Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Рядом с патрулями Миссии вблизи Верхнешироковского и Видродження, а также в направлении беспилотного летательного мини-аппарата (БПЛА) СММ возле Первомайска велся огонь из стрелкового оружия. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, и отметила спокойную обстановку на всех трех участках. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих трех участках разведения, так и в других районах, в частности в Самойлово и к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе*. СММ продолжала способствовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на объектах жизнеобеспечения возле Артема и Первомайска. Наблюдатели посетили один приграничный район, который не контролируется правительством. Команда Миссии уточняла информацию о ситуации с внутренне перемещенными лицами в Покровском. В Киеве СММ наблюдала за проведением двух массовых собраний.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 95 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, (примерно 740 взрывов).
Так, с вечера 8 и до раннего утра 9 февраля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала продолжающуюся с предыдущего отчетного периода огневую активность в такой хронологической последовательности: 36 взрывов неопределенного происхождения, 58 снарядов (13 с запада на восток, 44 с востока на запад и 1 неопределенного происхождения) и 3 осветительные ракеты — все в 0,5–1,5 км к югу. Ближе к вечеру следующего дня эта же камера зафиксировала 4 взрыва неопределенного происхождения в 0,5–1,5 км к югу.
Вечером 8 февраля, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 1 взрыв, оцененный как разрыв 82-мм минометной мины, и 75 очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 3–4 км к юго-востоку. На следующий день, осуществляя мониторинг в том же месте, команда Миссии слышала 7 взрывов, оцененных как разрывы минометных мин (одна калибром 120 мм и шесть — 82 мм), 10 взрывов, оцененных как выстрелы (шесть из 120-мм миномета и 4 из 73-мм пушки боевой машины пехоты (БМП-1)), а также 3 взрыва неопределенного происхождения и 19 очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 3–7 км к юго-востоку.
Находясь на железнодорожной станции в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) в течение около 2 часов, наблюдатели слышали 6 взрывов (4 неопределенного происхождения и 2 оцененных как разрывы снарядов), а также 48 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета — все в 2–8 км к юго-юго-западу и западу. Ведя наблюдение на юго-западной окраине Ясиноватой в течение примерно 2 часов, члены патруля СММ слышали 7 взрывов неопределенного происхождения и 32 очереди и выстрела из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все на расстоянии 1–8 км в секторе от юго-юго-запада до северо-запада.
Пребывая на юго-западной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) в течение более 5 часов, наблюдатели слышали 13 взрывов неопределенного происхождения и примерно 50 очередей и выстрелов из 30-мм пушки БМП-2 и крупнокалиберного пулемета — все в 2–4 км к юго-востоку и юго-юго-востоку.
В 10:32 9 февраля примерно в 500 м к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя) патруль Миссии остановился на участке дороги, проходящем между блокпостами Вооруженных сил Украины и вооруженных формирований, после того, как наблюдатели увидели 3 большие углубления в земле примерно в 600 м от блокпоста вооруженных формирований. В 10:41 они слышали 2 выстрела из стрелкового оружия на неопределенном расстоянии к востоку. Патруль СММ покидал этот район, когда 2 вооруженных члена «ДНР» в одежде военного типа остановили наблюдателей возле своего блокпоста. Один из членов «ДНР» сообщил, что произвел предупредительные выстрелы, поскольку патруль остановился в районе, где останавливаться не разрешено. Затем патрулю Миссии разрешили проследовать дальше.
Осуществляя патрулирование в 300 м к западу от западной окраины н. п. Первомайское (неподконтрольный правительству, 68 км к югу от Донецка), наблюдатели слышали 11 выстрелов из стрелкового оружия в 1,5 км к востоко-юго-востоку. По оценке СММ, огонь велся по мини-БПЛА, который в то время пролетал примерно в 1,7 км к юго-востоку от позиции наблюдателей. Члены патруля Миссии укрылись за бронированными автомобилями и забрали БПЛА, который поврежден не был.
