Данный отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия уточняла сообщения о том, что 12 и 13 марта транспортные средства, перевозившие сотрудников КП «Вода Донбасса», были повреждены вследствие огня из стрелкового оружия неподалеку от Донецкой фильтровальной станции. СММ продолжила осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также отметила на участке разведения в районе Петровского наличие ранее зафиксированных мин и военной техники. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на всех трех участках, так и в других районах, в том числе вблизи Сосновского и Кременца, а также в пункте пропуска на границе с Российской Федерацией, расположенном неподалеку от Изварино Луганской области*. Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Петровской водонасосной станции в Артема и участке водопровода вблизи Горловки. Во Львове СММ наблюдала за религиозной процессией при участии от 15 000 до 20 000 человек. Наблюдатели отметили спокойную обстановку на административной границе между Херсонской областью и Крымом.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 75 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 40 взрывов).
Так, поздно вечером 12 марта камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда-выезда в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 2 выпущенные вверх осветительные ракеты, а затем 3 вспышки дульного пламени — все в 1–2 км к востоку.
Вечером 12 и ночью 13 марта камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 1 взрыв неопределенного происхождения, 1 снаряд с запада на восток, 1 взрыв неопределенного происхождения и 1 снаряд с запада на восток, а затем в общей сложности 5 взрывов неопределенного происхождения и 11 снарядов (7 с запада на восток и 4 с востока на запад) — все в 0,5–3 км к югу.
Вечером 12 и ночью 13 марта камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала 2 взрыва неопределенного происхождения в 2–4 км к юго-востоку.
Вечером 12 и ночью 13 марта, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 30 взрывов, оцененных как разрывы снарядов в 4–6 км к востоку, а также 12 взрывов неопределенного происхождения, около 440 очередей и выстрелов из автоматического гранатомета, крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия и эпизод множественных перекрестных очередей из стрелкового оружия продолжительностью в 1 минуту — все в 4–6 км к юго-востоку. Около полудня 13 марта в этом же населенном пункте команда Миссии слышала 2 взрыва неопределенного происхождения в 4–6 км к юго-востоку.
Днем 13 февраля, ведя наблюдение на железнодорожном вокзале в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) на протяжении примерно 4 часов, члены патруля СММ слышали 15 взрывов неопределенного происхождения и около 240 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–3 км в секторе от юго-востока до юго-запада.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, около 20 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (1 взрыв).
СММ уточняла сообщения о том, что 12 и 13 марта транспортные средства, перевозившие сотрудников КП «Вода Донбасса», были повреждены вследствие огня из стрелкового оружия неподалеку от Донецкой фильтровальной станции (ДФС). 14 марта наблюдатели посетили авторемонтную мастерскую в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), где они встретились с тремя сотрудниками КП «Вода Донбасса».
Члены патруля СММ видели модифицированный грузовик ГАЗ-53, на котором были следующие повреждения: два пулевых отверстия в правой задней части, пулевое отверстие в передней части чуть выше радиатора, разбитые стекла в передней части пассажирского отделения и задней части кабины водителя, а также разбитое лобовое стекло. Команда Миссии также видела автобус с глубокой царапиной возле окна в задней правой стороне. По словам сотрудника КП «Вода Донбасса», 13 марта, в период между 14:15 и 14:30, три транспортных средства компании были обстреляны, когда в составе автоколонны следовали из ДФС по автодороге Н20 в направлении перекрестка с автодорогой М04; при этом были повреждены грузовик (перевозивший одного пассажира) и автобус (с 20 пассажирами на борту).
