Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участка разведения в районе Золотого. Доступ СММ оставался ограниченным как на этих трех участках, так и в других районах, в том числе в Седово возле границы с Российской Федерацией, в Донском и вблизи Кременца*. Наблюдатели уточняли сообщения о взрыве в центре Донецка. Патрули Миссии посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. В Киеве СММ наблюдала за четырьмя массовыми собраниями.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом (зафиксировав, среди прочего, около 120 взрывов по сравнению с 86 соответственно).
Вечером 31 января и в ночь на 1 февраля камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 13 снарядов с востока на запад и 12 снарядов с запада на восток, а затем в общей сложности 1 взрыв неопределенного происхождения, 2 осветительные ракеты (одна пролетала с запада на восток, а траекторию второй определить не удалось) и 19 снарядов с востока на запад — все в 0,5–1,5 км к югу.
Днем 1 февраля, находясь на железнодорожной станции в г. Ясиноватая (16 км к северо-востоку от Донецка) в течение приблизительно 5,5 часов, наблюдатели слышали 23 взрыва неопределенного происхождения, а также около 240 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–5 км в секторе от западо-юго-запада до севера.
В тот же день, находясь вблизи камеры СММ, установленной на подконтрольной «ДНР» шахте «Октябрьская» (9 км к северо-западу от Донецка), члены патруля Миссии слышали 12 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 30 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–2 км к северо-западу, а также 5 очередей из стрелкового оружия в 1–2 км к востоку.
Вечером 31 января, пребывая в подконтрольном «ДНР» г. Горловка (39 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 1 взрыв, оцененный как танковый выстрел в 5–8 км к западу, а также около 30 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 130 выстрелов и очередей из автоматического гранатомета, зенитной установки (ЗУ-23, 23 мм), крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 5–10 км в секторе от юго-запада до северо-северо-запада.
В тот же вечер, находясь в неподконтрольном правительству г. Дебальцево (58 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала около 40 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 20 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 4–8 км к западу и северо-западу.
Днем 1 февраля, находясь в подконтрольном правительству г. Светлодарск (57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 12 взрывов неопределенного происхождения в 4–6 км к юго-востоку.
Ночью 1 февраля камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от с. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала 5 снарядов с востока на запад в 5–8 км к северу.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, включая большее количество взрывов (свыше 140), по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано 3 взрыва.
В первой половине дня 1 февраля, пребывая в подконтрольном «ЛНР» г. Кадиевка (быв. Стаханов, 50 км к западу от Луганска), команда СММ слышала 59 взрывов неопределенного происхождения и 10 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 10–15 км к западу.
В тот же день, патрулируя на южной окраине подконтрольного «ЛНР» с. Березовское (53 км к северо-западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 19 взрывов неопределенного происхождения и 6 очередей из пушки боевой машины пехоты (БМП-2, 30 мм) — все в 4–6 км к юго-востоку и юго-юго-западу.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
В первой половине дня 1 февраля, находясь в 3 км к северу от подконтрольного «ЛНР» г. Первомайск (58 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 25 взрывов неопределенного происхождения и 10 выстрелов из пушки БМП-2 — все в 7–8 км к юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения в районе Золотого). Со своей позиции в подконтрольном правительству н. п. Золотое-4/ «Родина» (60 км к северо-западу от Луганска) члены патруля Миссии слышали 3 взрыва неопределенного происхождения в 5–7 км к юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Днем 1 февраля, осуществляя мониторинг на участке разведения в районе Станицы Луганской, Миссия констатировала там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
В зоне, где размещение тяжелого вооружения и военной техники запрещено согласно пункту 5 Меморандума от 19 сентября 2014 года, команда Миссии видела БМП-2, двигавшуюся к северо-западу на расстоянии приблизительно 3 км к юго-востоку от с. Крещатицкое (быв. Красноармейское, 33 км к северо-востоку от Мариуполя), и еще одну БМП-2, которая двигалась в западном направлении недалеко от с. Роза (36 км к северо-востоку от Мариуполя). Кроме того, на основе данных воздушного наблюдения по состоянию на 31 января обнаружено, предположительно, бронированную машину военного типа на северо-восточной окраине с. Александровское (быв. Розы Люксембург, 90 км к юго-востоку от Донецка).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2] в зоне безопасности. В неподконтрольных правительству районах наблюдатели видели 2 бронированные машины (типа БТР) недалеко от г. Кипучее (быв. Артемовск, 46 км к западу от Луганска), а также 1 зенитную установку (ЗУ-23), установленную на MT-ЛБ, и 4 БМП-1 вблизи Дебальцево.