Проезжая примерно в 400 м к востоко-северо-востоку от н. п. Видродження (подконтрольный правительству, 66 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали примерно 10 выстрелов из стрелкового оружия в 200–500 м к северо-северо-востоку. Команда СММ немедленно покинула этот район и благополучно вернулась на свою базу в Краматорске.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня (в частности 2 взрыва) по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда среди нарушений режима прекращения огня не было зафиксировано ни единого взрыва.
Так, находясь в 1,5 км к востоку от н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 2 взрыва (из которых один был оценен как огонь из 120-мм миномета, а второй — неопределенного происхождения) в 4–5 км к юго-западу.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
В течение дня 9 февраля, осуществляя мониторинг вблизи всех трех участков разведения, Миссия констатировала там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
Миссия отметила наличие вооружения, которое не смогла верифицировать как отведенное, поскольку условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер. В неподконтрольных правительству районах наблюдатели зафиксировали 5 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) и отметили, что там по-прежнему отсутствуют 2 самоходные гаубицы (2С1). Команда Миссии отметила, что 3 места размещения отведенного тяжелого вооружения по-прежнему не используются, при этом там отсутствуют 8 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм), 11 реактивных систем залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм) и 9 самоходных гаубиц (2С1). Вооруженный член «ДНР» отказал команде СММ в доступе к другому такому месту размещения*.
Члены патруля Миссии еще раз посетили постоянное место хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе и отметили, что там по-прежнему отсутствуют 10 танков (три Т-64 и семь Т-72).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитные установки[2] в пределах зоны безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели бронетранспортер (БТР-70) и зенитную установку (ЗУ-23-2, 23 мм) на грузовике вблизи н. п. Кирилловка (26 км к северо-востоку от Мариуполя), БТР-80 возле н. п. Петровка (27 км к северу от Луганска), зенитную установку (ЗУ-23-2) неподалеку от н. п. Ореховое (57 км к северо-западу от Луганска) и БМП-2 на северной окраине участка разведения в районе Золотого.
В неподконтрольных правительству районах члены патрулей Миссии видели зенитную установку (ЗУ-23-2), установленную на бронетранспортер (МТ-ЛБ), вблизи жилого здания в н. п. Луково (72 км к югу от Донецка) и МТ-ЛБ возле дома в жилом районе в н. п. Куликово (30 км к северо-востоку от Мариуполя).
Миссия продолжала способствовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на насосной станции возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на высоковольтной линии электропередачи «Михайловка–Алмазная» в районе н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска).
Наблюдатели осуществляли мониторинг и содействовали передаче денежных средств с неподконтрольных правительству районов Луганской области в подконтрольные. Как сообщалось, денежные средства передавались в связи с задолженностью за водоснабжение.
СММ уточняла сообщения о предполагаемом обстреле наблюдательного пункта Вооруженных сил Украины, расположенного к северо-востоку от н. п. Гарасимовка (подконтрольный правительству, 38 км к северо-востоку от Луганска) вблизи государственной границы Украины с Российской Федерацией 8 февраля. Члены патруля Миссии не смогли доехать до предполагаемого места из-за отсутствия поддающихся определению подъездных дорог. На окраинах Гарасимовки, примерно в 5 км к западу от места предполагаемого инцидента, охранник сельскохозяйственной компании сказал членам патруля СММ, что не слышал никакой стрельбы в этом районе в период с 12:20 до 12:33 8 февраля. Наблюдатели связались с представителем Государственной пограничной службы Украины (ГПСУ) в Луганской области, который посоветовал им обратиться в пресс-службу ГПСУ. В полиции Станицы Луганской сообщили, что официального подтверждение факта стрельбы в районе не поступало. Офицер Вооруженных сил Украины при Совместном центре контроля и координации (СЦКК) также проинформировал наблюдателей о том, что он не располагает информацией о таком инциденте. Командир ГПСУ в Гарасимовке сообщил команде Миссии, что он не может провести наблюдателей к месту предполагаемого происшествия, поскольку позиция в районе находится под управлением Национальной гвардии Украины. Командир Национальной гвардии Украины в н. п. Широкий (подконтрольный правительству, 38 км к северо-востоку от Луганска) сообщил членам патруля СММ, что он не уполномочен предоставлять какую-либо информацию, и порекомендовал им обратиться в штаб Национальной гвардии Украины.
