Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой области СММ констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня, что и за предыдущий отчетный период, однако отметила, что количество взрывов увеличилось. В Луганской области Миссия зафиксировала большее количество нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели зафиксировали повреждения гражданского объекта вследствие обстрела в Пикузах. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское и отметила спокойную обстановку на каждом из них. Доступ Миссии как на этих трех участках, так и в других районах оставался ограниченным. Команда СММ зафиксировала вооружение, размещенное с нарушением линий отвода в Александрополье. Члены патруля Миссии уточняли сообщения о перебоях с газоснабжением в Ясиноватой. Наблюдатели посетили пять приграничных районов, которые не контролируются правительством. Миссия наблюдала за ходом судебного слушания в Одессе.
В Донецкой области СММ констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня[1], что и за предыдущий отчетный период, однако отметила увеличение количества взрывов (с примерно 70 до приблизительно 150).
Так, вечером 4 и ночью 5 января камера СММ, установленная на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка), зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 2 взрыва неопределенного происхождения, 1 взрыв в воздухе, 2 снаряда с запада на восток, 3 взрыва неопределенного происхождения, 4 снаряда с запада на восток и 2 снаряда с востока на запад, а затем в общей сложности 5 взрывов неопределенного происхождения и 36 снарядов (21 с востока на запад и 15 с запада на восток) — все в 0,5–1,5 км к югу. Во второй половине дня 5 января эта же камера зафиксировала (в хронологической последовательности) 1 снаряд с востока на запад, 1 взрыв неопределенного происхождения и 6 снарядов с востока на запад — все в 0,5–1,5 км к югу.
Днем 5 января, осуществляя мониторинг на железнодорожной станции в подконтрольном «ДНР» г. Ясиноватая (16 км к северо-востоку от Донецка) в течение примерно 4 часов, члены патруля Миссии слышали 2 взрыва неопределенного происхождения, а также огонь из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 0,5–1 км к юго-западу и западу. Команда Миссии также слышала 24 взрыва неопределенного происхождения и огонь из стрелкового оружия — все на расстоянии 1–5 км в секторе от юго-запада до севера.
Вечером 4 января в подконтрольном «ДНР» г. Горловка (39 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали 9 взрывов, оцененных как выстрелы из безоткатного орудия (СПГ-9, 73 мм), 2 взрыва неопределенного происхождения и 5 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 5–7 км к юго-юго-западу.
Вечером 4 января, ведя наблюдение в подконтрольном правительству г. Светлодарск (57 км северо-востоку от Донецка), команда СММ слышала 45 взрывов неопределенного происхождения и около 220 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 4–6 км к юго-востоку.
В Луганской области Миссия зафиксировала большее количество нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда не было зафиксировано ни одного такого нарушения.
Со своей позиции в подконтрольном «ЛНР» пгт Калиново (60 км к западу от Луганска) наблюдатели слышали 10 выстрелов из стрелкового оружия в 2–4 км к западу.
Наблюдатели зафиксировали полученные в результате обстрела повреждения гражданского объекта в подконтрольном «ДНР» с. Пикузы (быв. Коминтерново, 23 км к северо-востоку от Мариуполя). В частности, команда СММ видела недавно отремонтированный юго-западный край ската крыши магазина, расположенного на ул. Ахматовой, и отметила осколочное повреждение стены под ним. Члены патруля Миссии также видели 3 изогнутых фрагмента листового металла со свежими осколочными повреждениями, которые лежали на земле возле магазина. В центре одного такого фрагмента наблюдатели видели большую пробоину. По оценке СММ, эта пробоина и осколочные повреждения образовались вследствие разрыва 82-мм минометной мины, выпущенной с неустановленного направления. Продавщица магазина (в возрасте около 50 лет) сообщила команде СММ, что ее коллега рассказал ей, что удар был нанесен 3 января, около 10:00.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
В течение дня 5 января, осуществляя мониторинг в районах всех трех участков разведения, патрули Миссии отметили там спокойную обстановку. Находясь возле правительственного блокпоста, севернее участка разведения в районе Станицы Луганской, наблюдатели видели, как военнослужащие Вооруженных сил Украины и сотрудники Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям перевозили на тележке черный пластиковый похоронный мешок в направлении моста в Станице Луганской. Позже офицер Вооруженных сил Украины при Совместном центре контроля и координации (СЦКК) сообщил СММ, что тело погибшего члена «ЛНР» было передано в подконтрольные «ЛНР» районы.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
30 декабря беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ обнаружил, предположительно, 1 буксированную гаубицу (Д-30, 122 мм), размещенную в нарушение линий отвода в пределах 200 м от жилого квартала на юго-восточной окраине подконтрольного правительству с. Александрополье (71 км к западу от Луганска). Также рядом была припаркована, предположительно, машина управления огнем (МТ-ЛБ 1ВХХ).