Миссия уточняла сообщения в СМИ о том, что вечером 1 февраля в центре Донецка произошел взрыв. Наблюдатели видели, что вход в здание на переул. Покрышева, 1, где, как сообщалось, произошел взрыв, охраняли как минимум два вооруженных члена «ДНР». Сотрудники СММ не смогли подойти к месту, где произошел инцидент. Член «ДНР» сообщил Миссии по телефону о том, что взрыв произошел 1 февраля, приблизительно в 19:00.
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. В течение 10 минут наблюдения в пункте пропуска на границе вблизи г. Новоазовск (40 км к востоку от Мариуполя) члены патруля Миссии видели, что из Украины выехали 6 автомобилей (4 с украинскими номерными знаками и 1 — с литовскими, а номерные знаки еще одного автомобиля рассмотреть не удалось), а в Украину въехал 1 автомобиль (с табличками «ДНР») и 1 фургон, на крыше которого была надпись «такси» (с табличками «ДНР» и одним пассажиром в салоне).
Осуществляя мониторинг в течение приблизительно 1 часа в пункте пропуска возле пос. Должанское (84 км к юго-востоку от Луганска), наблюдатели видели, что из Украины выехали 9 автомобилей (3 с украинскими номерными знаками и 6 — с российскими), 1 автобус (с украинскими номерными знаками) и 3 тентованных грузовика (2 с украинскими номерными знаками и 1 с табличками «ЛНР»), а также вышли 4 пешехода (две женщины и двое мужчин в возрасте 30–50 лет); тем временем в Украину въехали 11 автомобилей (3 с украинскими номерными знаками, 7 — с российскими и 1 с табличками «ЛНР»), 2 автобуса (оба с украинскими номерными знаками; в одном из них было примерно 15 пассажиров и табличка с надписью «нерегулярные перевозки» на русском языке) и 2 тентованных грузовика (оба с украинскими номерными знаками).
В Киеве Миссия наблюдала за четырьмя массовыми собраниями. Команда СММ видела группу приблизительно из 100 человек (преимущественно женщин в возрасте 50–70 лет), собравшихся перед зданием на ул. Сечевых Стрельцов, 4-6, которое принадлежит Министерству юстиции Украины, а также группу из около 50 человек (главным образом женщин в возрасте 50–70 лет) перед другим зданием на ул. Стрелецкой, 73 (также принадлежит Министерству). Участники обеих групп держали в руках плакаты с надписями, содержащими критику позиции должностных лиц правительства в отношении банковской деятельности. Оба собрания завершились мирно.
Наблюдатели также видели около 100 человек (все мужчины в возрасте 20–40 лет), собравшихся перед зданием Генеральной прокуратуры Украины на ул. Резницкой, 13/15. Некоторые из участников держали в руках флаги партий и организаций, таких как «Свобода» и «Национальный корпус». Команда СММ слышала, как несколько выступающих критиковали работу Генеральной прокуратуры в связи с событиями Майдана. На месте событий присутствовали около 10 полицейских. Собрание завершилось мирно.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг массового собрания перед зданием Верховной Рады Украины на ул. Грушевского, 5 (см. Ежедневный отчет СММ от 30 января 2018 года). Наблюдатели видели, что около палаточного городка из приблизительно 40 палаток, установленных рядом со зданием Верховной Рады, стояли около 10 человек. Команда СММ заметила, что участок улицы Грушевского между улицами Шелковичной и Липской по-прежнему перекрыт, а с обеих сторон установлены ворота для входа и выхода. Наблюдатели видели приблизительно 5 полицейских перед зданием Верховной Рады. За время своего присутствия на месте событий наблюдатели не зафиксировали каких-либо происшествий.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Три члена «ДНР» (двое вооруженных и один невооруженный), находившиеся на блокпосте к северу от неподконтрольного правительству пгт Седово (106 км к югу от Донецка) вблизи границы с Российской Федерацией, отказали патрулю Миссии в доступе к поселку, объяснив это необходимостью предварительно получить разрешение от их руководителей. Невооруженный член «ДНР» сообщил наблюдателям, что патруль не может проехать в поселок из-за того, что «в этом районе проводятся спецоперации». Команда СММ не может получить доступ к поселку с конца апреля 2017 года.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член «ЛНР», находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в подконтрольном правительству г. Счастье (20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
Задержка:
Военнослужащий Вооруженных сил Украины на объекте, расположенном в подконтрольном правительству пгт Донское (57 км к югу от Донецка), сообщил членам патруля Миссии, что им не разрешено проследовать на территорию объекта из-за «проверки». СММ проинформировала об этом СЦКК; через 30 минут, после вмешательства СЦКК, патруль Миссии получил разрешение проследовать на территорию объекта3. 30 января офицер Вооруженных сил Украины отказал наблюдателям в доступе к тому же самому объекту (см. Ежедневный отчет СММ от 31 января 2018 года).
