Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение их количества в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками. Наблюдатели уточняли сообщения о двух летальных случаях в Донецке. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, а также зафиксировала бронетранспортер возле участка разведения в районе Петровского. Доступ наблюдателей на всех трёх участках разведения и в других районах оставался ограниченным*. СММ продолжала содействовать проведению и осуществлять мониторинг ремонтных работ на оптоволоконном кабеле вблизи Счастья. В Харцызске команда Миссии осуществляла мониторинг ситуации с внутренне перемещенными лицами. Наблюдатели уточняли сообщения о подтоплении в Чигарях из-за протекающего трубопровода. Патрули СММ посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Миссия осуществляла мониторинг ситуации на административной границе между Херсонской областью и Крымом и отметила там спокойную обстановку.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], в частности около 200 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано приблизительно 60 взрывов.
Так, с вечера 17 до раннего утра и в ночь на 18 января камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала огневую активность в такой хронологической последовательности: 2 снаряда с запада на восток, 26 взрывов неопределенного происхождения, 1 снаряд с запада на восток, 3 взрыва неопределенного происхождения и 1 снаряд с запада на восток, а затем в общей сложности 27 взрывов неопределенного происхождения, 115 снарядов (2 с востока на запад и 113 с запада на восток), а также 1 выпущенную вверх осветительную ракету — все в 0,5–1,5 км к югу.
Вечером 17 января камера СММ в подконтрольном правительству г. Авдеевка (17 км к северу от Донецка) зафиксировала 6 взрывов неопределенного происхождения, а затем 1 снаряд с севера на юг — все в 4–6 км к юго-востоку. Днем 18 января, находясь на юго-западной окраине Авдеевки в течение более чем 5,5 часов, наблюдатели слышали 12 взрывов неопределенного происхождения и почти 50 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета — все в 2–5 км в секторе от востоко-юго-востока до юго-запада.
Вечером 17 января, пребывая в подконтрольном правительству г. Светлодарск (57 км к северо‑востоку от Донецка), наблюдатели 26 взрывов неопределенного происхождения и более 650 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–5 км к востоку и юго-востоку. После полудня 18 января с той же позиции команда Миссии слышала 15 взрывов, оцененных как разрывы снарядов в 2–4 км в неустановленном направлении.
Утром 18 января, находясь в подконтрольном правительству пгт Мироновский (62 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 18 взрыва неопределенного происхождения в 2–5 км к северо-востоку.
Поздно вечером 17 января в подконтрольном «ДНР» г. Дебальцево (58 км к северо‑востоку от Донецка) команда СММ слышала 23 взрыва неопределенного происхождения в 6–8 км к западо‑юго‑западу.
Утром 18 января, находясь в 4,7 км к северо-западу от подконтрольного «ДНР» г. Углегорск (49 км к северо-востоку от Донецка) на протяжении 50 минут, члены патруля Миссии слышали 24 взрыва, оцененные как выстрелы — 20 из реактивной системы залпового огня (РСЗО; неустановленного типа) и 4 из вооружения неустановленного типа — в 6–8 км к юго-западу, и 1 взрыв неопределенного происхождения в 6–8 км к западо-юго-западу.
В подконтрольном «ДНР» с. Верхнешироковское (быв. Октябрь, 29 км к северо-востоку от Мариуполя) наблюдатели слышали многочисленные очереди из крупнокалиберного пулемета, продолжавшиеся почти час на неопределенном расстоянии к юго-западу.
В Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, включая 13 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано около 75 взрывов.
Наблюдатели уточняли сообщения о смерти двоих человек. 17 января сотрудники морга в Калининском районе подконтрольного «ДНР» Донецка рассказали команде Миссии, что 11 января в морг было доставлено тело мужчины (1970 г. р.) с ул. Кирова, 56. По их словам, в соответствии с результатами вскрытия установлено, что мужчина скончался от полученных травм вследствие взрыва ручной гранаты. 18 января жена погибшего сообщила наблюдателям, что члены «ДНР» сказали ей о том, что они обнаружили фрагменты гранаты в руках мужчины после того, как на автобусной остановке на ул. Кирова, 56, прогремел взрыв. Два работника автомойки, расположенной возле автобусной остановки, сообщили СММ, что взрыв произошел ближе к вечеру 11 января, когда они находились внутри помещения.