Другой сотрудник КП «Вода Донбасса» сообщил наблюдателям, что 12 марта, примерно в 07:00, автоколонна в составе трех транспортных средств (в том числе вышеупомянутых грузовика и автобуса), перевозивших сотрудников компании, попала под обстрел, когда следовала по автодороге Н20 в направлении ДФС. Он добавил, что в грузовик попала одна пуля и был поврежден радиатор. 12 марта, около 06:50, камера СММ на Донецкой фильтровальной станции зафиксировала автоколонну из трех транспортных средств, которая двигалась с автодороги Н20 в направлении ДФС. По словам водителя грузовика, 12 марта, примерно в 06:50, он услышал, как пролетали пули, одна из которых попала в переднюю часть грузовика и повредила радиатор, а 13 марта, между 14:15 и 14:30, в заднюю часть грузовика попали две пули, разбив ветровое стекло кабины. Сотрудник КП «Вода Донбасса» ранее сообщал команде Миссии о том, что грузовик, доставляющий топливо, обстреляли по пути к ДФС (см. Ежедневный отчет СММ от 8 марта 2018 года).
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
СММ отметила наличие боевых бронированных машин и военных позиций на участке разведения в районе Петровского и вблизи него, а также ранее зафиксированные мины (для ознакомления с результатами предыдущих наблюдений в этом районе см. Ежедневный отчет СММ от 28 февраля 2018 года, Ежедневный отчет СММ от 27 декабря 2017 года и Ежедневный отчет СММ от 28 ноября 2017 года). 10 марта на участке разведения, в 1,2 км от его западной окраины беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия обнаружил 1 боевую машину пехоты (БМП-2). На том же участке БПЛА также обнаружил следы (по оценке, свежие), из которых некоторые, по всей видимости, вели к лесопосадке примерно в 600 метрах к востоку, а также не менее 3 блиндажей, выходящие на восток траншеи, соединенные с огневыми позициями, и государственный флаг Украины. 12 марта БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 5 БМП-2 примерно в 700 метрах к югу и 1, предположительно, БМП-1 приблизительно в 1 км к югу от участка разведения. 12 марта БПЛА СММ среднего радиуса действия также обнаружил БМП-2 на юго-восточной окраине участка разведения.
10 марта по данным наблюдения БПЛА СММ среднего радиуса действия на северо-восточной окраине участка разведения в районе Петровского вновь обнаружено не менее 115 противотанковых мин, из которых около 80 были заложены на восточной окраине участка разведения, а остальные — за пределами участка разведения. 12 марта БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 36 противотанковых мин (ТМ-62), заложенных поперек дороги, проходящей между н. п. Богдановка (подконтрольный правительству, 41 км к юго-западу от Донецка) и н. п. Викторовка (подконтрольный правительству, 42 км к юго-западу от Донецка), примерно в 170 метрах к северу от участка разведения в районе Петровского.
13 марта, осуществляя мониторинг вблизи всех трех участков разведения, Миссия констатировала там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели танк (Т-72), который перевозили на грузовике-платформе в южном направлении вблизи н. п. Северодонецк (74 км к северо-западу от Луганска), и еще один танк (Т-72), который перевозили на грузовике-платформе в восточном направлении неподалеку от н. п. Новоайдар (49 км северо-западу от Луганска).
Миссия зафиксировала наличие вооружения, которое она не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном Миссией подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах за пределами соответствующих линий отвода команда СММ зафиксировала 6 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм) и отметила, что там все еще отсутствуют 12 противотанковых пушек (МТ-12).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2] в зоне безопасности. 12 марта в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал 3 бронетранспортера (один МТ-ЛБ и два БТР-80) западнее моста вблизи н. п. Счастье (20 км к северу от Луганска), а также 5 боевых бронированных машин (две БМП-1, одну БМП-2 и две типа БМП) неподалеку от н. п. Николаевка (40 км к югу от Донецка). 13 марта наблюдатели видели 10 боевых бронированных машин (четыре БМП-1, две БМП-2 и четыре типа БМП), 2 бронированные разведывательные машины (БРМ-1К и БРДМ-2) и 2 боевые бронированные машины (неустановленного типа) в районе н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска), а также БМП-1 вблизи н. п. Луганское (59 км к северо-востоку от Донецка).
