Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение их количества в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В Пикузах вблизи патруля СММ велся огонь из стрелкового оружия. Миссия зафиксировала повреждения гражданских объектов в результате обстрела в Саханке. Миссия продолжила осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала взрыв вблизи участка разведения в районе Станицы Луганской. Доступ наблюдателей как на всех трех участках разведения, так и в других районах, в частности, вновь в приграничных районах вблизи Изварино, Седово и Вознесеновки (вблизи границы с Российской Федерацией), а также на блокпосте неподалеку от Донецка, оставался ограниченным*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода вблизи Полтавки. Миссия продолжала содействовать обеспечению доступа и проезда работников к и из Донецкой фильтровальной станции. В Киеве команда СММ осуществляла мониторинг судебного заседания. В Харькове Миссия уточняла ситуацию, в которой оказались внутренне перемещенные лица.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, зафиксировав при этом больше взрывов (примерно 220 по сравнению с ориентировочно 105).
Так, поздно вечером 22 и ночью 23 марта камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 4 снаряда с запада на восток, 14 взрывов неопределенного происхождения, 4 снаряда с запада на восток, 9 вспышек дульного пламени и 2 взрыва неопределенного происхождения, 10 снарядов с востока на запад, 1 выпущенный вверх снаряд, 17 снарядов с востока на запад и 2 вспышки дульного пламени — все в 0,5–2 км к югу.
Днем 23 марта, находясь в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) в течение примерно 1 часа, члены патруля Миссии слышали 26 взрывов неопределенного происхождения в 10–15 км к северу и 2 выстрела из стрелкового оружия в 3–5 км к западу. Пребывая на юго-западной окраине Ясиноватой в течение 1,5 часов, команда СММ слышала 36 взрывов неопределенного происхождения и 2 очереди из крупнокалиберного пулемета — все в 4–7 км к западу и северо-западу.
Вечером 22 и в ночь на 23 марта, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали около 10 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 3–5 км к юго-востоку и юго-юго-востоку, а также 17 взрывов неопределенного происхождения и около 50 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 3–14 км в секторе от юга до западо-юго-запада. На следующий день с той же позиции наблюдатели слышали 7 взрывов неопределенного происхождения и около 40 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 3–10 км к востоко-юго-востоку и юго-востоку, а также 37 взрывов неопределенного происхождения и около 10 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 3–10 км в секторе от юга до западо-юго-запада.
Поздно вечером 22 и в ночь на 23 марта камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала (в хронологической последовательности) 3 снаряда с востока на запад, 3 взрыва неопределенного происхождения, 2 снаряда с востока на запад, 2 взрыва неопределенного происхождения и 4 снаряда с запада на восток, а затем в общей сложности 1 взрыв неопределенного происхождения и 33 снаряда (32 с запада на восток и 1 с востока на запад) — все в 1–4 км к северу.
В первой половине дня 23 марта, осуществляя мониторинг в 2,5 км к юго-востоку от н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя), члены патруля Миссии слышали 12 взрывов, оцененных как выстрелы из вооружения неустановленного типа, и 12 очередей из крупнокалиберного пулемета в 1 км к востоко-северо-востоку, а также 12 взрывов неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к юго-востоку.
Со своей позиции в 2 км к юго-востоку от н. п. Лебединское (подконтрольный правительству, 16 км к востоку от Мариуполя) наблюдатели слышали около 19 взрывов неопределенного происхождения и примерно 170 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все на неустановленном расстоянии к северо-востоку.
Осуществляя мониторинг в 1 км к северо-северо-западу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), члены патруля СММ слышали 3 взрыва, оцененные как разрывы снарядов в 2–4 км к югу, 7 взрывов, оцененных как выстрелы в 2–4 км к юго-юго-западу и около 20 очередей из крупнокалиберного пулемета в 2–3 км к юго-юго-востоку.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня (в частности 1 взрыв) по сравнению с предыдущим отчетным периодом (взрывы не зафиксированы).