17 января сотрудники морга в Калининском районе также рассказали наблюдателям о том, что 14 января в морг было доставлено тело мужчины (1945 г.р.). По результатам вскрытия установлено, что он умер от сердечного приступа. По их словам, мужчина умер, пересекая блокпост, расположенный на автодороге H15 к востоку от подконтрольного «ДНР» пос. Кременец (16 км к юго-западу от Донецка).
СММ продолжает осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на всех трёх участках разведения по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить частичный мониторинг.
17 января наблюдатели увидели бронетранспортер (БТР-80), стоявший за домом примерно в 140 м к востоко-северо-востоку от места, где установлена камера СММ в подконтрольном «ДНР» Петровском.
18 января, осуществляя мониторинг неподалеку всех трех участков разведения сил и средств, Миссия констатировала там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
За линиями отвода, но вне мест хранения в подконтрольных правительству районах команда Миссии видела 14, вероятно, РСЗО (БМ-21 «Град», 122 мм), стоявших к северу от пгт Алексеево-Дружковка (66 км к северу от Донецка).
Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленного СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах за пределами соответствующих линий отвода наблюдатели впервые зафиксировали 11 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм) и 6 РСЗО (БМ-21). Кроме того, СММ зафиксировала отсутствие 30 минометов (2Б11 «Сани», 120 мм), 4 зенитных ракетных комплексов (9K35 «Стрела-10»), 3 буксируемых гаубиц (Д-44, 85 мм), 20 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) и 20 самоходных гаубиц (2С3 «Акация», 152 мм), при этом отсутствие 12 противотанковых пушек (МТ-12) было отмечено впервые. Еще одно место размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольном правительству районе, по наблюдениям Миссии, по-прежнему не использовалось и там отсутствовали 18 буксируемых гаубиц (2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм).
СММ еще раз посетила постоянное место хранения вооружения в подконтрольном правительству районе, расположенное за пределами соответствующих линий отвода, и отметила, что оно по-прежнему не используется и там отсутствовали 75 танков (Т-64), 10 буксируемых гаубиц (Д-44, 85 мм) и 18 минометов (2Б9 «Василек», 82 мм, и 2Б11, 120 мм).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины, зенитные установки[2] и другие наличия техники военного типа в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 1 разведывательную машину (БРДМ-2) и 6 БТР-80 в Станице Луганской, 1 зенитную установку (ЗУ-23-2, 23 мм) на грузовике возле Золотого, 3 БТР-80 в г. Счастье (20 км к северу от Луганска), 1 зенитную установку (ЗУ-23-2) на грузовике возле пгт Новотошковское (53 км к западу от Луганска), а также 1 БРДМ-2 без башни недалеко от с. Лебединское (16 км к северо-востоку от Мариуполя).
17 января в неподконтрольных правительству районах наблюдатели видели БТР-80, стоявший вблизи Петровского (см. выше). 18 января члены патруля Миссии видели автоматический гранатомет (40 мм), установленный на пикапе военного типа, который ехал на запад от г. Ясиноватая (16 км к северо-востоку от Донецка) в направлении линии соприкосновения. Через полтора часа они видели как транспортное средство, по оценке, тот же пикап, который возвращался в восточном направлении уже без гранатомета.
СММ продолжала содействовать соблюдению режима прекращения огня и осуществлять его мониторинг по обе стороны от линии соприкосновения для обеспечения проведения ремонтных работ на оптоволоконном кабеле примерно в 2 км к северо-западу от блокпоста «ЛНР», расположенного к юго-востоку от моста возле Счастья (см. Ежедневный отчет СММ от 18 января 2018 года). Как сообщалось, повреждение кабеля и отсутствие мобильной связи в неподконтрольных правительству районах (см. Ежедневный отчет СММ от 15 января 2018 года) были связаны.
СММ продолжала осуществлять мониторинг ситуации с внутренне перемещенными лицами (ВПЛ). В центре для ВПЛ в подконтрольном «ДНР» г. Харцызк (26 км к востоку от Донецка) собеседник сообщил наблюдателям о том, что в настоящее время в центре размещаются 83 человека, в том числе 32 ребенка, перемещенные из подконтрольных «ДНР» с. Спартак (9 км к северу от Донецка), г. Иловайск (30 км к юго-востоку от Донецка), Петровского района Донецка (15 км к юго-западу от центра города) и Ясиноватой. По словам лица с двумя маленькими детьми, семья переехала в центр три месяца назад и еще не получала ни финансовой, ни гуманитарной помощи.