Доступ при условии:
Невооруженный член «ДНР» остановил патруль Миссии на блокпосте, расположенном на автодороге Н15 к востоку от неподконтрольного правительству пос. Кременец (16 км к юго-западу от Донецка), и потребовал провести осмотр прицепа СММ. Наблюдателям разрешили продолжить движение только после осмотра прицепа. 31 января команда Миссии столкнулась с аналогичным ограничением на том же блокпосте (см. Ежедневный отчет СММ от 1 февраля 2018 года).
Другие препятствия:
Директор образовательного учреждения в неподконтрольном правительству районе Луганской области отказался разговаривать с наблюдателями без разрешения от одного из руководителей «ЛНР».
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. Две камеры СММ будут работать в тестовом режиме до конца февраля 2018 года.
[2] Данное вооружение не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 2 February 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it observed ceasefire violations near the Zolote disengagement area. Its access remained restricted in all three areas and elsewhere, including in Siedove near the border with the Russian Federation, in Donske and near Kreminets.* The SMM followed up on reports of an explosion in Donetsk city centre. The Mission visited two border areas not under government control. In Kyiv, the SMM observed four gatherings.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 120 explosions, compared with the previous reporting period (86 explosions).
On the evening and night of 31 January-1 February, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, 13 projectiles in flight from east to west and 12 projectiles from west to east, followed by a total of an undetermined explosion, two illumination flares (one from west to east and the other’s trajectory undetermined) and 19 projectiles from east to west, all 0.5‑1.5km south.
During the day on 1 February, positioned at the railway station in “DPR”-controlled Yasynuvata (16km north-east of Donetsk) for about five and a half hours, the SMM heard 23 undetermined explosions and about 240 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-5km at directions ranging from west-south-west to north.
On the same day, positioned near the SMM camera at the “DPR”-controlled Oktiabr mine (9km north-west of Donetsk city centre), the SMM heard 12 undetermined explosions and about 30 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-2km north-west, and five bursts of small-arms fire 1-2km east.
On the evening of 31 January, while in “DPR”-controlled Horlivka (39km north-east of Donetsk), the SMM heard an explosion assessed as an outgoing tank round 5-8km west, as well as about 30 undetermined explosions and about 130 shots and bursts of automatic-grenade-launcher, anti-aircraft cannon (ZU-23, 23mm), heavy-machine-gun and small-arms fire, all 5-10km at directions ranging from south-west to north-north-west.
On the same evening, while in non-government-controlled Debaltseve (58km north-east of Donetsk), the SMM heard about 40 undetermined explosions and about 20 bursts of heavy-machine-gun fire, all 4-8km west and north-west.
During the day on 1 February, while in government-controlled Svitlodarsk (57km north-east of Donetsk), the SMM heard 12 undetermined explosions 4-6km south-east.
In the early morning of 1 February, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded five projectiles in flight from east to west 5-8km north.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including more explosions (over 140), compared with the previous reporting period (three explosions).
During the day on 1 February, while in “LPR”-controlled Kadiivka (formerly Stakhanov, 50km west of Luhansk), the SMM heard 59 undetermined explosions and ten bursts of heavy-machine-gun fire, all 10-15km west.
On the same day, positioned on the southern edge of “LPR”-controlled Berezivske (53km north-west of Luhansk), the SMM heard 19 undetermined explosions and six bursts of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm) fire, all 4-6km south-east and south-south-west.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 1 February, positioned 3km north of “LPR”-controlled Pervomaisk (58km west of Luhansk), the SMM heard 25 undetermined explosions and ten shots of IFV (BMP-2) cannon fire, all 7-8km south-west (assessed as outside the Zolote disengagement area). Positioned in government-controlled Zolote-4/Rodina (60km north-west of Luhansk), the SMM heard three undetermined explosions 5-7km south-west (assessed as outside the disengagement area).
During the day on 1 February, positioned in the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM noted a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In a zone within which deployment of heavy armaments and military equipment is further proscribed according to Point 5 of the Memorandum of 19 September 2014, the SMM saw an IFV (BMP-2) travelling north-west about 3km south-east of Khreshchatytske (formerly Krasnoarmiiske, 33km north-east of Mariupol) and an IFV (BMP-2) travelling west near Roza (36km north-east of Mariupol); and aerial imagery revealed the presence on 31 January of a probable military-type armoured vehicle on the north-western edge of Oleksandrivske (formerly Rozy Liuksemburh, 90km south-east of Donetsk).
