Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при этом в Луганской области Миссия не зафиксировала ни одного такого нарушения. Наблюдатели уточняли сообщения о том, что в Сватово мужчина получил ранения в результате взрыва ручной гранаты. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также отметала спокойную обстановку на всех трех участках разведения. Доступ Миссии оставался ограниченным как на всех трех участках разведения, так и в других районах. Наблюдатели посетили один приграничный район, который не контролируется правительством. СММ осуществляла мониторинг ситуации на административной границе между Херсонской областью и Крымом.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, зафиксировав, среди прочего, меньше взрывов (приблизительно 70 относительно 130 соответственно).
Так, вечером 3 и в ночь на 4 января камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 1 взрыв неопределенного происхождения, 21 снаряд с юго-востока на северо-запад, 1 снаряд с востока на запад и 1 снаряд с запада на восток, а затем в общей сложности 4 взрыва неопределенного происхождения, 44 снаряда (21 с востока на запад и 23 с запада на восток) и 1 выпущенную вверх осветительную ракету — все в 0,5–1,5 км к югу. В течение дня 4 января эта камера зафиксировала 10 снарядов с запада на восток и 1 снаряд с востока на запад — все в 0,5–1,5 км к югу.
Вечером 3 января, находясь в подконтрольном «ДНР» г. Горловка (39 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали около 50 очередей и пятиминутный эпизод многочисленных перекрёстных очередей из крупнокалиберных пулеметов в 3–12 км к югу и юго-западу. Находясь на той же позиции днем 4 января, команда Миссии слышала 22 взрыва неопределенного происхождения, приблизительно 130 очередей и выстрелов из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета, а также 3 очереди из пушки боевой машины пехоты (БМП-2, 30 мм) — все в 3–5 км к юго-западу.
Днем 4 января, пребывая на железнодорожной станции в подконтрольном «ДНР» г. Ясиноватая (16 км к северо-востоку от Донецка) в течение почти 3 часов, члены патруля Миссии слышали 24 взрыва неопределенного происхождения, а также приблизительно 20 выстрелов и очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все в 3–5 км в секторе от западо-юго-запада до севера.
В тот же день, осуществляя мониторинг на юго-западной окраине Ясиноватой в течение около 2 часов, наблюдатели слышали 6 взрывов неопределенного происхождения, а также 5 очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета в 2–5 км к югу и северо-западу.
Вечером 3 января, находясь в подконтрольном правительству г. Светлодарск (57 км к северо-востоку от Донецка), команда СММ слышала 6 взрывов неопределенного происхождения и около 70 очередей из крупнокалиберного пулемета в 4–6 км к юго-востоку. На следующий день с этой же позиции команда Миссии слышала 4 взрыва неопределенного происхождения и около 50 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 4–6 км к юго-востоку.
В Луганской области СММ не зафиксировала нарушений режима прекращения огня. В предыдущий отчетный период Миссия зафиксировала около 30 нарушений режима прекращения огня.
Наблюдатели уточняли сообщения о том, что в подконтрольном правительству г. Сватово (125 км к северо-западу от Луганска) мужчина получил ранения в результате взрыва ручной гранаты. 2 января медработники больницы в Сватово сообщили членам патруля Миссии, что 30 декабря к ним в больницу доставили 32-летнего мужчину с осколочными ранениями кисти, рук и левой ноги, которые, по оценке медработников, были вызваны взрывом ручной гранаты. Они добавили, что в тот же день мужчину выписали из больницы. 4 января пострадавший мужчина рассказал наблюдателям, что какой-то мужчина бросил ручную гранату в его сторону. По сообщению городской полиции Сватово, по факту данного происшествия ведётся расследование, и уже был взят под стражу 62-летний мужчина.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
В течение дня 4 января, осуществляя мониторинг вблизи всех трех участков разведения, наблюдатели отметили там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
За линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе команда Миссии зафиксировала 1 танк (неустановленного типа), стоявший недалеко от с. Круглик (31 км к юго-западу от Луганска).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2] в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 5 бронированных машин (две БМП-1, две БМП-2 и одну типа БМП) и зенитную самоходную установку (ЗСУ-23-4 «Шилка», 23 мм), которые стояли недалеко от г. Попасная (69 км к западу от Луганска), а также бронетранспортер (БТР-70), буксируемый грузовиком технической помощи в западном направлении недалеко от с. Орехово-Донецкое (44 км к северо-западу от Луганска). В неподконтрольном правительству районе члены патруля Миссии видели 2 БМП-2, стоявшие вблизи с. Смелое (31 км к северо-западу от Луганска).
