Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области по сравнению с предыдущими сутками, при этом в Луганской области не было зафиксировано ни одного такого нарушения. Миссия уточняла сообщения о жертве среди гражданского населения в Пикузах. Наблюдатели зафиксировали повреждения гражданских объектов вследствие обстрела в жилых районах Саханки. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. Доступ наблюдателей как на этих участках, так и в других районах, в частности на блокпостах возле Оленовки и Старомихайловки, оставался ограниченным*. Миссия зафиксировала наличие вооружения, размещенного в нарушение линий отвода вблизи Ломакино. СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на водонасосной станции вблизи Артема, а также продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду работников к и из Донецкой фильтровальной станции. В Одессе команда Миссии осуществляла мониторинг мирного собрания.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, в частности, приблизительно 65 взрывов по сравнению с предыдущими сутками (около 30 взрывов).
Так, вечером 18 марта камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала 1 снаряд с запада на восток в 0,5–3 км к югу.
Ночью 19 марта камера СММ, установленная в контрольном пункте въезда-выезда в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка), зафиксировала 7 взрывов неопределенного происхождения в 1–3 км к северу.
Вечером 18 и в ночь на 19 марта камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя) зафиксировала (в хронологической последовательности) 1 взрыв неопределенного происхождения, 13 снарядов с запада на восток и 3 снаряда с востока на запад, а затем в общей сложности 73 снаряда (3 с востока на запад и 70 с запада на восток) — все в 1–4 км к северу.
Вечером 18 марта, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели зафиксировали 10 взрывов неопределенного происхождения и около 240 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 4–8 км к юго-востоку. В течение дня 19 марта команда Миссии слышала 13 взрывов неопределенного происхождения в 7–8 км к юго-востоку.
В первой половине дня 19 марта, осуществляя мониторинг в микрорайоне Трудовские Петровского района Донецка (неподконтрольный правительству, 15 км к юго-западу от центра города) в течение приблизительно 1 часа, члены патруля СММ слышали 5 взрывов неопределенного происхождения в 1,5 км к юго-западу.
Ведя наблюдение на железнодорожном вокзале в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) на протяжении около 5 часов, команда Миссии слышала 2 взрыва неопределенного происхождения и 6 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 1–8 км к юго-западу и западу.
Осуществляя мониторинг ситуации на блокпосте, расположенном на южной окраине н. п. Оленовка (неподконтрольный правительству, 25 км к юго-западу от Донецка) в течение примерно 2 часов, наблюдатели слышали 4 взрыва неопределенного происхождения в 3–6 км к юго-западу.
Пребывая в 2 км к юго-востоку от н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 93 км к югу от Донецка) на протяжении примерно 2 часов, члены патруля Миссии слышали 14 взрывов неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к северо-востоку и юго-востоку.
Находясь в 3 км к юго-западу от н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя) в течение ориентировочно 1 часа, команда СММ слышала 2 взрыва, оцененных как выстрелы в 2 км к востоку, а также 4 взрыва (один оцененный как разрыв снаряда, один — как выстрел и 2 неопределенного происхождения) и 7 выстрелов из стрелкового оружия — все на неустановленном расстоянии к востоко-северо-востоку и к востоко-юго-востоку.
В Луганской области Миссия констатировала отсутствие нарушений режима прекращения огня[2]. СММ также не зафиксировала ни единого нарушений режима прекращения огня в Луганской области за предыдущие сутки.
Миссия уточняла сообщения о жертве среди гражданского населения в н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя). 19 марта женщина (в возрасте 50–60 лет) сообщила команде СММ, что 14 марта, примерно в 12:00, она стояла на улице Ахматовой в Пикузах, когда пуля задела ее в области брюшной полости. Женщина показала наблюдателям гематому в области брюшной полости. Собеседница добавила, что пуля срикошетила от металлической двери расположенного поблизости магазина. Члены патруля Миссии видели свежие следы от рикошета пули на металлической двери магазина на улице Ахматовой. По их оценке, выстрел был произведен с северно-западного направления.
СММ зафиксировала повреждения гражданских объектов в жилых районах. В н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, в 24 км к северо-востоку от Мариуполя) члены патруля Миссии видели 3 свежих места огневого поражения. Наблюдатели видели свежую воронку на дорожном покрытии примерно в 40 метрах к юго-востоку от одноэтажного дома на ул. Гавриленко, 26. По их оценке, воронка образовалась в результате разрыва минометной мины (120 мм), выпущенной с юго-западного направления. Мужчина (в возрасте 40–50 лет), представившийся жильцом дома, сообщил команде СММ, что 17 марта, ориентировочно в 22:00, в этом районе произошел обстрел. Приблизительно в 60 метрах к востоку от дома наблюдатели видели свежие следы от шасси бронетранспортера (МТ-ЛБ), ведущие на восток. На улице Ленина наблюдатели видели 2 свежие воронки во дворе примерно в 6 метрах к востоку от ближайшего жилого дома. По их оценке, воронки образовались в результате разрывов минометных мин (120 мм), выпущенных с юго-западного направления. Члены патруля Миссии видели осколочные повреждения на западных стенах дома и с западной стороны забора, расположенного примерно в 10 метрах к западу от дома.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
19 марта, осуществляя мониторинг вблизи участков разведения в районах Станицы Луганской и Золотого, Миссия отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
17 марта в подконтрольном правительству районе беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал 2 зенитных ракетных комплекса (9К35 «Стрела-10») вблизи н. п. Ломакино (93 км к югу от Донецка), размещенных там в нарушение линий отвода.
