Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущими сутками. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское и зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения в районе Петровского. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на всех трех участках разведения, так и в других районах, в частности в пункте пропуска на границе вблизи Изварино (недалеко от границы с Российской Федерацией), а также на блокпосте возле Новой Марьевки и к объекту в Зимогорье*. В Победе Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода. СММ продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду работников к и из Донецкой фильтровальной станции, а также способствовала проведению работ по техническому обслуживанию на Петровской насосной станции вблизи Артема. Миссия уточняла сообщения о пожаре в польском культурном центре «Польская Нота» в Одессе, а также о повреждении здания, где расположен офис областного отделения одной из политических партий, в Днепре.
В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, в частности, приблизительно 330 взрывов по сравнению с предыдущими сутками (около 220 взрывов).
Так, вечером 25 и в ночь на 26 марта камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 1 взрыв неопределенного происхождения, 1 снаряд с запада на восток, 3 взрыва неопределенного происхождения, 2 снаряда с запада на восток, 3 взрыва неопределенного происхождения, 1 снаряд с запада на восток, 3 взрыва неопределенного происхождения и 4 снаряда с востока на запад, а затем в общей сложности 8 взрывов неопределенного происхождения, 1 вспышку дульного пламени и 3 снаряда (2 с востока на запад и 1 с запада на восток) — все в 0,5–2 км к югу. Днем 26 марта, находясь в 1 км к юго-востоку от Донецкой фильтровальной станции на протяжении примерно 6 часов, наблюдатели слышали 7 взрывов неопределенного происхождения (пять в 2–5 км к востоко-юго-востоку, один в 2–3 км к западу и еще один в 4–5 км к югу).
В тот же день, находясь на юго-западной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) на протяжении примерно 7 часов, члены патруля Миссии слышали 6 взрывов неопределенного происхождения и 30 очередей из стрелкового оружия — все в 2–5 км к востоко-юго-востоку, юго-востоку и юго-юго-востоку.
Вечером 25 марта в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) команда СММ слышала 6 взрывов, оцененных как 3 выстрела из 82-мм миномета и 3 последующие разрыва минометных мин, а также видела 2 снаряда, пролетавших с юго-запада на северо-восток, а затем слышала 2 взрыва, оцененных как разрывы снарядов, выпущенных из пушки боевой машины пехоты (БМП-1, 73 мм) — все в 4–6 км к западу. Члены патруля Миссии также слышали примерно 70 взрывов неопределенного происхождения и около 500 выстрелов и очередей из зенитной установки (ЗУ-23, 23 мм), крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия, а также видели приблизительно 210 трассирующих пуль от огня, по оценке, из крупнокалиберного пулемета (ориентировочно 140 с юго-запада на северо-восток и примерно 70 с северо-востока на юго-запад) — все в 4–10 км в секторе от юго-запада до северо-запада.
Вечером 25 и в ночь на 26 марта, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала примерно 90 взрывов неопределенного происхождения и 670 выстрелов и очередей из автоматического гранатомета (АГС-17), крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–10 км в секторе от юго-востока до западо-юго-запада, а также эпизод многочисленных перекрестных очередей из крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия продолжительностью 1 минута на расстоянии 8–10 км к востоко-северо-востоку. 26 марта, находясь в Светлодарске, команда Миссии слышала приблизительно 30 взрывов неопределенного происхождения и около 100 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 3–12 км в секторе от юга до западо-юго-запада, а также 10 взрывов неопределенного происхождения и более 70 выстрелов из стрелкового оружия — все в 3–10 км к востоко-юго-востоку, юго-востоку и юго-юго-востоку.
Днем 26 марта, осуществляя патрулирование в 2 км к юго-востоку от н. п. Лебединское (подконтрольный правительству, 16 км к востоку от Мариуполя), наблюдатели слышали 9 взрывов неопределенного происхождения и около 10 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все на неустановленном расстоянии в секторе от севера до северо-востока.
Пребывая в 1 км к северо-северо-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), члены патруля Миссии слышали 24 взрыва неопределенного происхождения и примерно 10 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все на неустановленном расстоянии к юго-востоку.
Находясь в 1 км к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), команда Миссии слышала и видела 11 взрывов, оцененных как разрывы снарядов из вооружения неустановленного типа в 2–5 км к западу, а также слышала 3 взрыва, оцененных как минометные выстрелы в 3–4 км к юго-западу, 1 взрыв неопределенного происхождения и 30 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–5 км в секторе от юго-запада до северо-запада.
Со своей позиции в 2 км к востоко-северо-востоку от н. п. Роза (неподконтрольный правительству, 36 км к северо-востоку от Мариуполя) наблюдатели слышали 45 взрывов неопределенного происхождения, а также 21-минутный эпизод многочисленных перекрестных выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все на неустановленном расстоянии к юго-западу.