12 марта в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 4 БМП-2 в Богдановке, а также 3 бронетранспортера (один МТ-ЛБ и два типа БТР) и 3 боевые бронированные машины (две БМП-1 и одну БМП-2) во дворах жилых зданий в Петровском (все за пределами участка разведения). 13 марта вблизи н. п. Молодежное (63 км к северо-западу от Луганска) наблюдатели видели два МТ-ЛБ, на одном из которых была установлена зенитная установка (ЗУ-23, 23 мм).
10 и 12 марта на участке разведения в районе Петровского БПЛА СММ обнаружил в общей сложности 8 БМП (см. выше).
Миссия продолжила фиксировать наличие мин и неразорвавшихся боеприпасов. 12 марта мини-БПЛА СММ вновь зафиксировал не менее двух рядов противотанковых мины (в общей сложности как минимум 18 мин), заложенных поперек дороги, проходящей к юго-востоку от моста вблизи Счастья.
Патрулируя примерно в 2,5 км к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя), в 10 метрах к северу от дороги члены патруля Миссии впервые видели неразорвавшуюся реактивную гранату, застрявшую в мягком грунте вместе с задней частью ручного гранатомета. По их оценке, граната была выпущена с восточного направления. На западной окраине Верхнешироковского наблюдатели видели неразорвавшийся снаряд и 4 противотанковые мины (ТМ-62) в 5 метрах к северу от дороги.
СММ продолжала фиксировать знаки, предупреждающие о минной опасности, и проведение работ по разминированию. 13 марта наблюдатели видели 3 ранее зафиксированных предупреждающих о минной опасности знака красного цвета с изображением черепа и перекрещенных костей и надписью «мины» на русском языке, которые были прикреплены к воротам заброшенной фабрики, расположенной на северо-восточной окраине н. п. Николаевка (неподконтрольный правительству, 15 км к востоку от Луганска).
В поле, примерно в 200 метрах к западу от автодороги М03, около перекрестка к юго-востоку от Луганского команда Миссии видела два автомобиля Государственной службы по чрезвычайным ситуациям и группу по разминированию в составе 5 человек.
Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на Петровской водонасосной станции в н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и участке водопровода вблизи н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка).
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Ведя наблюдение в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска), команда СММ видела, что из Украины выехали 3 автомобиля (номерные знаки рассмотреть не удалось), а в Украину вошли 11 человек (7 мужчин и 4 женщины, в возрасте 35–45 лет). Через 10 минут пребывания патруля Миссии в пункте пропуска вооруженный член «ЛНР» сказал наблюдателям покинуть этот район*.
Пребывая в пункте пропуска неподалеку от н. п. Верхнегарасимовка (57 км к юго-востоку от Луганска) в течение приблизительно 20 минут, наблюдатели видели, что из Украины вышли 7 человек(5 мужчин и 2 женщины, в возрасте 25–60 лет), а в Украину вошли 2 мужчин (в возрасте 15–30 лет).
11 марта СММ осуществляла мониторинг массового собрания во Львове. Наблюдатели видели от 15 000 до 20 000 человек (мужчины и женщины различных возрастных групп), прошедших религиозной процессией от храма Святого Архистратига Михаила на ул. Винниченко, 22, до собора Святого Юра на площади Святого Юра, 5, в ознаменование третьей недели Великого поста. В процессии приняли участие представители духовенства Украинской греко-католической церкви и местные политические деятели. Команда Миссии видела два полицейских автомобиля и сотрудников полиции, a также отметила спокойную обстановку.
