Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В период с вечера 2 по вечер 3 марта СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. С вечера 3 по вечер 4 марта Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками. Наблюдатели видели повреждения гражданского объекта в жилом районе Пикуз. Миссия продолжала осуществлять мониторинг участков разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня, произошедшие, по оценке, на участке разведения в районе Станицы Луганской. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на всех трех участках, так и в других районах, в частности в Изварино вблизи границы с Российской Федерацией и в Старомарьевке*. Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Петровской водонасосной станции в Артема и водопроводной системе в Новотошковском. Наблюдатели посетили четыре приграничных района, которые не контролируются правительством. В Киеве СММ наблюдала за тем, как демонтировали палатки на улице Грушевского, а также осуществляла мониторинг массового собрания.
В период с вечера 2 до вечера 3 марта в Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, больше взрывов (примерно 90) по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 50 взрывов). С вечера 3 по вечер 4 марта СММ отметила уменьшение количества таких нарушений (в том числе около 70 взрывов) по сравнению с предыдущими сутками.
Так, в дополнение к ряду нарушений режима прекращения огня, зафиксированных ближе к вечеру 2 марта (см. Ежедневный отчет СММ от 3 марта 2018 года), вечером 2 и ночью 3 марта камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала 1 снаряд с запада на восток, 1 взрыв неопределенного происхождения, 8 снарядов с запада на восток, а затем в общей сложности 28 взрывов неопределенного происхождения, 760 снарядов (71 с востока на запад и 689 с запада на восток) и 4 вспышки дульного пламени — все в 0,5–3 км к югу. Вечером 3 и ночью 4 марта эта же камера зафиксировала 35 взрывов неопределенного происхождения, 693 снаряда (1 с юга на север, 26 с востока на запад и 666 с запада на восток), 1 выпущенную вверх осветительную ракету и 1 вспышку дульного пламени — все в 0,5–3 км к югу. Ближе к вечеру 4 марта при помощи этой же камеры зафиксировано 1 взрыв неопределенного происхождения и 10 снарядов с запада на восток — все в 0,5–3 км к югу.
Вечером 3 и ночью 4 марта камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 16 снарядов с запада на восток, 1 взрыв неопределенного происхождения, 1 снаряд с востока на запад, а затем 3 взрыва неопределенного происхождения и 1 снаряд с запада на восток — все в 1–4 км к северу.
Вечером 2 марта, ведя наблюдение в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 40 взрывов неопределенного происхождения и 27 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 3–8 км к северу, юго-юго-западу и западу. Вечером 3 марта, пребывая в Горловке, команда Миссии видела 3 осветительные ракеты, а также слышала 16 взрывов (по оценке, 6 — разрывы гранат из автоматического гранатомета, а 10 — неопределенного происхождения) и 27 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и автоматического гранатомета — все в 4–7 км к западо-юго-западу и юго-западу.
Вечером 2 марта, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 12 взрывов неопределенного происхождения в 4–5 км к югу. Днем 4 марта, пребывая в Светлодарске, команда СММ слышала 2 взрыва неопределенного происхождения в 4–5 км к юго-востоку.
В первой половине дня 3 марта, находясь на железнодорожном вокзале в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) в течение примерно 4 часов, члены патруля Миссии слышали 2 взрыва неопределенного происхождения, а также 58 выстрелов и множественные перекрестные очереди из стрелкового оружия — все в 2–4 км к юго-западу и западу.
Во второй половине дня 4 марта, пребывая в 3 км к юго-юго-востоку от центра Донецка (неподконтрольный правительству) на протяжении около 15 минут, наблюдатели слышали 5 взрывов неопределенного происхождения в 7–10 км к северо-северо-западу.
В период с вечера 2 по вечер 3 марта в Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, меньше взрывов (12 взрывов) по сравнению с предыдущим отчетным периодом (34 взрыва). С вечера 3 по вечер 4 марта Миссия зафиксировала увеличение количества таких нарушений (в частности, 34 взрыва) по сравнению с предыдущими сутками.
4 марта, патрулируя в н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), команда Миссии слышала 13 взрывов неопределенного происхождения и 211 выстрелов и очередей — все в 4–5 км к западу.
