Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия зафиксировала повреждения гражданских объектов вследствие обстрела из легкого вооружения в жилых районах Саханки и Горловки, а также наблюдатели уточняли сообщения о жертве среди гражданского населения в Горловке. Команда СММ видела члена группы по разминированию, получившего ранение в результате взрыва вблизи Донецкой фильтровальной станции. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское и зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения в районе Петровского. Наблюдатели видели военнослужащего с оружием на участке разведения в районе Золотого. Доступ Миссии оставался ограниченным как на этих трех участках разведения, так и в других районах*. СММ зафиксировала вооружение, расположенное с нарушением линий отвода вблизи Водяного и Богоявленки. Миссия продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду работников к и от Донецкой фильтровальной станции, а также содействовала проведению ремонтных работ на Петровской насосной станции вблизи Артема и на линиях электропередачи недалеко от Семигорья. В Киеве команда СММ видела импровизированный мемориал, установленный рядом с посольством Российской Федерации в память о жертвах пожара, произошедшего в торговом центре в Кемерово в Российской Федерации.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая 275 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано около 300 взрывов.
Так, вечером 27 марта, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали около 30 взрывов неопределенного происхождения в 10–14 км к западо-юго-западу и 1 взрыв неопределенного происхождения в 3–5 км к юго-востоку, а также 6 очередей из крупнокалиберного пулемета в 8–10 км к западо-юго-западу.
Днем 28 марта, патрулируя на юго-западной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), команда СММ слышала около 40 взрывов неопределенного происхождения и 35 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 3–6 км в секторе от востока до юго-запада.
Днем 28 марта, осуществляя мониторинг в н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 24 км к югу от Донецка), члены патруля Миссии слышали 26 взрывов неопределенного происхождения в 3–10 км в секторе от юга до юго-запада, 2 взрыва неопределенного происхождения в 4–5 км к северо-востоку и 12 очередей из крупнокалиберного пулемета в 8–10 км к юго-юго-западу.
Во второй половине дня 28 марта, патрулируя на центральном железнодорожном вокзале Донецка (неподконтрольный правительству, 6 км к северо-западу от центра города), команда СММ слышала около 100 взрывов неопределенного происхождения, примерно 150 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия, а также эпизод многочисленных перекрестных очередей из стрелкового оружия продолжительностью приблизительно 10 минут — все в 1–4 км к северу и северо-западу.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, включая 6 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано около 30 взрывов.
СММ уточняла сообщения о жертвах и повреждениях гражданских объектов, вызванных обстрелом из легкого вооружения и срабатыванием мин. 28 марта, проезжая по автодороге H20 к западу от н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) в направлении Донецкой фильтровальной станции (см. ниже), команда Миссии услышала взрыв приблизительно в 50 метрах к юго-западу от своей позиции. Примерно через 5 минут наблюдатели увидели двух членов группы по разминированию, которые, поддерживая своего (третьего) коллегу, шли к транспортному средству Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, где пострадавшему перевязали голову и руку. Позже офицер Вооруженных сил Украины при Совместном центре контроля и координации (СЦКК) сообщил членам патруля Миссии, что пострадавший член группы по разминированию получил медицинскую помощь в больнице в связи с повреждением глаз и переломом двух пальцев[2].
26 марта в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) на ул. Орджоникидзе, 2/2, наблюдатели видели три свежие пробоины — одну в юго-западной стене и две на северо-западной стороне крыши одноэтажного дома. По их оценке, пробоины образовались в результате попадания снарядов, выпущенных из вооружения неустановленного типа (калибром не более 30 мм) с западного направления. 65-летний мужчина, представившийся жителем этого микрорайона, сообщил наблюдателям, что он слышал от других местных жителей о том, что одна женщина погибла от попадания осколков снаряда или обломков от удара утром 25 марта рядом со своим домом на ул. Орджоникидзе, 2/2. Медработники морга в Горловке сообщили СММ, что тело женщины, погибшей от попадания обломков от удара, было доставлено к ним 25 марта, однако они отказались предоставить дополнительную информацию.
