Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
После возобновления обязательств по соблюдению режима прекращения огня СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях по сравнению с предыдущими сутками. На блокпосте вооруженных формирований недалеко от Казацкого мужчина навел автомат на патруль Миссии и угрожал открыть огонь. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств вблизи населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих участках, так и в других районах, в том числе в Вознесеновке вблизи границы с Российской Федерацией и в Белой Каменке*. Миссия зафиксировала наличие вооружения, размещенного с нарушением линий отвода в неподконтрольном правительству районе. СММ содействовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на линиях электропередачи недалеко от Ясиноватой, на Петровской водонасосной станции в Артема и на участке водопровода вблизи Красного Лимана. В Ужгороде наблюдатели разговаривали с местными жителями и представителями полиции и прокуратуры.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая 25 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками, когда, среди прочего, было зафиксировано около 70 взрывов. Около 55% этих нарушений, в том числе 12 взрывов, были зафиксированы преимущественно к северо-западу от н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) после того, как 5 марта, в 00:01, вступили в силу возобновленные обязательства по соблюдению режима прекращения огня.
Вечером 4 марта камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала 4 взрыва неопределенного происхождения и 4 снаряда с запада на восток — все в 0,5–3 км к югу. Ранним утром 5 марта та же камера зафиксировала выпущенную вверх осветительную ракету в 0,5–3 км к югу. Вечером 4 марта камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала 3 снаряда с юга на север и 4 взрыва неопределенного происхождения — все в 2–4 км к юго-востоку.
Вечером 4 марта камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала (в хронологической последовательности) 7 снарядов с запада на восток, 3 снаряда с востока на запад, 2 снаряда с запада на восток, 1 взрыв неопределенного происхождения и 2 снаряда с востока на запад — все в 1–4 км к северу. Ночью 5 марта та же камера зафиксировала 4 выпущенные вверх осветительные ракеты в 1–4 км к северу.
Вечером 4 марта, находясь в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 4 взрыва неопределенного происхождения и 23 очереди из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия на расстоянии 5–8 км к северо-северо-западу.
Днем 5 марта, осуществляя наблюдение на железнодорожном вокзале в Ясиноватой в течение примерно 3 часов, члены патруля Миссии слышали 9 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 40 очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все в 2–4 км к западу и северу. Ведя наблюдение на юго-западной окраине Ясиноватой, команда СММ слышала 17 выстрелов из стрелкового оружия в 2–3 км к северу. Патрулируя в 1 км к юго-востоку от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), команда СММ слышала 2 взрыва неопределенного происхождения в 5 км к северу.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав большее количество взрывов (57), по сравнению с предыдущими сутками (34 взрыва). СММ зафиксировала 1 нарушение режима прекращения огня (взрыв) после того, как 5 марта, в 00:01, вступили в силу возобновленные обязательства по соблюдению режима прекращения огня.
Ближе к вечеру 4 марта в н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, неподконтрольный правительству, 50 км к западу от Луганска) команда Миссии слышала 49 взрывов неопределенного происхождения в 12–15 км к западо-юго-западу.
Находясь приблизительно в 120 метрах к западу от блокпоста вооруженных формирований, расположенного на восточной окраине н. п. Казацкое (неподконтрольный правительству, 36 км к северо-востоку от Мариуполя), наблюдатели видели вооруженного автоматом (АК-74) мужчину в одежде военного типа, который навел автомат непосредственно на первый автомобиль патруля Миссии. Приблизившись на расстояние приблизительно 100 метров западнее блокпоста, команда СММ увидела, как мужчина опустился на колено, продолжая держать автомат нацеленным на автомобиль Миссии. Патруль СММ сразу же остановился. Сотрудники Миссии попытались поговорить с мужчиной, однако тот, угрожая открыть огонь, потребовал, чтоб патруль Миссии покинул этот район*. Команда СММ покинула этот район (см. Оперативный отчет СММ от 5 марта 2018 года).