4 марта со своей позиции в 1 км к северо-северо-востоку от н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска) наблюдатели слышали 7 взрывов, оцененных как разрывы минометных мин, 6 выстрелов (по оценке, исходящий огонь) из пушки боевой машины пехоты (БМП-2, 30 мм) и 2 очереди из крупнокалиберного пулемета — все в 3–5 км к западо-юго-западу.
СММ зафиксировала повреждения гражданского объекта в жилом районе. 3 марта наблюдатели видели пробоину (диаметром 1 м) в западной части крыши, а также большую пробоину (диаметром 1,5 м; оцененную как выходное отверстие) в восточной части той же крыши одноэтажного жилого дома, расположенного на ул. Ахматовой, 15, в н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя). По их оценке, повреждения возникли в результате попадания снаряда из вооружения неустановленного типа (калибром от 23 мм до 73 мм), выпущенного из западного направления. По словам жительницы дома (50–59 лет), это произошло в ночь со 2 на 3 марта, когда она была на другой стороне улицы.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Поздно вечером 2 марта, пребывая в н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), наблюдатели слышали 12 взрывов неопределенного происхождения в 6–7 км к западо-юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения сил и средств). Вечером 3 марта с этой же позиции команда СММ слышала 5 взрывов неопределенного происхождения и 4 очереди из вооружения неустановленного типа (определить, на участке разведения или за его пределами, не представлялось возможным) — все в 3–4 км к югу. Вечером 3 марта камера СММ, установленная на участке разведения в районе Станицы Луганской, зафиксировала взрыв неопределенного происхождения в 1 км к юго-востоку от места, где установлена камера (по оценке, предположительно на участке разведения). Тем же вечером камера СММ, установленная у памятника князю Игорю к юго-востоку от моста в Станице Луганской, зафиксировала 2 взрыва неопределенного происхождения в 1,5 км к северу и 1 км к северо-северо-западу соответственно (оба, по оценке, на участке разведения).
Днем 3 и 4 марта, осуществляя мониторинг вблизи участков разведения в районах Золотого и Петровского, Миссия констатировала там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 2 танка (Т-72), которые стояли в н. п. Мангуш (25 км к юго-западу от Мариуполя).
Миссия зафиксировала вооружение, которое она не смогла верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер*. 4 марта в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 1 зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») и 8 реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм). Они отметили там отсутствие 1 зенитного ракетного комплекса (9К35), 15 РСЗО (БМ-21) и 1 самоходной гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[2] в пределах зоны безопасности. 3 марта в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели боевую машину (типа БМП) на западной окраине н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска), а также 2 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-1) и 2 БМП-1 неподалеку от н. п. Орехово-Донецкое (44 км к северо-западу от Луганска). 4 марта члены патруля СММ зафиксировали боевую машину (типа БТР) вблизи н. п. Авдеевка (17 км к северу от Донецка).
4 марта в неподконтрольных правительству районах Миссия зафиксировала 1 БМП-1 около Горловки, 1 боевую машину (типа БМП) и 1 бронетранспортер (типа БТР), стоявшие в примерно 15 м от дома в жилом районе неподалеку от Пикуз, а также 1 неподвижную боевую машину (типа БМП) возле жилого дома в н. п. Саханка (24 км к северо-востоку от Мариуполя).
3 марта СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Петровской водонасосной станции в н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и ремонта водопроводной системы в н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска), проводимого Попаснянским водоканалом.
Наблюдатели посетили четыре приграничных района, которые не контролируются правительством. 3 марта, ведя наблюдение в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) в течение примерно 50 минут, члены патруля Миссии видели, что в Украину въехали 20 автомобилей (4 с украинскими номерными знаками, 11 — с российскими, 1 — с грузинскими и 4 с табличками «ДНР») и 1 автобус (с табличками «ДНР»).
3 марта, пребывая в пункте пропуска неподалеку от н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) на протяжении примерно 5 минут, команда СММ видела, что на выезд/выход из Украины ожидали 26 автомобилей (19 с украинскими номерными знаками и 7 — с российскими) и 40 пешеходов (20 женщин и 20 мужчин, в возрасте 30–70 лет). Два вооруженных члена «ЛНР» сказали наблюдателям, которые осуществляли мониторинг, покинуть этот район*.
3 марта, пребывая в пункте пропуска около н. п. Верхнегарасимовка (57 км к юго-востоку от Луганска) в течение 30 минут, наблюдатели видели, что из Украины вышли 3 пешехода (1 мужчина в возрасте примерно 40 лет и 2 женщины 40–60 лет).