CMM уточняла сообщения о подтоплении примерно 20 домов в Чигарях, общине в пгт Южное (быв. Ленинское, 40 км к северо-востоку от Донецка), расположенном между передовыми позициями Вооруженных сил Украины и вооруженных формирований. Местный житель сообщил наблюдателям по телефону, что вода вытекает из водопровода, поврежденного во время обстрела в начале осени 2017 года, а в некоторых местах впоследствии вода была загрязнена метаном из расположенной неподалеку затопленной угольной шахты. По словам должностного лица из подконтрольного правительству г. Торецк (43 км к северу от Донецка) во время телефонной беседы с наблюдателями, водопровод частично отремонтирован, но из-за оставшихся повреждений произошло подтопление Чигарей. Представитель местной неправительственной организации рассказал по телефону, что в Чигари доставили насосные установки, чтобы выкачать воду из затопленных подвалов и погребов.
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Примерно за 55 минут наблюдения в пункте пропуска на границе вблизи пгт Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) члены патруля Миссии видели, что из Украины выехали 24 автомобиля (2 с табличками «ЛНР», а остальные — с украинскими и российскими номерными знаками) и вышли 52 пешехода (мужчины и женщины в возрасте от 20 до 60 лет), а в Украину въехали 5 автомобилей (с украинскими и российскими номерными знаками) и вошли 18 пешеходов (мужчины и женщины в возрасте от 20 до 60 лет). Находясь в пункте пропуска возле с. Верхнегерасимовка (57 км к юго-востоку от Луганска) в течение 40 минут, команда СММ видела, что из Украины вышли 3 мужчин (от 20 до 25 лет), а в Украину вошла 1 женщина (примерно 25 лет).
Миссия осуществляла мониторинг ситуации на административной границе между Херсонской областью и Крымом. 14 января команда СММ посетила пункт пропуска вблизи с. Чонгар (167 км к юго-востоку от Херсона), а 17 января — неподалеку от пгт Чаплинка (77 км к юго-востоку от Херсона) и пгт Каланчак (67 км к юго-востоку от Херсона), и отметила там спокойную обстановку. 16 января наблюдатели также посетили пост Государственной пограничной службы Украины возле базы отдыха «Валок» (205 км к юго-востоку от Херсона) и констатировали там спокойную обстановку.
Утром в Киеве, во время обсуждения законопроекта и принятия закона Верховной Радой Украины, наблюдатели не зафиксировали каких-либо массовых собраний перед зданием Верховной Рады.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 12 января 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На месте размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольном правительству районе военнослужащий Вооруженных сил Украины, ссылаясь на отсутствие командира, не позволил членам патруля Миссии проверить индивидуальные заводские номера некоторых единиц вооружения.
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член «ЛНР», пребывавший на южной стороне участка разведения в районе Золотого, сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении на этом участке каких-либо работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что он не располагает информацией о проведении каких-либо работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать через мост в Счастье из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. Две камеры СММ будут работать в тестовом режиме до конца января 2018 года.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 18 January 2018
This report is for media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region compared with the previous 24 hours. It followed up on reports of the deaths of two persons in Donetsk city. The Mission continued monitoring the disengagement areas near Stanytsia Luhanska, Zolote and Petrivske; it saw an armoured personnel carrier near the Petrivske disengagement area. The SMM’s access remained restricted in all three areas and elsewhere.* The Mission again facilitated and monitored repairs to a fibre optic cable near Shchastia. In Khartsyzk, it continued to monitor the situation of internally displaced persons. The SMM followed up on reports of flooding in Chihari due to a leaking water pipeline. The Mission visited two border areas not under government control. It monitored the administrative boundary line between Kherson region and Crimea and noted a calm situation.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 200 explosions, compared with the previous reporting period (about 60 explosions).
On the evening and night of 17-18 January, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) recorded, in sequence, two projectiles in flight from west to east, 26 undetermined explosions, a projectile from west to east, three undetermined explosions, and a projectile from west to east, followed by totals of 27 undetermined explosions, 115 projectiles (two from east to west and 113 from west to east) and an illumination flare in vertical flight, all 0.5-1.5km south.