В Луганской области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня (при этом не зафиксировав ни одного взрыва) по сравнению с предыдущими сутками, когда не было зафиксировано ни одного такого нарушения.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на всех трёх участках разведения по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить частичный мониторинг.
Поздно вечером 23 марта камера СММ в Петровском зафиксировала 2 трассирующих снаряда с востока на запад, а затем 1 трассирующий снаряд с запада на восток — все в 1–2 км к юго-юго-западу (по оценке, в пределах участка разведения). Ночью 24 марта эта же камера зафиксировала 2 трассирующих снаряда с востока на запад: один в 1–2 км к югу (не удалось определить, произошло это в пределах участка разведения или за ними) и еще один в 1–2 км к юго-юго-западу (по оценке, в пределах участка разведения). Днем 26 марта со своей позиции в Петровском команда Миссии слышала взрыв неопределенного происхождения в 3–4 км к юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Днем 26 марта, осуществляя мониторинг на участках разведения в районах Станицы Луганской и Золотого, а также вблизи них, СММ констатировала там спокойную обстановку.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
24 марта в подконтрольном правительству районе беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ обнаружил зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») в н. п. Победа (27 км к западу от Донецка), размещенный там в нарушение линий отвода.
В подконтрольных правительству районах за линиями отвода, но за пределами мест хранения вооружения наблюдатели видели 10 неподвижных самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) возле н. п. Калиново (быв. Калинино, 65 км к юго-западу от Донецка) и 1 танк (Т-72), стоявший в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2] в зоне безопасности. 24 марта в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил зенитную установку (ЗУ-23) в Победе. 26 марта члены патруля Миссии видели 2 БМП-1 и 4 бронированные разведывательные машины (одну БРДМ-2 и три БРM-1K) недалеко от н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска), а также 1 БРДМ-2 в н. п. Орехово (57 км к северо-западу от Луганска).
26 марта в неподконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ обнаружил 9 БМП-1 и бронетранспортер (MT-ЛБ) в н. п. Желтое (17 км к северо-западу от Луганска).
Миссия продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду работников КП «Компания «Вода Донбасса» к и из Донецкой фильтровальной станции, чтобы они могли поддерживать работу станции (см. Ежедневный отчет СММ от 26 марта 2018 года). С позиции на расстоянии около 1 км к юго-востоку от станции наблюдатели зафиксировали нарушения режима прекращения огня (см. выше раздел о нарушениях режима прекращения). СММ также содействовала и осуществляла мониторинг проведения работ по техническому обслуживанию на Петровской насосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска).
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе возле н. п. Изварино (52 км к юго‑востоку от Луганска) в течение примерно 30 минут, члены патруля Миссии видели, что из Украины выехали 40 автомобилей (21 с украинскими номерными знаками, 14 — с российскими, 2 — с литовскими, а также 2 с табличками «ЛНР» и 1 с табличками «ДНР»), 1 тентованный грузовик (с украинскими номерными знаками) и 1 автобус (с украинскими номерными знаками), а также вышли 150 человек (мужчины и женщины, в возрасте от 20 до 60 лет). За этот же промежуток времени, по наблюдениям команды СММ, в Украину въехали 2 автомобиля (с российскими номерными знаками), 1 тентованный грузовик (с российскими номерными знаками) и 1 автобус (номерные знаки рассмотреть не удалось), и зашли 12 человек (мужчины и женщины, в возрасте от 35 до 45 лет). Член вооруженных формирований снова приказал наблюдателям покинуть этот район* (см. Ежедневный отчет СММ от 26 марта 2018 года).
Находясь на пункте пропуска возле н. п. Верхнегарасимовка (57 км к юго-востоку от Луганска), команда СММ видела, что в Украину вошли 2 человека (мужчина и женщина, 50–59 лет), и никто не выходил из Украины. Наблюдатели также отметили, что на этом пункте пропуска не было ни одного члена вооруженных формирований.
В Одессе наблюдатели уточняли сообщения о пожаре в польском культурном центре «Польская Нота», случившемся в ночь с 24 на 25 марта. 26 марта на ул. Нежинской, 71, команда Миссии видела слегка обгоревшую входную дверь здания. По словам двух сотрудников центра, пожар случился в ночь с 24 на 25 марта. В местной полиции сообщили, что инцидент произошел той ночью.