28 марта в н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя) члены патруля Миссии видели 25–30 пробоин в выходящих на западную сторону заборах, стенах и крышах двенадцати домов, находящихся на улицах Ленина и 60 лет Октября. По оценке наблюдателей, пробоины образовались от попадания снарядов из 30-мм пушки боевой машины пехоты (БМП-2) и зенитной установки (ЗУ-23, 23 мм), выпущенных с западного направления. По информации местных жителей, повреждения возникли 27 марта, приблизительно в 08:00. На прошлой неделе также был поврежден один из домов вследствие обстрела (см. Ежедневный отчет СММ от 28 марта 2018 года).
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Вечером 25 марта камера СММ в Петровском зафиксировала 8 снарядов с юго-запада на северо-восток в 2–4 км к западу (по оценке, они были выпущены с участка разведения).
Днем 28 марта члены патруля Миссии видели военнослужащего Вооруженных сил Украины, который нес автомат, в одном из районов н. п. Катериновка (64 км к западу от Луганска) в пределах участка разведения в районе Золотого. На вопрос о том, знает ли он, что находится на участке разведения, он ответил наблюдателям положительно, добавив, что он был у командира роты Вооруженных сил Украины, находящегося на участке разведения сил и средств.
Днем 28 марта, осуществляя мониторинг вблизи всех трех участков разведения, Миссия отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
В неподконтрольных правительству районах члены патруля Миссии зафиксировали 5 буксируемых гаубиц (2А65 «Мста-Б», 152 мм) недалеко от н. п. Водяное (42 км к юго-западу от Донецка) и 10 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) вблизи н. п. Богоявленка (46 км к юго-западу от Донецка), размещенных там с нарушением линий отвода.
За линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе на основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 26 марта обнаружено 8 танков (неустановленного типа) недалеко от н. п. Покровка (36 км к востоку от Донецка). В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели танк (Т-64) в н. п. Подгородное (73 км к северу от Донецка), а на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска) — 7 противотанковых ракетных комплексов (9П148 «Конкурс», 135 мм) и 1 зенитный ракетный комплекс (9K35 «Стрела-10», 120 мм).
Наблюдатели посетили районы, где ранее находилось вооружение, которое они не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленного СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах Донецкой области команда Миссии отметила, что там снова отсутствуют 7 буксируемых гаубиц (одна 2А65 и шесть Д-30 «Лягушка», 122 мм), 9 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм), 28 минометов (двенадцать М-120 «Молот», 120 мм, пятнадцать 2Б11 «Сани», 120 мм, и один БМ-37, 82 мм) и 6 самоходных гаубиц (2С1).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитные установки[3] в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 1 зенитную установку (ЗУ-23), установленную на пикап недалеко от н. п. Ломакино (15 км к северо-востоку от Мариуполя), 1 боевую бронированную машину (типа БМП) и 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) вблизи н. п. Новотошковское (53 км к западу от Луганска), 8 боевых бронированных машин (типа БМП) в н. п. Золотое-3/Стахановец (60 км к западу от Луганска), а также 2 БМП-2 и 1 зенитную установку (ЗУ-23), установленную на грузовик, недалеко от Золотого. В неподконтрольных правительству районах члены патруля Миссии видели 2 БМП-2: одну в н. п. Смелое (31 км к северо-западу от Луганска), а другую в н. п. Зимогорье (27 км к западу от Луганска).
28 марта команда СММ видела поезд, перевозивший пассажиров из Луганска в Ясиноватую.
В н. п. Константиновка (60 км к северу от Донецка) Миссия осуществляла запуск нового беспилотного летательного аппарата (БПЛА) дальнего радиуса действия. БПЛА находился в воздухе в течение 11 минут.
СММ продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к и от Донецкой фильтровальной станции для обеспечения ее бесперебойной работы (см. Ежедневный отчет СММ от 27 марта 2018 года). Миссия также способствовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на Петровской насосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на линиях электропередачи недалеко от н. п. Семигорье (подконтрольный правительству, 58 км к северо-востоку от Донецка).
