Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. Доступ СММ оставался ограниченным как на этих трех участках, так и в других районах, в том числе около Новой Марьевки, Донецка и Изварино (неподалеку от границы с Российской Федерацией)*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода возле Лобачево и Боровского. СММ продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду работников к и из Донецкой фильтровальной станции.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], при этом отметив уменьшение количества взрывов (около 40) по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано примерно 80 взрывов.
Так, вечером 20 и в ночь на 21 марта, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 1 взрыв неопределенного происхождения и более 400 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия –– все на расстоянии 3–5 км к юго‑востоку и востоку.
Вечером 20 и в ночь на 21 марта камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 1 взрыв неопределенного происхождения, 10 снарядов с востока на запад, 2 взрыва неопределенного происхождения и 6 снарядов с востока на запад, а затем в общей сложности 31 взрыв неопределенного происхождения, 58 снарядов с востока на запад, 5 снарядов с запада на восток и 1 осветительную ракету — все в 0,5–1,5 км к югу.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушения режима прекращения огня, при этом не было зафиксировано ни одного взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 60 взрывов).
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Осуществляя наблюдение вблизи участков разведения в районах Станицы Луганской и Золотого, СММ отметила там спокойную обстановку.
Находясь возле участка разведения в районе Петровского, наблюдатели услышали громкий свист примерно в 300–500 метров к западу от их местонахождения, после чего они незамедлительно укрылись. Затем они сели в бронированные автомобили и отъехали на безопасное расстояние. По утверждениям находившегося поблизости члена вооруженных формирований, это был звук от запуска сигнальной ракеты, установленной на растяжку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
20 марта в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини‑аппарат (БПЛА) СММ вновь зафиксировал 3 танка (Т-64) в районе н. п. Лобачево (13 км к востоку от Луганска) (см. Ежедневный отчет СММ от 13 марта 2018 года). В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 3 буксируемые гаубицы (Д‑30 «Лягушка», 122 мм) около н. п. Боровское (65 км к северо‑западу от Луганска).
21 марта за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал 4 зенитных ракетных комплекса (С‑300ПТ) недалеко от н. п. Никольское (быв. Володарское, 97 км к югу от Донецка). Того же дня члены патруля Миссии видели 3 буксируемые гаубицы (Д‑30) возле н. п. Северодонецк (74 км к северо‑западу от Луганска) и 2 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) вблизи н. п. Калиновое (быв. Калинино, 65 км к юго‑западу от Донецка). 21 марта в неподконтрольных правительству районах наблюдатели видели 8 танков (один Т‑64, остальные неопределенного типа) в районе н. п. Мирное (28 км к юго‑западу от Луганска).
В тот же день команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Луганской области, расположенное в соответствии с линиями отвода, и отметила, что там по‑прежнему отсутствуют 7 буксируемых гаубиц (Д‑30).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2] в зоне безопасности. 21 марта в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 3 боевые машины пехоты (БМП‑2; две из которых были размещены во дворах частных домов) вблизи Золотого и еще одну (типа БМП), которая находилась возле н. п. Орехово‑Донецкое (44 км к северо‑западу от Луганска).
20 марта в неподконтрольных правительству районах мини‑БПЛА СММ зафиксировал 6 БМП-1, 1 бронетранспортер (МТ‑ЛБ) и 5 боевых бронированных машин в районе Лобачево. 21 марта наблюдатели видели 6 бронетранспортеров (пять МТ‑ЛБ и один БТР‑70) и 1 БМП‑2 в н. п. Первомайск (58 км к западу от Луганска), 2 МТ‑ЛБ (на одном из которых была установлена зенитная установка (ЗУ‑23, 23 мм)) неподалеку от н. п. Молодежное (63 км к северо‑западу от Луганска), 1 БТР‑80 рядом с н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, 50 км к западу от Луганска), 1 БТР‑80 возле н. п. Брянка (46 км к юго‑западу от Луганска) и 1 БТР‑80 вблизи н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, 23 км к северо‑востоку от Мариуполя).
Миссия продолжала содействовать обеспечению доступа и проезда работников КП «Компания «Вода Донбасса» к и из Донецкой фильтровальной станции, чтобы они могли поддерживать работу станции, а также осуществляла мониторинг ситуации с безопасностью на расстоянии около 1 км к юго‑востоку от станции, где отметила спокойную обстановку (см. Ежедневный отчет СММ от 21 марта 2018 года).
Патрули Миссии посетили три приграничных района, которые не контролируются правительством. Осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе в районе н. п. Изварино (52 км к юго‑востоку от Луганска) на протяжении примерно 20 минут, команда СММ видела, что из Украины вышли 4 мужчин и 6 женщин (35–45 лет), а в Украину вошел 1 мужчина. Член вооруженных формирований снова сказал наблюдателям, что им не разрешено находиться поблизости от данного пункта пропуска*. Находясь в пункте пропуска около н. п. Северный (52 км к юго‑востоку от Луганска) в течение примерно 15 минут, члены патруля Миссии видели, как в Украину вошли 4 мужчин и 2 женщины (35–45 лет). За период своего 10-минутного пребывания в пункте пропуска возле н. п. Новоазовск (102 км к юго‑востоку от Донецка), команда СММ видела, что из Украины выехали 12 грузовиков с крытыми грузовыми отсеками (1 с украинскими номерными знаками, а остальные с табличками «ДНР»), а в Украину въехал 1 автомобиль (с украинскими номерными знаками).