В Днепре СММ уточняла сообщения о повреждении здания, где расположен офис областного отделения политической партии «Движение новых сил». 26 марта на ул. Староказацкой, 7, члены патруля Миссии видели красные и черные отметины, нанесенные, по оценке, аэрозольной краской, на двух больших баннерах с партийной символикой на фасаде здания. Представитель офиса рассказал СММ, что повреждения были нанесены в промежуток времени с 18:00 22 марта до 09:00 23 марта. Он также добавил, что офис впервые был открыт 19 марта. 19 января в Днепре наблюдатели видели похожие повреждение офиса местного отделения Социалистической партии Украины (см. Ежедневный отчет СММ от 20 января 2018 года).
Миссия продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. Ежедневный отчет СММ от 22 марта 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Когда патруль Миссии находился на пункте пропуска на границе в Изварино, вооруженный член вооруженных формирований потребовал, чтобы наблюдатели покинули этот район.
На блокпосте на восточной окраине н. п. Новая Марьевка (неподконтрольный правительству, 64 км к югу от Донецка) пятеро вооруженных мужчин в одежде военного типа не позволили патрулю СММ проехать в населенный пункт, отметив, что в том районе ведется огонь и это может быть небезопасно для сотрудников Миссии.
Вооруженный мужчина отказал патрулю СММ в доступе к объекту в н. п. Зимогорье (неподконтрольный правительству, 27 км к западу от Луганска).
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям на участке разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не владеет информацией о проведении работ по разминированию в течение последних суток. Наблюдатели посчитали небезопасным ехать дальше и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону о том, что он не владеет информацией о проведении на этом участке работ по разминированию в течение последних суток. Наблюдатели посчитали небезопасным ехать дальше и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженного формирования, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели посчитали небезопасным ехать дальше.
Другие препятствия:
Медперсонал больницы в неподконтрольной правительству Горловке отказался разговаривать с наблюдателями без разрешения члена вооруженных формирований.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 26 March 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions compared with the previous 24 hours. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations inside the Petrivske disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas and elsewhere, including, again, at a border crossing point near Izvaryne (near the border with the Russian Federation), at a checkpoint near Nova Marivka and at compound in Zymohiria.* The SMM observed a weapon in violation of withdrawal lines in Pobeda. The Mission continued to facilitate access for workers to and from the Donetsk Filtration Station; it facilitated maintenance works to the Petrivske pumping station near Artema. The SMM followed up on reports of a fire at the Polish cultural centre Poska Nuta in Odessa and reports of damage to a building where the regional office of a political party is located in Dnipro.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 330 explosions, compared with the previous 24 hours (about 220 explosions).
On the evening and night of 25-26 March, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, an undetermined explosion, a projectile in flight from west to east, three undetermined explosions, two projectiles from west to east, three undetermined explosions, a projectile from west to east, three undetermined explosions and four projectiles from east to west, followed by totals of eight undetermined explosions, a muzzle flash and three projectiles (two from east to west and one from west to east), all 0.5-2km south. During the day on 26 March, positioned 1km south-east of the Donetsk Filtration Station for about six hours, the SMM heard seven undetermined explosions – five 2-5km east-south-east, one 2-3km west and one 4-5km south.
The same day, positioned on the south-western edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) for about seven hours, the SMM heard six undetermined explosions and 30 bursts of small-arms fire, all 2-5km east-south-east, south-east and south-south-east.
On the evening of 25 March, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard six explosions assessed as three outgoing mortar (82mm) rounds and their subsequent impacts, and saw two projectiles in flight from south-west to north-east, followed by two explosions which it heard and assessed as impacts of rounds of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-1) cannon (73mm) fire, all 4-6km west. The SMM also heard about 70 undetermined explosions and about 500 shots and bursts of anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm), heavy-machine-gun and small-arms fire, and saw about 210 tracer rounds in flight assessed as those of heavy-machine-gun fire (about 140 from south-west to north-east and about 70 from north-east to south-west), all 4-10km at directions ranging from south-west to north-west.
On the evening and night of 25-26 March, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 90 undetermined explosions and 670 shots and bursts of automatic grenade launcher (AGS-17), heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-10km at directions ranging from south-east and west-south-west, as well as a minute of uncountable overlapping bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire 8-10km east-north-east. The following day, while at the same location, the SMM heard about 30 undetermined explosions and about 100 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-12km at directions ranging from south to west-south-west, as well as ten undetermined explosions and over 70 shots of small-arms fire, all 3-10km east-south-east, south-east and south-south-east.
During the day on 26 March, positioned 2km south-east of Lebedynske (government-controlled, 16km east of Mariupol), the SMM heard nine undetermined explosions and about ten shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all at undetermined distances at directions ranging from north to north-east.
Positioned 1km north-north-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol), the SMM heard 24 undetermined explosions and about ten shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all at undetermined distances south-east.
Positioned 1km north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), the SMM heard and saw 11 explosions assessed as impacts of undetermined weapons 2-5km west, and heard three explosions assessed as outgoing mortar rounds 3-4km south-west as well as an undetermined explosion and 30 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-5km at directions ranging from south-west to north-west.