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения в неподконтрольном правительству районе члены патруля СММ видели 5 танков (неустановленного типа) к юго-востоку от с. Терновое (57 км к востоку от Донецка), которые, по оценке, были задействованы в проведении учений. На месте также было отмечено нахождение 7 боевых машин пехоты (БМП-2).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины, зенитную установку [2]и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 6 неподвижных БМП-1 и 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) на бронетранспортере (МТ-ЛБ) возле г. Попасная (69 км к западу от Луганска). 4 января СММ зафиксировала легкие военные машины, которые были припаркованы возле нескольких домов в с. Орехово-Донецкое (44 км к северо-западу от Луганска); при этом установить, когда в этих домах в последний раз проживали гражданские лица, не представлялось возможным.
4 января в неподконтрольных правительству районах команда СММ видела 1 неподвижную бронированную машину военного типа возле с. Сарабаш (быв. Коммунаровка, 26 к югу от Донецка). 5 января на блокпосте, расположенном на северной окраине пос. Озеряновка (35 км к северо-востоку от Донецка), невооруженный мужчина в одежде с образцами камуфляжа Вооруженных сил Российской Федерации и без знаков различия остановил патруль СММ. По истечении 10 минут наблюдателям разрешили проехать дальше.
Миссия уточняла сообщения о перебоях с газоснабжением в Ясиноватой. В подконтрольном «ДНР» пгт Землянки (17 км к северо-востоку от Донецка) команда СММ зафиксировала проведение ремонтных работ на газопроводе. Присутствовавший на месте главный инженер сообщил наблюдателям, что из-за возгорания газопровода жители Ясиноватой и Землянок с раннего утра остаются без газоснабжения. В 13:00 главный инженер сообщил, что поломка была устранена, но еще необходимо провести контрольную опрессовку самого газопровода.
Патрули СММ посетили пять приграничных районов, которые не контролируются правительством. В течение около 30 минут мониторинга в пункте пропуска вблизи с. Мариновка (78 км к востоку от Донецка) наблюдатели отметили, что из Украины выехали 9 автомобилей (в частности 3 с табличками «ДНР») и 1 фургон. Команда СММ также видела, что в Украину въехали 3 автомобиля, 1 фургон и 1 автобус. Ведя наблюдение в пункте пропуска возле с. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) в течение 55 минут, члены патруля Миссии видели, что из Украины выехали 45 автомобилей (в частности 6 с табличками «ДНР»), 1 автобус (с табличками «ДНР») и 2 грузовика, а в Украину въехали 4 грузовика (в том числе 1 с табличками «ДНР»). В пункте пропуска неподалеку от пос. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка) за 20-минутный период наблюдения команда СММ зафиксировала, что из Украины вышли 2 пешехода (мужчина и женщина, оба в возрасте 41–49 лет), а в Украину зашел 1 мужчина.
В течение 25 минут мониторинга в пункте пропуска вблизи г. Новоазовск (40 км к востоку от Мариуполя) наблюдатели видели, что из Украины выехали 12 автомобилей и 1 мини-фургон. Команда СММ также отметила, что в Украину въехали 3 автомобиля, 1 автобус и 3 грузовика с крытыми грузовыми отсеками (в частности 1 с табличками «ДНР»).
Находясь в пункте пропуска возле с. Новоборовицы (79 км к югу от Луганска) в течение 35 минут, СММ отметила, что в бывшем помещении Государственной пограничной службы Украины никого не было.
