Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих участках, так и в других районах, в том числе снова к трем участкам вблизи границы с Российской Федерацией в неподконтрольных правительству районах Луганской области, а также недалеко от Патриотичного*. СММ зафиксировала наличие вооружения, расположенного в нарушение линий отвода в подконтрольном правительству районе. Миссия способствовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на водонасосной станции в Артема и на водозаборных станциях в Красном Лимане. В Харьковской области команда СММ уточняла сообщения об обмене пограничниками между Украиной и Российской Федерацией.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при этом зафиксировав меньшее количество взрывов (около 50 по сравнению с 72 соответственно).
Вечером 1 и ночью 2 марта камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала 66 снарядов с запада на восток и 9 взрывов неопределенного происхождения — все в 0,5–3 км к югу. Во второй половине дня 2 марта та же камера зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 1 снаряд с востока на запад, 3 снаряда с запада на восток и 6 снарядов с востока на запад, а затем в общей сложности 6 снарядов с запада на восток, 4 взрыва неопределенного происхождения и выпущенную вверх осветительную ракету — все в 0,5–3 км к югу.
Ночью 2 марта камера СММ в н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) зафиксировала 2 снаряда с юга на север, 1 снаряд с севера на юг и 2 взрыва неопределенного происхождения — все на неустановленном расстоянии к юго-востоку. В течение дня, патрулируя на юго-западной окраине Авдеевки в течение приблизительно 5 часов, члены патруля Миссии слышали 12 взрывов неопределенного происхождения в 3–5 км к юго-юго-востоку.
Днем 2 марта, осуществляя наблюдение на железнодорожном вокзале в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) на протяжении около 5 часов, команда СММ слышала 13 взрывов неопределенного происхождения и более 70 очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все в 2–5 км к западу. Находясь в н. п. Докучаевск (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка), члены патруля Миссии слышали 170 выстрелов из стрелкового оружия в 1–2 км к западу.
Ночью 2 марта камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала (в хронологической последовательности) 1 снаряд с запада на восток, 2 — с востока на запад, 1 — с запада на восток, 4 — с востока на запад, 1 — с запада на восток и 4 — с востока на запад — все в 1–4 км к северу. Патрулируя в 3 км к юго-западу от н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя), команда СММ слышала 8 взрывов, оцененных как выстрелы, а также 23 очереди из крупнокалиберного пулемета — все в 3–7 км к востоку.
В Луганской области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при этом зафиксировав практически аналогичное количество взрывов (34 относительно 35 соответственно).
Находясь на восточной окраине н. п. Деменково (подконтрольный правительству, 42 км к северо-западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 22 взрыва неопределенного происхождения и 55 очередей из крупнокалиберного пулемета в 5–7 км к северо-западу. Патрулируя в н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали 10 взрывов неопределенного происхождения в 10 км к юго-западу.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Патрулируя недалеко от участков разведения в районе Станицы Луганской, Золотого и Петровского, наблюдатели отметили там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
28 февраля в подконтрольном правительству районе беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия зафиксировал 3 буксируемые гаубицы (Д-30, 122 мм) рядом с жилыми домами к востоку от н. п. Николаевка Вторая (55 км к северу от Донецка), что является нарушением линий отвода.
В подконтрольном правительству районе за линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения члены патруля Миссии видели миномет (ПM-38, 120 мм), погруженный на военный грузовик в н. п. Лисичанск (75 км к северо-западу от Луганска).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2], а также другие признаки присутствия сил и средств военного типа в зоне безопасности. 28 февраля в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 4 боевые машины пехоты (БМП-2) недалеко от Николаевки Второй. 2 марта команда СММ видела 2 БМП-1 и 2 бронированные разведывательные машины (одну БРДМ-2 и одну БРМ-1К) около н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска), 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) на грузовике-платформе вблизи н. п. Счастье (20 км к северу от Луганска), 2 разведывательно-дозорные машины (БРДМ-1) возле н. п. Орехово-Донецкое (44 км к северо-западу от Луганска), 1 БТР-3 в Авдеевке и 7 БМП-2 в районе н. п. Майорск (45 км к северо-востоку от Донецка).