В Пикузах вблизи патруля СММ велся огонь из стрелкового оружия (для ознакомления с информацией о предыдущих инцидентах с применением стрелкового оружия вблизи наблюдателей см. Ежедневный отчет СММ от 22 февраля 2018 года). Находясь в н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя), наблюдатели слышали шестиминутной эпизод многочисленных перекрестных выстрелов из стрелкового оружия в 300–500 метрах к юго-западу и западу, которые, по их оценке, производились из не менее чем 10 автоматов (неустановленного типа). На протяжении указанного периода члены патруля СММ слышали звуки попадания, по оценке, двух пуль, которые срикошетили в 5–10 метрах к северу от их позиции. Команда Миссии немедленно покинула этот район.
22 марта СММ зафиксировала свежие повреждения гражданских объектов вследствие обстрела в н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя). На ул. Ленина, 1, наблюдатели видели свежую пробоину в западно-юго-западной стене дома, а под ней — металлический объект, оцененный как взрыватель 120-мм минометной мины. Внутри дома они видели кирпичи и штукатурку, разбросанные на полу вокруг пробоины. По оценке наблюдателей, повреждения образовались от попадания минометной мины (120 мм), выпущенной с западо-юго-западного направления. Шестеро жителей по отдельности сообщили, что обстрел произошел утром 22 марта, между 07:00 и 08:00. СММ недавно уже фиксировала вызванные обстрелом повреждения вблизи гражданских объектов на этой же улице (см. Ежедневный отчет СММ от 21 марта 2018 года).
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Днем 23 марта, ведя наблюдение к югу от деревянных конструкций над поврежденной частью моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), команда СММ слышала 1 взрыв неопределенного происхождения в 1,5–2 км к востоко-юго-востоку (по оценке, за пределами участки разведения в районе Станицы Луганской).
В тот же день, находясь в Петровском, наблюдатели слышали 8 очередей из стрелкового оружия в 2–3 км к югу (определить, на участке разведения или за его пределами, не представлялось возможным).
Осуществляя мониторинг вблизи участка разведения в районе Золотого, Миссия констатировала там спокойную обстановку.
СММ продолжила осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мероприятий и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
В подконтрольном правительству районе наблюдатели видели 4 реактивные системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм) вблизи н. п. Полтавка (54 км к северо-западу от Донецка), размещенные там в нарушение линий отвода.
Миссия отметила наличие вооружения, которое она не смогла верифицировать как отведенное, поскольку условия его хранения не соответствуют критериям, предусмотренным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, которое СММ адресовала подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах наблюдатели впервые видели 10 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), а также отметили, что там отсутствуют 8 РСЗО (БМ-21), 6 буксируемых гаубиц (Д-20, 152 мм) и 11 самоходных гаубиц (2С3 «Акация», 152 мм).
В неподконтрольном правительству районе Донецкой области наблюдатели зафиксировали 13 буксируемых гаубиц (Д-30 «Лягушка», 122 мм), а также отметили, что там отсутствуют 15 буксируемых минометов (ПМ-38, 120 мм) и 15 буксируемых гаубиц (Д-30).
В подконтрольном правительству районе Донецкой области команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения вооружения, расположенное за пределами соответствующих линий отвода, и отметила, что там по-прежнему отсутствуют 53 танка (Т-64) и 7 минометов (четыре 2Б9М «Василек», 82 мм, и три ПМ-38).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2] в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 1 бронетранспортер (БТР-80) вблизи н. п. Первомайское (17 км к северо-западу от Донецка), 2 МT-ЛБ и 2 боевые машины пехоты (БМП-1) неподалеку от н. п. Муратово (51 км к северо-западу от Луганска), 5 бронированных разведывательно-дозорных машин (БРДМ-2) возле н. п. Новотошковское (53 км к западу от Луганска), а также 4 БМП-2 и 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) в районе Золотого.
Миссия продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду работников КП «Компания «Вода Донбасса» к и из Донецкой фильтровальной станции, чтобы они могли поддерживать работу станции. Наблюдатели осуществляли мониторинг ситуации с безопасностью на расстоянии около 1 км к юго‑востоку от станции и отметили там спокойную обстановку (см. Ежедневный отчет СММ от 23 марта 2018 года).