Во время поездки к Донецкой фильтровальной станции наблюдатели снова видели мины и неразорвавшиеся боеприпасы вдоль автодороги H20 к западу от Ясиноватой. Команда СММ видела три противопехотные осколочные мины (две МОН-50 и одна МОН-200), лежавшие на земле на юго-западной обочине автодороги Н20. Миссия проинформировала офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК о наличии этих мин, а через несколько часов после этого наблюдатели видели, что сотрудники Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям извлекали эти мины[2].
В Киеве перед зданием посольства Российской Федерации на просп. Воздухофлотском, 27, команда СММ видела цветы, воздушные шары, мягкие игрушки и записки в память о жертвах пожара, произошедшего 25 марта 2018 года в торговом центре в Кемерово в Российской Федерации. Наблюдатели видели, как мужчина (40–49 лет) положил цветы.
Миссия продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. Ежедневный отчет СММ от 27 марта 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что он не владеет информацией относительно проведения работ по разминированию за предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[2].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону, что он не располагает информацией о проведении на этом участке каких-либо работ по разминированию за предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[2].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Задержка:
Военнослужащий Вооруженных сил Украины не разрешал патрулю СММ проехать к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в течение 36 минут.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Команда СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 28 March 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The Mission observed damage caused by gunfire to civilian properties in residential areas of Sakhanka and Horlivka, where it also followed up on reports of a civilian casualty. The SMM saw a de-miner injured by an explosion near the Donetsk Filtration Station. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations in the Petrivske disengagement area and observed a soldier carrying a weapon inside the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas and elsewhere.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines near Vodiane and Bohoiavlenka. The Mission continued to facilitate access for workers to and from the Donetsk Filtration Station; it also facilitated repairs to the Petrivske pumping station near Artema and to power lines near Semyhiria. In Kyiv, the SMM saw a makeshift memorial outside the Embassy of the Russian Federation honouring the victims of the shopping mall fire in Kemerovo in the Russian Federation.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including 275 explosions, compared with the previous reporting period (about 300 explosions).
On the evening of 27 March, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 30 undetermined explosions 10-14km west-south-west and an undetermined explosion 3-5km south-east, as well as six bursts of heavy-machine-gun fire 8-10km west-south-west.
During the day on 28 March, positioned on the south-western edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard about 40 undetermined explosions and 35 bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-6km at directions ranging from east to south-west.
During the day on 28 March, positioned in Kamianka (government-controlled, 24km south of Donetsk), the SMM heard 26 undetermined explosions 3-10km at directions ranging from south to south-west, two undetermined explosions 4-5km north-east and 12 bursts of heavy-machine-gun fire 8-10km south-south-west.
On the afternoon of 28 March, positioned at the central railway station in Donetsk city (non-government-controlled, 6km north-west of city centre), the SMM heard about 100 undetermined explosions, about 150 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire and about ten minutes of uncountable and overlapping bursts of small-arms fire, all 1-4km north and north-west.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including six explosions, compared with the previous reporting period (about 30 explosions).
The SMM followed up on reports of casualties and damage to civilian properties caused by gunfire and mines. On 28 March, while the SMM was proceeding along road H-20 west of Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) towards the Donetsk Filtration Station (see below), it heard an explosion about 50m south-west of its position. About five minutes later, it saw two de-miners supporting a third de-miner walking towards a vehicle of the Ukrainian State Emergency Services, where they applied bandages to his head and hand. A Ukrainian Armed Forces officer of the Joint Centre for Control and Co‑ordination (JCCC) later told the SMM that the de-miner was being treated in the hospital for two fractured fingers and eye injuries.[2]
On 26 March, at 2/2 Ordzhonikidze Street in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM saw three fresh holes – one in the south-west-facing wall and two in the north-west-facing roof of a one-storey house – assessed as caused by rounds of undetermined weapons (with a calibre no greater than 30mm) fired from a westerly direction. A 65-year-old man who introduced himself to the SMM as a resident of the neighbourhood told the SMM that he had heard from other local residents that a woman had been killed by shrapnel or impact debris outside her house at 2/2 Ordzhonikidze Street on the morning of 25 March. Medical staff at a morgue in Horlivka told the SMM that the body of a woman who had died from impact debris had been brought to the facility on 25 March but refused to provide further information.