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения в подконтрольном правительству районе команда Миссии видела 4 буксируемые гаубицы (одну 2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм, одну 2А65 «Мста-Б», 152 мм, и еще две неустановленного типа), а также 1 самоходную гаубицу (2С1 «Гвоздика», 122 мм), которые стояли на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины и зенитные установки[3] в пределах зоны безопасности. 17 марта в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал 5 зенитных самоходных установок (ЗСУ-23-4 «Шилка», 23 мм) возле Ломакино. 19 марта в неподконтрольных правительству районах команда СММ видела 4 боевые машины пехоты (БМП-1) вблизи н. п. Новоласпа (50 км к югу от Донецка).
СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на водонасосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска). Миссия продолжала содействовать обеспечению доступа и проезду сотрудников КП «Компания «Вода Донбасса» к и из Донецкой фильтровальной станции для обеспечения ее функционирования. Наблюдатели также осуществляли мониторинг ситуации с безопасностью с позиции на автодороге Н20 примерно в 1 км к юго-востоку от станции (см. Ежедневный отчет СММ от 19 марта 2018 года).
Патрули СММ посетили два неподконтрольных правительству приграничных района. Примерно за 25 минут наблюдения в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Мариновка (78 км к востоку от Донецка) команда Миссии видела, что из Украины выехали 8 автомобилей (5 с украинскими номерными знаками, 3 с табличками «ДНР»), а также вышел 1 пешеход (мужчина в возрасте 30–40 лет). Наблюдатели также видели, что в Украину вошли 2 пешехода (мужчины в возрасте 50–60 лет) и въехали 2 автомобиля (с украинскими номерными знаками).
Осуществляя мониторинг в пункте пропуска неподалеку от н. п. Новоазовск (102 км к юго-востоку от Донецка) в течение примерно 30 минут, члены патруля Миссии видели, что из Украины выехал 1 автомобиль (с украинскими номерными знаками), а в Украину въехал 1 автомобиль (также с украинскими номерными знаками).
18 марта в Одессе наблюдатели видели около 150 человек (преимущественно мужчины разных возрастных групп), собравшихся возле памятника Дюку на Приморском бульваре. Некоторые из участников собрания держали государственные флаги Украины, красно-черные флаги и флаги политической партии, а также плакаты с надписями (на украинском языке) с критикой в адрес правительства. По наблюдениям СММ, на месте проведения собрания пребывали 4 полицейских и 2 бойца Национальной гвардии. Собрание завершилось без каких-либо инцидентов.
Миссия продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 17 марта 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Рядом с блокпостом возле Оленовки член «ДНР» не разрешил патрулю Миссии осуществить полет мини-БПЛА над данным районом.
Вооруженный член «ДНР» на блокпосте, расположенном в районе н. п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка), отказал патрулю Миссии в проезде.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что он не владеет информацией о проведении работ по разминированию за предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям, что он не владеет информацией о проведении работ по разминированию на этом участке за предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] В течение отчетного периода способность СММ осуществлять патрулирование была ограничена в связи с неблагоприятными погодными условиями.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 19 March 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region compared with the previous 24 hours and no ceasefire violations in Luhansk region. The SMM followed up on reports of a civilian casualty in Pikuzy. It observed damage to civilian properties in residential areas of Sakhanka caused by shelling. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske. Its access remained restricted there and elsewhere, including at checkpoints near Olenivka and Staromykhailivka.* The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines near Lomakyne. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to a pumping station near Artema and continued to facilitate access for workers to and from the Donetsk Filtration Station. The SMM monitored a peaceful gathering in Odessa.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 65 explosions, compared with the previous 24 hours (about 30 explosions).
On the evening of 18 March, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded a projectile in flight from west to east 0.5-3km south.
On the evening and night of 18-19 March, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) recorded five undetermined explosions 1-3km north.
On the evening and night of 18-19 March, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded, in sequence, an undetermined explosion, 13 projectiles in flight from west to east and three projectiles from east to west, followed by a total of 73 projectiles (three from east to west and 70 from west to east), all 1-4km north.
On the evening and night of 18-19 March, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM recorded ten undetermined explosions and about 240 bursts of heavy-machine-gun fire, all 4-8km south-east. During the day on 19 March, the SMM heard 13 undetermined explosions 7-8km south-east.