11 марта наблюдатели продолжали осуществлять мониторинг ситуации на административной границе между Херсонской областью и Крымом. Команда Миссии посетила пункт пропуска вблизи н. п. Чонгар (162 км к юго-востоку от Херсона) и отметила там спокойную ситуацию. При этом было отмечено возросшие количество автомобилей и численность пешеходов, которые следовали в Херсонскую область; три человека (двое мужчин и одна женщина, все среднего возраста) рассказали наблюдателям о том, что они ждали от 4 до 5 часов, чтобы пересечь административную границу в направлении Херсонской области. Наблюдатели также отметили, что по сравнению с концом февраля количество военнослужащих на позиции Вооруженных сил Украины вернулось к зафиксированной ранее численности (см. Ежедневный отчет СММ от 28 февраля 2018 года).
Миссия продолжала осуществлять наблюдение за ситуацией в Одессе, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения Миссии ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Четыре вооруженных лица, пребывавших на восточной окраине н. п. Сосновское (неподконтрольный правительству, 35 км к северо-востоку от Мариуполя), сославшись на «приказы» своих «командиров», не пустили патруль Миссии в этот населенный пункт.
В пункте пропуска на границе вблизи Изварино вооруженный член «ЛНР» сказал патрулю Миссии покинуть этот район, добавив, что «ограничение относительно присутствия СММ в приграничном районе все еще в силе».
Вооруженный человек на блокпосте, расположенном на автодороге Н-15 восточнее н. п. Кременец (неподконтрольный правительству, 16 км к юго-западу от Донецка), сказал патрулю Миссии, что наблюдатели должны припарковать автомобили на расстоянии не менее 350 метров от блокпоста. Вскоре после этого невооруженный мужчина в одежде военного типа, представившийся «старшим смены» блокпоста и сославшийся на «приказы» своих «командиров», сказал наблюдателям, что они должны удалиться как минимум на 500 метров от блокпоста. Патруль СММ покинул этот район.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Вооруженный член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК по телефону сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией относительно проведения работ по разминированию на этом участке за предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 13 March 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The Mission followed up on reports that vehicles carrying Voda Donbassa employees had been damaged by gunfire near the Donetsk Filtration Station on 12 and 13 March. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske and spotted previously seen military hardware and mines inside the Petrivske disengagement area. Its access remained restricted in all three areas and elsewhere, including near Sosnivske, Kreminets and at a border crossing point near Izvaryne in Luhansk region, near the border with the Russian Federation.* The SMM continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske water pumping station in Artema and a water pipeline near Horlivka. It monitored a religious procession of 15,000 to 20,000 people in Lviv. At the administrative boundary line between Kherson region and Crimea, the SMM noted a calm situation.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 75 explosions, compared with the previous reporting period (about 40 explosions).
On the evening of 12 March, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) recorded two illumination flares in vertical flight followed by three muzzle flashes, all 1-2km east.
On the evening and night of 12-13 March, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, an undetermined explosion, a projectile in flight from west to east, an undetermined explosion and a projectile from west to east, followed by totals of five undetermined explosions and 11 projectiles (seven from west to east and four from east to west), all 0.5-3km south.
On the evening and night of 12-13 March, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded two undetermined explosions 2-4km south-east.
On the evening and night of 12-13 March, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 30 explosions assessed as impacts 4-6km east as well as 12 undetermined explosions, about 440 bursts and shots of automatic-grenade-launcher, heavy-machine-gun and small-arms fire and one minute of uncountable and overlapping bursts of small-arms fire, all 4-6km south-east. During the day on 13 March, while at the same location, the SMM heard two undetermined explosions 4-6km south-east.
During the day on 13 March, positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about four hours, the SMM heard 15 undetermined explosions and about 240 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-3km at directions ranging from south-east to south-west.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including 20 explosions, compared with the previous reporting period (one explosion).
The SMM followed up on reports that vehicles carrying Voda Donbassa employees had been damaged by gunfire near the Donetsk Filtration Station (DFS) on 12 and 13 March. On 14 March, the SMM visited a vehicle repair centre in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) where it met with three employees from the Voda Donbassa water company.
