одежде которых было написано «отдел превентивной коммуникации» на украинском языке. У здания оперы также стояли 4 микроавтобуса полиции особого назначения. Протестующие разлили вещество красного цвета перед главным входом в здание оперы, а трое протестующих толкали одного из представителей певца. Примерно через полтора часа акция протеста завершилась, и наблюдатели видели, как владельцы билетов входили в здание оперы.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Одессе, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
В пункте пропуска на границе неподалеку от Изварино член «ЛНР», ссылаясь на «распоряжения» своих «командиров», сказал патрулю Миссии покинуть данный район.
В пункте пропуска на границе возле Северного член «ЛНР» сказал патрулю Миссии покинуть данный район.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, который находился на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщили наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
Доступ при условии:
Член «ДНР» в одежде военного типа на блокпосте, расположенном на автодороге Н15 восточнее н. п. Кременец (неподконтрольный правительству, 16 км к юго-западу от Донецка), потребовал провести осмотр прицепа СММ. После того, как он визуально осмотрел прицеп, патрулю Миссии пропустили через блокпост. Миссия сталкивалась с аналогичными ограничениями на этом блокпосте 5 февраля (см. Ежедневный отчет СММ от 6 февраля 2018 года).
Другие препятствия:
Вооруженный член «ЛНР» на блокпосте, расположенном южнее моста в Станице Луганской, сказал другому вооруженному члену «ЛНР», который разговаривал с наблюдателями, не предоставлять СММ никакой информации.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 8 March 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region compared with the previous reporting period and no ceasefire violations in Luhansk region. The SMM followed up on reports of a civilian casualty in Zolote-5. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske. Its access remained restricted there and elsewhere, including at two border crossing points in Luhansk region near the border with the Russian Federation.* The SMM visited three border areas not under government control. The Mission continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works to essential civilian infrastructure near Artema and Krasnyi Lyman. In Kyiv, the SMM followed up on reports of an incident involving a grenade launcher round fired at a restaurant. The Mission monitored gatherings on the occasion of International Women’s Day in Kyiv, Uzhhorod, Kharkiv, Kherson and Lviv; in Uzhhorod, it saw youths throw red liquid at speakers addressing a crowd. The SMM also monitored a protest in Lviv.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including three explosions, compared with the previous reporting period (19 explosions).
On the night of 7-8 March, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, two projectiles in flight from east to west, one undetermined explosion, and two projectiles from west to east, all 0.5-3km south.
Positioned 1km north-north-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol), the SMM heard two undetermined explosions at undetermined distances south-south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded no ceasefire violations. In the previous reporting period the SMM had recorded two explosions.
The SMM followed up on reports of a civilian casualty in Zolote-5 (Mykhailivika, non-government-controlled, 61km north-west of Luhansk). At the hospital in Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), a nurse (woman, 65-70 years old) told the SMM that according to the hospital’s logbook on 4 March an ambulance crew was sent to provide assistance to a woman (around 50 years old) who had been injured by the explosion of a mine or some other type of explosive device in Zolote-5. The three members of the ambulance crew (a woman and two men, all 45-48 years old) told the SMM that the woman walked from the place where the incident occurred to the Mariivka railway station in Zolote-5 where they picked her up. They subsequently brought her to the hospital where her right wrist, which had been injured by shrapnel in the explosion, was treated. The injury was deemed minor and the woman was released from the hospital on the same day. At a checkpoint on the edge of Zolote-5, an “LPR” member (man, about 20 years old) told the SMM that he was on duty at the same checkpoint on 4 March around 09:00 when the injured woman came to the checkpoint on foot and that he had called the hospital to have an ambulance dispatched to treat her.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.* Positioned near the Stanytsia Luhanska and Zolote disengagement areas during the day, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
The SMM observed armoured combat vehicles[2] in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw a stationary armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) and three stationary infantry fighting vehicles (BMP-1) near Popasna (69km west of Luhansk).
In non-government-controlled areas, the SMM saw two stationary armoured personal carriers (APC) (a BTR-80 and a BTR-60) near Donetsk city centre in a fenced car park on the north side of the H-21 road. The SMM also observed two APCs (BTR-80) travelling near Sofiivka (formerly Karlo-Marksove, 40km north-east of Donetsk), and a stationary APC (MT-LB) in Vesela Hora (16km north of Luhansk).
On 7 March, the SMM observed new mine hazard signs (red rectangular metal boards with “STOP MINES” written in Russian and Ukrainian languages) near the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk) along both sides of the road affixed every 15m to the wired barrier railing between a forward defensive position of the Ukrainian Armed Forces and the government entry-exit checkpoint.
The SMM continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works at a water pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and to water wells near Krasnyi Lyman (non-government-controlled, 30km north-west of Luhansk).
The SMM visited three border areas not under government control.* While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about 45 minutes, the SMM saw 24 cars (16 with Russian and six with Ukrainian licence plates; two with “DPR” plates) entering Ukraine. The SMM also observed ten cars (one with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates, and eight with “DPR” plates) and a bus (with Ukrainian licence plates) exiting Ukraine.