1 марта в неподконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ зафиксировал 17 бронированных машин (семь БМП-1, шесть БМП-2 и четыре типа БМП), 10 бронетранспортеров (один БТР-80, один БТР-70 и восемь MT-ЛБ), 3 минных трала (КМТ-9), а также другие транспортные средства военного типа в Донецке.
Миссия способствовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на Петровской водонасосной станции в н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на водозаборных станциях в н. п. Красный Лиман (неподконтрольный правительству, 30 км к северо-западу от Луганска).
Наблюдатели добрались к трем пограничным районам, которые не контролируются правительством, но члены вооруженных формирований не предоставили им доступа к этим районам (см. ниже)*.
В Харьковской области Миссия уточняла сообщения в СМИ об обмене пограничниками между Украиной и Российской Федерацией. В пункте пропуска на границе вблизи н. п. Гоптовка (33 км к северу от Харькова) команда СММ видела автоколонну в составе 7 автомобилей и 2 машин скорой помощи (все с военными номерными знаками Украины), которая двигалась от пункта пропуска в направлении расположенного рядом летного поля. Позже сотрудник Государственной пограничной службы Украины сообщил СММ о завершении обмена.
Миссия продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
В пункте пропуска на границе вблизи н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) член «ЛНР» снова сказал членам патруля Миссии покинуть этот район, ссылаясь на приказы от своих «командиров».
В пункте пропуска на границе около н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска) член «ЛНР» снова сказал членам патруля Миссии покинуть этот район.
Член «ЛНР» опять не предоставил наблюдателям доступа к железнодорожной станции «Красная Могила» возле Вознесеновки, ссылаясь на то, что это приграничный район.
Вооруженный член «ДНР» отказал патрулю СММ в доступе на территорию объекта неподалеку от н. п. Патриотическое (неподконтрольный правительству, 35 км к северо-востоку от Мариуполя). Когда наблюдатели обратили внимание на то, что такой отказ будет рассматриваться как ограничение свободы их передвижения, вооруженный член сказал, что он знает об этом и это не его забота.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член «ЛНР», находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону, что он не располагает информацией о каких-либо работах по разминированию в данном районе за предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что он не владеет информацией относительно проведения работ по разминированию за предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что он не располагает информацией о каких-либо работах по разминированию в данном районе за предыдущие сутки. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
Доступ при условии:
В н. п. Николаевка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Мариуполя) вооруженный член «ДНР» следовал за патрулем Миссии по всему населенному пункту на расстоянии четырех метров.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камеры СММ, установленные на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке и на шахте «Октябрь», не функционировали.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 2 March 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske. Its access remained restricted there and elsewhere, including, again, at three areas near the border with the Russian Federation in non-government-controlled areas of Luhansk region, as well as near Patriotychne.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines in a government-controlled area. The Mission facilitated and monitored repair works to a water pumping station in Artema and to water wells in Krasnyi Lyman. In Kharkiv, the SMM followed up on reports of an exchange of border guard officers between Ukraine and the Russian Federation.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including, however, fewer explosions (about 50), compared with the previous reporting period (72 explosions).
On the evening and night of 1-2 March, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded 66 projectiles in flight from west to east and nine undetermined explosions, all 0.5-3km south. On the late afternoon of 2 March, the same camera recorded, in sequence, a projectile in flight from east to west, three projectiles from west to east and six projectiles from east to west, followed by totals of six projectiles from west to east, four undetermined explosions and an illumination flare in vertical flight, all 0.5-3km south.
On the early morning of 2 March, the SMM camera in Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), recorded two projectiles in flight from south to north, a projectile from north to south and two undetermined explosions, all at undetermined distances south-east. During the day, positioned at the south-western edge of Avdiivka for about five hours, the SMM heard 12 undetermined explosions 3-5km south-south-east.
