Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Возле Сентяновки под огонь из стрелкового оружия попал беспилотный летательный аппарат СММ. В Днепре Миссия уточняла информацию о состоянии трехлетней девочки, которая 6 февраля получила ранения в результате взрыва невзорвавшегося снаряда в Красногоровке. Наблюдатели зафиксировали недавние повреждения гражданских объектов вследствие обстрела в жилых районах Докучаевска. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское; а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения в районе Золотого. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на всех трех участках разведения, так и в других районах, в частности возле Верхнешироковского*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное с нарушением линий отвода, по обе стороны от линии соприкосновения. Команда СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания возле Артема. В Одессе Миссия наблюдала за проведением двух массовых собраний.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], при этом зафиксировав около 120 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 260 взрывов).
Так, вечером 15 и ночью 16 февраля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 2 снаряда с востока на запад, 7 снарядов с запада на восток, 2 снаряда с востока на запад и 1 взрыв неопределенного происхождения, а затем в общей сложности 25 взрывов неопределенного происхождения, 20 трассирующих снарядов с востока на запад и 25 снарядов (15 с востока на запад и 10 с запада на восток) — все в 0,5–1,5 км к югу. Во второй половине дня 16 февраля с помощью этой же камеры был зафиксирован 1 взрыв неопределенного происхождения в 0,5–1,5 км к югу.
Вечером 15 и в ночь на 16 февраля в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 9 взрывов (6 из которых оценены как огонь из миномета, а остальные — неопределенного происхождения), около 60 выстрелов из пушки боевой машины пехоты (БМП) (БМП-2, 30 мм), а также около 150 очередей и выстрелов из автоматического гранатомета, крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все на расстоянии от 4 до 12 км в секторе от востока до запада. 16 февраля, находясь там же, члены патруля Миссии слышали 9 взрывов, оцененных как выстрелы из безоткатного орудия (СПГ-9, 73 мм), а также 45 взрывов неопределенного происхождения и очереди из крупнокалиберного пулемета — все в 4–8 км к юго-востоку и юго-юго-востоку.
16 февраля, осуществляя наблюдение на железнодорожной станции в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) в течение ориентировочно 3,5 часов, члены патруля Миссии слышали 7 взрывов неопределенного происхождения в 3–5 км на запад и юго-западу, а также около 75 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 1–5 км в секторе от юго-запада до северо-северо-запада.
Камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала 12 снарядов с востока на запад, а затем 1 взрыв неопределенного происхождения — все в 5–8 км к северу.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, включая примерно 70 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано 5 взрывов.
Патрулируя примерно в 1,5 км к юго-юго-западу от н. п. Калиново (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) в течение 1 часа, наблюдатели слышали около 50 взрывов, оцененных как выстрелы из артиллерии, (а также были слышны их дальнейшие разрывы) в 6 км к западу.
Утром 16 февраля на северной окраине н. п. Сентяновка (быв. Фрунзе, неподконтрольный правительству, 44 км к западу от Луганска) наблюдатели слышали 4 выстрела из стрелкового оружия в 2 км к северо-северо-востоку. По оценке, выстрелы были произведены в районе блокпоста «ЛНР» и были нацелены на беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ. После этого команда Миссии потеряла связь с БПЛА. По истечении приблизительно 2 часов члены «ЛНР» вернули БПЛА наблюдателям и сообщили, что они нашли его в поле в 200 м к северу от вышеупомянутого блокпоста. Наблюдатели увидели, что в передний правый двигатель БПЛА попала пуля (калибром 5,56 мм или 7,62 мм).
Миссия уточняла информацию о жертве среди гражданского населения — трехлетней девочке, которая 6 февраля получила ранения в результате взрыва неразорвавшегося снаряда, находясь дома в н. п. Красногоровка (подконтрольный правительству, 21 км к западу от Донецка) (см. Ежедневный отчет СММ от 8 февраля 2018 года). Медработники больницы в Днепре сообщили СММ, что девочку доставили в больницу 7 февраля с обширными повреждениями внутренних органов и осколочными ранениями. По словам медперсонала, после операции состояние девочки стабилизировалось и улучшается.
Миссия продолжала уточнять сообщения о недавних повреждениях объектов вследствие обстрела в жилых районах н. п. Докучаевск (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка) (см. Ежедневный отчет СММ от 16 февраля 2018 года).