During the day on 19 March, positioned in the Trudivski area of Donetsk city’s Petrovskyi district (non-government-controlled, 15km south-west of the city centre) for about an hour, the SMM heard five undetermined explosions 1.5km south-west.
Positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about five hours, the SMM heard two undetermined explosions and six bursts of heavy-machine-gun fire, all 1-8km south-west and west.
Positioned at a checkpoint on the southern edge of Olenivka (non-government-controlled, 25km south-west of Donetsk) for about two hours, the SMM heard four undetermined explosions 3-6km south-west.
Positioned 2km south-east of Lomakyne (government-controlled, 93km south of Donetsk) for about two hours, the SMM heard 14 undetermined explosions at undetermined distances north-east and south-east.
Positioned 3km south-west of Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol) for about an hour, the SMM heard two explosions assessed as outgoing fire 2km east, as well as four explosions (one assessed as an impact, one as outgoing fire and two undetermined) and seven shots of small-arms fire, all at undetermined distances east-north-east and east-south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded no ceasefire violations.[2] (The SMM also recorded no ceasefire violations in Luhansk region during the previous 24 hours.)
The SMM followed up on reports of a civilian casualty in Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol). On 19 March, a woman (aged 50-60) told the SMM that while she had been standing on Akhmatova Street in Pikuzy at about 12:00 on 14 March, a bullet had grazed her in the abdomen area. The woman showed the SMM a bruise on her abdomen. She added that the bullet had ricocheted on the metal door of a shop nearby. At a shop on Akhmatova Street, the SMM saw fresh traces of a bullet ricochet on the metal door of the shop; it assessed that the round had been fired from a north-westerly direction.
The SMM observed damage to civilian properties in residential areas. In Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), the SMM observed three fresh impact sites. Approximately 40m south-east of a one-storey house at 26 Havrylenko Street, the SMM saw a fresh crater on a paved road; it assessed it as caused by a mortar (120mm) round fired from a south-westerly direction. A man (aged 40-50), who introduced himself as a resident of the house, told the SMM that shelling had occurred in the area at around 22:00 on 17 March. Approximately 60m east of the house, the SMM saw fresh tracks of an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) chassis leading east. On Lenina Street, the SMM saw two fresh craters in a yard about 6m east from the nearest residential house. The SMM assessed them as caused by mortar (120mm) rounds fired from a south-westerly direction. The SMM observed shrapnel damage to the west-facing walls of the house and to the west-facing side of a fence, located about 10m west of the house.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned near the Stanytsia Luhanska and Zolote disengagement areas on 19 March, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines in a government-controlled area, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted, on 17 March, two surface-to-air missile systems (9K35 Strela-10) near Lomakyne (93km south of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in a government-controlled area, the SMM saw four towed howitzers (one 2A36 Giatsint-B, 152mm; one 2A65 Msta-B, 152mm; and two undetermined) and a self-propelled howitzer (2S1 Gvozdika, 122mm) stationary at a train station in Rubizhne (84km north-west of Luhansk).
The SMM observed armoured combat vehicles and anti-aircraft guns[3] in the security zone. In government-controlled areas, an SMM mini-UAV spotted, on 17 March, five self-propelled anti-aircraft guns (ZSU-23-4 Shilka, 23mm) near Lomakyne. In non-government-controlled areas, the SMM saw, on 19 March, four infantry fighting vehicles (BMP-1) near Novolaspa (50km south of Donetsk).
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to a pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk). The SMM continued to facilitate access of Voda Donbassa water company employees to and from the Donetsk Filtration Station to keep the station operational and monitored the security situation about 1km south-east from the station, on road H20. (See SMM Daily Report 19 March 2018.)
The SMM visited two border areas not under government control. While at a border crossing point near Marynivka (78km east of Donetsk) for about 25 minutes, the SMM observed eight cars (five with Ukrainian licence plates and three with “DPR” plates) and one pedestrian (a man aged 30-40) exiting Ukraine. The SMM saw two pedestrians (men aged 50-60) and two cars with Ukrainian licence plates entering Ukraine.
While at a border crossing point near Novoazovsk (102km south-east of Donetsk) for about 30 minutes, the SMM saw a car with Ukrainian licence plates exiting Ukraine and a car with Ukrainian licence plates entering Ukraine.
In Odessa, on 18 March, the SMM saw about 150 people (mostly men, mixed ages) gathered near the Duke Monument on Prymorskyi Boulevard. Some of them were carrying Ukrainian flags, red-and-black flags and flags of a political party, as well as banners with messages in Ukrainian language critical of the Government. The SMM saw four police officers and two National Guard officers securing the gathering, which dispersed without incidents.
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Coordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so (see, for example, SMM Daily Report 17 March 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Close to a checkpoint near Olenivka, a “DPR” member did not allow the SMM to conduct a flight of its mini-UAV over the area.
At a checkpoint near Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk), an armed “DPR” member denied the SMM passage.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding demining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] During the reporting period, the SMM’s ability to patrol in Luhansk region was limited due to adverse weather conditions.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 201