Наблюдатели посетили четыре пограничных района, которые не контролируются правительством. Ориентировочно за 20 минут наблюдения в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) команда Миссии видела, что в очереди на выезд/выход из Украины стояли 47 автомобилей (33 с украинскими номерными знаками, 8 — с российскими, 1 — с грузинскими, 1 — с белорусскими и 1 — с литовскими, а также 3 с табличками «ЛНР»), 1 автобус (с украинскими номерными знаками) и около 120 пешеходов. За этот период в Украину въехал 1 автобус (с украинскими номерными знаками) и вошли 15 пешеходов. Член вооруженных формирований вновь сказал патрулю СММ покинуть этот район* (см. Ежедневный отчет СММ от 22 марта 2018 года).
Находясь в пункте пропуска возле н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска) в течение примерно 10 минут, наблюдатели видели, что в Украину вошли 8 пешеходов. Член вооруженных формирований вновь сказал патрулю Миссии покинуть этот район* (см. Ежедневный отчет СММ от 16 марта 2018 года).
За 15 минут наблюдения в пункте пропуска вблизи н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска) команда СММ видела, что в Украину въехали 4 автомобиля (3 с украинскими номерными знаками и 1 — с российскими) и вошли 7 пешеходов, а из Украины выехали 3 автомобиля (2 с украинскими номерными знаками и 1 — с российскими). Член вооруженных формирований вновь сказал патрулю Миссии покинуть этот район* (см. Ежедневный отчет СММ от 13 марта 2018 года).
Ориентировочно за 10 минут наблюдения на железнодорожной станции «Красная Могила» у Вознесеновки наблюдатели видели около 30 неподвижных грузовых железнодорожных вагонов (содержимое разглядеть не удалось). Член вооруженных формирований вновь сказал патрулю СММ покинуть этот район* (см. Ежедневный отчет СММ от 13 марта 2018 года).
В Киеве команда Миссии осуществляла мониторинг судебного заседания по избранию меры пресечения для депутата Верховной Рады Украины, которую 22 марта Верховная Рада лишила депутатской неприкосновенности (см. Ежедневный отчет СММ от 23 марта 2018 года). Суд постановил держать депутата под стражей на время досудебного расследования в течение 59 суток без права внесения залога по подозрению в совершении правонарушений, предусмотренных статьями 109 (действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти) и 112 (посягательство на государственного или общественного деятеля).
В Харькове наблюдатели уточняли ситуацию, в которой оказались внутренне перемещенные лица (ВПЛ). 22 марта представитель администрации расположенного на окраине города модульного лагеря для внутренне перемещенных лиц сообщил, что в настоящее время там размещено 357 ВПЛ (88 домохозяйств). Супружеская пара ВПЛ (40–45 лет) сообщила, что они вместе с детьми покинули н. п. Дебальцево (неподконтрольный правительству, 58 км к северо-востоку от Донецка) в ноябре 2017 года после того, как дом их соседей был поврежден вследствие обстрела (для ознакомления с информацией о зафиксированных в течение этого периода нарушений режима прекращения огня, например, см. Ежедневный отчет СММ от 2 ноября 2017 года). Мать выразила обеспокоенность относительно того, смогут ли ее дети хорошо интегрироваться в местную общину Харькова.
СММ продолжила наблюдать за ситуацией в Херсоне, Львове, Одессе, Ивано-Франковске, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. Ежедневный отчет СММ от 22 марта 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Когда патруль Миссии вел наблюдение в пункте пропуска на границе в Изварино, вооруженный член вооруженных формирований потребовал, чтобы наблюдатели покинули этот район.
Когда патруль Миссии вел наблюдение в пункте пропуска на границе вблизи Северного, член вооруженных формирований потребовал, чтобы наблюдатели покинули этот район.
Когда патруль Миссии вел наблюдение в пункте пропуска на границе неподалеку от Вознесеновки, член вооруженных формирований потребовал, чтобы наблюдатели покинули этот район.
Когда патруль Миссии вел наблюдение на железнодорожной станции «Красная Могила» в Вознесеновке, член вооруженных формирований потребовал, чтобы наблюдатели покинули этот район.
Три вооруженных лица не пропустили патруль Миссии через блокпост, расположенный в «Вольво-Центре» (неподконтрольный правительству, 9 км к северо-западу от центра Донецка).
