Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели зафиксировали свежие повреждения жилого дома в Гранитном, а также стены на Донецкой фильтрационной станции в результате обстрелов. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения в районе Золотого. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих трех участках разведения, так и в других районах, в частности в Минеральном и Новой Таврии*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода неподалеку от Белой Горы. Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на объектах жизнеобеспечения возле Марьинки и Ясиноватой. Наблюдатели посетили один приграничный район, который не контролируется правительством. СММ уточняла сообщения о предполагаемом поджоге во Львове.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, зафиксировав при этом больше взрывов (около 320 взрывов по сравнению с примерно 280).
Так, вечером 13 и в ночь на 14 февраля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 2 снаряда с востока на запад, 8 снарядов с запада на восток и 4 взрыва неопределенного происхождения, а затем в общей сложности 28 взрывов неопределенного происхождения, 65 снарядов (30 с востока на запад, 35 с запада на восток) и 2 осветительные ракеты (траектория не установлена) — все на расстоянии 0,5–1,5 км к югу. Ближе к вечеру 14 февраля эта камера зафиксировала (в хронологической последовательности) 6 снарядов с запада на восток, 2 взрыва неопределенного происхождения и 4 снаряда с запада на восток, а затем в общей сложности 22 взрыва неопределенного происхождения, 9 снарядов с запада на восток и 1 снаряд с востока на запад — все в 0,5–1,5 км к югу.
Вечером 13 февраля камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала следующую огневую активность в хронологической последовательности: 1 взрыв неопределенного происхождения, 1 снаряд с запада на восток, 2 взрыва неопределенного происхождения, 4 снаряда с востока на запад и 1 взрыв неопределенного происхождения — все в 5–8 км к северу.
Вечером 13 и в ночь на 14 февраля, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 94 взрыва неопределенного происхождения на расстоянии 4–15 км в секторе от востока до юго-запада. Команда Миссии также слышала около 800 выстрелов и очередей из автоматического гранатомета, пушки боевой машины пехоты (БМП-2, 30 мм), крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все на расстоянии 4–12 км в секторе от востока до юго-запада. На следующий день, находясь там же, наблюдатели слышали 14 взрывов неопределенного происхождения, около 40 выстрелов из автоматического гранатомета и стрелкового оружия — все на расстоянии 4–10 км в секторе от юго‑востока до юго‑юго‑запада.
Осуществляя мониторинг в 3 км к юго-западу от н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя) на протяжении примерно 1 часа, члены патруля Миссии слышали 46 взрывов неопределенного происхождения и 9 очередей из стрелкового оружия — все в 4–10 км в секторе от востока до юга.
Находясь в 2,5 км к юго-юго-востоку от н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя) на протяжении 20 минут, команда СММ слышала 16 взрывов неопределенного происхождения в 2–4 км к северо-востоку и 55 очередей из стрелкового оружия в 2–3 км к востоко-северо-востоку.
Находясь в н. п. Трудовское (подконтрольный правительству, 47 км к югу от Донецка) на протяжении 20 минут, наблюдатели слышали 20 взрывов неопределенного происхождения и 40 очередей из стрелкового оружия — все на неустановленном расстоянии к югу.
Осуществляя мониторинг в 1 км к юго-востоку от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка) на протяжении примерно 2 часов, члены патруля Миссии слышали 34 взрыва неопределенного происхождения в 3–6 км к северо-западу и 4 выстрела из стрелкового оружия в 2–4 км в секторе от востока до юга.
Находясь на юго-западной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) в течение примерно 4 часов, команда СММ слышала 34 очереди и выстрела из стрелкового оружия в 2–4 км к востоко-юго-востоку и юго-востоку, а также 3 взрыва неопределенного происхождения в 2–5 км к востоко-юго-востоку.
