Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня возле участка разведения в районе Петровского. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих трех участках, так и в других районах, в частности к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. Миссия продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на оптоволоконном кабеле вблизи Счастья, в результате которых было возобновлено предоставление услуг мобильной связи в неподконтрольных правительству районах Луганской области. Команда СММ посетила один приграничный район, который не контролируется правительством. В Днепре наблюдатели уточняли сообщения о повреждении офисного здания политической партии.
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, зафиксировав при этом больше взрывов (около 340 по сравнению с примерно 200).
Так, в дополнение к ряду нарушений режима прекращения огня, зафиксированных ближе к вечеру 18 января (см. Ежедневный отчет СММ от 19 января 2018 года), вечером 18 и ночью 19 января камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала 1 осветительную ракету, пролетавшую с запада на восток, 1 снаряд с востока на запад и 3 взрыва неопределенного происхождения, а затем в общей сложности 7 взрывов неопределенного происхождения и 10 снарядов (7 с востока на запад и 3 с запада на восток) — все в 0,5–1,5 км к югу. В течение дня 19 января с помощью этой же камеры были зафиксированы (в хронологической последовательности) 1 взрыв неопределенного происхождения, 13 снарядов с востока на запад, 1 снаряд с запада на восток и еще 1 взрыв неопределенного происхождения — все в 0,5–1,5 км к югу.
Вечером 18 января, находясь в подконтрольном правительству г. Светлодарск (57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали примерно 420 взрывов (ориентировочно 140 были оценены как выстрелы из артиллерии с последующими разрывами снарядов, 5 — как выстрелы с последующими разрывами, 40 — как разрывы снарядов, а остальные — неопределенного происхождения), а также примерно 210 выстрелов и очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все на расстоянии от 2 до 7 км в секторе от востока до севера. Днем 19 января с этой же позиции команда Миссии слышала приблизительно 10 взрывов неопределенного происхождения и 6 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 2–5 км к востоку и юго-востоку.
В течение дня 19 января, находясь на юго‑западной окраине подконтрольного правительству г. Авдеевка (17 км к северу от Донецка), наблюдатели слышали 6 взрывов неопределенного происхождения и 8 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 1–4 км к востоко-юго-востоку и югу.
Вечером 18 января в неподконтрольном правительству г. Дебальцево (58 км к северо‑востоку от Донецка) команда Миссии слышала 16 взрывов неопределенного происхождения в 6–8 км к западо‑юго‑западу.
Вечером 19 января камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда–выезда в подконтрольном правительству пос. Майорск (45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала (в хронологической последовательности) 29 снарядов с севера на юг, 2 снаряда с юга на север и 2 взрыва неопределенного происхождения — все на расстоянии 2–4 км к юго-востоку.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом (зафиксировав, среди прочего, 24 взрыва по сравнению с примерно 10).
Днем 19 января со своей позиции на восточной окраине подконтрольного «ЛНР» с. Калиново‑Борщеватое (61 км к западу от Луганска) члены патруля Миссии слышали 18 взрывов неопределенного происхождения в 5–7 км к юго‑юго‑западу.
СММ продолжает осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на всех трёх участках разведения по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить частичный мониторинг.
19 января, находясь в подконтрольном «ДНР» Петровском, члены патруля Миссии слышали 13 очередей из стрелкового оружия в 2–3 км к юго-юго-западу (определить, на участке разведения или за его пределами, не удалось).
Со своей позиции примерно в 1 км к западу от участка н. п. Золотое-2/«Карбонит», наблюдатели слышали 2 взрыва неопределенного происхождения в 8 км к юго-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения в районе Золотого).
Осуществляя патрулирование в пределах участка разведения примерно в 600 м к северу от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), команда Миссии впервые увидела полосу колючей проволоки к востоку от дороги, проходившую в поле примерно на 200 метров в востоко-юго-восточном направлении.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
В подконтрольных правительству районах команда Миссии зафиксировала такие нарушения линий отвода: 4 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) возле г. Константиновка (60 км к северу от Донецка), которые перемещались по дороге Н20 на юго-восток, а также 2 самоходные гаубицы (2С1) и 2 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм), стоявшие вдоль путей в зоне загрузки на железнодорожной станции в Константиновке. В неподконтрольных правительству районах наблюдатели зафиксировали 4 реактивные системы залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм) вблизи пгт Новоамвросиевское (56 км к востоку от Донецка).
Миссия отметила наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленного СММ подписантам Комплекса мер. В неподконтрольных правительству районах за пределами соответствующих линий отвода наблюдатели зафиксировали 2 буксируемые гаубицы (Д-30 «Лягушка», 122 мм) и 3 самоходные гаубицы (2С1), а также констатировали, что там по-прежнему отсутствуют 2 самоходные гаубицы (2С1). Четверо вооруженных членов «ДНР» отказали наблюдателям в доступе к некоторым частям места размещения отведенного тяжелого вооружения*.