On the evening of 17 January, the SMM camera in government-controlled Avdiivka (17km north of Donetsk) recorded six undetermined explosions followed by a projectile in flight from north to south, all 4-6km south-east. During the day on 18 January, positioned on the south-western edge of Avdiivka for over five and a half hours, the SMM heard 12 undetermined explosions and almost 50 bursts and shots of heavy-machine-gun fire, all 2-5km at directions ranging from east-south-east to south-west.
On the evening of 17 January, while in government-controlled Svitlodarsk (57km north-east of Donetsk), the SMM heard 26 undetermined explosions and over 650 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-5km east and south-east. On the afternoon of 18 January, while at the same location, the SMM heard 15 explosions assessed as impacts 2-4km at undetermined directions.
On the morning of 18 January, positioned in government-controlled Myronivskyi (62km north-east of Donetsk), the SMM heard 18 undetermined explosions 2-5km north-east.
On the evening of 17 January, while in “DPR”-controlled Debaltseve (58km north-east of Donetsk), the SMM heard 23 undetermined explosions 6-8km west-south-west.
On the morning of 18 January, positioned 4.7km north-west of “DPR”-controlled Vuhlehirsk (49km north-east of Donetsk) for 50 minutes, the SMM heard 24 explosions assessed as outgoing rounds – 20 as those of a multiple launch rocket system (MLRS) (type unknown) and four as those of undetermined weapons – 6-8km south-west and an undetermined explosion 6-8km west-south-west.
Positioned in “DPR”-controlled Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, 29km north-east of Mariupol), the SMM heard almost one hour of uncountable bursts of heavy-machine-gun fire at an undetermined distance south-west.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including 13 explosions, compared with the previous reporting period (about 75 explosions).
The SMM followed up on reports of the deaths of two persons. On 17 January, at the morgue in “DPR”-controlled Donetsk city’s Kalininskyi district, staff told the Mission that the body of a man (born in 1970) had been delivered to the morgue from 56 Kirova Street on 11 January, and that a post-mortem examination had indicated that the man had died due to injuries sustained from the explosion of a hand grenade. On 18 January, the man’s wife told the Mission that “DPR” members had told her that they had found pieces of a grenade in the man’s hands after an explosion at a bus stop at 56 Kirova Street. Two workers at a business near the bus stop told the SMM that an explosion had occurred on 11 January in the early evening while they were inside.
On 17 January, the Kalininskyi district morgue staff also told the Mission that the body of a man (born in 1945) had been delivered to the morgue on 14 January, and that a post-mortem examination had indicated that he had died of a heart attack. The staff said that the man had died while passing through a checkpoint on road H15 east of “DPR”-controlled Kreminets (16km south-west of Donetsk).
The SMM continued to monitor the disengagement process and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), Zolote (60km west of Luhansk) and Petrivske (41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted but the Mission was able to partially monitor them.*
On 17 January, the SMM saw a stationary armoured personnel carrier (APC) (BTR-80) about 140m east-north-east of the site of the Mission’s camera in “DPR”-controlled Petrivske, parked behind a house.
On 18 January, positioned near all three disengagement areas, the SMM observed calm situations.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Package of Measures and its Addendum as well as the Memorandum.
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites, in government-controlled areas, the SMM saw 14 probable MLRS (BM-21 Grad, 122mm) stationary north of Oleksiievo-Druzhkivka (66km north of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government-controlled areas beyond the respective withdrawal lines, the SMM noted, for the first time, 11 anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) and six MLRS (BM-21). The Mission noted as missing: 30 mortars (2B11 Sani, 120mm), four surface-to-air missile systems (9K35 Strela-10), three towed howitzers (D-44, 85mm), 20 self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm), 20 self-propelled howitzers (2S3 Akatsiya, 152mm) and, missing for the first time, 12 anti-tank guns (MT-12). Another heavy weapons holding area in government-controlled areas was noted as abandoned, as previously observed, with 18 towed howitzers (2A36 Giatsint-B, 152mm) missing.
The SMM revisited a permanent storage site in government-controlled areas beyond the respective withdrawal lines and noted that it was abandoned, as previously observed, with 75 tanks (T-64), ten towed howitzers (D-44, 85mm) and 18 mortars (both 2B9 Vasilek, 82mm, and 2B11, 120mm) missing.