4 марта, осуществляя мониторинг в пешеходном пункте пропуска в районе н. п. Новоборовицы (79 км к югу от Луганска) на протяжении примерно 30 минут, члены патруля Миссии вновь отметили, что в бывших помещениях Государственной пограничной службы никого не было, а также видели, что в Украину вошли 2 мужчин (50–55 лет).
3 и 4 марта в Киеве СММ уточняла сообщения о том, что палатки на улице Грушевского (см. Ежедневный отчет СММ от 18 октября 2017 года) демонтировано. 3 марта, в 10:15, наблюдатели видели, что движение транспорта в районе ул. Грушевского, 3, было перекрыто; при этом около 100 сотрудников полиции и бойцов Национальной гвардии Украины (некоторые из них держали в руках щиты) оцепили участок, где перед зданием Верховной Рады Украины были установлены палатки. Команда Миссии отметила, что за оцеплением бойцы Национальной гвардии разбирали палатки на улице Грушевского и скидывали оставшиеся там фрагменты в грузовик. В Мариинском парке наблюдатели видели оцепление, сформированное сотрудниками полиции (в защитном снаряжении и со щитами в руках), а также отметили, что две палатки были разобраны, тогда как деревянные конструкции и другие палатки все еще разбирали. По наблюдениям СММ, палатки, установленные возле здания Министерства здравоохранения на ул. Грушевского, 7, также убирали. Команда Миссии видела, что в этом квартале стояли около 40 автобусов (полиции и Национальной гвардии) и грузовиков, а еще 10–15 автобусов были припаркованы на улицах поблизости. По оценке СММ, на месте событий находились около 2 000 правоохранителей, а также сотрудники аварийно-спасательных служб. Наблюдатели отметили, что за пределами оцепленного участка собрались не более 60 человек. Около 15:00 команда Миссии видела, что примерно 200 работников коммунальных служб Киева разбирали палатки, при этом они использовали два бульдозера и многочисленные грузовики. По наблюдениям СММ, обстановка была спокойной. 4 марта инцидентов у здания Верховной Рады зафиксировано не было; движение транспорта по улице Грушевского было возобновлено.
3 марта наблюдатели видели примерно 25 человек (преимущественно молодые мужчины), собравшихся перед главным входом в Печерское районное управление полиции на ул. Московской, 30. Как сообщили в полиции, они собрались в поддержку протестующих, которых задержали или вызвали для допросов. Вход в здание охраняли приблизительно 6 сотрудников полиции, а неподалеку стояли примерно 8 полицейских автобусов. За время пребывания на месте события наблюдатели не зафиксировали каких-либо происшествий.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
3 марта в пункте пропуска на границе вблизи Изварино два вооруженных члена «ЛНР» сказали патрулю Миссии покинуть этот район, ссылаясь на «приказы» своих «командиров».
4 марта два вооруженных члена «ДНР», пребывавших в 2 км к востоку от н. п. Старомарьевка (неподконтрольный правительству, 62 км к югу от Донецка), не пропустили патруль Миссии в населенный пункт.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Ни 3, ни 4 марта патрули Миссии не смогли получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что он не располагает информацией относительно проведения работ по разминированию в предыдущие сутки. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Ни 3, ни 4 марта патрули Миссии не смогли проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член «ЛНР», пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Ни 3, ни 4 марта патрули Миссии не смогли проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону, что он не располагает информацией относительно проведения работ по разминированию на этом участке в предыдущие сутки. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Ни 3, ни 4 марта патрули Миссии не смогли проехать через мост в Счастье из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, дорога к югу от моста заминирована. В обоих случаях СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке не функционировала.
[2] Данное вооружение не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 4 March 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region between the evenings of 2 and 3 March compared with the previous reporting period. The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region between the evenings of 3 and 4 March compared with the previous 24 hours. The SMM observed damage to a civilian property in a residential area in Pikuzy. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations assessed as inside the Stanytsia Luhanska area. Its access remained restricted in all three areas and elsewhere, including in Izvaryne near the border with the Russian Federation and in Staromarivka.* The SMM continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske pumping station in Artema and to a water pipe system in Novotoshkivske. The Mission visited four border areas not under government control. In Kyiv, the SMM observed the tents on Hrushevskoho Street being dismantled and monitored a gathering.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including more explosions (about 90) between the evenings of 2 and 3 March, compared with the previous reporting period (about 50 explosions). Between the evenings of 3 and 4 March, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 70 explosions, compared with the previous 24 hours.