The SMM saw a modified GAZ-53 truck with two bullet holes to its rear right side, a bullet hole in the front of the truck just above the radiator, as well as smashed glass at the front of the passenger compartment, the rear of the drivers cab and a smashed windscreen. The SMM also saw a bus with a deep graze mark to the rear right side next to the window. An employee of Voda Donbassa told the SMM that between 14:15 and 14:30 on 13 March, three Voda Donbassa vehicles had been driving in convoy from the DFS along road H20 towards the M04 junction when they came under fire, causing damage to the truck (carrying one passenger) and bus (carrying 20 passengers).
Another Voda Donbassa employee told the SMM that at around 07:00 on 12 March, a convoy of three vehicles, including the abovementioned truck and bus carrying the company’s employees, had been travelling from road H20 towards the DFS when they came under fire. He said the truck had been impacted by one bullet and its radiator had been damaged. On 12 March, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station recorded a convoy of three vehicles at around 06:50 on 12 March moving from road H20 towards the DFS. The driver of the truck told the SMM that around 06:50 on 12 March, he had heard bullets flying, one of which struck the front of the truck damaging the radiator, and that between 14:15 and 14:30 on 13 March, two bullets had struck the back of the truck, smashing the windscreen. A Voda Donbassa employee had previously told the SMM that a truck delivering fuel had been shot while driving towards the DFS. (See SMM Daily Report 8 March 2018.)
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
The SMM observed armoured combat vehicles and military positions inside and near the Petrivske disengagement area, as well as previously observed mines (for previous observations in this area, see SMM Daily Report 28 February 2018, SMM Daily Report 27 December 2017 and SMM Daily Report 28 November 2017). On 10 March, inside the disengagement area, an SMM mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) located inside the disengagement area 1.2km from its western edge. In the same area, it also spotted tracks assessed as fresh, some of which appeared to be leading to a tree line about 600m east, as well as at least three underground bunkers, east-facing trenches connected to firing positions and a Ukrainian national flag. On 12 March, an SMM mid-range UAV spotted five IFVs (BMP-2) about 700m south and a probable IFV (BMP-1) about 1km south of the disengagement area. On 12 March, an SMM mid-range UAV also spotted an IFV (BMP-2) inside the south-eastern edge of the disengagement area.
On 10 March, an SMM mid-range UAV again spotted at least 115 anti-tank mines on the north-eastern edge of the Petrivske disengagement area (about 80 of them were inside the eastern edge of the disengagement area and the remainder were outside the disengagement area). On 12 March, an SMM mid-range UAV spotted 36 anti-tank mines (TM-62) laid across the road between Bohdanivka (government-controlled, 41km south-west of Donetsk) and Viktorivka (government-controlled, 42km south-west of Donetsk), about 170m north of the Petrivske disengagement area.
On 13 March, positioned near all three disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, the SMM saw a tank (T-72) being transported south on a flatbed truck near Sievierodonetsk (74km north-west of Luhansk) and a tank (T-72) being transported east on a flatbed truck near Novoaidar (49km north-west of Luhansk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government-controlled areas beyond the respective withdrawal lines, the SMM saw six anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) and noted that 12 anti-tank guns (MT-12) continued to be missing.
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[2] in the security zone. In government-controlled areas, on 12 March an SMM mini-UAV spotted three armoured personnel carriers (APC) (an MT-LB and two BTR-80) west of the bridge near Shchastia (20km north of Luhansk) and five IFVs (two BMP-1, a BMP-2 and two BMP variants) near Mykolaivka (40km south of Donetsk). On 13 March, the SMM saw ten IFVs (four BMP-1, two BMP-2 and four BMP variants), two armoured reconnaissance vehicles (a BRM-1K and a BRDM-2) and two armoured combat vehicles (type undetermined) near Popasna (69km west of Luhansk) and an IFV (BMP-1) near Luhanske (59km north-east of Donetsk).