Патрулируя в н. п. Александровка (неподконтрольный правительству, 20 км к юго-западу от Донецка) в течение примерно 5 часов, наблюдатели слышали 31 очередь и выстрел из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все на расстоянии 2–5 км к западу и западо-северо-западу.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом, зафиксировав при этом больше взрывов (около 490 взрывов по сравнению с 17).
Так, вечером 13 февраля, находясь в н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, неподконтрольный правительству, 50 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали приблизительно 445 взрывов неопределенного происхождения и 20 очередей из пушки БМП-2 в 10–20 км к западу и юго-западу, а также 39 взрывов (15 оценены как огонь из реактивной системы залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм), а остальные — неопределенного происхождения) — все в 8–20 км к западу и юго-западу.
Пребывая в н. п. Калиново (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) на протяжении примерно 2 часов, наблюдатели слышали 5 взрывов неопределенного происхождения в 5–10 км к юго-западу и западу, а также 26 выстрелов из стрелкового оружия в 1–4 км к юго-востоку и юго-западу.
СММ уточняла сообщения о повреждениях гражданских объектов в жилых районах вследствие обстрела. На цокольном этаже одноэтажного дома № 19 на улице Бейды в н. п. Гранитное (подконтрольный правительству, 60 км к югу от Донецка) наблюдатели видели разбитое восточное окно кухни, а также пробоину во внутренней восточной стене дома. Членам патруля Миссии не удалось установить направление огня и тип примененного вооружения. Также наблюдатели видели свежую пробоину во внешней восточной стене дома. По их оценке, она образовалась вследствие попадания пули, выпущенной с восточного направления. По словам владелицы дома (60–69 лет), повреждения возникли 13 февраля, около 12:00, когда ее муж был в гараже, а ее не было дома.
Наблюдатели зафиксировали свежие повреждения бетонной стены на Донецкой фильтрационной станции вследствие обстрела. Члены патруля СММ видели пробоину (глубиной 15–20 мм и длиной 30–40 см) в южной стене на расстоянии 1,5 м от основного водоочистительного сооружения Донецкой фильтровальной станции. По их оценке, повреждение образовалось в результате попадания снаряда, выпущенного с востоко-юго-восточного направления из вооружения неустановленного типа (калибром, скорее всего, менее 30–40 мм). 14 февраля два сотрудника Донецкой фильтровальной станции рассказали наблюдателям, что инцидент произошел в ночь с 10 на 11 февраля.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Находясь вблизи Золотого, члены патруля СММ слышали 9 взрывов неопределенного происхождения в 2–8 км в секторе от юго-востока до юго-запада (по оценке, 4 из них произошли в пределах участка разведения, 2 — за его пределами, а в случае остальных 3 взрывов определить, произошли они на участке разведения или за его пределами, не удалось).
Осуществляя наблюдение вблизи участка разведения в районе Станицы Луганской, Миссия отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
13 февраля в подконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал такие нарушения линий отвода: 4 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм), из которых 3 были присоединены к бронетранспортерам (МТ-ЛБ), а еще одна стояла у МТ-ЛБ в 700 м к западо-северо-западу от н. п. Белая Гора (подконтрольный правительству, 54 км к северу от Донецка).
14 февраля за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения в неподконтрольных правительству районах команда Миссии зафиксировала 3 неподвижных танка (один Т-72 и два неустановленного типа) вблизи н. п. Терновое (57 км к востоку от Донецка) и 2 танка (неустановленного типа), стоявших в районе н. п. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска).
В подконтрольных правительству районах СММ зафиксировала 2 танка (Т-72), стоявших возле н. п. Мангуш (25 км к юго-западу от Мариуполя).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[2] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 13 февраля в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал 3 БМП-1 возле н. п. Софиевка (40 км к северо-востоку от Донецка). 14 февраля в подконтрольных правительству районах команда СММ зафиксировала 1 БМП-1 и 4 бронированные разведывательно-дозорные машины (одну БРДМ-2 и три БРДМ-1) возле н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска), а также 3 неподвижные БРДМ-2 недалеко от н. п. Орехово-Донецкое (44 км к северо-западу от Луганска). На основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 7 февраля обнаружено 4 новые позиции на расстоянии около 1 км к северо-востоку, юго-востоку, юго-западу и северо-западу от шламонакопителя, расположенного неподалеку от фенольного завода в н. п. Новгородское (подконтрольный правительству, 35 км к северу от Донецка).