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[2] in the security zone. In non-government-controlled areas, the SMM saw two armoured personnel carriers (APC) (BTR-variant) near Kypuche (formerly Artemivsk, 46km west of Luhansk), as well as an anti-aircraft gun (ZU-23) mounted on an APC (MT-LB) and four IFVs (BMP-1) near Debaltseve.
The SMM followed up on media reports that an explosion had occurred in Donetsk city centre on the evening of 1 February. The SMM saw that the entrance to a building at 1 Pokrysheva Lane, where the explosion had reportedly occurred, was cordoned off by at least two armed “DPR” members. The Mission was unable to approach the incident site. A “DPR” member told the SMM via telephone that the explosion had occurred at around 19:00 on 1 February.
The SMM visited two border areas not under government control. At a border crossing point near Novoazovsk (40km east of Mariupol), for ten minutes, the SMM saw six cars (four with Ukrainian and one with Lithuanian licence plates, and one with unidentified licence plates) exiting Ukraine, and a car (with “DPR” plates) and a van with “taxi” written on the roof (with “DPR” plates, carrying one passenger) entering Ukraine.
At a border crossing point near Dovzhanske (84km south-east of Luhansk), for about one hour, the SMM saw nine cars (three with Ukrainian and six with Russian Federation licence plates), a bus (with Ukrainian licence plates), three covered cargo trucks (two with Ukrainian licence plates, and one with “LPR” plates) and four pedestrians (two women and two men, aged 30-50) exiting Ukraine, and 11 cars (three with Ukrainian and seven with Russian Federation licence plates, and one with “LPR” plates), two buses (both with Ukrainian licence plates, one of which was carrying about 15 passengers and marked “irregular transport” in Russian) and two covered cargo trucks (both with Ukrainian licence plates) entering Ukraine.
In Kyiv, the SMM monitored four gatherings. The SMM saw a group of about 100 people (mostly women, aged 50-70) in front of a building belonging to the Ministry of Justice at 4-6 Sichovykh Striltsiv Street, as well as a group of about 50 people (mostly women, aged 50-70) in front of another building belonging to the Ministry at 73 Striletska Street. Participants of both groups were holding banners with messages critical of government officials’ position on banking. Both gatherings ended peacefully.
The SMM also saw about 100 people (all men, aged 20-40) gathered in front of the Office of the Prosecutor General at 13/15 Riznytska Street. Some of them were carrying flags of parties and organizations such as Svoboda and National Corps. The SMM heard a few speakers making remarks critical of the work of the Prosecutor General’s Office in connection to the Maidan events. About ten police officers were present. The gathering ended peacefully.
In front of the Parliament building at 5 Hrushevskoho Street, the SMM continued to monitor the gathering. (See SMM Daily Report 30 January 2018.) The Mission saw about ten people standing outside about 40 tents adjacent to the Parliament building. It noted that a section of Hrushevskoho Street between Shovkovychna and Lypska Streets remained blocked, with entry-exit gates on either side. The SMM saw about five police officers in front of the Parliament building. The Mission did not observe any incidents during its presence.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-operation (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so (see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a checkpoint north of non-government-controlled Siedove (106km south of Donetsk), near the border with the Russian Federation, three “DPR” members (two armed and one unarmed) prevented the SMM from entering the village, saying that prior permission from their superiors was needed. The unarmed “DPR” member told the SMM that it was not allowed to enter as “special operations are going on in the area”. The SMM has not been able to enter the village since late April 2017.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An “LPR” member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM did not travel across the bridge in government-controlled Shchastia (20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.4
Delay:
At a compound in government-controlled Donske (57km south of Donetsk), a Ukrainian Armed Forces soldier told the SMM that it was not allowed to enter due to “inspection”. The SMM informed the JCCC and after 30 minutes, following the intervention of the JCCC, the Mission was allowed to enter the compound.4 On 30 January, a Ukrainian Armed Forces officer had denied the SMM access to the same compound. (See SMM Daily Report 31 January 2018.)
Conditional access:
At a checkpoint on road H15 east of non-government-controlled Kreminets (16km south-west of Donetsk), an unarmed “DPR” member stopped the SMM and demanded to check an SMM trailer. The SMM was allowed to proceed only after its trailer was checked. The Mission faced a similar restriction at the same checkpoint on 31 January. (See SMM Daily Report 1 February 2018.)
Other impediments:
At an educational facility in a non-government-controlled part of Luhansk region, the principal refused to speak with the SMM without permission from senior “LPR” members.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. Two SMM cameras continue to be tested until the end of February 2018.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.