On 28 March in Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), the SMM observed 25-30 holes in the west-facing fences, walls and roofs of 12 houses on Lenina and 60-October Streets. The SMM assessed the holes as caused by the impacts of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm) fire and anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) rounds fired from a westerly direction. According to local residents, the damage occurred at around 08:00 on 27 March. (One of the houses had also been damaged by shelling last week. See SMM Daily Report 28 March 2018.)
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 25 March, the SMM camera in Petrivske recorded eight projectiles in flight from south-west to north-east 2-4km west (assessed as fired from within the disengagement area).
During the day on 28 March, the SMM observed a soldier of the Ukrainian Armed Forces carrying an assault rifle in a part of Katerynivka (64km west of Luhansk) within the Zolote disengagement area. When asked by the SMM whether he was aware that he had entered the disengagement area, he replied in the affirmative, adding that he had been visiting a company commander of the Ukrainian Armed Forces in the disengagement area.
During the day on 28 March, positioned near all three disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, the SMM saw five towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) near Vodiane (42km south-west of Donetsk) and ten self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Bohoiavlenka (46km south-west of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in a non-government-controlled area, aerial imagery revealed the presence of eight tanks (type undetermined) near Pokrovka (36km east of Donetsk) on 26 March. In government-controlled areas, the SMM saw a tank (T-64) in Pidhorodne (73km north of Donetsk) and, at the railway station in Rubizhne (84km north-west of Luhansk), seven anti-tank guided missile systems (9P148 Konkurs, 135mm) and an anti-aircraft system (9K35 Strela-10, 120mm).
The SMM visited areas previously holding weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government-controlled areas of Donetsk region, the SMM noted as again missing: seven towed howitzers (one 2A65 and six D-30 Lyagushka, 122mm), nine anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm), 28 mortars (12 M-120 Molot, 120mm; 15 2B11 Sani, 120mm; one BM-37, 82mm) and six self-propelled howitzers (2S1).
The SMM observed armoured combat vehicles and anti-aircraft guns[3] in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw an anti-aircraft gun (ZU-23) mounted on a pick-up truck near Lomakyne (15km north-east of Mariupol), an IFV (BMP variant) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Novotoshkivske (53km west of Luhansk), eight IFVs (BMP variants) in Zolote-3/Stakhanovets (60km west of Luhansk) and two IFVs (BMP-2) and an anti-aircraft gun (ZU-23) mounted on a truck near Zolote. In non-government-controlled areas, the SMM saw two IFVs (BMP-2): one in Smile (31km north-west of Luhansk) and the other in Zymohiria (27km west of Luhansk).
On 28 March, the SMM observed that a train carrying passengers travelled from Luhansk city to Yasynuvata.
In Kostiantynivka (60km north of Donetsk), the SMM launched its new long-range unmanned aerial vehicle (UAV). The UAV was flown for 11 minutes.
The SMM continued to facilitate access of Voda Donbassa water company employees to and from the Donetsk Filtration Station to keep the station operational (see SMM Daily Report 27 March 2018). The SMM also facilitated and monitored repairs to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and to power lines near Semyhiria (government-controlled, 58 km north-east of Donetsk).
As the SMM proceeded to the Donetsk Filtration Station, it again observed mines and unexploded ordnance (UXO) along road H-20 west of Yasynuvata. The SMM observed three anti-personnel fragmentation mines (two MON-50 and one MON-200) lying on the ground on the south-west side of road H-20. The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC about the presence of these mines and then observed as they were removed by Ukrainian State Emergency Service staff some hours later.[3]
In Kyiv, in front of the Embassy of the Russian Federation at 27 Povitroflotskyi Avenue, the SMM saw that flowers, balloons, stuffed animals and notes had been laid down to commemorate the victims of a fire at a shopping mall in Kemerovo in the Russian Federation which occurred on 25 March 2018. The SMM observed a man in his forties laying flowers.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so (see SMM Daily Report 27 March 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding demining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Delay:
A soldier of the Ukrainian Armed Forces did not allow the SMM to enter a heavy weapons holding area for 36 minutes.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.