Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на всех трех участках разведения, так и в других районах, в частности в Горловке и возле Кременца*. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода вблизи Николаевки. СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на водозаборных станциях возле Красного Лимана и Артема. Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. В Одессе Миссия наблюдала за проведением мероприятия, приуроченного ко дню памяти жертв Холокоста; в Киеве команда СММ осуществляла мониторинг акции протеста вышедших на пенсию сотрудников правоохранительных органов.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], при этом отметив увеличение количества взрывов (примерно 85), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (50 взрывов).
Вечером 30 и ночью 31 января камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 2 снаряда с запада на восток, 3 снаряда с востока на запад, 4 взрыва неопределенного происхождения, 8 снарядов с востока на запад, 1 выпущенную вверх осветительную ракету, 61 снаряд с востока на запад, 1 взрыв неопределенного происхождения, 4 снаряда с востока на запад, 3 взрыва неопределенного происхождения, 10 снарядов с востока на запад, 1 снаряд с запада на восток, 2 взрыва неопределенного происхождения, 12 снарядов с востока на запад, 8 снарядов с запада на восток, 3 взрыва неопределенного происхождения, 11 снарядов с севера на юг, 3 снаряда с востока на запад, 1 взрыв неопределенного происхождения, 15 снарядов с запада на восток, 2 снаряда с востока на запад, 16 снарядов с запада на восток, 1 снаряд с востока на запад, 3 взрыва неопределенного происхождения, 4 снаряда с востока на запад, 1 снаряд с запада на восток и 6 снарядов с востока на запад — все в 0,5–1,5 км к югу.
Ночью и рано утром 31 января камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от с. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала 20 снарядов с востока на запад, а затем 5 взрывов неопределенного происхождения — все в 5–8 км к северу.
Днем 31 января, ведя наблюдение на железнодорожной станции в подконтрольном «ДНР» г. Ясиноватая (16 км к северо-востоку от Донецка) на протяжении приблизительно 4 часов, наблюдатели слышали 23 взрыва неопределенного происхождения в 2–5 км к западу и северо-западу, 4 взрыва неопределенного происхождения в 1–2 км к востоку, а также огонь из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 1–4 км в секторе от запада до севера.
В тот же день, патрулируя на юго-западной окраине подконтрольного правительству г. Авдеевка (17 км к северу от Донецка) более 5 часов, команда СММ слышала 21 взрыв неопределенного происхождения в 3–5 км к югу (на протяжении 24 минут).
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, включая 3 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано 7 взрывов.
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Вечером 30 января камера СММ в подконтрольном правительству Золотом зафиксировала 2 взрыва неопределенного происхождения в 3,5–4 км к юго-юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Утром 31 января, пребывая в подконтрольной правительству Станице Луганской, наблюдатели слышали взрыв неопределенного происхождения в 3–5 км к югу (определить, на участке разведения или за его пределами, не удалось).
31 января, осуществляя мониторинг в подконтрольном правительству с. Богдановка (41 км к юго-западу от Донецка), к западу от участка разведения в районе Петровского, Миссия констатировала там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
Члены патруля СММ видели танк (Т-64) на северо-западной окраине подконтрольного правительству с. Николаевка (40 км к югу от Донецка), размещенный там с нарушением линий отвода.
За пределами соответствующих линий отвода, но вне выделенных мест хранения в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 5 неподвижных танков (Т-72) возле г. Соледар (79 км к северу от Донецка) и 1 танк (Т-72), который перевозили в северном направлении неподалеку от с. Верхнекаменка (84 км к северо-западу от Луганска).
Команда Миссии еще раз посетила постоянное место хранения тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Луганской области, размещение которого соответствует линиям отвода, и отметила, что там по-прежнему отсутствует танк (Т-64).
Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, которое СММ направила подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах за пределами соответствующих линий отвода члены патруля Миссии зафиксировали 6 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) и 5 минометов (2Б9М «Василек», 82 мм).
СММ зафиксировала наличие боевых бронированных машин и зенитной установки[2] в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели бронированную машину (типа БМП) возле г. Марьинка (23 км к юго-западу от Донецка), бронированную машину управления огнем (типа МТ-ЛБу) в пос. Первомайское (17 км к северо-западу от Донецка) и зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм), которую буксировали вблизи г. Счастье (20 км к северу от Луганска).
Наблюдатели продолжают фиксировать наличие предупреждающих знаков о минной опасности. На воротах объекта, расположенного на северной стороне улицы Мира в подконтрольном правительству Первомайском, члены патруля Миссии видели квадратный знак красного цвета с изображением белого черепа и скрещенных костей и надписью «Мины» белыми буквами на украинском языке. Наблюдатели видели на снегу следы, указывающие на движение транспортных средств через ворота.
СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на водозаборных станциях в подконтрольном «ЛНР» с. Красный Лиман (30 км к северо-западу от Луганска), а также на Петровской водонасосной станции в подконтрольном правительству с. Артема (26 км к северу от Луганска).
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе вблизи с. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) в течение приблизительно 1 часа, команда Миссии видела, что из Украины выехали 30 автомобилей (11 с украинскими номерными знаками, 9 — с российскими, 1 — с литовскими и 9 с табличками «ДНР»), 5 тентованных грузовиков (с украинскими номерными знаками) и 1 автоцистерна (с украинскими номерными знаками), а в Украину въехали 20 автомобилей (5 с украинскими номерными знаками, 11 — с российскими и 4 с табличками «ДНР») и 1 автобус (с российскими номерными знаками). В пункте пропуска возле пос. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка) за 20 минут наблюдения команда СММ отметила отсутствие пассажиро-транспортного потока в обоих направлениях.
В Одессе команда Миссии видела приблизительно 200 мужчин и женщин, в числе которых был глава Одесской областной государственной администрации, председатель Одесского областного совета и заместитель мэра города. В память о жертвах Холокоста они возложили цветы к мемориалу памяти жертв Холокоста, который находится в микрорайоне Молдаванка в Одессе. На месте событий наблюдатели видели подразделение кадетов из военной академии, а также государственные флаги Украины, Одесской области, Национальной гвардии Украины и Израиля. Военный оркестр исполнил государственный гимн Украины.
В Киеве Миссия наблюдала за акцией протеста возле здания Кабинета Министров Украины. Наблюдатели видели около 200 мужчин (в возрасте 55–75 лет), перекрывших движение возле ул. Садовой, 4, а также вход в здание Кабинета Министров. По словам протестующих, они —вышедшие на пенсию сотрудники правоохранительных органов. Наблюдатели слышали, как некоторые из них требовали повышения пенсий и улучшения социального обеспечения, а также встречи с должностным лицом. По наблюдениям СММ, около 70 сотрудников полиции и 50 бойцов Национальной гвардии стояли возле входа в здание, а в Мариинском парке были припаркованы 2 полицейских автобуса. За время своего пребывания на месте событий наблюдатели не зафиксировали каких-либо других происшествий.
СММ продолжала наблюдение за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр по контролю и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 12 января 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член «ЛНР», находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в Счастье из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
Доступ при условии:
Мужчина в одежде военного типа остановил патруль Миссии на блокпосте, размещенном на автодороге Н15 к востоку от неподконтрольного правительству пос. Кременец (16 км к юго-западу от Донецка), и потребовал провести осмотр прицепа СММ. Патрулю Миссии разрешили проследовать дальше только после осмотра прицепа.
Другие препятствия:
Медперсонал больницы в неподконтрольном правительству г. Горловка (38 км к северо-востоку от Донецка) отказался разговаривать с членами патруля Миссии без «письменного разрешения» от одного из руководителей «ДНР».
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. Две камеры СММ будут работать в тестовом режиме до конца февраля 2018 года.
[2] Данное вооружение не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 31 January 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske. Its access remained restricted in all three areas and elsewhere, including in Horlivka and near Kreminets.* The SMM observed weapons in violation of withdrawal lines near Mykolaivka. The Mission continued to facilitate and monitor repair works to water wells near Krasnyi Lyman and Artema. The SMM visited two border areas not under government control. In Odessa, the SMM observed an event commemorating the Holocaust; in Kyiv, the SMM observed a protest of retired law enforcement personnel.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including, however, more explosions (about 85), compared with the previous reporting period (about 50 explosions).
On the evening and night of 30-31 January, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, two projectiles in flight from west to east, three projectiles from east to west, four undetermined explosions, eight projectiles from east to west, an illumination flare in vertical flight, 61 projectiles from east to west, an undetermined explosion, four projectiles from east to west, three undetermined explosions, ten projectiles from east to west, a projectile from west to east, two undetermined explosions, 12 projectiles from east to west, eight projectiles from west to east, three undetermined explosions, 11 projectiles from north to south, three projectiles from east to west, an undetermined explosion, 15 projectiles from west to east, two projectiles from east to west, 16 projectiles from west to east, a projectile from east to west, three undetermined explosions, four projectiles from east to west, a projectile from west to east and six projectiles from east to west, all 0.5‑1.5km south.
In the early morning of 31 January, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded 20 projectiles in flight from east to west followed by five undetermined explosions, all 5-8km north.