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении каких-либо работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону о том, что он не располагает информацией относительно проведения на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 23 March 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region compared with the previous reporting period. Small arms were fired near an SMM patrol in Pikuzy. The Mission observed damage to civilian properties caused by shelling in Sakhanka. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske and observed an explosion near the Stanytsia Luhanska disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas and elsewhere, including, again, in border areas near Izvaryne, Sievernyi and Voznesenivka (near the border with the Russian Federation), and at a checkpoint near Donetsk city.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines near Poltavka. The Mission continued to facilitate access for workers to and from the Donetsk Filtration Station. In Kyiv, the SMM monitored a court hearing. In Kharkiv, the Mission followed up on the situation of internally displaced persons.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including more explosions (about 220), compared with the previous reporting period (about 105 explosions).
On the night of 22-23 March, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, four projectiles in flight from west to east, 14 undetermined explosions, four projectiles from west to east, nine muzzle flashes and two undetermined explosions, ten projectiles from east to west, a projectile in vertical flight, 17 projectiles from east to west and two muzzle flashes, all 0.5-2km south.
During the day on 23 March, positioned about 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for an hour, the SMM heard 26 undetermined explosions 10-15km north and two shots of small-arms fire 3-5km west. Positioned on the south-western edge of Yasynuvata for an hour and a half, the SMM heard 36 undetermined explosions and two bursts of heavy-machine-gun fire, all 4-7km west and north-west.
On the evening and night of 22-23 March, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about ten shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire 3-5km south-east and south-south-east, and 17 undetermined explosions and about 50 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-14km at directions ranging from south to west-south-west. The following day, while at the same location, the SMM heard seven undetermined explosions and about 40 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-10km east-south-east and south-east, as well as 37 undetermined explosions and about ten bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-10km at directions ranging from south to west-south-west.
On the evening and night of 22-23 March, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded, in sequence, three projectiles in flight from east to west, three undetermined explosions, two projectiles from east to west, two undetermined explosions and four projectiles from west to east, followed by totals of an undetermined explosion and 33 projectiles (32 from west to east and one from east to west), all 1-4km north.
During the day on 23 March, positioned 2.5km south-east of Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol), the SMM heard 12 explosions assessed as outgoing rounds of undetermined weapons and 12 bursts of heavy-machine-gun fire 1km east-north-east, as well as 12 undetermined explosions at undetermined distances south-east.
Positioned 2km south-east of Lebedynske (government-controlled, 16km east of Mariupol), the SMM heard about 19 undetermined explosions and about 170 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all at undetermined distances north-east.
Positioned 1km north-north-west of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol), the SMM heard three explosions assessed as impacts 2-4km south, seven explosions assessed as outgoing rounds 2-4km south-south-west and about 20 bursts of heavy-machine-gun fire 2-3km south-south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations (one explosion) compared with the previous reporting period (no explosions).
Small arms were fired near an SMM patrol (for previous incidents involving small-arms fire near the SMM, see SMM Daily Report 22 February 2018). Positioned in Pikuzy (non-government controlled, formerly Kominternove, 23km north-east of Mariupol), the SMM heard six minutes of uncountable overlapping shots of small-arms fire 300-500m south-west and west, assessed as an exchange of fire involving at least ten assault rifles (type undetermined). During the same period of time, the Mission heard impacts assessed as the ricochets of two bullets, 5-10m north of its position. The SMM immediately left the area.
On 22 March, the SMM observed fresh damage to civilian properties caused by shelling in Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol). At 1 Lenina Street, the SMM saw a fresh hole in the west-south-west-facing wall of a house, under which it saw a metal object on the ground assessed as a fuse of a 120mm mortar shell. Inside the house, the SMM saw bricks and plaster scattered on the floor next to the hole. The SMM assessed the damage as caused by a 120mm mortar shell fired from a west-south-westerly direction. Six residents separately told the SMM that shelling had occurred between 07:00 and 08:00 on the morning of 22 March. (The SMM has recently observed damage caused by shelling near civilian properties on the same street. See SMM Daily Report 21 March 2018.)
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 23 March, positioned just south of the wooden ramps of the broken section of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk), the SMM heard an undetermined explosion 1.5-2km east-south-east, assessed as outside the Stanytsia Luhanska disengagement area.
The same day, positioned in Petrivske, the SMM heard eight bursts of small-arms fire 2-3km south (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).