Наблюдатели посетили один приграничный район, который не контролируется правительством. В пешеходном пункте пропуска неподалеку н. п. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка) наблюдатели отметили там отсутствие передвижения пешеходов в обоих направлениях.
Миссия уточняла информацию о ситуации с внутренне перемещенными лицами (ВПЛ). Представители сельского совета н. п. Покровское (подконтрольный правительству, 74 км к северу от Донецка) сообщили команде СММ, что в их населенном пункте проживает 21 ВПЛ. Они добавили, что внутренне перемещенные пенсионеры и дети имеют право на получение ежемесячного социального пособия в размере 800 гривен. По словам собеседников, ВПЛ проживают с родственниками или друзьями, поскольку сельсовет не имеет возможности предоставлять жилье.
Миссия наблюдала за проведением массовых собраний в Киеве. Наблюдатели видели, что перед зданием Шевченковского районного суда на ул. Дегтяревской, 31-А, собралось примерно 100 человек (90% мужчины в возрасте от 18 до 22 лет). Команда СММ видела, что ориентировочно 50 протестующих были одеты в черные закрывающие лицо балаклавы и черные куртки с логотипами С14 («Сич») на рукавах, а примерно 15 молодых людей были одеты в камуфляжную одежду и куртки военного типа. Некоторые из активистов С14 держали плакаты с изображением двух мужчин, находящихся под следствием по обвинению в убийстве журналиста Олеся Бузины 16 апреля 2015 года. Наблюдатели видели 15 бойцов Национальной гвардии, которые охраняли здание суда, а также 4 припаркованных поблизости автобуса (два Национальной гвардии и два полиции). За время своего присутствия на месте событий наблюдатели не зафиксировали каких-либо происшествий.
В тот же день команда Миссии наблюдала за проведением акции протеста под стенами Киевской городской государственной администрации на ул. Крещатик, 36. В акции приняло участие примерно 80 человек (в возрасте от 60 до 80 лет, 70% женщины). Команда СММ видела, что некоторые из участников собрания держали плакаты в знак протеста против, по их словам, незаконного строительства Украинской православной часовни на ул. Владимирской, 2. По наблюдениям СММ, на месте проведения собрания были двое полицейских и один автомобиль полиции. Миссия отметила спокойную обстановку.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 2 февраля 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
В шестой раз с 3 сентября 2017 года вооруженные члены «ДНР» отказали патрулю Миссии в доступе к месту размещения отведенного тяжелого вооружения (см. Ежедневный отчет СММ от 13 января 2018 года).
Один вооруженный и шестеро невооруженных членов «ДНР» отказали патрулю Миссии в доступе к объекту в н. п. Самойлово (неподконтрольный правительству, 89 км к югу от Донецка), заявив, что команда СММ сможет попасть на территорию объекта только в сопровождении их командира.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член «ЛНР», пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону о том, что он не располагает информацией о проведении на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в Счастье из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК3.
Другие препятствия:
Медперсонал больницы в н. п. Макеевка (неподконтрольный правительству, 12 км к северо-востоку от Донецка) отказался разговаривать с наблюдателями до тех пор, пока не поступит соответствующее разрешение от членов «ДНР».
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. Две камеры СММ будут работать в тестовом режиме до конца февраля 2018 года.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 9 February 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and in Luhansk region compared with the previous reporting period. Small arms were fired near SMM patrols near Verkhnoshyrokivske and Vidrodzhennia and toward an SMM mini unmanned aerial vehicle (UAV) near Pervomaiske. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it observed a calm situation in all three areas. The Mission’s access remained restricted there and elsewhere, including in Samiilove and at a heavy weapons holding area in a non-government-controlled area.* The SMM continued to facilitate and monitor repairs to essential infrastructure near Artema and Pervomaisk. The Mission visited a border area not under government control. The SMM followed up on the situation of internally displaced persons in Pokrovske. In Kyiv, the SMM monitored two gatherings.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 95 explosions, compared with the previous reporting period (about 740 explosions).
