Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой области СММ констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня, что и за предыдущий отчётный период, а также увеличение количества таких нарушений в Луганской области. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также отметала спокойную обстановку на всех трех участках. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих трех участках, так и в других районах, в частности к Казацкому и Вознесеновке, а также к двум постоянным местам хранения вооружения и одному месту размещения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольных правительству районах*. СММ зафиксировала наличие вооружения, размещенного в нарушение линий отвода в Мариуполе. Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на объектах жизнеобеспечения вблизи Красного Лимана, Раевки и Артема. Наблюдатели посетили три приграничных района, которые не контролируются правительством. В Киеве и Одессе команды Миссии наблюдали за проведением массовых собраний.
В Донецкой области Миссия констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня[1], что и за предыдущий отчетный период, зафиксировав при этом больше взрывов (около 210 по сравнению с приблизительно 170).
Так, вечером 11 и в ночь на 12 февраля камера СММ, установленная на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка), зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 6 снарядов с востока на запад, 2 снаряда с запада на восток и 2 снаряда с востока на запад — все в 0,5–1 км к югу. На следующий день та же камера зафиксировала (в хронологической последовательности) 1 осветительную ракету (траектория полета не установлена), 12 снарядов с востока на запад и 10 взрывов неопределенного происхождения — все в 0,5–1 км к югу.
Вечером 11 февраля камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда-выезда в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка), зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 2 взрыва неопределенного происхождения, 4 снаряда с запада на восток, 1 взрыв неопределенного происхождения, 5 снарядов с востока на запад, 3 снаряда с запада на восток, 5 снарядов с востока на запад и 3 взрыва неопределенного происхождения — все в 2–4 км к юго-востоку.
Вечером 11 и ночью 12 февраля камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала в общей сложности 2 взрыва неопределенного происхождения, 23 снаряда с востока на запад, 19 снарядов с запада на восток и 2 снаряда с юго-запада на северо-восток — все в 5–8 км к северу.
Вечером 11 и ночью 12 февраля, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 43 взрыва (9 оценённых как минометные выстрелы и 34 неопределенного происхождения), около 115 очередей из крупнокалиберного пулемета, 10 выстрелов из пушки боевой машины пехоты (БМП-2, 30 мм) и 6 выстрелов из автоматического гранатомета — все в 5–10 км в секторе от востока до юго-юго-востока. На следующий день с той же позиции команда Миссии слышала 29 взрывов (6 оцененных как выстрелы из миномета и 23 неопределенного происхождения), 11 очередей из крупнокалиберного пулемета и 6 выстрелов из автоматического гранатомета — все в 5–8 км в секторе от востока до юга.
Днем 12 февраля, ведя наблюдение на железнодорожной станции в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) в течение приблизительно 5 часов, члены патруля СММ слышали 47 взрывов (24 оцененных как выстрелы из 73-мм пушки БМП-1 и 23 неопределенного происхождения), а также 6 очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–6 км в секторе от юго-востока до северо-запада. Наблюдатели также слышали 3 взрыва неопределенного происхождения и 3 выстрела из стрелкового оружия, которые, по оценке, были связаны с учениями с боевой стрельбой в зоне безопасности, что является нарушением решения Трехсторонней контактной группы от 3 марта 2016 года о запрете проведения учений (занятий) с боевой стрельбой в зоне безопасности.
Со своей позиции на юго-западной окраине н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка) в течение около 5 часов, команда Миссии слышала 17 взрывов неопределенного происхождения в 4–6 км к юго-западу, а также 31 взрыв неопределенного происхождения и 15 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 2–3 км к юго-востоку.
Осуществляя мониторинг в н. п. Железное (быв. Артемово, подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка) в течение приблизительно 5 часов, наблюдатели слышали 12 взрывов неопределенного происхождения в 4–5 км к югу.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 6 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (2 взрыва).
Так, днем 12 февраля, осуществляя патрулирование в н. п. Кряковка (подконтрольный правительству, 38 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали 5 взрывов неопределенного происхождения и около 10 очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все в 2–6 км к югу и юго-западу.