During the day on 2 March, positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about five hours, the SMM heard 13 undetermined explosions and more than 70 bursts and shots of small-arms fire, all 2-5km west. Positioned in Dokuchaievsk (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk) the SMM heard 170 shots of small-arms fire 1-2km west.
On the early morning of 2 March, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded projectiles in flight, in sequence: one from west to east, two from east to west, one from west to east, four from east to west, one from west to east and four from east to west, all 1-4km north. Positioned 3km south-west of Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol) the SMM heard eight explosions assessed as outgoing rounds and 23 bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-7km east.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including, however, a similar number of explosions (34), compared with the previous reporting period (35 explosions).
Positioned on the eastern edge of Demenkove (government-controlled, 42km north-west of Luhansk) the SMM heard 22 undetermined explosions and 55 bursts of heavy-machine-gun fire 5-7km north-west. Positioned in Molodizhne (non-government-controlled, 63km north-west of Luhansk) the SMM heard ten undetermined explosions 10km south-west.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned near the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske, the SMM noted calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons, in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of the withdrawal lines, in a government-controlled area, an SMM mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) on 28 February spotted three towed howitzers (D-30, 122mm) near residential buildings east of Mykolaivka Druha (55km north of Donetsk).
Beyond withdrawal lines, but outside designated storage sites, in a government-controlled area, the SMM saw a mortar (PM-38, 120mm) loaded on a military truck in Lysychansk (75km north-west of Luhansk).
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun, [2] as well as other indications of military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, an SMM mid-range UAV on 28 February spotted four infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-2) near Mykolaivka Druha. On 2 March, the SMM saw two IFVs (BMP-1) and two armoured reconnaissance vehicles (a BRDM-2 and a BRM-1K) near Popasna (69km west of Luhansk), an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) on a flatbed truck near Shchastia (20km north of Luhansk), two reconnaissance vehicles (BRDM-1) near Orikhove-Donetske (44km north-west of Luhansk), an IFV (BTR-3) in Avdiivka and seven IFVs (BMP-2) near Maiorsk (45km north-east of Donetsk).
In a non-government-controlled area, an SMM mini-UAV on 1 March spotted 17 IFVs (seven BMP-1, six BMP-2 and four BMP-variant), ten armoured personnel carriers (one BTR-80, one BTR-70 and eight MT-LB), three mine clearing devices (KMT-9) and other military-type vehicles in Donetsk city.
The SMM monitored and facilitated repair works to the Petrivske pumping station in Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and to water wells in Krasnyi Lyman (non-government-controlled, 30km north-west of Luhansk).
The SMM reached three border areas not under government control, but was denied access by members of the armed formations (see below).*
In Kharkiv region, the SMM followed up on media reports of an exchange of border guard officers between Ukraine and the Russian Federation. At the international border crossing point near Hoptivka (33km north of Kharkiv), the Mission saw a convoy of seven cars and two ambulances (all with Ukrainian military licence plates) moving from the border crossing point towards a nearby airfield. Later, a State Border Guard Service officer told the SMM that the exchange had been completed.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk), an “LPR” member, citing orders from “superiors” again told the SMM that it had to leave the area.
At a border crossing point near Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, 65km south-east of Luhansk), an “LPR” member again told the SMM that it had to leave the area.
An “LPR” member again denied the SMM access to the Chervona Mohyla railway station near Voznesenivka, saying that it was a border area.
An armed “DPR” member denied the SMM access to a compound near Patriotychne (non-government-controlled, 35km north-east of Mariupol). When the Mission noted that such denial would be a restriction to its freedom of movement, the armed member said he was aware of it and that was not his concern.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An “LPR” member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said that he had no information regarding any de-mining in the area in the last 24 hours. The SMM informed the JCCC.
Conditional access:
In Mykolaivka (non-government-controlled, 39km north-east of Mariupol), an armed “DPR” member followed the SMM around the village at a distance of four meters.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM cameras at the entry-exit checkpoint in Marinka and at the Oktiabr mine were not operational during the reporting period.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.