Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели зафиксировали повреждения в результате обстрелов вблизи жилых районов в Саханке и Долгом. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. Доступ наблюдателей как на этих участках, так и в других районах, в частности вблизи Изварино в пункте пропуска неподалеку от границы с Российской Федерацией, оставался ограниченным*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода. Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на насосной станции вблизи Артема и на линиях электропередачи возле Светлодарска, а также продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду работников к и из Донецкой фильтровальной станции. Команда СММ посетила один приграничный район, который не контролируется правительством*.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 80 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 65 взрывов).
Так, вечером 19 и в ночь на 20 марта камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 1 снаряд с запада на восток, 3 взрыва неопределенного происхождения, 1 снаряд с запада на восток, 2 взрыва неопределенного происхождения и 6 снарядов с востока на запад, а затем в общей сложности 15 взрывов неопределенного происхождения, 9 снарядов с запада на восток и 2 снаряда с востока на запад — все на расстоянии 0,5–1,5 км к югу.
Вечером 19 и в ночь на 20 марта камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала (в хронологической последовательности) 1 взрыв неопределенного происхождения и 90 снарядов с запада на восток — все в 1–4 км к северу.
Вечером 19 и в ночь на 20 марта, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели зафиксировали 4 взрыва неопределенного происхождения и около 25 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 6–10 км к юго-востоку, югу и юго-западу.
В течение дня 20 марта, находясь примерно в 2 км к востоко-юго-востоку от н. п. Курдюмовка (подконтрольный правительству, 54 км к северу от Донецка), наблюдатели слышали 10 взрывов, оцененных как выстрелы из вооружения неустановленного типа, 5 взрывов — как разрывы минометных мин (82 мм), а также 7 взрывов неопределенного происхождения и более 100 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 3–5 км к югу.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня (в частности 64 взрыва) по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда СММ не зафиксировала ни одного такого нарушения.
Так, осуществляя наблюдение в примерно 1,5 км к северо-востоку от н. п. Муратово (подконтрольный правительству, 51 км к северо-западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 33 взрыва неопределенного происхождения, около 350 очередей из крупнокалиберного пулемета и 60 выстрелов из стрелкового оружия на расстоянии 2–3 км к западу, а также 200 выстрелов из стрелкового оружия в 5–6 км к северо-западу.
СММ зафиксировала повреждения в результате обстрелов вблизи гражданских объектов в жилых районах. В н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя) команда Миссии видела 4 свежих места огневого поражения возле дома № 13 на улице Ленина, где повреждения уже были зафиксированы ранее (см. Ежедневный отчет СММ от 20 марта 2018 года). Первое место огневого поражения (воронка) находилось в поле в 50 метрах к северу от дома. Второе место огневого поражения (также воронка) было зафиксировано на расстоянии 30 метров к западу от первой воронки. Кроме того, наблюдатели видели осколочные повреждения деревянного забора менее чем в 3 метрах к югу от воронки. Третье место огневого поражения находилось во дворе, в 15 метрах от дома: дерево было повреждено, ветки диаметром до 4 см были сломаны. Команда СММ видела более 20 углублений диаметром до 5 см в почве вокруг дерева. Члены патруля Миссии определили, что эти повреждения образовались вследствие разрыва снаряда, попавшего в дерево. Четвертое место огневого поражения находилось во дворе в 20 метрах к западу от третьего. Наблюдатели видели углубления диаметром до 5 см в почве, а также осколочные повреждения стоявшего неподалеку металлического контейнера и бетонной опоры. По их оценке, все повреждения образовались в результате разрывов минометных мин (120 мм), выпущенных с юго-юго-западного направления.
Примерно в 250 метрах к северу от дома наблюдатели видели объект «ДНР», на территории которого стояла боевая машина пехоты (БМП-1) и стоял на страже вооруженный член «ДНР».
В н. п. Долгое (неподконтрольный правительству, 22 км к северо-западу от Луганска) член вооруженных формирований показал наблюдателям свежее место огневого поражения на заснеженном поле. По оценке СММ, оно достигало 3 м в ширину и образовалось вследствие разрыва снаряда, выпущенного с северо-западного направления. Приблизительно в 100 метрах от места огневого поражения находился жилой дом. Наблюдатели не смогли провести дальнейшую оценку по соображениям безопасности.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Осуществляя наблюдение вблизи участков разведения в районах Станицы Луганской, Золотого и Петровского, СММ отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
20 марта в подконтрольном правительству районе беспилотный летательный мини-аппарат (мини-БПЛА) СММ зафиксировал такие нарушения линий отвода: миномет (2Б11 «Сани», 120 мм), развернутый на северо-восток и частично укрытый маскировочной сеткой, на северо-западной стороне н. п. Николаевка (40 км к югу от Донецка).