On the evening and night of 8-9 February, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in a sequence that continued from the previous reporting period, 36 undetermined explosions, 58 projectiles in flight (13 from west to east, 44 from east to west and one undetermined) and three illumination flares, all 0.5-1.5km south. The following day, the same camera recorded four undetermined explosions 0.5-1.5km south.
On the evening of 8 February, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard an explosion assessed as an impact of a mortar round (82mm) and 75 bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-4km south-east. The next day, while at the same location, the SMM heard seven explosions assessed as impacts of mortar rounds (one 120mm and six 82mm), ten explosions assessed as outgoing rounds (six of 120mm mortar rounds and four of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-1) cannon (73mm) fire), three undetermined explosions and 19 bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-7km south-east.
Positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about two hours, the SMM heard six explosions (four undetermined and two assessed as impacts) and 48 bursts and shots of heavy-machine-gun fire, all 2-8km south-south-west and west. Positioned at the south-western edge of Yasynuvata for about two hours, the SMM heard seven undetermined explosions and 32 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-8km at directions ranging from south-south-west to north-west.
Positioned at the south-western edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) for over five hours, the SMM heard 13 undetermined explosions and about 50 bursts and shots of IFV (BMP-2) cannon (30mm) and heavy-machine-gun fire, all 2-4km south-east and south-south-east.
At 10:32 on 9 February, the SMM stopped on a road between the checkpoints of the Ukrainian Armed Forces and the armed formations, about 500m west of Verkhnoshyrokivske (non-government-controlled, formerly Oktiabr, 29km north-east of Mariupol) after it observed three large holes on the ground, about 600m from the checkpoint of the armed formations. At 10:41, the SMM heard two shots of small-arms fire at an undetermined distance east. The SMM proceeded to leave the area, but it was stopped by two armed “DPR” members in military-type clothing near their checkpoint. One of them said that he had fired warning shots because the SMM had stopped in an area where it was not allowed. The SMM was then allowed to proceed.
Positioned 300m west of the western edge of Pervomaiske (non-government-controlled, 68km south of Donetsk), the SMM heard 11 shots of small-arms fire 1.5km east-south-east, assessed as directed at a mini-UAV that the SMM was flying about 1.7km south-east of its position. The SMM took cover behind the armoured vehicles and retrieved the UAV undamaged.
While driving about 400m east-north-east Vidrodzhennia (government-controlled, 66km north-east of Donetsk), the SMM heard about ten shots of small-arms fire 200-500m north-north-east. The SMM left the area immediately and returned safely to its base in Kramatorsk.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations (two explosions) compared with the previous reporting period during which the SMM had recorded ceasefire violations, but no explosions.
Positioned 1.5km east of Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk), the SMM heard two explosions (one assessed as 120mm mortar round and one undetermined) 4-5km south-west.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 9 February, positioned near all three disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In non-government-controlled areas, the SMM observed five self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) present and noted that two self-propelled howitzers (2S1) continued to be missing. The SMM noted that three heavy weapons holding areas continued to be abandoned with eight anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm), 11 multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) and nine self-propelled howitzers (2S1) missing. Armed “DPR” members denied the SMM access to another such area.*
The SMM revisited a permanent weapons storage site in a non-government-controlled area and noted that ten tanks (three T-64 and seven T-72) continued to be missing.
The SMM observed armoured combat vehicles and anti-aircraft guns[2] in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw an armoured personnel carrier (APC) (BTR-70) and an anti-aircraft gun (ZU-23-2, 23mm) loaded on a truck near Kyrylivka (26km north-east of Mariupol), an APC (BTR-80) near Petrivka (27km north of Luhansk), an anti-aircraft gun (ZU-23-2) near Orikhove (57km north-west of Luhansk) and an IFV (BMP-2) at the northern edge of the disengagement area near Zolote.