На ул. Ленина, 61А, на втором этаже здания, где находится офис водоснабжающей компании «Вода Донбасса», наблюдатели видели осколочные повреждения окна, выходящего на северо-восток. По оценке СММ, эти повреждения образовались в результате выстрелов из вооружения неустановленного типа, произведенных с западного направления. На месте событий 4 женщины (в возрасте 40–60 лет) сообщили наблюдателям, что 14 февраля примерно в 13:00 они находились в здании, когда услышали взрыв и спустились на первый этаж в поисках укрытия. По их словам, пострадавших нет.
Члены патруля Миссии видели дыры и повреждения на северо-восточной стороне металлического забора дома, расположенного на ул. Ленина, 61. По оценке наблюдателей, повреждения были вызваны выстрелами из пушки БМП-2, совершенными с западного направления.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Осуществляя мониторинг на северной окраине участка разведения в районе Золотого в течение примерно получаса, команда СММ слышала 5 взрывов, оценённых как разрывы снарядов в 6–8 км к юго-юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Миссия отметила спокойную обстановку во время мониторинга на участке разведения сил и средств в районе Станицы Луганской.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
В подконтрольных правительству районах члены патруля Миссии зафиксировали 3 самоходных гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм), стоявшие недалеко от н. п. Константиновка (60 км к северу от Донецка), и 4 буксируемых гаубицы (2А65 «Мста-Б», 152 мм), стоявшие возле н. п. Привольное (31 км к северу от Мариуполя), что является нарушением линий отвода.
15 февраля в неподконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ зафиксировал 2 миномета (2Б14 «Поднос», 82 мм) рядом с н. п. Березовское (53 км к северо-западу от Луганска).
За линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения, в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 1 самоходный зенитный пушечно-ракетный комплекс (2С6M «Тунгуска»), буксируемый бронированной ремонтно-эвакуационной машиной (БРЭМ-1), которая следовала на север возле н. п. Курахово (40 км к западу от Донецка), а также 2 буксируемых гаубицы (2А65) рядом с н. п. Диановка (быв. Кировское, 38 км к северо-западу от Мариуполя).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины, зенитные установки[2] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 15 февраля в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал 3 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2), 2 боевые машины пехоты (БМП-1 или БМП-2), 1 командно-штабную машину (БМП-1КШ «Поток-2») и 1 понтонный мост (ПММ-3) вблизи н. п. Орехово-Донецкое (44 км к северо-западу от Луганска). 16 февраля наблюдатели видели 1 бронетранспортер (БТР) (БТР-80), 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (типа БРДМ) и 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм), установленную на грузовик вблизи н. п. Кирилловка (26 км к северо-востоку от Мариуполя), а также 4 бронированные разведывательно-дозорные машины (три БРМ-1К и одна БРДМ-2) и 1 БМП-1 возле Попасной.
15 февраля в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал 1 бронетранспортер (МТ-ЛБ) рядом с н. п. Молодежное (63 км к северо-западу от Луганска). 16 февраля члены патруля Миссии видели 1 бронированную машину типа БТР вблизи н. п. Славяносербск (28 км к северо-западу от Луганска) и 1 зенитную установку (ЗУ-23), установленную на бронетранспортер (МТ-ЛБ), недалеко от н. п. Долгое (22 км к северо-западу от Луганска).
Миссия продолжает фиксировать наличие мин. 15 февраля мини-БПЛА СММ зафиксировал 6 противотанковых мин (ТМ-62) на дороге, ведущей к подземному переходу в районе Березовского (они не были зафиксированы по данным наблюдения по состоянию на 5 января 2018 года).
СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на насосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска).
Миссия наблюдала за проведением двух массовых собраний в Одессе. Наблюдатели видели примерно 200 человек (преимущественно мужчины, разного возраста), которые собрались возле здания городского совета на Думской площади, 1. В частности, среди участников собрания команда Миссии узнала нескольких членов организации «Правый сектор», группы «Автомайдан» и партии «Свобода». Выступавшие выразили свое недовольство объявленной мерой пресечения в отношении мэра Одессы (см. Ежедневный отчет СММ от 16 февраля 2018 года). Наблюдатели видели примерно 100 полицейских и бойцов Национальной гвардии, окруживших здание, а также они заметили небольшую потасовку между полицейскими и 2 мужчинами, на одежде которых была символика партии «Свобода». Во время мониторинга других инцидентов зафиксировано не было.