В Приморском районном суде Одессы СММ следила за ходом судебного слушания по делу главы организации самообороны «Уличный фронт», которого обвиняли в организации «массовых беспорядков» во время акции протеста 18 ноября 2017 года (см. Ежедневный отчет СММ от 20 ноября 2017 года). В зале суда находилось около 30 человек (в возрасте от 18 до 30 лет, из них 70% мужчины), известных Миссии как члены организаций «Уличный фронт», «Правый сектор», «Автомайдан» и «Национальный корпус». Около 20 сотрудников полиции находились за пределами здания суда, а в самом зале судебного слушания наблюдатели видели 3–4 охранников. Судья объявил, что прокурор отозвал свое ходатайство о продлении меры пресечения (домашний арест), вследствие чего подсудимый может быть освобожден. Судья выразил надежду на то, что в этом году конфликт в восточной Украине прекратиться, и добавил «Слава Украине!», на что группа активистов в зале суда ответила «Героям слава!» и зааплодировала.
СММ продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 2 декабря 2017 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член «ЛНР», пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения на участке разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК на блокпосте, расположенном на северном краю участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что он не владеет никакой информацией относительно проведения на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям на участке разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не владеет никакой информацией относительно проведения работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в подконтрольном правительству г. Счастье (20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что дорога к югу от моста все еще заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
Доступ при условии:
Член «ДНР» остановил патруль СММ на блокпосте, расположенном на автодороге Н-15 к востоку от подконтрольного «ДНР» пос. Кременец (16 км к юго-западу от Донецка), и разрешил наблюдателям проехать дальше в направлении Донецка только после того, как проверил содержимое прицепа автомобиля Миссии.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. Две камеры СММ будут работать в тестовом режиме до конца января 2018 года.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 5 January 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded a similar number of ceasefire violations in Donetsk region – including, however, more explosions – compared with the previous reporting period. In Luhansk region the SMM recorded more ceasefire violations compared with the previous reporting period. The Mission observed damage to civilian property due to shelling in Pikuzy. It continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske and observed a calm situation in each; its access remained restricted in all three areas and elsewhere. The SMM observed a weapon in violation of withdrawal lines in Oleksandropillia. The Mission followed up on reports of a gas outage in Yasynuvata. It visited five border areas not under government control. The SMM monitored a court hearing in Odessa.
In Donetsk region, the SMM recorded a similar number of ceasefire violations[1] – including, however, more explosions (almost 150) – compared with the previous reporting period (about 70 explosions).
On the evening and night of 4-5 January, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, two undetermined explosions, an airburst, two projectiles in flight from west to east, three undetermined explosions, four projectiles from west to east and two projectiles from east to west, followed by totals of five undetermined explosions and 36 projectiles (21 from east to west and 15 from west to east), all 0.5-1.5km south. On the afternoon of 5 January, the camera recorded, in sequence, a projectile from east to west, an undetermined explosion and six projectiles from east to west, all 0.5-1.5km south.
During the day on 5 January, positioned at the railway station in “DPR”-controlled Yasynuvata (16km north-east of Donetsk) for about four hours, the SMM heard two undetermined explosions, as well as heavy-machine-gun and small-arms fire, 0.5-1km south-west and west. The Mission also heard 24 undetermined explosions and small-arms fire, all 1-5km at directions ranging from south-west to north.
On the evening of 4 January, while in “DPR”-controlled Horlivka (39km north-east of Donetsk), the SMM heard nine explosions assessed as outgoing rounds of recoilless gun (SPG-9, 73mm), two undetermined explosions and five bursts of heavy-machine-gun fire, all 5-7km south-south-west.
On the evening of 4 January, while in government-controlled Svitlodarsk (57km north-east of Donetsk), the SMM heard 45 undetermined explosions and about 220 bursts of heavy-machine-gun fire, all 4-6km south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations compared with the previous reporting period (no ceasefire violations).
Positioned in “LPR”-controlled Kalynove (60km west of Luhansk), the SMM heard ten shots of small-arms fire 2-4km west.
The SMM observed damage to civilian property due to shelling in “DPR”-controlled Pikuzy (formerly Kominternove, 23km north-east of Mariupol). At a shop on Akhmatova Street, the SMM saw fresh repair work on the south-west-facing edge of the roof and shrapnel damage on the wall below. On the ground nearby lay three twisted pieces of metal sheeting with fresh shrapnel damage. One of the pieces had a large hole in its centre. The Mission assessed the hole and shrapnel damage as caused by a mortar round (82mm) fired from an undetermined direction. A shopkeeper (woman, aged about 50) told the Mission that another shopkeeper had told her that an impact occurred at about 10:00 on 3 January.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 5 January, positioned near all three disengagement areas, the SMM observed calm situations. Near the government checkpoint north of the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed Ukrainian Armed Forces and State Emergency Services personnel transporting a black plastic body bag on a cart towards the Stanytsia Luhanska bridge. A Ukrainian Armed Forces officer of the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) later told the Mission that a deceased “LPR” member had been transferred to “LPR”-controlled areas.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
On 30 December, an SMM mini unmanned aerial vehicle spotted a probable towed howitzer (D-30, 122mm) in violation of withdrawal lines on the south-eastern edge of government-controlled Oleksandropillia (71km west of Luhansk), within 200m of a residential area. Parked nearby was a probable fire control vehicle (MT-LB 1VXX).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in a non-government-controlled area, the SMM saw five tanks (type undetermined) south-east of Ternove (57km east of Donetsk) in what was assessed as a training exercise. Also present were seven infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-2).