В неподконтрольном правительству районе Донецкой области члены патруля СММ еще раз посетили постоянное место хранения вооружения, расположенное за пределами соответствующих линий отвода, и отметили, что там вновь отсутствуют 9 танков (три Т-64 и шесть Т-72), а отсутствие 1 танка (Т-64) было отмечено впервые.
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины[2] и другие признаки наличия техники военного типа в зоне безопасности. 18 января в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 5 боевых машин пехоты (БМП-1), каждая на грузовике военного типа (КрАЗ-6446), 2 БМП-1 возле с. Розовка (32 км к северу от Донецка), а также бронированную командно-штабную машину (БМП-1КШ «Поток-2») неподалеку от с. Романовка (41 км к северу от Донецка).
18 января в неподконтрольном правительству районе команда Миссии видела траншеи, наличие которых наблюдатели фиксировали ранее, в ноябре 2017 года, рядом с железнодорожными путями на западной окраине пгт Оленовка (23 км к юго-западу от Донецка). СММ не удалось установить, связаны ли эти траншеи с повреждением оптоволоконного кабеля (см. ниже). 19 января наблюдатели видели бронированную машину (типа БМП) возле пгт Старомихайловка (15 км к западу от Донецка), а также радиолокационную станцию (П-15 «Тропа» или П-22 «Дунай») вблизи г. Моспино (24 км к юго-востоку от Донецка).
СММ вновь содействовала соблюдению режима прекращения огня и осуществляла его мониторинг по обе стороны от линии соприкосновения для обеспечения проведения ремонтных работ на оптоволоконном кабеле примерно в 2 км к северо-западу от блокпоста «ЛНР», расположенного к юго-востоку от моста возле г. Счастье (20 км к северу от Луганска) (см. Ежедневный отчет СММ от 19 января 2018 года). 19 января Миссия верифицировала, что в результате ремонтных работ было возобновлено предоставление услуг мобильной связи в неподконтрольных правительству районах Луганской области. С 11 января в неподконтрольных правительству районах Донецкой и Луганской областей предоставление услуг мобильной связи было прекращено (см. Ежедневный отчет СММ от 15 января 2018 года).
Команда СММ посетила один приграничный район, который не контролируется правительством. В пешеходном пункте пропуска на границе вблизи пос. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка) в течение примерно 30 минут члены патруля Миссии не видели ни одного пешехода, который бы пересекал границу в каком-либо направлении.
В Днепре СММ уточняла сообщение о повреждении офисного здания местного отделения Социалистической партии Украины, расположенного на ул. Мечникова, 1. На месте происшествия наблюдатели видели пять разбитых окон, а также свежие надписи аэрозольной краской на украинском языке по обе стороны от входной двери. Мужчина (в возрасте от 40 до 50 лет), назвавшийся членом партии, сообщил наблюдателям о том, что повреждения, как и надписи, были нанесены вскоре после полуночи в ночь с 12 на 13 января.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 12 января 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Четыре вооруженных члена «ДНР» отказали патрулю Миссии в доступе к некоторым частям места размещения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член «ЛНР», пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении на этом участке каких-либо работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении каких-либо работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в подконтрольном правительству Счастье из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. Две камеры СММ будут работать в тестовом режиме до конца января 2018 года.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 19 January 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region compared with the previous reporting period. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it recorded ceasefire violations near the Petrivske disengagement area. The SMM’s access remained restricted in all three areas and elsewhere, including at a heavy weapons holding area outside of government control.* The SMM saw weapons in violations of the withdrawal lines on both sides of the contact line. The Mission again facilitated and monitored repairs to a fibre optic cable near Shchastia; as a result, mobile telecommunications services were restored in non-government-controlled areas of Luhansk region. The SMM visited a border area outside of government control. In Dnipro, it followed up on reports of damage to the office building of a political party.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including, however, more explosions (about 340), compared with the previous reporting period (about 200 explosions).
In continuation of the sequence of ceasefire violations recorded in the early evening of 18 January (see SMM Daily Report 19 January 2018), on the evening and night of 18-19 January the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded an illumination flare in flight from west to east, a projectile in flight from east to west, and three undetermined explosions, followed by a total of seven undetermined explosions and ten projectiles (seven from east to west and three from west to east), all 0.5-1.5km south. During the day on 19 January, the camera recorded, in sequence, an undetermined explosion, 13 projectiles in flight from east to west, a projectile from west to east and an undetermined explosion, all 0.5-1.5km south.
On the evening of 18 January, while in government-controlled Svitlodarsk (57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 420 explosions (about 140 assessed as outgoing artillery rounds and their subsequent impacts, five assessed as outgoing and their subsequent impacts, 40 assessed as impacts, and the remainder undetermined) and about 210 shots and bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 2-7km at directions ranging from east to north. During the day on 19 January, while at the same location, the SMM heard about ten undetermined explosions and six bursts of heavy-machine-gun fire, all 2-5km east and south-east.