Миссия продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ СММ на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Вечером 4 марта, находясь на восточной окраине Станицы Луганской, наблюдатели слышали 7 взрывов неопределенного происхождения и 8 очередей из автоматического гранатомета и крупнокалиберного пулемета — все в 3–5 км к юго-западу. Определить, произошли эти нарушения в пределах участка разведения сил и средств или за его пределами, не представлялось возможным. Ночью 5 марта команда СММ слышала взрыв неопределенного происхождения в 3–5 км к юго-западу, однако определить, произошел он в пределах участка разведения или за его пределами, не представлялось возможным.
5 марта, осуществляя мониторинг с обеих сторон от моста в Станице Луганской, наблюдатели видели, как к югу от моста члены «ЛНР» выпустили белую сигнальную ракету. По словам членов «ЛНР», запуск сигнальной ракеты означал готовность к началу разведения сил и средств.
Днем 5 марта, осуществляя мониторинг вблизи участка разведения в районе Золотого, СММ констатировала там спокойную обстановку.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
4 марта в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал 4 миномета (2Б11 «Сани», 120 мм) на огневых позициях приблизительно в 2 км к юго-востоку от н. п. Веселая Гора (16 км к северу от Луганска), размещенных там с нарушением линий отвода. БПЛА также выявил недалеко от минометов 10 грузовиков военного типа (некоторые из которых, по оценке, были загружены ящиками с боеприпасами для минометов).
2 марта в подконтрольных правительству районах за линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения мини-БПЛА СММ зафиксировал не менее 15 танков (вероятно Т-64) недалеко от н. п. Подгородное (73 км к северу от Донецка).
Миссия отметила наличие вооружения, которое она не смогла верифицировать как отведенное, поскольку условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении об эффективном мониторинге и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах наблюдатели зафиксировали 9 буксируемых гаубиц (Д-20, 152 мм), а также отметили отсутствие 6 противотанковых пушек (Д-48, 85 мм), 7 самоходных гаубиц (2С3 «Акация», 152 мм) и 16 буксируемых гаубиц (Д-20). Миссия отметила, что 5 таких мест хранения до сих пор не используются и там по-прежнему отсутствуют 72 буксируемые гаубицы (шестнадцать Д-20, сорок четыре 2A36 «Гиацинт-Б », 152 мм, и двенадцать 2А65 «Мста-Б», 152 мм) и 11 самоходных гаубиц (2С3).
В подконтрольном правительству районе команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения вооружения и отметила, что оно по-прежнему не используется, и там до сих пор отсутствуют 14 минометов (2Б11).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2] в зоне безопасности. В неподконтрольных правительству районах команда Миссии видела зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм), установленную на бронетранспортёр (МТ-ЛБ) недалеко от н. п. Долгое (22 км к северо-западу от Луганска), бронированную машину (типа БТР) вблизи н. п. Славяносербск (28 км к северо-западу от Луганска) и боевую машину пехоты (БМП-2) возле н. п. Смелое (31 км к северо-западу от Луганска).
Миссия содействовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на линиях электропередачи недалеко от Ясиноватой, которые обеспечивают электропитанием водонасосную станцию, расположенную недалеко от Васильевки. Эта станция обеспечивает водой жителей населенных пунктов по обе стороны от линии соприкосновения. Наблюдатели отметили, что ремонтные работы завершены. Миссия также способствовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на Петровской водонасосной станции в н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на участке водопровода, подсоединенного к водозаборным станциям вблизи н. п. Красный Лиман (30 км к северо-западу от Луганска).
Команды СММ посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством, однако члены «ЛНР» отказали наблюдателям в доступе к этим районам (см. ниже)*.
В н. п. Ужгород (182 км к западу от Ивано-Франковска) Закарпатской области команда СММ продолжала уточнять информацию о нападении на здание, где расположен офис Закарпатского союза венгров (см. Ежедневный отчет СММ от 2 марта 2018 года). 3 марта 11 жителей (мужчины и женщины, в возрасте 25–65 лет) по отдельности рассказали наблюдателям, что обстановка в области была спокойной, а Закарпатская область известна своей атмосферой согласия между различными этническими группами. Они критически высказались по поводу актов насилия наподобие вышеупомянутого инцидента. 5 марта представители полиции и прокуратуры области сообщили СММ о том, что следствие по этому делу продолжается.