In non-government controlled areas on 12 March, an SMM mid-range UAV spotted four IFVs (BMP-2) in Bohdanivka as well as three APCs (an MT-LB and two BTR variant) and three IFVs (two BMP-1 and a BMP-2) in the yards of residential buildings in Petrivske (all outside the disengagement area). On 13 March, the SMM saw two APCs (MT-LB), one with a mounted with an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm), near Molodizhne (63km north-west of Luhansk).
On 10 March and 12 March, SMM UAVs spotted a total of eight IFVs inside the Petrivkse disengagement area (see above).
The SMM continued to observe mines and unexploded ordnance (UXO). On 12 March, an SMM mini-UAV again spotted at least two rows of anti-tank mines (at least 18 mines in total) laid out across the road south-east of the bridge near Shchastia.
About 2.5km west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), the SMM saw, for the first time, an unexploded rocket-propelled grenade embedded in soft ground 10m north of the road together with the rear section of a hand-held grenade-launcher. The SMM assessed the round as fired from an easterly direction. On the western edge of Verkhnoshyrokivske, the SMM saw an unexploded projectile and four anti-tank mines (TM-62) 5m north of the road.
The SMM continued to observe mine hazard signs and demining activities. On 13 March, the SMM observed three previously seen red mine hazard signs with skull-and-crossbones reading “mines” in Russian language on the gates of an abandoned factory on the north-eastern edge of Mykolaivka (non-government-controlled, 15km east of Luhansk).
The SMM saw two Ministry of State Emergency Service cars and a demining team consisting of five people in a field about 200m west of road M03, near a junction south-east of Luhanske.
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to the Petrivske water pumping station in Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and a water pipeline near Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk).
The SMM visited two border areas not under government control. At a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk), the SMM saw three cars (licence plates not visible) exiting Ukraine and 11 pedestrians (seven men and four women, aged 35-45) entering Ukraine. After ten minutes, an armed “LPR” member told the SMM to leave the area.*
Positioned at a border crossing point near Verkhnoharasymivka (57km south-east of Luhansk) for about 20 minutes, the SMM saw seven pedestrians (five men and two women, aged 25-60) exiting Ukraine and two pedestrians (men, aged 15-30) entering Ukraine.
On 11 March, the SMM monitored a gathering in Lviv. The SMM saw a religious procession in honour of the third week of Lent of between 15,000 and 20,000 people (men and women, mixed ages) from St. Michael the Archangel Church on 22 Vynnychenka Street to Saint George’s Cathedral on 5 Saint George Square. Religious representatives from the Ukrainian Greek Catholic Church and regional political officials were present. The SMM saw two police cars and police officers present and noted a calm situation.
On 11 March, the SMM continued to monitor the administrative boundary line between Kherson region and Crimea. The SMM monitored a crossing point near Chonhar (162km south-east of Kherson) and found the situation to be calm. It observed an increase in the number of cars and pedestrians coming towards Kherson region, and three people (two men and a woman, all middle-aged) told the SMM that they had waited for four to five hours to cross the administrative boundary line towards Kherson region. The SMM noted that compared with the end of February, the number of personnel at the Ukrainian Armed Forces position had returned to levels previously observed (see SMM Daily Report 28 February 2018).
The SMM continued monitoring in Odessa, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Four armed persons on the eastern edge of Sosnivske (non-government-controlled, 35km north-east of Mariupol) prevented the SMM from entering the village, citing “orders” from their “superiors.
At a border crossing point near Izvaryne, an armed “LPR” member told the SMM to leave the area adding that “a restriction on the SMM’s presence was still in force”.
At a checkpoint on road H-15 east of Kreminets (non-government-controlled, 16km south-west of Donetsk), an armed person told the SMM that it had to park its vehicles at least 350m from the checkpoint. Shortly afterwards, an unarmed man in military-type attire who introduced himself as the “shift leader” of the checkpoint told the SMM that it had to move at least 500m from the checkpoint, citing “orders” from his “superiors”. The SMM left the area.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.