While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk), the SMM saw 12 pedestrians (six men, six women, all 40-60 years old) exiting Ukraine. The SMM also observed a bus (with Ukrainian licence plates) entering Ukraine. After about five minutes, an “LPR” member, citing orders from his “superiors”, told the SMM to leave the area.*
While at a border crossing point near Sievernyi (50km south-east of Luhansk), the SMM saw three pedestrians (one man and two women, all around 40 years old) entering Ukraine. After about ten minutes, an “LPR” member, citing orders from his “superiors”, told the SMM to leave the area.*
In Kyiv, the SMM followed up on media and police reports of an incident involving a grenade launcher round fired at a restaurant. At 4 Volodymyrska Street, the Mission saw that part of the park-facing terrace of the restaurant was covered with blue plastic sheets, with its edges charred and window glass scattered. The SMM noted a strong smell of burned wood emanating from the terrace. Local police announced on its official website that at around 02:40 on 8 March, an unidentified individual fired a grenade launcher round at the restaurant, which caused an explosion and a fire at the restaurant. The police also noted that they had found a rocket launcher tube near the restaurant and that no injuries had been reported.
In Kyiv, Uzhhorod, Kharkiv, Kherson and Lviv, the SMM monitored gatherings on the occasion of International Women’s Day.
In Kyiv, the SMM saw about 1,000 people (mostly women, aged 20-30) march from Mykhailivska Square to Bohdana Khmelnytskoho Street, escorted by about 20-30 police officers in riot gear. The Mission observed some of the participants carrying banners with messages “Women’s rights, human rights” written in Ukrainian. At Mykhailivska Square, it saw about 15-20 people (men and women, aged 20-30), some of them holding banners with signs “Get out feminism” and “Women should return to the tradition” written in Ukrainian. The SMM saw, on two occasions, minor scuffles between the two abovementioned groups and about ten men (aged 20-30) attempting to take banners from the former group’s participants, which was subsequently prevented by the police. During its presence, the SMM did not see further incidents.
In Uzhhorod (182km west of Ivano-Frankivsk), Zakarpattia region, at 13:00, the SMM saw ten women and two men (aged 20-55) addressing a crowd of around 80 people on the topic of equal rights for women at Teatralna Square. There were about ten police officers present. At 13:20, the Mission saw five youths (three women and two men) rush up to the speakers and throw red liquid at the protesters’ bodies and faces. The SMM, positioned a few metres from the speakers, noted smell of thinner. The youths also tossed around flyers depicting a family (man, woman, two children) under an umbrella holding the term “nationalism” written in Ukrainian and ran away. Immediately thereafter, the SMM saw the police officers follow the youths and detain them. The Mission also saw paramedics arrive at the scene and provide medical care to two of the speakers (both women) as, according to some of the speakers, the paint had gone into their eyes. Later the day, local police told the SMM by telephone that the police had detained those responsible for throwing paint at the speakers.
The SMM also observed gatherings in Kherson (30 people, 80 per cent women), Lviv (200 people, 70 per cent women) and Kharkiv (120 people, 85 per cent women). Participants marched with signs calling for gender equality, an end to domestic and gender-based violence, and an end to “the patriarchy.” In Lviv, the SMM observed about 20 young women protesting against the march with signs written in Ukrainian such as “Feminism is destruction” and “Gender quotas are discrimination.” About forty activists of right-wing groups were walking alongside the march. The Mission saw that at one point scuffles broke out between one of these activists and a participant in the women’s march and that the police detain the activist. The SMM observed 40 police officers in full riot gear as well as further police officers.
In Lviv, on 6 March, the SMM observed about 50 protestors (some with the insignia of Sokil, Organisation of Ukrainian Nationalists (OUN) and C14) standing outside the main entrance of the Lviv National Opera at 28 Svobody Avenue, preventing approximately 350 ticketholders from entering. The protestors had previously announced via social media that they were demonstrating that evening’s performance because the singer who was to perform had previously performed in the Russian Federation and Crimea. The SMM observed about 12 police officers in riot gear and another five police officers with “preventive communications police” written in Ukrainian on their jackets, as well as four small riot police buses near the opera. The Mission saw the protestors pour red liquid in front of the main entrance of the opera and a representative of the singer being shoved by three of the protestors. After about 90 minutes, the protest ended and the SMM observed ticketholders entering the opera.
The SMM continued monitoring in Odessa, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so. (See below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
While at a border crossing point near Izvaryne, an “LPR” member, citing “instructions” from his “superiors”, told the SMM that it had to leave the area.
At a border crossing point near Sievernyi, an “LPR” member told the SMM that it had to leave the area.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.
Conditional access:
At a checkpoint on road H-15 east of Kreminets (non-government-controlled, 16km south-west of Donetsk), a “DPR” member in military-style attire demanded to check an SMM trailer. He visually inspected the trailer, after which the SMM was allowed to proceed. (The Mission faced a similar restriction at the same checkpoint on 5 February. See SMM Daily Report 6 February 2018).
Other impediments:
At a checkpoint south of the Stanytsia Luhanska bridge, an armed “LPR” member told another armed “LPR” member who was talking to the SMM not to provide the SMM with information.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.