Находясь в 3 км к северу от н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), команда СММ слышала 1 взрыв неопределенного происхождения в 15–20 км к юго-юго-западу.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Осуществляя мониторинг вблизи участков разведения в районах Станицы Луганской и Золотого, СММ отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
11 февраля в подконтрольных правительству районах наблюдатели зафиксировали такие нарушения линий отвода: 4 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм), которые перевозили на буксире в Мариуполе.
За линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах на основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 6 февраля обнаружено 4 танка (Т-72) и, вероятно, еще один танк (Т-72) недалеко от н. п. Александровское (быв. Розы Люксембург, 90 км к юго-востоку от Донецка).
12 февраля в подконтрольных правительству районах члены патруля СММ видели 30 буксируемых гаубиц (восемнадцать Д-20, 152 мм, и двенадцать 2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм), стоявших в н. п. Хлебодаровка (65 км к юго-западу от Донецка).
Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер, относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения. В подконтрольных правительству районах наблюдатели зафиксировали 17 буксируемых гаубиц (2А65 «Мста-Б», 152 мм), 2 зенитных ракетных комплекса (9К33 «Оса»), 4 реактивные системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм) и 4 противотанковые пушки (МТ-12), а также отметили, что там по-прежнему отсутствуют 49 буксируемых гаубиц (сорок одна 2А65 и восемь 2А36), 10 минометов (четыре 2Б9 «Василек, 82 мм, и шесть 2Б11 «Сани», 120 мм) и 32 противотанковые пушки (МТ-12), при этом отсутствие одной из буксируемых гаубиц (2А65) отмечено впервые.
В неподконтрольных правительству районах члены патрулей Миссии видели 6 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), и отметили, что там по-прежнему отсутствуют 12 буксируемых минометов (ПM-38, 120 мм) и 1 миномет (2Б11).
В подконтрольном правительству районе команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения вооружения, расположенное в соответствии с линиями отвода, и отметила, что там по-прежнему отсутствуют 20 танков (Т-72), а 1 миномет (М-120-15 «Молот», 120 мм) отсутствует впервые.
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины, зенитные установки[2], а также признаки военного присутствия в зоне безопасности. 7 февраля в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал 8 БМП-1, 2 бронетранспортера (MT-ЛБ), 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм), установленную на грузовике, а также новые траншеи недалеко от н. п. Лобачево (13 км к востоку от Луганска). 11 февраля мини-БПЛА СММ обнаружил 3 боевые машины (две БМП-2 и одну БМП-1) и 2 зенитные установки (ЗУ-23), установленные на грузовиках недалеко от н. п. Обозное (18 км к северу от Луганска).
12 февраля в подконтрольных правительству районах члены патруля Миссии видели 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) в Мариуполе, а также 2 бронетранспортера (один БТР-60 и один типа БТР) рядом с н. п. Волноваха (53 км к югу от Донецка).
Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на водозаборных станциях недалеко от н. п. Красный Лиман (неподконтрольный правительству, 30 км к северо-западу от Луганска), на Петровской водонасосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и объекте гражданской инфраструктуры (телекоммуникационной вышке) вблизи н. п. Раевка (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-западу от Луганска).
Патрули Миссии посетили три приграничных района, которые не контролируются правительством. В течение приблизительно 30 минут наблюдения в пункте пропуска вблизи н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) команда СММ видела, что из Украины выехали 8 автомобилей (5 с украинскими номерными знаками, 1 — с российскими и 2 с табличками «ДНР»), 1 автобус (с украинскими номерными знаками) и 4 грузовика (все с украинскими номерными знаками), а в Украину въехали 6 автомобилей (3 с украинскими номерными знаками, 1 — с российскими и 2 с табличками «ДНР») и 4 грузовика (1 с украинскими номерными знаками и 3 — с российскими).
В пункте пропуска на границе рядом с н. п. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка) в течение приблизительно 10 минут наблюдатели отметили отсутствие пассажиро-транспортного потока в обоих направлениях.