In areas outside government control, the SMM saw an anti-aircraft gun (ZSU-23-2) mounted on an APC (MT-LB) near a residential building in Lukove (72km south of Donetsk) and an APC (MT-LB) near a house in a residential area in Kulykove (30km north-east of Mariupol).
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to a pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and to the Mykhailivka-Almazna high voltage power line near Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk).
In Luhansk region, the Mission monitored and facilitated a transfer of funds from non-government- to government-controlled areas; the funds were reportedly in relation to a water utility debt.
The SMM followed up on alleged shooting of a Ukrainian Armed Forces observation post north-east of Harasymivka (government-controlled, 38km north-east of Luhansk) near the international border between Ukraine and the Russian Federation on 8 February. The SMM could not reach the alleged site due to lack of identifiable access roads. At the outskirts of Harasymivka, about 5km west of the place of the alleged incident site, a guard of an agricultural company told the SMM that he had not heard any shooting in the area between 12:20 and 12:33 on 8 February. The SMM contacted a representative of the State Border Guard Service (SBGS) in Luhansk region who referred the SMM to the SBGS press service. The police in Stanytsia Luhanska told the SMM that there was no official confirmation of shooting in the area. A Ukrainian Armed Forces officer of the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) also told the SMM that he had no information about such an incident. The SBGS commander in Harasymivka told the SMM that he could not lead it to the alleged site, as the position in the area was operated by the Ukrainian National Guard. The commander of the National Guard in Shyrokyi (government-controlled, 38km north-east of Luhansk) told the SMM he was not authorized to provide any information and referred it to National Guard headquarters.
The SMM visited a border area not under government control. The SMM observed no people entering or exiting Ukraine at a pedestrian border crossing point near Ulianivske (61km south-east of Donetsk).
The SMM followed up on the situation of internally displaced persons (IDPs). In Pokrovske (government-controlled, 74km north of Donetsk), village council representatives told the SMM that 21 IDPs lived in the village. They added that IDP pensioners and children were entitled to a monthly social allowance of 800 hryvnia, and that IDPs lived with relatives or friends, as the village council had no capacity to provide accommodation.
The SMM observed public gatherings in Kyiv. The SMM observed approximately 100 people (18-22 years old, 90 per cent men) gathered in front of Shevchenkivsky District Court building at 31A Dehtarivska Street. About 50 of the protesters wore black balaclavas over their faces and black jackets with a C14 (Sich) logo on the sleeve and some 15 young men wore camouflage, military-style jackets. Some of the C14 activists held banners with the portraits of two men who were tried for the murder of a journalist, Oles Buzina, on 16 April 2015. The SMM saw 15 National Guard officers guarding the courthouse as well as two National Guard and two police buses parked nearby. The Mission did not observe any incidents during its presence.
The same day, the SMM observed a protest of approximately 80 people (60-80 years old, 70 per cent women) outside Kyiv City Hall at 36 Khreshchatyk Street. Several of them held signs protesting what they said was the illegal construction of a Ukrainian Orthodox chapel at 2 Volodymyrska Street. The SMM observed two police officers and a police car present. The Mission observed a calm situation.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so. (See, for example, SMM Daily Report 2 February 2018.) The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Armed “DPR” members, for the sixth time since 3 September 2017, denied the SMM access to a heavy weapons holding area. (See SMM Daily Report 13 January 2018.)
One armed and six unarmed “DPR” members denied the SMM access to a compound in Samiilove (non-government-controlled, 89km south of Donetsk) and said that the SMM could access the site only accompanied by their superior.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An “LPR” member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.[3]
Other impediments:
Medical staff at a hospital in Makiivka (non-government-controlled, 12km north-east of Donetsk) refused to speak to the SMM until permission had been granted by “DPR” members.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. Two SMM cameras continue to be tested until the end of February 2018.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.