Команда Миссии зафиксировала проведение работ по разминированию. Вблизи Донецкой фильтровальной станции наблюдатели осуществляли мониторинг работ по изъятию противопехотных мин, выполнявшихся членами «ДНР» рядом с автодорогой Н20 на расстоянии примерно 1 км к юго-западу от Донецкой фильтровальной станции.
СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ и технического обслуживания на водопроводной сети на северо-западной окраине н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) и на электрическом трансформаторе возле н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка).
Наблюдатели посетили один приграничный район, который не контролируется правительством. Находясь в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Мариновка (78 км к востоку от Донецка) на протяжении примерно 30 минут, наблюдатели видели, что из Украины выехали 10 автомобилей (4 с украинскими номерными знаками, 4 — с российскими и 2 с табличками «ДНР») и 2 грузовика (с табличками «ДНР»), а в Украину въехали 5 автомобилей (2 с украинскими номерными знаками, 2 — с российскими и 1 с табличками «ДНР»).
Во Львове наблюдатели уточняли сообщения СМИ о предположительном поджоге, случившемся рано утром 14 февраля в отделении «Сбербанка». В отделении «Сбербанка», расположенном во Львове на цокольном этаже здания на ул. Городоцкой, 143, наблюдатели зафиксировали выбитое окно, выходящее на улицу, а также сгоревшую или уничтоженную офисную технику и мебель как внутри помещения, так и на тротуаре перед зданием. Также команда Миссии отметила присутствие на месте событий одного полицейского и наличие автомобиля полиции. Охранник, сообщивший, что дежурил во время инцидента, рассказал наблюдателям, что, по полученной им информации, во время просмотра записей с камер наблюдения банка, были замечены 2 человека, которые около 06:00 разбили одно из окон и бросили в помещение бутылку, вследствие чего сразу же начался пожар. Также он сказал, что полиция и пожарники прибыли на место вскоре после возгорания и им успешно удалось потушить пожар. В полиции Львова команде СММ сообщили, что возбуждено уголовное производство по факту умышленной порчи имущества.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 13 февраля 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях остается ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Вооруженный член «ДНР» не пропустил патруль Миссии через блокпост в н. п. Минеральное (неподконтрольный правительству, 10 км к северо-востоку от Донецка).
Два члена «ДНР» (один вооруженный, другой без оружия) остановили патруль Миссии на западном въезде в н. п. Новая Таврия (неподконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя) и заявили, что команде СММ следует покинуть это место, поскольку здесь ожидается обстрел с закрытых позиций.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону о том, что он не располагает информацией о проведении на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении этого отчетного периода камеры СММ на контрольных пунктах въезда-выезда в Марьинке, Майорске и Пищевике не функционировали. Две камеры СММ будут работать в тестовом режиме до конца февраля 2018 года.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 14 February 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The Mission observed fresh damage caused by gunfire to a house in Hranitne and to a wall at the Donetsk Filtration Station. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations inside the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three areas and elsewhere, including in Mineralne and Nova Tavriia.* The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines near Bila Hora. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to essential infrastructure near Marinka and Yasynuvata. The Mission visited a border area not under government control. The SMM followed up on reports of alleged arson in Lviv.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including more explosions (about 320) compared with the previous reporting period (about 280 explosions).