During the day on 19 January, positioned on the south-western edge of government-controlled Avdiivka (17km north of Donetsk), the SMM heard six undetermined explosions and eight bursts of heavy-machine-gun fire, all 1-4km east-south-east and south.
On the evening of 18 January, while in non-government-controlled Debaltseve (58km north-east of Donetsk), the SMM heard 16 undetermined explosions 6-8km west-south-west.
On the evening of 19 January, the SMM camera at the entry-exit checkpoint in government-controlled Maiorsk (45km north-east of Donetsk) recorded, in sequence, 29 projectiles in flight from north to south, two projectiles from south to north and two undetermined explosions, all 2-4km south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including 24 explosions, compared with the previous reporting period (about ten explosions).
During the day on 19 January, positioned on the eastern edge of “LPR”-controlled Kalynove-Borshchuvate (61km west of Luhansk), the SMM heard 18 undetermined explosions 5-7km south-south-west.
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted but the Mission was able to partially monitor them.*
On 19 January, positioned in “DPR”-controlled Petrivske, the SMM heard 13 bursts of small-arms fire 2-3km south-south-west (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).
Positioned about 1km west of Zolote-2/Karbonit, the SMM heard two undetermined explosions 8km south-south-east (assessed as outside the Zolote disengagement area).
Positioned inside the disengagement area about 600m north of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk), the SMM saw for the first time a line of barbed wire east of a road extending in a field for about 200m east-south-east.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
In violation of withdrawal lines, in government-controlled areas, the SMM saw four self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 12mm) near Kostiantynivka (60km north of Donetsk) heading south-east on road H20 as well as two self-propelled howitzers (2S1) and two anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) stationary in a loading area beside the tracks at the railway station in Kostiantynivka. In an area outside of government control, the SMM saw four multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm) near Novoamvrosiivske (56km east of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In non-government-controlled areas beyond the respective withdrawal lines, the SMM observed two towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) and three self-propelled howitzers (2S1) and noted that two self-propelled howitzers (2S1) continued to be missing. Four armed “DPR” members denied the SMM access to parts of a heavy weapons holding area.*
The SMM revisited a permanent storage site in a non-government-controlled area of Donetsk region beyond the respective withdrawal lines and noted that nine tanks (three T-64 and six T-72) were again missing and that one tank (T-64) was missing for the first time.
The SMM observed armoured combat vehicles[2] and other indications of military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, on 18 January the SMM saw five infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-1), each on a military-type truck (Kraz-6446), and two IFVs (BMP-1) near Rozivka (32km north of Donetsk) as well as an armoured command vehicle (BMP-1Ksh Potok-2) near Romanivka (41km north of Donetsk).
In areas outside of government control, on 18 January the SMM saw trenches, previously seen in November 2017, close to the railway tracks on the western edge of Olenivka (23km south-west of Donetsk). (The SMM could not assess whether the trenches were related to the damage to the fibre optic (see below)). On 19 January, the SMM saw an IFV (BMP-variant) near Staromykhailivka (15km west of Donetsk) and an air-defence radar system (P-15 Tropa o P-22 Danube) near Mospyne (24km south-east of Donetsk).
The SMM again facilitated and monitored adherence to the ceasefire on both sides of the contact line to enable repair works to a fibre optic cable about 2km north-west of an “LPR” checkpoint south-east of the bridge near Shchastia (20km north of Luhansk). (See SMM Daily Report 19 January 2018.) As a result of the repair works, the SMM verified that mobile telecommunications services, which had been disrupted in non-government-controlled areas of Donetsk and Luhansk regions since 11 January (see SMM Daily Report 15 January 2018), were restored in non-government-controlled areas of Luhansk region on 19 January.
The SMM visited a border area not under government control. During about 30 minutes at a pedestrian border crossing point near Ulianivske (61km south-east of Donetsk), the SMM observed no pedestrians crossing in either directions.
In Dnipro, the SMM followed up on reports of damage to a building at 1 Mechnykova Street where the office of a local branch of the Socialist Party of Ukraine is located. At the location, the SMM saw that five windows had broken glass, as well as fresh graffiti in Ukrainian language on either side of the entrance door. A male (aged 40-50), who introduced himself as a member of the party, told the SMM that the damage and graffiti had occurred shortly after midnight on 12-13 January.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so. (See, for example, SMM Daily Report 12 January 2018.) The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
In a non-government-controlled area, four armed “DPR” members denied the SMM access to parts of a heavy weapons holding area.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An “LPR” member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM did not travel across the bridge in government-controlled Shchastia due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.4
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. Two SMM cameras continue to be tested until the end of January 2018.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.