In continuation of the ceasefire violations recorded in the early evening of 2 March (see SMM Daily Report 3 March 2018) on the evening and night of 2-3 March, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded a projectile in flight from west to east, an undetermined explosion, eight projectiles from west to east, followed by totals of 28 undetermined explosions, 760 projectiles (71 from east to west and 689 from west to east) and four muzzle flashes, all 0.5 to 3km south. On the evening and night of 3-4 March, the same camera recorded 35 undetermined explosions, 693 projectiles in flight (one from south to north, 26 from east to west and 666 from west to east), an illumination flare in vertical flight and a muzzle flash, all 0.5 to 3km south. On the evening of 4 March, the same camera recorded an undetermined explosion and ten projectiles in flight from west to east, all 0.5-3km south.
On the evening and night of 3-4 March, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded, in sequence, 16 projectiles in flight from west to east, an undetermined explosion, a projectile in flight from east to west, followed by three undetermined explosions and a projectile from west to east, all 1-4km north.
On the evening of 2 March, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard 40 undetermined explosions and 27 bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-8km north, south-south-west and west. On the evening of 3 March, while in the same location, the SMM saw three illumination flares and heard 16 explosions (six assessed as impacts of automatic grenade-launcher rounds, and ten undetermined) and 27 bursts and shots of heavy-machine-gun and automatic grenade-launcher fire, all 4-7km west-south-west and south-west.
On the evening of 2 March, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 12 undetermined explosions 4-5km south. During the day on 4 March, while in the same location, the SMM heard two undetermined explosions 4-5km south-east.
On 3 March, positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about four hours, the SMM heard two undetermined explosions, as well as 58 shots and uncountable overlapping bursts of small-arms fire, all 2-4km south-west and west.
On 4 March, positioned 3km south-south-east of Donetsk city centre (non-government-controlled) for about 15 minutes, the SMM heard five undetermined explosions 7-10km north-north-west.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including fewer explosions (12 explosions) between the evenings of 2 and 3 March, compared with the previous reporting period (34 explosions). Between the evenings of 3 and 4 March, the SMM recorded more ceasefire violations, including 34 explosions, compared with the previous 24 hours.
On 4 March, positioned in Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), the SMM heard 13 undetermined explosions and 211 shots and bursts, all 4-5km west.
On 4 March, positioned 1km north-north-east of Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk), the SMM heard seven explosions assessed as impacts of mortar rounds, six shots of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm) assessed as outgoing and two bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-5km west-south-west.
The SMM observed damage caused to a civilian property in a residential area. On 3 March, in Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) at 15 Akhmatovoi Street, the SMM saw a hole (1m in diameter) in the west-facing part of the roof of a residential one-storey house and a larger hole (1.5m in diameter) assessed as an exit hole in the east-facing part of the same roof, assessed as caused by a round of an undetermined weapon of a calibre between 23mm and 73mm fired from a westerly direction. A resident of the house (woman, in her fifties) told the SMM that the damage had occurred during the night of 2-3 March while she was across the street.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 2 March, while in Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), the SMM heard 12 undetermined explosions (assessed as outside the disengagement area) 6-7km west-south-west. On the evening of 3 March, while in the same location, the SMM heard five undetermined explosions and four bursts of an undetermined weapon (unable to assess whether inside or outside the disengagement area), all 3-4km south. On the evening of 3 March, the SMM camera at the Stanytsia Luhanska disengagement area recorded one undetermined explosion, (assessed as probably inside the disengagement area), 1km south-east of the camera. On the same evening, the SMM camera at the Prince Ihor monument south-east of the Stanytsia Luhanska bridge recorded two undetermined explosions, respectively at 1.5km north and 1km north-north-west, (both assessed as inside the disengagement area).
During the day on 3 and 4 March, positioned near the Zolote and Petrivske disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 3 March the SMM saw two stationary tanks (T-72) in Manhush (25km south-west of Mariupol).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons.* In government-controlled areas on 4 March, the SMM observed a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) and eight multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm). The SMM noted as missing a surface-to-air missile system (9K35), 15 MLRS (BM-21) and a self-propelled howitzer (2S1 Gvozdika, 122mm).