Перед зданием Генерального консульства Российской Федерации в Одессе на ул. Гагаринское плато, 14, члены патруля Миссии видели 25 человек (в основном мужчины, разных возрастов) в камуфляже и форме военного типа, пятеро из которых были в балаклавах. Некоторые из них несли флаги партии «Свобода» и организации «Самооборона Одессы», а также флаг с картой Дебальцево и плакаты с критическими высказываниями в сторону Российской Федерации. Наблюдатели видели, как один из участников собрания поджег чучело мужчин в зеленой форме и после этого положил коробку с пеплом к воротам консульства. На входе в консульство команда СММ видела 7 полицейских и бойцов Национальной гвардии. Во время наблюдения других инцидентов зафиксировано не было.
Миссия продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 16 февраля 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член «ЛНР», который находился на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что он не владеет информацией о проведении на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что он не владеет информацией о проведении работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) ввиду наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
Доступ при условии:
На блокпосте, расположенном к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя), три вооруженных члена «ДНР» разрешили патрулю СММ проехать дальше только после того, как наблюдатели сообщили свой запланированный пункт назначения.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. Две камеры СММ будут работать в тестовом режиме до конца февраля 2018 года. На протяжении данного отчетного периода не функционировали камеры СММ на контрольных пунктах въезда-выезда в Марьинке и Пищевике.
[2] Данное вооружение не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 16 February 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region compared with the previous reporting period. Small-arms fire hit an SMM unmanned aerial vehicle near Sentianivka. In Dnipro, the Mission followed up on the condition of a three-year-old girl who had been injured by the explosion of unexploded ordnance in Krasnohorivka on 6 February. The SMM observed fresh damage to civilian properties in residential areas of Dokuchaievsk caused by gunfire. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three areas and elsewhere, including near Verkhnoshyrokivske.* The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line. The SMM continued to facilitate and monitor repairs and maintenance work near Artema. The Mission monitored two gatherings in Odessa.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including about 120 explosions, compared with the previous reporting period (about 260 explosions).
On the evening and night of 15-16 February, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, two projectiles in flight from east to west, seven projectiles from west to east, two projectiles from east to west and an undetermined explosion, followed by totals of 25 undetermined explosions, 20 tracer rounds in flight from east to west and 25 projectiles (15 from east to west and ten from west to east), all 0.5-1.5km south. During the day on 16 February, the camera recorded an undetermined explosion 0.5-1.5km south.
On the evening and night of 15-16 February, while in Svitlodarsk (government-controlled 57km north-east of Donetsk), the SMM heard nine explosions (six assessed as mortar rounds and the remainder undetermined), about 60 shots of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm) fire and about 150 bursts and shots of automatic-grenade-launcher, heavy-machine-gun and small-arms fire, all 4-12km at directions ranging from east to west. On 16 February, while at the same location, the SMM heard nine explosions assessed as outgoing rounds of recoilless-gun (SPG-9, 73mm) fire, 45 undetermined explosions and bursts of heavy-machine-gun fire, all 4-8km south-east and south-south-east.
On 16 February, positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about three and a half hours, the SMM heard seven undetermined explosions 3-5km west and south-west as well as about 75 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire 1-5km at directions ranging from south-west to north-north-west.
The SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded 12 projectiles in flight from east to west followed by an undetermined explosion, all 5-8km north.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 70 explosions, compared with the previous reporting period (five).
Positioned about 1.5km south-south-west of Kalynove (non-government-controlled, 60km west of Luhansk) for one hour, the SMM heard about 50 explosions assessed as outgoing artillery rounds (as well as their subsequent impacts) 6km west.
On the morning of 16 February, positioned on the northern edge of Sentianivka (formerly Frunze, non-government-controlled, 44km west of Luhansk), the SMM heard four shots of small-arms fire 2km north-north-east, assessed as originating from the vicinity of an “LPR”-checkpoint and directed at an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV). The SMM subsequently lost connection with the UAV. About two hours later, “LPR” members returned the UAV to the SMM and said that they had recovered it from a field 200m north of the abovementioned checkpoint. The SMM saw that the UAV’s front right motor had been hit by a 5.56mm or 7.62mm bullet.
The SMM followed up on a civilian casualty – a three-year-old girl – who had been injured by the explosion of unexploded ordnance while at home in Krasnohorivka (government-controlled, 21km west of Donetsk) on 6 February. (See SMM Daily Report 8 February 2018.) At a hospital in Dnipro, medical staff told the SMM that the girl had been admitted on 7 February with extensive internal injuries and fragmentation wounds. They said that following an operation, her condition had been stable and improving.