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 9 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), стоявших на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска); 7 реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ-27 «Ураган», 220 мм) и машины обеспечения, погруженные на развернутый к юго-востоку состав в н. п. Сосновое (121 км к северу от Донецка); а также 2 зенитный ракетных комплекса (С-300) возле н. п. Никольское (быв. Володарское, 21 км к северо-западу от Мариуполя); зенитный ракетный комплекс (9K33 «Оса») на военном грузовике, следовавшем на северо-восток возле н. п. Лисичанск (77 км к северо-западу от Луганска); и 2 зенитный ракетных комплекса (9K35 «Стрела-10»), двигавшихся в восточном направлении возле н. п. Селидово (41 км к северо-западу от Донецка).
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения в неподконтрольных правительству районах СММ зафиксировала 6 буксируемых гаубиц (Д-30 «Лягушка», 122 мм) и 6 танков (пять T-64 и один Т-72) возле н. п. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска), а также 5 танков (четыре T‑64 и один неустановленного типа) вблизи н. п. Круглик (31 км к юго-западу от Луганска).
Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленного СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах наблюдатели вновь посетили 4 места размещения отведенного тяжелого вооружения и отметили, что все они по-прежнему не используются и там, как и прежде, отсутствуют 64 буксируемые гаубицы (пятьдесят восемь 2А65 «Мста-Б», 152 мм, и шесть 2A36 «Гиацинт-Б», 152 мм) и 11 РСЗО (БМ-21 «Град», 122 мм).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2] в пределах зоны безопасности. 20 марта в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 5 БМП-2 возле Николаевки и 2 БМП-2 вблизи н. п. Новоигнатовка (40 км к югу от Донецка). Наблюдатели видели военный грузовик, который буксировал укрытую брезентом зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) возле н. п. Луганское (59 км к северо-востоку от Донецка).
В неподконтрольных правительству районах наблюдатели зафиксировали 2 бронетранспортера (МТ-ЛБ) и две бронированные машины (типа БМП), стоявшие на территории объекта, а также 3 МТ-ЛБ, которые стояли за пределами объекта возле н. п. Первомайск (58 км к западу от Луганска), и 1 МТ-ЛБу в н. п. Веселая Гора (16 км к северу от Луганска).
Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на насосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска). С обеих сторон от линии соприкосновения наблюдатели осуществляли мониторинг ремонтных работ на линиях электропередачи возле Светлодарска. СММ продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к и из Донецкой фильтровальной станции для обеспечения ее функционирования. Наблюдатели также осуществляли мониторинг ситуации с безопасностью с позиции на автодороге Н20 примерно в 1 км к юго-востоку от станции (см. Ежедневный отчет СММ от 20 марта 2018 года).
Миссия посетила один приграничный район, который не контролируется правительством. Находясь в пункте пропуска на границе возле н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска), наблюдатели видели, что в Украину въехал 1 автобус. Член вооруженных формирований вновь сказал патрулю Миссии покинуть этот район*.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Когда наблюдатели осуществляли мониторинг в пункте пропуска на границе вблизи Изварино, член «ЛНР» потребовал, чтобы патруль Миссии покинул этот район.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что не владеет информацией о проведении работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что он не владеет информацией о проведении на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженного формирования, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 20 March 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The SMM observed damage near residential areas as a result of shelling in Sakhanka and Dovhe. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske. Its access remained restricted there and elsewhere, including in Izvaryne at a border crossing point near the border with the Russian Federation.* The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to a pumping station near Artema, power lines near Svitlodarsk and continued to facilitate access for workers to and from the Donetsk Filtration Station. The SMM visited a border area outside of government control.*
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 80 explosions, compared with the previous reporting period (about 65 explosions).
On the evening and night of 19-20 March, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, a projectile in flight from west to east, three undetermined explosions, a projectile from west to east, two undetermined explosions, and six projectiles from east to west, followed by totals of 15 undetermined explosions, nine projectiles west to east and two projectiles east to west, all 0.5-1.5km south.
On the evening and night of 19-20 March, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded, in sequence, an undetermined explosion and 90 projectiles in flight from west to east, all 1-4km north.
On the evening and night of 19-20 March, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM recorded four undetermined explosions and about 25 bursts of heavy-machine-gun fire, all 6-10km south-east, south and south-west.