The SMM observed armoured combat vehicles, anti-aircraft guns[2] and other indications of military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, the SMM saw a reconnaissance vehicle (BRDM-2) and six APCs (BTR-80) in Stanytsia Luhanska, an anti-aircraft gun (ZU-23-2, 23mm) on a truck near Zolote, three APCs (BTR-80) in Shchastia (20km north of Luhansk), an anti-aircraft gun (ZU-23-2) on a truck near Novotoshkivske (53km west of Luhansk) and a turretless reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Lebedynske (16km north-east of Mariupol).
In non-government-controlled areas, on 17 January the SMM saw a stationary APC (BTR-80) near Petrivske (see above). On 18 January, the Mission saw an automatic grenade launcher (40mm) mounted on a military-style pick-up truck travelling west from Yasynuvata (16km north-east of Donetsk) toward the contact line. An hour and a half later, the SMM saw a vehicle assessed as the same truck returning eastward without the grenade launcher.
The SMM again facilitated and monitored adherence to the ceasefire on both sides of the contact line to enable repair works to a fibre optic cable about 2km north-west of an “LPR” checkpoint south-east of the bridge near Shchastia. (See SMM Daily Report 18 January 2018.) Cable damage had been reported as linked to the disruption in telecommunications observed in non-government-controlled areas. (See SMM Daily Report 15 January 2018.)
The SMM continued to monitor the situation of internally displaced persons (IDPs). At an IDP centre in “DPR”-controlled Khartsyzk (26km east of Donetsk), an SMM interlocutor told the Mission that the centre currently housed 83 persons, including 32 children, who had been displaced from the “DPR”-controlled settlements of Spartak (9km north of Donetsk), Ilovaisk (30km south-east of Donetsk), Donetsk city’s Petrovskyi district (15km south-west of city centre) and Yasynuvata. One resident with two young children told the Mission that the family had moved to the centre three months earlier and had not yet received financial or humanitarian assistance.
The SMM followed up on reports of flooding of about 20 houses in Chihari, a community in Pivdenne (formerly Leninske, 40km north-east of Donetsk) between the forward positions of the Ukrainian Armed Forces and the armed formations. A resident told the SMM by telephone that a pipeline had been leaking water since it was damaged by shelling in early autumn 2017, and that some of the water subsequently had been contaminated by methane from a nearby flooded coalmine. An official from government-controlled Toretsk (43km north of Donetsk) told the SMM by telephone that the pipeline had been partially repaired, but that remaining damage was causing flooding in Chihari. A representative of a local non-governmental organization told the SMM by telephone that pumps had been delivered to Chihari to help remove water from flooded basements and cellars.
The SMM visited two border areas not under government control. During 55 minutes at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk), the SMM saw 24 cars (two with “LPR” plates, and the rest with Ukrainian or Russian Federation licence plates) and 52 pedestrians (men and women, aged 20-60) exiting Ukraine and five cars (all with Ukrainian or Russian Federation licence plates) and 18 pedestrians (men and women, aged 20-60) entering Ukraine. During 40 minutes at a border crossing point near Verkhnoharasymivka (57km south-east of Luhansk), the SMM saw three men (aged 20-25) exiting Ukraine and a woman (aged about 25) entering Ukraine.
The SMM monitored the administrative boundary line between Kherson region and Crimea. The Mission visited crossing points at Chonhar (167km south-east of Kherson) (on 14 January), Chaplynka (77km south-east of Kherson) (on 17 January) and Kalanchak (67km south-east of Kherson) (on 17 January) and noted calm situations. It also visited, on 16 January, a State Border Guard Service outpost near Valok (205km south-east of Kherson) and noted a calm situation.
In Kyiv, during discussion and adoption of legislation by Parliament in the morning, the SMM did not observe any gatherings in front of the Parliament building.
The SMM continued monitoring in Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government, citing orders to do so. (See, for example, SMM Daily Report 12 January 2018.) The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
At a heavy weapons holding area in government-controlled areas, a Ukrainian Armed Forces soldier, citing the commanding officer’s absence, did not allow the Mission to check the serial numbers of certain weapons.
Related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. An “LPR” member positioned on the southern side of the Zolote disengagement area told the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding de-mining in the area during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that he had no information regarding demining activities over the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM did not travel across the bridge in Shchastia due to the presence of mines. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC said there were mines on the road south of the bridge. The SMM informed the JCCC.4
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. Two SMM cameras continue to be tested until the end of January 2018.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC have withdrawn from the JCCC as of 18 December 2017.