Positioned 2km east-north-east of Roza (non-government-controlled, 36km north-east of Mariupol), the SMM heard 45 undetermined explosions and 21 minutes of uncountable overlapping shots and bursts of small-arms fire, all at undetermined distances south-west.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations (no explosions); it recorded no ceasefire violations in the previous 24 hours.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 23 March, the SMM camera in Petrivske recorded two tracer rounds in flight from east to west, followed by a tracer round from west to east, all 1-2km south-south-west (assessed as inside the disengagement area). In the early hours of 24 March, the camera recorded two tracer rounds in flight from east to west – one 1-2km south (unable to assess whether inside or outside the disengagement area) and the other 1-2km south-south-west (assessed as inside the disengagement area). During the day on 26 March, positioned in Petrivske, the SMM heard an undetermined explosion 3-4km south-west (assessed as outside the disengagement area).
During the day on 26 March, positioned in and near the disengagement areas near Stanytsia Luhanska and Zolote, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) on 24 March spotted a surface-to-air missile (9K35 Strela-10) in Pobeda (27km west of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in government-controlled areas, the SMM saw ten stationary self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Kalynove (formerly Kalinine, 65km south-west of Donetsk) and a stationary tank (T-72) in Rubizhne (84km north-west of Luhansk).
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[2] in the security zone. In government-controlled areas on 24 March, an SMM mini-UAV spotted an anti-aircraft gun (ZU-23) in Pobeda. On 26 March, the SMM saw two IFVs (BMP-1) and four armoured reconnaissance vehicles (one BRDM-2 and three BRM-1K) near Popasna (69km west of Luhansk) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) in Orikhove (57 km north-west of Luhansk).
In a non-government-controlled area on 26 March, an SMM mini-UAV spotted nine IFVs (BMP-1) and an APC (MT-LB) in Zhovte (17km north-west of Luhansk).
The SMM continued to facilitate access of Voda Donbassa water company employees to and from the Donetsk Filtration Station to keep the station operational (see SMM Daily Report 26 March 2018); positioned about 1km south-east from the station, it observed ceasefire violations (see above ceasefire violation section). The SMM also facilitated and monitored maintenance works to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk).
The SMM visited two border areas not under government control. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for about half an hour, the SMM saw 40 cars (21 with Ukrainian, 14 with Russian Federation and two with Lithuanian licence plates, and two with “LPR” and one with “DPR” plates), a covered cargo truck (with Ukrainian licence plates), a bus (with Ukrainian licence plates) and 150 pedestrians (men and women, aged 20-60) exiting Ukraine. The SMM also saw two cars (with Russian Federation licence plates), a cargo covered truck (with Russian Federation licence plates), a bus (licence plates not visible) and 12 pedestrians (men and women, aged 35-45) entering Ukraine. Again, the SMM was told to leave the area by a member of the armed formations.* (See SMM Daily Report 26 March 2018.)
While at a border crossing point near Verkhnoharasymivka (57km south-east of Luhansk), the SMM saw two pedestrians (a man and woman in their fifties) entering Ukraine and no pedestrians exiting Ukraine. It also noted that there were no members of the armed formations present at this crossing point.
In Odessa, the SMM followed up on reports of a fire at the Polish cultural centre Poska Nuta on the night of 24-25 March. At 71 Nizhynska Street on 26 March, the SMM saw a slightly charred front door of the building. Two employees of the centre told the Mission that the fire had occurred on the night of 24-25 March. Local police told the SMM that the incident had occurred that night.
In Dnipro, the SMM followed up on reports of damage to a building where the regional office of the political party Movement of New Forces is located. At 7 Starokozatska Street on 26 March, the SMM saw that two large boards displaying the party’s logo on the façade of the building were covered with red and black marks assessed as spray paint. A representative of the office told the SMM that the damage had been caused between 18:00 on 22 March and 09:00 on 23 March. He also said that the office had first opened on 19 March. (On 19 January, the SMM saw similar damage to the office of a local branch of the Socialist Party of Ukraine in Dnipro. See SMM Daily Report 20 January 2018.)
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so (see SMM Daily Report 22 March 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
While present at a border crossing point in Izvaryne, an armed member of the armed formations demanded that the SMM leave the area.
At a checkpoint on the eastern edge of Nova Marivka (non-government-controlled, 64km south of Donetsk), five armed men in military-style clothing prevented the SMM from entering the village, saying that there was gunfire in the area which could endanger the Mission.
An armed man denied the SMM access to a compound in Zymohiria (non-government-controlled, 27km west of Luhansk).
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding demining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
At a hospital in non-government-controlled Horlivka, medical staff refused to speak with the SMM without permission from a member of the armed formations.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.