During the day on 20 March, positioned about 2km east-south-east of Kurdiumivka (government-controlled, 54km north of Donetsk), the SMM heard ten explosions assessed as outgoing rounds of an undetermined weapon, five explosions assessed as impacts of mortar (82mm) rounds, seven undetermined explosions, and over 100 bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-5km south.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including 64 explosions, compared to the previous reporting period (no ceasefire violations).
Positioned about 1.5km north-east of Muratove (government-controlled, 51km north-west of Luhansk), the SMM heard 33 undetermined explosions, about 350 bursts of heavy-machine-gun and 60 shots of small-arms fire 2-3km west and 200 shots of small-arms fire 5-6km north-west.
The SMM observed damage due to shelling near civilian properties in residential areas. In Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), the SMM observed four fresh impact sites near a house at 13 Lenina Street where it had previously observed damage (see SMM Daily Report 20 March 2018). The first impact site, a crater, was located 50m north of the house in a field. The second impact site, also a crater, was 30m west of the first crater. The SMM also saw shrapnel damage to a wooden fence less than 3m south of the crater. The third impact site was 15m north of the house in the courtyard: a tree in the courtyard had been damaged and branches of up to 4cm in diameter were broken. The SMM saw more than 20 holes in the soil around the tree up to 5cm in diameter. The SMM assessed that this damage was caused by a round exploding in the tree above ground level. The fourth impact site was 20m west from the third impact site in the courtyard. The SMM saw holes on the ground up to 5cm in diameter and shrapnel damage to a nearby metal shipping container and a concrete pole. The SMM assessed that all of the damage was caused by explosions of 120mm mortar rounds fired from a south-south-westerly direction.
Approximately 250m north of the house, the SMM saw a “DPR” compound with an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-1) parked inside and an armed “DPR” member on guard.
In Dovhe (non-government-controlled, 22km north-west of Luhansk), a member of the armed formations showed the SMM a fresh impact in a snowy field, which the SMM assessed as approximately 3m wide and caused by a round fired from a north-westerly direction. A residential building was approximately 100m away. The SMM was not able to make further assessments due to security considerations.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned near the Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske disengagement areas the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted, on 20 March, a mortar (2B11 Sani, 120mm) facing north-east and partially covered by camouflage on the north-western side of Mykolaivka (40km south of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in government-controlled areas, the SMM saw nine self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) stationary at a train station in Rubizhne (84km north-west of Luhansk), seven multiple launch rocket systems (BM-27 Uragan, 220mm) and supporting vehicles loaded on a train facing south-east in Sosnove (121km north of Donetsk), two surface-to-air missile systems (S-300) near Nikolske (formerly Volodarske, 21km north-west of Mariupol), a surface-to-air missile system (9K33 Osa) near Lysychansk (77km north-west of Luhansk) mounted on a military truck and traveling north-east, and two surface-to-air missile systems (9K35 Strela-10) near Selidove (41km north-west of Donetsk) traveling east.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in non-government-controlled areas, the SMM saw six towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) and six tanks (five T-64 and one T-72) near Myrne (28km south-west of Luhansk) and five tanks (four T-64 and one undetermined) near Kruhlyk (31km south-west of Luhansk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. The SMM revisited four heavy weapons holding areas in government-controlled areas and found them all abandoned and that 64 towed howitzers (58 2A65 Msta-B, 152mm and six 2A36 Giatsint-B, 152mm) and 11 MLRS (BM-21 Grad, 122mm) continued to be missing.
The SMM observed armoured combat vehicles and anti-aircraft gun[2] in the security zone. In government-controlled areas, an SMM mini-UAV spotted, on 20 March, five IFVs (BMP-2) near Mykolaivka, and two IFVs (BMP-2) near Novohnativka (40km south of Donetsk). The SMM saw a military truck towing an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) covered by tarpaulin near Luhanske (59km north-east of Donetsk)
In non-government-controlled areas, the SMM observed two armoured personnel carriers (APC) (MT-LB) and two IFVs (BMP variants) parked inside a compound and three APCs (MT-LB) parked outside the compound near Pervomaisk (58km west of Luhansk) and an APC (MT-LBu) in Vesela Hora (16km north of Luhansk).
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to a pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk). From both sides of the contact line, the SMM monitored repairs to power lines near Svitlodarsk. The SMM continued to facilitate access of Voda Donbassa water company employees to and from the Donetsk Filtration Station to keep the station operational and monitored the security situation about 1km south-from the station, on road H20. (See SMM Daily Report 20 March 2018.)
The SMM visited a border area not under government control. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk), the SMM observed a bus entering Ukraine. Again, the SMM was told to leave the area by a member of the armed formations.*
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi, and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Coordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
While present at a border crossing point in Izvaryne, an “LPR” member demanded that the SMM leave the area.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding demining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.