Миссия продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте вооруженных формирований в Казацком мужчина навел автомат на патруль Миссии. Команда СММ покинула этот район.
На пункте пропуска на границе вблизи н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска) член «ЛНР» сказал патрулю Миссии покинуть этот район, ссылаясь на «новые распоряжения».
На железнодорожной станции «Красная Могила» в Вознесеновке член «ЛНР» сказал патрулю Миссии покинуть этот район, ссылаясь на «новые распоряжения».
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
На блокпосте, расположенном приблизительно в 1 км к северо-западу от н. п. Белая Каменка (неподконтрольный правительству, 51 км к югу от Донецка), члены «ДНР» сообщили патрулю Миссии, что дорога, ведущая к населенному пункту, заминирована. На дороге, в 3 метрах от блокпоста, наблюдатели видели знак, предупреждающий о минной опасности.
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что он не владеет информацией относительно проведения работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженного формирования, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону, что он не располагает информацией о проведении на этом участке каких-либо работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке, не функционировала.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 5 March 2018
This report is for the media and the general public.
Following a recommitment to the ceasefire, the SMM recorded fewer ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions compared with the previous 24 hours. A man at a checkpoint of the armed formations near Kozatske pointed an assault rifle at the SMM and threatened to shoot. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske. Its access remained restricted there and elsewhere, including in Voznesenivka near the border with the Russian Federation and in Bila Kamianka.* The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines in a non-government-controlled area. The SMM facilitated and monitored repairs to power lines near Yasynuvata, the Petrivske pumping station in Artema and to a water pipeline near Krasnyi Lyman. In Uzhhorod, the SMM spoke with members of the population and representatives of the police and prosecutor’s office.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including 25 explosions, compared with the previous 24 hours (about 70 explosions). About 55 per cent of these violations, including 12 explosions, were recorded after the start of the recommitment to the ceasefire at 00:01 on 5 March, mostly north-west of Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk).
On the evening and night of 4 March, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded four undetermined explosions and four projectiles in flight from west to east, all 0.5-3km south. In the early morning of 5 March, the same camera recorded an illumination flare in vertical flight 0.5-3km south. On the evening of 4 March, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk), recorded three projectiles in flight from south to north and four undetermined explosions, all 2-4km south-east.
On the evening of 4 March, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded, in sequence, seven projectiles in flight from west to east, three projectiles from east to west, two projectiles from west to east, an undetermined explosion and two projectiles from east to west, all 1-4km north. On the early morning of 5 March, the same camera recorded four illumination flares 1-4km north.
On the evening of 4 March, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard four undetermined explosions and 23 bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire 5-8km north-north-west.
During the day on 5 March, positioned at the railway station in Yasynuvata for about three hours, the SMM heard nine undetermined explosions and about 40 bursts and shots of small-arms fire, all 2-4km west and north. Positioned at the south-western edge of Yasynuvata, the SMM heard 17 shots of small-arms fire 2-3km north. Positioned 1km south-east of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), the SMM heard two undetermined explosions 5km north.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including, however, more explosions (57) compared with the previous 24 hours (34 explosions). The SMM recorded one violation (explosion) after the start of the recommitment to the ceasefire at 00:01 on 5 March.
On the late afternoon of 4 March, while in Kadiivka (non-government-controlled formerly Stakhanov, 50km west of Luhansk), the SMM heard 49 undetermined explosions 12-15km west-south-west.