The SMM observed armoured combat vehicles[2] in the security zone. In government-controlled areas, on 3 March, the SMM saw an IFV (BMP-variant) in the western outskirts of Popasna (69km west of Luhansk) as well as two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-1) and two IFVs (BMP-1) near Orikhove-Donetske (44km north-west of Luhansk). On 4 March, the SMM observed an IFV (BTR-variant) near Avdiivka (17km north of Donetsk).
In non-government-controlled areas, on 4 March, the SMM saw an IFV (BMP-1) near Horlivka, an IFV (BMP-variant) and an armoured personnel carrier (APC) (BTR-variant) parked about 15m from a house in a residential area near Pikuzy, and an IFV (BMP-variant) also parked next to a residential house in Sakhanka (24km north-east of Mariupol).
On 3 March, the SMM continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske pumping station in Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and to a water pipe system conducted by the Popasna Vodakanal water company in Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk).
The SMM visited four border areas not under government control. On 3 March, while at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about 50 minutes, the SMM saw 20 cars (four with Ukrainian, 11 with Russian Federation, and one with Georgian licence plates, and four with “DPR” plates) and a bus (with “DPR” plates) entering Ukraine.
On 3 March, while at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for about five minutes, the SMM saw 26 cars (19 with Ukrainian and seven with Russian Federation licence plates) and 40 pedestrians (20 women and 20 men, 30-70 years old) waiting to exit Ukraine. While present, two armed “LPR” members told the SMM to leave the area.*
On 3 March, while at the border crossing point near Verkhnoharasymivka (57km south-east of Luhansk) for 30 minutes, the SMM observed three pedestrians (one man, around 40 years old; two women, 40-60 years old) exiting Ukraine.
On 4 March, while at the pedestrian border crossing point near Novoborovytsi (79km south of Luhansk) for about 30 minutes, the SMM again saw no one present at the former State Border Guard Service facilities and observed two pedestrians (men, 50-55 years old) entering Ukraine.
On 3 and 4 March in Kyiv, the SMM followed up on reports that tents on Hrushevskoho Street (see SMM Daily Report 18 October 2017) had been dismantled. On 3 March, at 10:15 the SMM saw that at 3 Hrushevskoho Street the road was blocked off to traffic and that some 100 police and National Guard officers, some of them holding shields, had cordoned off the area with tents in front of the Parliament building. Behind the police cordon, the SMM saw National Guard officers dismantling the tents on Hrushevskoho Street and throwing remaining parts from the site into a truck. The SMM saw a cordon of police officers at Marinskyi Park, wearing riot gear and holding shields, and that two tents there had been taken apart and wooden structures and other tents were in the process of being dismantled. The SMM saw the tents set up near the Ministry of Health at 7 Hrushevskoho Street were also being removed. The SMM saw some 40 police and National Guard buses and trucks parked in the area and 10-15 buses parked on streets nearby. The SMM assessed that some 2,000 law-enforcement officers, and some emergency services personnel, were onsite. Outside of the cordoned off area, the SMM saw up to 60 people gathered on the street. Around 15:00 the SMM saw that some 200 workers from the Kyiv City communal services were dismantling tents and using two bulldozers and numerous trucks. The SMM observed a calm situation. On 4 March, the SMM observed no incident outside of the Parliament building and that traffic had resumed on Hrushevskoho Street.
On 3 March, the SMM saw some 25 people (mainly young men) gathered in front of the main entrance of Pechersk police station at 30 Moskovska Street. According to a police statement, they were gathered in support of protesters who had been detained or requested for questioning. The SMM saw around six police officers guarding the entrance and some eight police buses parked nearby. While the SMM was present, it observed no incidents.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On 3 March, while at a border crossing point near Izvaryne, two armed “LPR” members, citing “orders” from their “superiors”, told the SMM to leave the area.
On 4 March, 2km east of Staromarivka (non-government-controlled, 62km south of Donetsk), two armed “DPR” members stopped an SMM patrol from entering the village.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
On 3 and 4 March, the SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.[3]
On 3 and 4 March, the SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An “LPR” member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
On 3 and 4 March, the SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.[3]
On 3 and 4 March, the SMM did not travel across the bridge in Shchastia due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC on both occasions.[3]
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka was not operational during the reporting period.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.