On the evening and night of 13-14 February, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, two projectiles in flight from east to west, eight projectiles from west to east and four undetermined explosions, followed by totals of 28 undetermined explosions, 65 projectiles (30 from east to west, 35 from west to east) and two illumination flares (trajectory undetermined), all 0.5-1.5km south. The following day, the camera recorded, in sequence, six projectiles from west to east, two undetermined explosions and four projectiles from west to east, followed by totals of 22 undetermined explosions, nine projectiles from west to east and a projectile from east to west, all 0.5-1.5km south.
On the night of 13-14 February, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded, in sequence, an undetermined explosion, a projectile in flight from west to east, two undetermined explosions, four projectiles in flight from east to west and an undetermined explosion, all 5-8km north.
While in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk) on the evening and night of 13-14 February, the SMM heard 94 undetermined explosions 4-15km at directions ranging from east to south-west.
The SMM also heard about 800 shots and bursts of automatic-grenade-launcher, infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm), heavy-machine-gun and small-arms fire, all 4-12km at directions ranging from east to south-west. The following day, while at the same location, the SMM heard 14 undetermined explosions and about 40 shots of automatic-grenade-launcher and small-arms fire 4-10km at directions ranging from south-east to south-south-west.
Positioned 3km south-west of Chermalyk (government controlled, 31km north-east of Mariupol) for about one hour, the SMM heard 46 undetermined explosions and nine bursts of small-arms fire, all 4-10km at directions ranging from east to south.
Positioned 2.5km south-south-east of Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol) for 20 minutes, the SMM heard 16 undetermined explosions 2-4km north-east and 55 bursts of small-arms fire 2-3km east-north-east.
Positioned in Trudivske (government-controlled, 47km south of Donetsk) for 20 minutes, the SMM heard 20 undetermined explosions and 40 bursts of small-arms fire, all at undetermined distances south.
Positioned 1km south-east of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk) for about two hours, the SMM heard 34 undetermined explosions 3-6km north-west and four shots of small-arms fire 2-4km at directions ranging from east to south.
Positioned on the south-western edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) for about four hours, the SMM heard 34 bursts and shots of small-arms fire 2-4km east-south-east and south-east and three undetermined explosions 2-5km east-south-east.
Positioned in Oleksandrivka (non-government-controlled, 20km south-west of Donetsk) for about five hours, the SMM heard 31 bursts and shots of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 2-5km west and west-north-west.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including more explosions (about 490), compared with the previous reporting period (17 explosions).
On the evening and night of 13-14 February, while in Kadiivka (formerly Stakhanov, non-government-controlled, 50km west of Luhansk), the SMM heard around 445 undetermined explosions and 20 bursts of IFV (BMP-2) cannon fire 10-20km west and south-west, as well as 39 explosions (15 assessed as explosions of multiple launch rocket system rounds (BM-21 Grad, 122mm and the remainder undetermined), all 8-20km west and south-west.
Positioned in Kalynove (non-government-controlled, 60km west of Luhansk) for about two hours, the SMM heard five undetermined explosions 5-10km south-west and west, as well as 26 shots of small-arms fire 1-4km south-east and south-west.
The SMM followed up on reports of damage caused by gunfire to civilian properties in residential areas. At 19 Beida Street in Hranitne (government-controlled, 60km south of Donetsk), the SMM saw a shattered east-facing kitchen window and a hole in the east-facing interior wall, both on the ground floor of a one-storey house. The SMM was unable to determine the type of weapon used or the direction of fire. The SMM also observed a fresh hole in the east-facing outer wall of the house; the SMM assessed it as caused by a bullet fired from an easterly direction. The owner of the house (a woman in her sixties) told the SMM that the damage had occurred on 13 February around 12:00 while her husband was in the garage of the house and she was not at home.
