Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях по сравнению с предыдущими сутками. Миссия продолжала осуществлять мониторинг участков разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участка разведения в районе Станицы Луганской. Доступ СММ как на этих трех участках, так и в других районах, оставался ограниченным*, в том числе в районе Маркино. Патруль Миссии посетил приграничный район, который не контролируется правительством. В Киеве СММ наблюдала за проведением мирного массового собрания.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая 35 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками, когда было зафиксировано 84 взрыва.
Вечером 1 и в ночь на 2 января, находясь в подконтрольном правительству г. Светлодарск (57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали около 30 взрывов неопределенного происхождения и более 200 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 4–6 км к юго-востоку.
Вечером 1 января камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от с. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 2 снаряда с юго-запада на северо-восток, 1 осветительную ракету, 3 снаряда с востока на запад и 2 осветительные ракеты — все в 5–8 км к северу. Рано утром следующего дня та же камера зафиксировала (в хронологической последовательности) 1 взрыв неопределенного происхождения, 1 снаряд с востока на запад, 3 снаряда с запада на восток и 2 снаряда с востока на запад — все в 5–8 км к северу.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущими сутками, при этом количество взрывов практически не изменилось (пять взрывов по сравнению с тремя соответственно).
СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Во второй половине дня 1 января камера СММ, установленная возле памятника князю Игорю к юго-востоку от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к востоко-северо-востоку (по оценке, за пределами участка разведения). Утром 2 января, пребывая на участке разведения в районе Станицы Луганской, члены патруля Миссии слышали 5 взрывов неопределенного происхождения в 3–6 км к юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
2 января, осуществляя мониторинг вблизи участков разведения к югу от подконтрольного правительству Золотого и в районе подконтрольного «ДНР» Петровского, СММ констатировала там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе члены патруля Миссии видели 1 танк (Т-64), стоявший в поле в 2 км к западу от с. Маркино (94 км к югу от Донецка). Вооруженный член «ДНР» потребовал, чтобы патруль Миссии покинул этот район*.
СММ зафиксировала наличие боевых бронированных машин и зенитной установки[2] в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели разведывательную машину (БРДМ-2), которая следовала в северном направлении вблизи Золотого. В неподконтрольных правительству районах наблюдатели видели боевую машину пехоты (БМП-1) и бронетранспортер (МТ-ЛБ) с установленной на нем зенитной установкой (ЗУ-23, 23 мм), которые стояли неподалеку от пгт Славяносербск (28 км к северо-западу от Луганска).
Наблюдатели и далее фиксировали наличие предупреждающих знаков о минной опасности. В подконтрольном «ДНР» с. Безыменное (30 км к востоку от Мариуполя) члены патруля Миссии впервые увидели 2 белых прямоугольных знака с надписью «Мины» на русском языке, установленные приблизительно в 3 м от входа на территорию объекта, который ранее использовался офицерами Российской Федерации при Совместном центре контроля и координации (СЦКК). На воротах команда СММ видела еще один знак с надписью «Стоп! Стреляют!» на русском языке. Вооруженный член «ДНР» прошел мимо знаков о минной опасности и сообщил команде СММ, что теперь они используют этот объект в качестве наблюдательного пункта.
Патруль Миссии посетил приграничный район, который не контролируется правительством. Осуществляя мониторинг в течение приблизительно 20 минут в пункте пропуска на границе возле г. Новоазовск (40 км к востоку от Мариуполя), наблюдатели видели, что в Украину въехало 7 автомобилей (в том числе 2 с табличками «ДНР»), а из Украины выехало 4 автомобиля (в том числе 3 с табличками «ДНР»).
2 января команда СММ наблюдала за проведением массового собрания при участии приблизительно 200 человек (мужчин и женщин различного возраста) возле здания Главного управления Национальной полиции в Киевской области на ул. Владимирской, 15, в Киеве. Участники требовали провести независимое и профессиональное расследование смерти Ирины Ноздровской. Наблюдатели отметили, что примерно у 10 участников собрания на одежде были нашивки со знаками различия батальона «Донбасс»; вокруг здания также присутствовали 20–30 полицейских. Команда Миссии не зафиксировала каких-либо инцидентов.