The SMM observed armoured combat vehicles, an anti-aircraft gun[2] and other indications of military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw six stationary IFVs (BMP-1) and an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted on an armoured personnel carrier (MT-LB) near Popasna (69km west of Luhansk). On 4 January the SMM observed light military vehicles parked at several houses in Orikhove-Donetske (44km north-west of Luhansk) but was unable to assess when civilians had most recently resided in the houses.
In non-government-controlled areas, on 4 January the SMM saw a stationary military-type armoured vehicle near Sarabash (formerly Komunarivka, 26km south of Donetsk). On 5 January, at a checkpoint on the northern edge of Ozerianivka (35km north-east of Donetsk), the SMM was stopped by an unarmed man wearing attire with a Russian Federation Armed Forces camouflage pattern and no rank insignia, and then was allowed to proceed after ten minutes.
The SMM followed up on reports of a gas outage in Yasynuvata. In “DPR”-controlled Zemlianky (17km north-east of Donetsk), the SMM observed repair work being conducted on a gas pipeline, and the chief engineer present told the Mission that residents of Yasynuvata and Zemlianky had been without gas since early in the morning due to a fire that had occurred in the pipeline. At 13:00, the chief engineer told the Mission that the problem had been fixed, but that pressure testing was necessary.
The SMM visited five border areas not under government control. During about 30 minutes at a border crossing point near Marynivka (78km east of Donetsk), the SMM saw nine cars (three with “DPR” plates) and a van exiting Ukraine, and three cars, a van and a bus entering Ukraine. During 55 minutes at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk), the SMM saw 45 cars (six with “DPR” plates), a bus (with “DPR” plates) and two trucks exiting Ukraine, and four trucks (one with “DPR” plates) entering Ukraine. During 20 minutes at a border crossing point near Ulianivske (61km south-east of Donetsk), the SMM saw two pedestrians (a man and a woman, both in their forties) exiting Ukraine and a man entering Ukraine.
During 25 minutes at a border crossing point near Novoazovsk (40km east of Mariupol), the SMM saw 12 cars and a minivan exiting Ukraine, and three cars, a bus and three trucks with covered cargo areas (one with “DPR” plates) entering Ukraine.
During 35 minutes at a border crossing point near Novoborovytsi (79km south of Luhansk), the SMM observed no one present at the former State Border Guard Service facilities.
At the Prymorskyi district court in Odessa city, the SMM monitored a hearing for the head of self-defence organization Street Front, who had been charged with “mass disturbances” in connection with alleged activities during a protest on 18 November 2017. (See SMM Daily Report 20 November 2017.) About 30 people (aged 18-30, 70 per cent men) known to the Mission as members of Street Front, Right Sector, Automaidan and National Front were present in the courtroom. About 20 police officers were outside the court building, and three or four guards were inside the courtroom. The judge announced that the prosecutor had withdrawn the motion to extend the measure of restraint (house arrest), and that the defendant was thus free to leave. The judge then expressed a hope that the conflict in eastern Ukraine would end this year, and added, “Glory to Ukraine”; the group of activists in the courtroom responded by saying, “Glory to the heroes”, and applauding.
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so. (See, for example, SMM Daily Report 2 December 2017.) The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An “LPR” member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. At a checkpoint on the northern side of the Zolote disengagement area, a Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM did not travel across the bridge in government-controlled Shchastia (20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.5
Conditional access:
A “DPR” member stopped the SMM at a checkpoint on road H-15 east of “DPR”-controlled Kreminets (16km south-west of Donetsk) and allowed the SMM to proceed towards Donetsk city only after checking the interior of an SMM trailer.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. Two SMM cameras continue to be tested until the end of January 2018.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate.”
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.