During the day on 31 January, positioned at the railway station in “DPR”-controlled Yasynuvata (16km north-east of Donetsk) for about four hours, the SMM heard 23 undetermined explosions 2-5km west and north-west, four undetermined explosions 1-2km east, as well as heavy-machine-gun and small-arms fire 1-4km at directions ranging from west to north.
On the same day, positioned on the south-western edge of government‑controlled Avdiivka (17km north of Donetsk) for more than five hours, the SMM heard 21 undetermined explosions 3‑5km south over a 24-minute period.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including three explosions, compared with the previous reporting period (seven explosions).
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening on 30 January, the SMM camera in government-controlled Zolote recorded two undetermined explosions 3.5-4km south-south-west (assessed as outside the disengagement area).
On the morning of 31 January, while in government-controlled Stanytsia Luhanska, the SMM heard an undetermined explosion 3-5km south (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).
On 31 January, positioned in government-controlled Bohdanivka (41km south-west of Donetsk), west of the Petrivske disengagement area, the SMM noted a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines, the SMM saw a tank (T-64) on the north-western edge of government-controlled Mykolaivka (40km south of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in government-controlled areas, the SMM saw five stationary tanks (T-72) near Soledar (79km north of Donetsk) and a tank (T-72) being transported north near Verkhnokamianka (84km north-west of Luhansk).
The SMM revisited a heavy weapons permanent storage site in a non-government-controlled area of Luhansk region whose location corresponded with the withdrawal lines and noted that a tank (T-64) was again missing.
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage does not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government‑controlled areas beyond the respective withdrawal lines, the SMM observed six self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) and five mortars (2B9M Vasilek, 82mm).
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[2] in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw an armoured personnel carrier (BMP-variant) near Marinka (23km south-west of Donetsk), an armoured fire control vehicle (MT‑LBu variant) in Pervomaiske (17km north-west of Donetsk), and an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) being towed near Shchastia (20km north of Luhansk).
The SMM continued to observe mine hazard signs. On the gates of a compound on the north side of Myru Street in government-controlled Pervomaiske, the SMM saw a red square sign with a white skull-and-crossbones and the word “Mines” in Ukrainian printed on it in white lettering. The SMM observed tracks in the snow indicating vehicular traffic through the gates.
The SMM continued to facilitate and monitor repair works to water wells in “LPR”‑controlled Krasnyi Lyman (30km north-west of Luhansk) and the Petrivske pumping station in government-controlled Artema (26km north of Luhansk).
The SMM visited two border areas not under government control. While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for an hour, the SMM saw 30 cars (11 with Ukrainian, nine with Russian Federation and one with Lithuanian licence plates; nine with “DPR” plates), five covered cargo trucks (with Ukrainian licence plates) and a tanker truck (with Ukrainian licence plates) exiting Ukraine and 20 cars (five with Ukrainian, and 11 with Russian Federation licence plates; four with “DPR” plates) and a bus (with Russian Federation licence plates) entering Ukraine. While at a border crossing point near Ulianivske (61km south-east of Donetsk) for about 20 minutes, the SMM saw no cross-border traffic.
In Odessa, the SMM observed some 200 men and women – among them the Head of Regional State Administration of Odessa, the Head of the Odessa Regional Council and the city’s deputy mayor – laying flowers at the base of a Holocaust Victims Memorial in the Moldovanka neighbourhood of Odessa city in commemoration of the victims of the Holocaust. The SMM further observed a unit of military cadets, and the flags of Ukraine, the Odessa region, the Ukrainian National Guard and Israel. A military band played the Ukrainian national anthem.
In Kyiv, the SMM monitored a protest in front of the Cabinet of Ministers building. The Mission saw about 200 men (aged 55-75) blocking traffic near 4 Sadova Street and the entrance to the Cabinet of Ministers building. The protestors said they were retired law enforcement personnel and some were heard to be demanding higher pensions and better social conditions as well as a meeting with a government official. The SMM also saw about 70 police and 50 National Guard officers standing in front of the entrance to the building and two police buses parked in Mariinskyi Park. During its presence, the SMM did not observe further incidents.
The SMM continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-operation (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so. (See, for example, SMM Daily Report 12 January 2018.) The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An “LPR” member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM by phone that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC. [3]
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC. [3]
Conditional access:
At a checkpoint on road H15 east of non-government-controlled Kreminets (16km south-west of Donetsk), a man wearing military-style clothing stopped the SMM and demanded to check an SMM trailer. The SMM was allowed to proceed only after its trailer was checked.
Other impediments:
At a hospital in non-government-controlled Horlivka (39km north-east of Donetsk), medical staff refused to speak with the SMM without a “written permit” from a senior “DPR” member.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. Two SMM cameras continue to be tested until the end of February 2018.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.