СММ зафиксировала остатки боеприпасов и неразорвавшиеся снаряды. На подконтрольной «ДНР» шахте «Октябрьская» (8 км к северо-западу от Донецка) наблюдатели впервые заметили хвостовой стабилизатор минометной мины (82 мм), а также снова увидели неразорвавшийся снаряд (калибром 120 мм или 122 мм) приблизительно в 20–30 м от основания копра, на котором установлена камера СММ.
Наблюдатели посетили один приграничный район, который не контролируется правительством. В течение около 1 часа мониторинга в пункте пропуска рядом с пос. Должанское (84 км к юго-востоку от Луганска) наблюдатели отметили, что из Украины выехали 26 автомобилей (в частности 1 с табличками «ДНР») и 2 автобуса, а также вышли 26 пешеходов (19 мужчин и 7 женщин в возрасте 25–50 лет). Команда СММ также видела, что в Украину въехали 17 автомобилей и 1 автобус, а также вошли 10 пешеходов (3 мужчин и 6 женщин в возрасте 30–55 лет, а также один ребенок).
Миссия осуществляла мониторинг ситуации на административной границе между Херсонской областью и Крымом. 3 января члены патруля Миссии посетили пункт пропуска вблизи с. Чонгар (167 км к юго-востоку от Херсона) и отметили там спокойную обстановку.
СММ продолжала наблюдение за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 2 декабря 2017 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член «ЛНР», находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК на блокпосте, расположенном на северной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что он не располагает никакой информацией относительно проведения на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не владеет никакой информацией относительно проведения работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в подконтрольном правительству г. Счастье (20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. По утверждению офицера Вооруженных сил Украины при СЦКК, дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
Доступ при условии:
Вооруженные члены «ДНР» дважды останавливали команду Миссии на блокпосте, размещенном на автодороге Н15 восточнее подконтрольного «ДНР» пос. Кременец (16 км к юго-западу от Донецка). В обоих случаях наблюдатели смогли проехать только после того, как они проверили содержимое прицепа автомобиля СММ.
Другие препятствия:
В подконтрольном «ЛНР» Луганске медработники морга и женщина, представившаяся пресс-секретарем «ЛНР», по-отдельности сообщили наблюдателям, что они не могут предоставить Миссии какие-либо сведения без разрешения руководства «ЛНР».
В подконтрольном «ДНР» с. Безыменное (30 км к востоку от Мариуполя) невооруженный член «ДНР», находившийся, по-видимому, в состоянии опьянения и держал в руке бутылку пива, обошел наблюдателей и коснулся плеча одного из них. Другой член «ДНР» сразу же сказал ему покинуть район, что он и сделал.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. Две камеры СММ будут работать в тестовом режиме до конца января 2018 года.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] Команда СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 4 January 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region compared with the previous reporting period and no ceasefire violations in Luhansk region. The SMM followed up on reports about a man injured by the explosion of a hand grenade in Svatove. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it observed a calm situation in all three areas. The Mission’s access remained restricted in all three disengagement areas and elsewhere. The SMM visited a border area not under government control. The Mission monitored the administrative boundary line between Kherson region and Crimea.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including fewer explosions (about 70), compared with the previous reporting period (about 130 explosions).
On the evening and night of 3-4 January, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, an undetermined explosion, 21 projectiles in flight from south-east to north-west, a projectile from east to west and a projectile from west to east, followed by a total of four undetermined explosions, 44 projectiles (21 from east to west and 23 from west to east) and an illumination flare in vertical flight, all 0.5-1.5km south. During the day on 4 January, the camera recorded ten projectiles from west to east and a projectile from east to west, all 0.5-1.5km south.
On the evening and night of 3 January, while in “DPR”-controlled Horlivka (39km north-east of Donetsk), the SMM heard about 50 bursts and five minutes of uncountable and overlapping bursts of heavy-machine-gun fire 3-12km south and south-west. While at the same location during the day on 4 January, the SMM heard 22 undetermined explosions, about 130 bursts and shots of small-arms and heavy-machine-gun fire and three bursts of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm) fire, all 3-5km south-west.