While about 120m west of a checkpoint of the armed formations on the eastern edge of Kozatske (non-government-controlled, 36km north-east of Mariupol), the SMM saw a man in military-type attire armed with an assault rifle (AK-74) pointing the rifle directly at the first SMM vehicle. When the SMM reached a distance of about 100m west of the checkpoint, it saw the man kneel down and continue to point his rifle at the SMM vehicle. The SMM stopped immediately and tried to interact with the man, but the latter demanded that the SMM leave the area, threatening to shoot.* The SMM left the area. (See SMM Spot Report 5 March 2018.)
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 4 March, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard seven undetermined explosions and eight bursts of automatic-grenade-launcher and heavy-machine-gun fire, all 3-5km south-west. The SMM was not able to assess whether these violations had occurred inside or outside the disengagement area. On the early morning of 5 March, the SMM heard an undetermined explosion 3-5km south-west and was not able to assess whether it had occurred inside or outside the disengagement area.
On 5 March, positioned on both sides of the Stanytsia Luhanska bridge, the SMM observed a white signal flare fired south of the bridge by “LPR” members. “LPR” members said the flare was launched to indicate readiness to disengage.
During the day on 5 March, positioned near the Zolote disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines, in areas outside of government control, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) on 4 March spotted four mortars (2B11 Sani, 120mm) in firing positions about 2km south-east of Vesela Hora (16km north of Luhansk). The UAV also spotted near the mortars ten military-type trucks, several of which were assessed as loaded with ammunition crates for mortars.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, an SMM mini-UAV on 2 March spotted at least 15 tanks (probable T-64) near Pidhorodne (73km north of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government-controlled areas the SMM observed nine towed howitzers (D-20, 152mm) present and six anti-tank guns (D-48, 85mm), seven self-propelled howitzers (2S3 Akatsiya, 152mm) and 16 towed howitzers (D-20) missing. The SMM noted that five such sites continued to be abandoned with 72 towed howitzers (16 D-20; 44 2A36 Giatsint-B, 152mm; and 12 2A65 Msta-B, 152mm) and 11 self‑propelled howitzers (2S3) again missing.
The SMM revisited a permanent storage site in a government-controlled area and noted that it continued to be abandoned with 14 mortars (2B11) again missing.
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[2] in the security zone. In non-government-controlled areas, the SMM observed an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted on an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) near Dovhe (22km north-west of Luhansk), an APC (BTR-variant) near Slovianoserbsk (28km north-west of Luhansk) and an infantry fighting vehicle (BMP-2) near Smile (31km north-west of Luhansk).
The SMM facilitated and monitored repairs to power lines near Yasynuvata that supply with electricity a water pumping station near Vasylivka. The station supplies water to residents living on both sides of the contact line. The SMM observed that the repair works were completed. The SMM also facilitated and monitored repair works to the Petrivske pumping station in Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and to a water pipeline connected to the water wells near Krasnyi Lyman (30km north-west of Luhansk).
The SMM reached two border areas not under government control and was denied access to these areas by “LPR” members (see below).*
In Uzhhorod (182km west of Ivano-Frankivsk), Zakarpattia region, the SMM continued to follow up on reports of an attack against the building where the office of the Zakarpattia Hungarian Union is located. (See SMM Daily Report 2 March 2018.) On 3 March, 11 citizens (mixed gender, aged 25-65) separately told the SMM that Zakarpattia region had been peaceful and known for its climate of harmony between different ethnic groups. They expressed criticism towards violent acts like the abovementioned incident. On 5 March, representatives of the regional police and prosecutor’s office told the SMM that the investigation was ongoing.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
In Kozatske, a man at a checkpoint of the armed formations pointed an assault rifle at the SMM. The SMM left the area.
At a border crossing point near Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, 65km south-east of Luhansk), an “LPR” member, citing “new instructions”, told the SMM to leave the area.
At the Chervona Mohyla railway station in Voznesenivka, an “LPR” member, citing “new instructions” told the SMM to leave the area.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
At a checkpoint about 1km north-west of Bila Kamianka (non-government-controlled, 51km south of Donetsk), “DPR” members told the SMM that the road towards the village was mined. The SMM saw a mine hazard sign on the road, 3m from the checkpoint.
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.[3]
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.