В течение около 30 минут наблюдения в пункте пропуска возле н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска) команда Миссии видела, что из Украины выехали 4 автомобиля (с украинскими номерными знаками).
Вечером 11 февраля наблюдатели осуществляли мониторинг массового собрания в Одессе. Команда СММ видела, как вдоль Александровского проспекта шли приблизительно 250 человек (преимущественно мужчин в возрасте от 16 до 29 лет). У многих из них были закрыты лица, а в руках они держали факелы. В начале марша один из демонстрантов огласил, что собрание устроено в ознаменование 124-й годовщины основания молодежного движения «Сокол». Наблюдатели видели, как около 50 участников несли флаги «Сокола» и приблизительно 5 красно-черных флагов без прочей символики, а также несколько флагов «Свободы». Одна группа из приблизительно 40 человек в камуфляжной одежде несла большой плакат с надписью «Карпатская Сечь» на украинском языке. На месте событий наблюдатели видели около 25 сотрудников полиции и 5 патрульных автомобилей. За время пребывания там команды Миссии не зафиксировала ни одного инцидента.
СММ наблюдала за проведением двух массовых собраний в Киеве. 12 февраля команда СММ видела, что на майдане Независимости в Киеве собрались 80–100 мужчин и женщин (разного возраста), которые держали в руках плакаты с надписями против коррупции. На месте событий присутствовали 4 полицейских. Собрание закончилось без инцидентов.
Команда Миссии также видела, что на улице Банковой в Киеве собрались около 100 человек (70 мужчин и 30 женщин разного возраста) с плакатами, на которых были надписи с критикой правительства. Участники собрания протестовали против ареста и последующей реадмиссии Михеила Саакашвили в Польшу. Среди участников наблюдатели видели 30 мужчин (в возрасте от 16 до 29 лет) в балаклавах и в одежде черной или камуфляжной окраски. У некоторых из них на одежде были знаки различия батальона «Донбасс». На месте событий наблюдатели видели около 200 сотрудников полиции и бойцов Национальной гвардии Украины. Собрание закончилось без инцидентов.
СММ продолжала наблюдение за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Утром 12 февраля вооруженный член «ДНР» в одежде военного типа отказал патрулю Миссии в доступе к постоянному месту хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе, ссылаясь на приказы от своего командира.
Невооруженный член «ДНР» в одежде военного типа отказал патрулю Миссии в доступе к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе, ссылаясь на приказы от своего командира.
Патруль Миссии не смог получить доступ к третьему постоянному месту хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области, поскольку ворота были закрыты, а на месте не оказалось охранников, которые могли бы их открыть.
Вооруженные члены «ДНР» в одежде военного типа отказали патрулю Миссии в доступе к н. п. Казацкое (неподконтрольный правительству, 36 км к северо-востоку от Мариуполя), заявив, что в населенном пункте есть мины.
Член «ЛНР» в пункте пропуска вблизи Вознесеновки попросил сотрудников Миссии показать их паспорта. Наблюдатели отказались выполнить это требование, и через 30 минут тот же член «ЛНР» сказал патрулю СММ покинуть это место, ссылаясь на приказы от своего командира. Команда Миссии покинула этот район.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией относительно проведения работ по разминированию за предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженного формирования, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону о том, что он не располагает информацией относительно проведения работ по разминированию на этом участке за предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста была заминирована. СММ уведомила об этом СЦКК[3].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. Две камеры СММ будут работать в тестовом режиме до конца февраля 2018 года.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 12 February 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded a similar number of ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region compared with the previous reporting period. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it observed a calm situation in all three. Its access remained restricted in all three areas and elsewhere, including in Kozatske, Voznesenivka and at two permanent storage sites and a heavy weapons holding area in non-government-controlled areas.* The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines in Mariupol. The SMM continued to facilitate and monitor repairs to essential infrastructure near Krasnyi Lyman, Raivka and Artema. The Mission visited three border areas not under government control. The SMM observed gatherings in Kyiv and Odessa.