During the day on 4 January, positioned at the railway station in “DPR”-controlled Yasynuvata (16km north-east of Donetsk) for almost three hours, the SMM heard 24 undetermined explosions and about 20 shots and bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 3-5km at directions ranging from west-south-west to north.
The same day, positioned on the south-western edge of Yasynuvata for about two hours, the SMM heard six undetermined explosions and five bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire 2-5km south and north-west.
On the evening of 3 January, while in government-controlled Svitlodarsk (57km north-east of Donetsk), the SMM heard six undetermined explosions and about 70 bursts of heavy-machine-gun fire 4-6km south-east. The following day, while at the same location, the SMM heard four undetermined explosions and about 50 bursts of heavy-machine-gun fire, all 4-6km south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded no ceasefire violations. In the previous reporting period, the SMM recorded about 30 ceasefire violations.
The SMM followed up on reports about a man injured by the explosion of a hand grenade in government-controlled Svatove (125km north-west of Luhansk). On 2 January, medical staff at a hospital in Svatove told the SMM that a 32-year-old man had been admitted on 30 December with shrapnel injuries to his hand, arms and left leg, assessed as caused by the explosion of a hand grenade. Medical staff added that the man had been discharged on the same day. On 4 January, the injured man told the SMM that a man had thrown a hand grenade in his direction. Police in Svatove told the SMM that an investigation into the incident was ongoing and that a man (aged 62) had been taken into custody.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 4 January, positioned near all three disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in a non-government-controlled area, the SMM saw a stationary tank (type undetermined) near Kruhlyk (31km south-west of Luhansk).
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft weapon[2] in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw five stationary IFVs (two BMP-1, two BMP-2, and one BMP-variant) and a stationary self-propelled anti-aircraft system (ZSU-23-4 Shilka, 23mm) near Popasna (69km west of Luhansk), and an armoured personnel carrier (BTR-70) being towed by a recovery truck heading west near Orikhove-Donetske (44km north-west of Luhansk). In a non-government-controlled area, the SMM saw two stationary IFVs (BMP-2) near Smile (31km north-west of Luhansk).
The SMM observed remnants of ammunition and unexploded ordnance (UXO). At “DPR”-controlled Oktiabr mine (8km north-west of Donetsk), the SMM saw, for the first time, the tailfin of a mortar (82mm) round and, once again, an unexploded shell (120mm or 122mm) about 20-30m from the base of the tower where the SMM camera is installed.
The SMM visited a border area not under government control. At a border crossing point near Dovzhanske (84km south-east of Luhansk), during about an hour, the SMM saw 26 cars (one with “DPR” plates), two buses and 26 pedestrians (19 men and seven women, aged 25-50) exiting Ukraine. The SMM saw 17 cars, a bus and ten pedestrians (three men and six women, aged 30-55 and one child) entering Ukraine.
The SMM monitored the administrative boundary line between Kherson region and Crimea. On 3 January, the SMM visited a crossing point near Chonhar (167km south-east of Kherson) and noted a calm situation.
The SMM continued monitoring in Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so. (See, for example, SMM Daily Report 2 December 2017.) The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An “LPR” member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. At a checkpoint on the northern side of the Zolote disengagement area, a Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM did not travel across the bridge in government-controlled Shchastia (20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.[3]
Conditional access:
Armed “DPR” members stopped the SMM on two occasions at a checkpoint on road H-15 east of “DPR”-controlled Kreminets (16km south-west of Donetsk). They allowed the SMM to proceed only after checking the interior of an SMM trailer on both occasions.
Other impediments:
In “LPR”-controlled Luhansk city, medical staff at a morgue and a woman who introduced herself as an “LPR” press secretary, separately, told the SMM that they could not provide information to the SMM without the permission of senior “LPR” members.
In “DPR”-controlled Bezimenne (30km east of Mariupol), an apparently intoxicated unarmed “DPR” member with a beer bottle encircled SMM patrol members and touched one of them on the shoulder. Another “DPR” member immediately told him to leave the area; the latter complied.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. Two SMM cameras continue to be tested until the end of January 2018.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.