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Вооруженный член вооруженных формирований не пропустил патруль Миссии в н. п. Новая Марьевка (неподконтрольный правительству, 64 км к югу от Донецка), сославшись на приказы от своих «командиров».
В то время как патруль Миссии вел наблюдение в пункте пропуска на границе в районе Изварино, член вооруженных формирований потребовал, чтобы наблюдатели покинули данный район.
Член вооруженных формирований в западной части Донецка сообщил наблюдателям, что им не разрешено осматривать содержимое помещения склада, где они до этого видели тяжелое вооруженное, размещенное в нарушение линий отвода (см. Ежедневный отчет СММ от 16 февраля 2017 года).
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК в телефонном режиме сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 21 March 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region compared with the previous reporting period. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske. Its access remained restricted in all three disengagement areas and elsewhere, including near Nova Marivka, Donetsk city and Izvaryne (near the border with the Russian Federation).* The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines near Lobacheve and Borivske. The Mission continued to facilitate access for workers to and from the Donetsk Filtration Station.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including, however, fewer explosions (about 40), compared with the previous reporting period (about 80 explosions).
On the evening and night of 20-21 March, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM recorded an undetermined explosion and over 400 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire 3-5km south-east and east.
On the evening and night of 20-21 March, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, an undetermined explosion, ten projectiles in flight from east to west, two undetermined explosions and six projectiles from east to west, followed by totals of 31 undetermined explosions, 58 projectiles from east to west, five projectiles from west to east and an illumination flare, all 0.5-1.5km south.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations (no explosions) compared with the previous reporting period (about 60 explosions).
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned near the Stanytsia Luhanska and Zolote disengagement areas, the SMM observed calm situations.
Positioned near the Petrivske disengagement area, the SMM heard a loud whistling sound approximately 300-500m west of its position and immediately took cover. The SMM then moved to its armoured vehicles and withdrew to a safe distance. According to a member of the armed formations positioned nearby, the noise was from a tripwire-triggered signal rocket.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) again spotted three tanks (T-64) near Lobacheve (13km east of Luhansk) on 20 March. (See SMM Daily Report 13 March 2018.) In government-controlled areas, the SMM saw three towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) near Borivske (65km north-west of Luhansk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, an SMM mini-UAV spotted four surface-to-air missile systems (S-300PT) near Nikolske (formerly Volodarske, 97km south of Donetsk) on 21 March. The same day, the SMM saw three towed howitzers (D-30) near Sievierodonetsk (74km north-west of Luhansk) and two self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Kalynove (formerly Kalinine, 65km south-west of Donetsk). In non-government-controlled areas, the SMM saw eight tanks (one T-64, the remainder undetermined) near Myrne (28km south-west of Luhansk) on 21 March.
On 21 March, the SMM revisited a heavy weapons permanent storage site in a non-government-controlled area of Luhansk region whose location corresponded with the withdrawal lines and noted that seven towed howitzers (D-30) remain missing.
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[2] in the security zone. In government-controlled areas, on 21 March, the SMM saw three infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-2) – two of them in the yards of private houses – near Zolote and another IFV (BMP variant) near Orikhove-Donetske (44km north-west of Luhansk).
In non-government-controlled areas, on 20 March, an SMM mini-UAV spotted six IFVs (BMP-1), an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) and five armoured combat vehicles near Lobacheve. On 21 March, the SMM saw six APCs (five MT-LB and a BTR-70) and an IFV (BMP-2) in Pervomaisk (58km west of Luhansk), two APCs (MT-LB) – one with an anti-aircraft-gun (ZU-23, 23mm) mounted atop – near Molodizhne (63km north-west of Luhansk), an APC (BTR-80) near Kadiivka (formerly Stakhanov, 50km west of Luhansk), an APC (BTR-80) near Brianka (46km south-west of Luhansk) and an IFV (BTR-80) near Pikuzy (formerly Kominternove, 23km north-east of Mariupol).
The SMM continued to facilitate access of Voda Donbassa water company employees to and from the Donetsk Filtration Station to keep the station operational and monitored the security situation about 1km south-east from the station, where it observed a calm situation. (See SMM Daily Report 21 March 2018.)
The SMM visited three border areas not under government control. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for about 20 minutes, the SMM saw four men and six women (aged 35-45) exit and one man enter Ukraine. Again, the SMM was told it was not permitted to be near the border crossing point by a member of the armed formations.* While at a border crossing point near Sievernyi (52km south-east of Luhansk) for about 15 minutes, the SMM saw four men and two women (aged 35-45) enter Ukraine. While at a border crossing point near Novoazovsk (102km south-east of Donetsk), for ten minutes, the SMM saw 12 covered cargo trucks (one with Ukrainian licence plates and the remainder with “DPR” plates) exit Ukraine and a car with Ukrainian licence plates enter Ukraine.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi, and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
An armed member of the armed formations prevented the SMM from entering Nova Marivka (non-government-controlled, 64km south of Donetsk), citing orders from his “superiors.”
While present at a border crossing point in Izvaryne, a member of the armed formations demanded that the SMM leave the area.
In western Donetsk city, a member of the armed formations told the SMM it was not allowed to look inside a warehouse where it previously saw heavy weapons in violation of withdrawal lines. (See SMM Daily Report 16 February 2017.)
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.