Positioned near the Zolote disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, the SMM saw four multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) near Poltavka (54km north-west of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government‑controlled areas, the SMM observed ten self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) for the first time and noted eight MLRS (BM-21), six towed howitzers (D-20, 152mm) and 11 self-propelled howitzers (2S3 Akatsiya, 152mm) as missing.
In a non-government-controlled area of Donetsk region, the SMM observed 13 towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) and noted 15 towed mortars (PM-38, 120mm) and 15 towed howitzers (D-30) as missing.
The SMM revisited a permanent storage site whose location was beyond the respective withdrawal lines in a government-controlled area of Donetsk region and noted that 53 tanks (T-64) and seven mortars (four 2B9M Vasilek, 82mm, and three PM-38) were again missing.
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[2] in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw an armoured personnel carrier (APC) (BTR-80) near Pervomaiske (17km north-west of Donetsk), two APCs (MT-LB) and two infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-1) near Muratove (51km north-west of Luhansk), five armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) near Novotoshkivske (53km west of Luhansk), and four IFVs (BMP-2) and an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) near Zolote.
The SMM continued to facilitate access of Voda Donbassa water company employees to and from the Donetsk Filtration Station to keep the station operational and monitored the security situation about 1km south-east from the station, where it observed a calm situation. (See SMM Daily Report 23 March 2018.)
The SMM visited four border areas not under government control. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for about 20 minutes, the SMM saw 47 cars (33 with Ukrainian, eight with Russian Federation, one with Georgian, one with Belarussian and one with Lithuanian licence plates, and three with “LPR” plates), a bus (with Ukrainian licence plates) and about 120 pedestrians in a queue to exit Ukraine, and a bus (with Ukrainian licence plates) and 15 pedestrians entering Ukraine. Again, the SMM was told to leave the area by a member of the armed formations.* (See SMM Daily Report 22 March 2018.)
While at a border crossing point near Sievernyi (50km south-east of Luhansk) for about ten minutes, the SMM saw eight pedestrians entering Ukraine. Again, the SMM was told to leave the area by a member of the armed formations.* (See SMM Daily Report 16 March 2018.)
While at a border crossing point near Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, 65km south-east of Luhansk) for 15 minutes, the SMM saw four cars (three with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates) and seven pedestrians entering Ukraine, and three cars (two with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates) exiting Ukraine. Again, the SMM was told to leave the area by a member of the armed formations.* (See SMM Daily Report 13 March 2018.)
While at the Chervona Mohyla railway station near Voznesenivka for about ten minutes, the SMM saw about 30 stationary cargo railway wagons (contents not visible). Again, the SMM was told to leave the area by a member of the armed formations.* (See SMM Daily Report 13 March 2018.)
In Kyiv, the SMM monitored a court hearing on a measure of restraint for a Member of Parliament (MP) whose immunity was lifted by Parliament on 22 March. (See SMM Daily Report 23 March 2018). The court ordered that the MP be held in pre-trial detention for 59 days without bail as per Articles 109 (actions aimed at forceful change or overthrow of the constitutional order or take-over of government) and 112 (trespass against life of a statesman or a public figure).
In Kharkiv, the SMM followed up on the situation of internally displaced persons (IDP). At an IDP modular camp in the outskirts of the city on 22 March, the administrator told the SMM that 357 IDPs (88 households) currently lived in the camp. An IDP couple (aged 40-45) told the SMM that they, together with their children, left Debaltseve (non-government-controlled 58km north-east of Donetsk) in November 2017 after their neighbours’ house had been damaged by shelling (for observations of ceasefire violations during this period, see, for example, SMM Daily Report 2 November 2017). The mother expressed concern about whether her children would be able to integrate well into the local community in Kharkiv.
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Odessa, Ivano-Frankivsk, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so (see SMM Daily Report 22 March 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
While present at a border crossing point in Izvaryne, an armed member of the armed formations demanded that the SMM leave the area.
At a border crossing point near Sievernyi, a member of the armed formations demanded that the SMM leave the area.
At a border crossing point near Voznesenivka, a member of the armed formations demanded that the SMM leave the area.
At the Chervona Mohyla railway station in Voznesenivka, a member of the armed formations demanded that the SMM leave the area.
At a checkpoint in Volvo Centre (non-government-controlled, 9km north-west of Donetsk city centre), three armed persons denied the SMM passage through the checkpoint.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding demining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.