In Donetsk region, the SMM recorded a similar number of ceasefire violations[1], including, however, more explosions (about 210) compared with the previous reporting period (about 170 explosions).
On the evening and night of 11-12 February, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, six projectiles in flight from east to west, two projectiles from west to east and two projectiles from east to west, all 0.5-1km south. The following day, the camera recorded, in sequence, an illumination flare (trajectory undetermined), 12 projectiles in flight from east to west and ten undetermined explosions, all 0.5-1km south.
On the evening of 11 February, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) recorded, in sequence, two undetermined explosions, four projectiles in flight from west to east, an undetermined explosion, five projectiles from east to west, three projectiles from west to east, five projectiles from east to west and three undetermined explosions, all 2-4km south-east.
On the night of 11-12 February, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded totals of two undetermined explosions, 23 projectiles in flight from east to west, 19 projectiles from west to east and two projectiles from south-west to north-east, all 5-8km north.
On the evening and night of 11-12 February, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard 43 explosions (nine assessed as outgoing mortars rounds and 34 undetermined), about 115 bursts of heavy-machine-gun fire, ten shots of outgoing infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm) fire and six shots of automatic-grenade-launcher fire, all 5-10km at directions ranging from east to south-south-east. The following day, while at the same location, the SMM heard 29 explosions (six assessed as outgoing mortar rounds and 23 undetermined), 11 bursts of heavy-machine-gun fire and six shots of automatic-grenade-launcher fire, all 5-8km at directions ranging from east to south.
During the day on 12 February, positioned at the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about five hours, the SMM heard 47 explosions (24 assessed as outgoing IFV (BMP-1) cannon rounds (73mm) and 23 undetermined) and six bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-6km at directions ranging from south-east to north-west. The SMM also heard three undetermined explosions and three shots of small-arms fire assessed as live-fire training inside the security zone, in violation of the decision of the Trilateral Contact Group as of 3 March 2016 that prohibits the conduct of live-fire training (exercises) in the security zone.
Positioned on the south-western edge of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk) for about five hours, the SMM heard 17 undetermined explosions 4-6km south-west as well as 31 undetermined explosions and 15 bursts of heavy-machine-gun fire, all 2-3km south-east.
Positioned in Zalizne (formerly Artemove, government-controlled, 42km north-east of Donetsk) for about five hours, the SMM heard 12 undetermined explosions 4-5km south.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including six explosions, compared with the previous reporting period (two explosions).
During the day on 12 February, positioned in Kriakivka (government-controlled, 38km north-west of Luhansk), the SMM heard five undetermined explosions and about ten bursts and shots of small-arms fire, all 2-6km south and south-west.
Positioned 3km north of Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), the SMM heard an undetermined explosion 15-20km south-south-west.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Positioned near the Stanytsia Luhanska and Zolote disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines, in government-controlled areas on 11 February, the SMM observed four anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) being towed in Mariupol.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas, aerial imagery from 6 February revealed the presence of four tanks (T-72) and a probable tank (T-72) near Oleksandrivske (formerly Rozy Liuksemburh, 90km south-east of Donetsk).
In government-controlled areas, on 12 February the SMM observed 30 stationary towed howitzers (18 D-20, 152mm and 12 2A36 Giatsint-B, 152mm) in Khlibodarivka (65km south-west of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government-controlled areas, the SMM saw 17 towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm), two surface-to-air missile systems (9K33 Osa), four multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) and four anti-tank guns (MT-12) and noted that 49 towed howitzers (41 2A65 and eight 2A36), ten mortars (four 2B9 Vasilek, 82mm and six 2B11 Sani, 120mm) and 32 anti-tank guns (MT-12) continued to be missing, including a towed howitzer (2A65) for the first time.
In non-government-controlled areas, the SMM saw six self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) and noted that 12 towed mortars (PM-38, 120mm), a mortar (2B11) continued to be missing.
The SMM revisited a permanent storage site in a government-controlled area whose location corresponded with the withdrawal lines and noted that a mortar (M120-15 Molot, 120mm) was missing for the first time and that 20 tanks (T-72) continued to be missing.