СММ продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 2 декабря 2017 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Вооруженный член «ДНР» остановил патруль Миссии возле Маркино и потребовал, чтобы наблюдатели немедленно покинули этот район (см. выше).
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член «ЛНР», пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК на блокпосте, расположенном на северной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что он не владеет никакой информацией относительно проведения на этом участке работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не владеет никакой информацией относительно проведения работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в подконтрольном правительству г. Счастье (20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. Две камеры СММ будут работать в тестовом режиме до конца января 2018 года.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 2 January 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions compared with the previous 24 hours. The SMM continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Stanytsia Luhanska disengagement area. The Mission’s access remained restricted in all three areas and elsewhere, including near Markyne. The SMM visited a border area not under government control. The Mission monitored a peaceful gathering in Kyiv.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including 35 explosions, compared with the previous 24 hours (84 explosions).
On the evening of 1 January, while in government-controlled Svitlodarsk (57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 30 undetermined explosions and over 200 bursts of heavy-machine-gun fire 4-6km south-east.
On the evening of 1 January, the SMM camera 1km south-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol) recorded, in sequence, two projectiles in flight from south-west to north-east, an illumination flare, three projectiles from east to west and two illumination flares, all 5-8km north. The following morning, the same camera recorded, in sequence, an undetermined explosion, a projectile from east to west, three projectiles from west to east and two projectiles from east to west, all 5-8km north.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including a similar number of explosions (five), compared with the previous 24 hours (three explosions).
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted but the Mission was able to partially monitor them.*
On the afternoon of 1 January, the SMM camera near the Prince Ihor monument south-east of Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk) recorded an undetermined explosion at an undetermined distance east-north-east (assessed as outside the disengagement area). On the morning of 2 January, positioned inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska, the SMM heard five undetermined explosions 3-6km south-west (assessed as outside the disengagement area).
On 2 January, positioned near the disengagement areas south of government-controlled Zolote and near “DPR”-controlled Petrivske, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in a non-government-controlled area, the SMM saw a stationary tank (T-64) in a field 2km west of Markyne (94km south of Donetsk). An armed “DPR” member demanded that the SMM leave the area.*
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[2] in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw a reconnaissance vehicle (BRDM-2) moving north near Zolote. In non-government-controlled areas, the SMM saw a stationary infantry fighting vehicle (BMP-1) and a stationary armoured personnel carrier (MT-LB) with an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted atop near Slovianoserbsk (28km north-west of Luhansk).
The SMM continued to observe mine hazard signs. In “DPR”-controlled Bezimenne (30km east of Mariupol), the SMM observed two white rectangular signs stating “Mines” in Russian for the first time about 3m from the entrance gate to a compound formerly used by Russian Federation officers of the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC). On the gate of the compound, the SMM observed another sign proclaiming “Stop! Shooting!” in Russian. An armed “DPR” member walked through the mine hazard signs and told the Mission that they now use the compound as an observation post.
The SMM visited a border area not under government control. During about 20 minutes at a border crossing point near Novoazovsk (40km east of Mariupol), the SMM saw seven cars (two with “DPR” plates) entering Ukraine and four cars (three with “DPR” plates) exiting Ukraine.
On 2 January, the SMM monitored a gathering of about 200 people (men and women of various ages) in front of the Kyiv Region Department of the National Police at 15 Volodymyrska Street in Kyiv. Participants were heard demanding an independent and professional investigation into the death of Iryna Nozdrovska. The SMM observed about ten participants in the gathering wearing insignia of the Donbas battalion, as well as about 20-30 police officers deployed around the building. The Mission did not observe any incidents.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so. (See, for example, SMM Daily Report 2 December 2017.) The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
An armed “DPR” member stopped the SMM near Markyne and demanded that the Mission leave the area (see above).
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An “LPR” member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. At a checkpoint on the northern side of the Zolote disengagement area, a Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM did not travel across the bridge in government-controlled Shchastia (20km north of Luhansk) due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.[3]
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. Two SMM cameras continue to be tested until the end of January 2018.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.