The SMM observed fresh damage caused by gunfire to a concrete wall at the Donetsk Filtration Station. The SMM saw a hole (15-20mm deep, 30-40cm long) in a south-facing wall 1.5m from the main water purification building of the Donetsk Filtration Station. The SMM assessed it as caused by a round from an undetermined weapon most likely of a calibre smaller than 30-40mm fired from an east-south-easterly direction. On 14 February, two employees of the Donetsk Filtration Station told the SMM that the incident had occurred on the night of 10-11 February.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned near Zolote, the SMM heard nine undetermined explosions 2-8km at directions ranging from south-east to south-west (four assessed as inside the disengagement area, two assessed as outside the disengagement area and three that the SMM was unable to assess as inside or outside the disengagement area).
Positioned near the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum, as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines, in government-controlled areas on 13 February, an SMM mini-unmanned aerial vehicle spotted four anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) (three attached to one armoured personnel carrier each (APC) (MT-LB), and one next to an APC (MT-LB)) 700m west-north-west of Bila Hora (government-controlled, 54km north of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas on 14 February, the SMM observed three stationary tanks (one T-72 and two undetermined) near Ternove (57km east of Donetsk) and two stationary tanks (type undetermined) near Myrne (28km south-west of Luhansk).
In government-controlled areas, the SMM observed two stationary tanks (T-72) near Manhush (25km south-west of Mariupol).
The SMM observed armoured combat vehicles[2] and other indications of military presence in the security zone. In non-government-controlled areas, on 13 February, an SMM mini-UAV spotted three IFVs (BMP-1) near Sofiivka (40km north-east of Donetsk). In government-controlled areas, on 14 February, the SMM saw an IFV (BMP-1) and four armoured reconnaissance vehicles (a BRDM-2 and three BRDM-1) near Popasna (69km west of Luhansk) and three stationary armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) near Orikhove-Donetske (44km north-west of Luhansk). Aerial imagery revealed the presence, on 7 February, of four newly established positions about 1km north-east, south-east, south-west and north-west of the sludge reservoir near the phenol factory in Novhorodske (government-controlled, 35km north of Donetsk).
The SMM observed demining activities. Near the Donetsk Filtration Station, the SMM monitored clearing of anti-personnel mines, conducted by “DPR” members near H20 road about 1km south-west of the Donetsk Filtration Station.
The SMM continued to facilitate and monitor repairs and maintenance works to the water pipeline network in the north-western outskirts of Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) and to the electrical transformer near Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk).
The SMM visited a border area not under government control. While at a border crossing near Marynivka (78km east of Donetsk) for about 30 minutes, the SMM saw ten cars (four with Ukrainian, four with Russian Federation licence plates, and two with “DPR” plates) and two cargo trucks with “DPR” plates exiting Ukraine. The SMM also saw five cars (two with Ukrainian, two with Russian Federation licence plates, and one with “DPR” plates) entering Ukraine.
The SMM followed up on media reports of alleged arson in Lviv at a branch office of Sberbank in the early morning of 14 February. At a Sberbank branch office located on the ground floor of a building at 143 Horodotska Street in Lviv, the SMM observed a destroyed street-facing window and burned or destroyed office equipment and furniture inside the premises, as well as on the pavement in front of the building. The SMM also saw a police car and a police officer present at the scene. A security guard, who said he was on duty at the time of the incident, told the SMM that he had been made aware that the bank’s surveillance cameras had been reviewed and revealed two unidentified individuals breaking one of the windows and throwing a bottle into the premises, which immediately caused a fire, at 06:00 that morning. The guard also told the SMM that police and firefighters had arrived shortly thereafter and successfully extinguished the fire. Police in Lviv told the SMM that a criminal investigation on intentional damage of property was underway.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so. (See, for example, SMM report 13 February). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
An armed “DPR” member denied the SMM access at a checkpoint in Mineralne (non-government-controlled, 10km north-east of Donetsk).
Two “DPR” members (one armed and one unarmed) stopped the SMM at the western entrance of Nova Tavriia (non-government-controlled, 25km north-east of Mariupol) and told the latter to leave the location stating that they were expecting incoming indirect fire.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
< > SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. Two SMM cameras continue to be tested until the end of February 2018.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.