The SMM observed armoured combat vehicles, anti-aircraft guns[2] and indications of military-type presence in the security zone. In non-government-controlled areas, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) on 7 February spotted eight IFVs (BMP-1), two armoured personnel carriers (APCs) (MT-LB), an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted on a truck and new stretches of trenches near Lobacheve (13km east of Luhansk). On 11 February, an SMM mini-UAV spotted three IFVs (two BMP-2 and a BMP-1) and two anti-aircraft guns (ZU-23) mounted on trucks near Obozne (18km north of Luhansk).
In government-controlled areas, on 12 February, the SMM observed an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) in Mariupol, as well as two APCs (a BTR-60 and a BTR variant) near Volnovakha (53km south of Donetsk).
The SMM continued to facilitate and monitor repairs to water wells near Krasnyi Lyman (non-government-controlled, 30km north-west of Luhansk), to the Petrivske water pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and to a civilian communication tower near Raivka (non-government-controlled, 16km north-west of Luhansk).
The SMM visited three border areas not under government control. While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about half an hour, the SMM saw eight cars (five with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates, and two with “DPR” plates), a bus (with Ukrainian licence plates) and four cargo trucks (all with Ukrainian licence plates) exiting Ukraine, and six cars (three with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates, and two with “DPR” plates) and four cargo trucks (one with Ukrainian and three with Russian Federation licence plates) entering Ukraine.
While at a border crossing point near Ulianivske (61km south-east of Donetsk) for about ten minutes, the SMM observed no traffic entering or exiting Ukraine.
While at a border crossing point near Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, 65km south-east of Luhansk) for about 30 minutes, the SMM saw four cars with Ukrainian licence plates exiting Ukraine.
On the evening of 11 February, the SMM monitored a gathering in Odessa. The SMM observed some 250 people (mostly men in their late teens to twenties), many of whom had concealed their faces and were carrying torches along Oleksandrivskyi Avenue. At the beginning of the march, one of the demonstrators announced that the gathering was intended to commemorate the 124th anniversary of the founding of the youth movement Sokil. The SMM saw about 50 participants carrying Sokil flags and about five had red-and-black flags without other insignia as well as a few Svoboda flags. One group of around 40 participants was dressed in camouflage and carried a large banner reading “Carpathian Contingent” in Ukrainian. The SMM observed approximately 25 police officers and five patrol cars; no incidents were observed while the SMM was present.
The SMM monitored two gatherings in Kyiv. On 12 February, the SMM observed 80-100 men and women (mixed ages) gathered at Independence Square in Kyiv carrying banners with messages against corruption. Four police officers were present; the gathering ended without incidents.
The SMM also observed around 100 people (70 men and 30 women, mixed ages) holding banners with messages critical of the Government gathered on Bankova Street in Kyiv. Participants were protesting the arrest and subsequent readmission to Poland of Mikheil Saakashvili. Among the participants, the SMM saw 30 men (in their late teens to twenties) with balaclavas and black or camouflage uniforms, some with insignia of the Donbas Battalion. The SMM observed about 200 police and National Guard officers; the gathering ended without incidents.
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so. (See below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On the morning of 12 February, at a permanent storage site in a non-government-controlled area, an armed “DPR” member in military-style clothes denied the SMM access, citing orders from his superior.
At a heavy weapons holding area in a non-government-controlled area, an unarmed “DPR” member in military-style clothes denied access to an SMM patrol, citing orders from his superior.
The SMM was unable to access a third permanent storage site in a non-government-controlled area in Donetsk region as its gate was locked and no guards were present to open it.
In Kozatske (non-government-controlled, 36km north-east of Mariupol), armed “DPR” members in military-style clothes denied the SMM access to the town, saying that there were mines present.
At the border crossing point near Voznesenivka, an “LPR” member asked to see the passports of patrol members. The SMM did not comply and, thirty minutes later, the same “LPR” member told the SMM to depart, citing orders from his superior. The SMM left the location.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An armed formation member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC on both occasions.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. Two SMM cameras continue to be tested until the end of February 2018.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.