The SMM continued to follow up on reports of fresh damage to properties caused by gunfire in residential areas of Dokuchaievsk (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk). (See SMM Daily Report 16 February.)
At 61A Lenina Street, at the second floor of an office building of the water company Voda Donbassa, the SMM saw shrapnel damage to a north-east facing window. The SMM assessed the damage as caused by rounds of undetermined weapons fired from a westerly direction. At the property, four women (aged 40-60) told the SMM that they had been in the building when they heard an explosion at about 13:00 on 14 February and went to the first floor to seek shelter. They said that nobody had been injured.
At 61 Lenina Street, the SMM saw holes and damage to the north-east facing metal fence of a house. The SMM assessed the damage as caused by IFV (BMP-2) cannon rounds fired from a westerly direction.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned on the northern edge of the Zolote disengagement area for about half an hour, the SMM heard five explosions assessed as impacts 6-8km south-south-west (assessed as outside the disengagement area).
Positioned near the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM noted a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines, in government-controlled areas, the SMM saw three stationary self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Kostiantynivka (60km north of Donetsk) and four stationary towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) near Pryvilne (31km north of Mariupol).
In an area outside of government control, an SMM mini-UAV on 15 February spotted two mortars (2B14 Podnos, 82mm) near Berezivske (53km north-west of Luhansk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in government-controlled areas, the SMM saw a self-propelled anti-aircraft artillery system (2S6M Tunguska) being towed by an armoured recovery vehicle (BREM-1) travelling north near Kurakhove (40km west of Donetsk) and two towed howitzers (2A65) near Dianivka (formerly Kirovske, 38km north-west of Mariupol).
The SMM observed armoured combat vehicles, anti-aircraft guns[2] and other indications of military presence in the security zone. In government-controlled areas, an SMM mini-UAV on 15 February spotted three armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2), two IFVs (BMP-1 or BMP-2), a command vehicle (BMP-1Ksh Potok-2) and a pontoon bridge (PMM-3) near Orikhove-Donetske (44km north-west of Luhansk). On 16 February, the SMM saw an armoured personnel carrier (APC) (BTR-80), an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-variant), and an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted on a truck near Kyrylivka (26km north-east of Mariupol), and four armoured reconnaissance vehicles (three BRM-1K and a BRDM-2) and an IFV (BMP-1) near Popasna.
In non-government-controlled areas, an SMM mini-UAV on 15 February spotted an APC (MT-LB) near Molodizhne (63km north-west of Luhansk). On 16 February, the SMM saw an APC (BTR-variant) near Slovianoserbsk (28km north-west of Luhansk) and an anti-aircraft gun (ZU-23) mounted on an APC (MT-LB) near Dovhe (22km north-west of Luhansk).
The SMM continued to observe the presence of mines. On 15 February, an SMM mini-UAV spotted six anti-tank mines (TM-62) on a road leading to an underpass near Berezivske (not present in imagery from 5 January 2018).
The SMM continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works at a pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk).
The SMM monitored two gatherings in Odessa. The SMM saw about 200 people (mostly men, mixed ages) gathered in front of the city hall on 1 Dumska Square, including some known to the SMM as members of the groups Right Sector, Auto-Maidan and Svoboda. Speakers voiced their dissatisfaction with the outcome of the pre-trial detention hearing for the mayor of Odessa. (See SMM Daily Report 16 February.) The SMM saw about 100 police and National Guard officers surrounding the building and observed a minor scuffle between the police and two men with a Svoboda insignia. No further incidents were observed while the SMM was present.
In front of the Russian Federation Consulate General at 14 Haharinske Plateau in Odessa, the SMM saw 25 people (mostly men, mixed ages) in camouflage and military-type outfits, five of whom were wearing balaclavas. Some were carrying Svoboda and Odessa Self-Defence flags, a flag with the map of Debaltseve and banners with messages critical of the Russian Federation. The SMM saw one of the participants set fire to an effigy of men in green uniforms and then put the ashes in a box in front of the gate to the consulate. The SMM saw seven police and National Guard officers at the entrance to the consulate. No further incidents were observed while the SMM was present.
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-operation (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so (see, for example, SMM Daily Report 16 February). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An “LPR” member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.4
Conditional access:
At a checkpoint west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), three armed “DPR” members allowed the SMM to proceed only after the SMM shared its intended destination.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. Two SMM cameras continue to be tested until the end of February 2018. The SMM camera at the entry-exit checkpoint in Marinka and the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk were not operational during the reporting period.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.