Прекращение боевых действий равно невыгодно обеим сторонам конфликта на Украине. Но также и необходимо
Политические цели киевского правительства и его американских хозяев не достигнуты. Наличие самостоятельных субъектов, пусть и самопровозглашенных, как буфера между Западом и Россией делает бессмысленной всю битву за Украину. Да и ополченцы вынуждены были остановиться, не довершив удачного, казалось бы, наступления.
5 сентября на основании минских соглашений вступило в действие перемирие между Новороссией и Украиной. Режим прекращения огня был введен с 18.00 по местному времени. И до сих пор продолжаются споры как среди представителей обеих воюющих сторон, так и у нас о том, а нужно ли было это перемирие.
На чем остановились?
Донецкие и луганские сторонники продолжения боевых действий, а также значительные слои сочувствующих граждан России, в том числе и среди экспертного сообщества, полагают, что прекращение огня совершенно не нужно армиям этих республик, поскольку они довольно успешно вели контрнаступательную операцию. Перемирие фактически сорвало ее завершение. И если проанализировать ход боевых действий в предшествующий период, складывается впечатление, что это правда.
“ Для восстановления военного потенциала Киев формирует добровольческий батальон из налоговиков ”
Так, 4 сентября в вечернем коммюнике Министерства обороны ДНР сообщалось, что «армия Новороссии одержала безоговорочную победу в боях за Еленовку, Константиновку, Тельманово. В боях за Тельманово уничтожены БТР, два минометных расчета, убиты 20 силовиков. При взятии под контроль Новоселовки, по данным ДНР, сдались с оружием 35 украинских боевиков, уничтожено пять установок «Град». Существенные потери понесли украинские силы под Волновахой и Авдеевкой, где подбиты два БТР. Под Светлым 96 человек сдались в плен армии Новороссии. В последние дни около 700 украинских военных оказались в плену у ополчения». В течение 5 сентября, до момента вступления в действие режима прекращения огня войска, верные киевскому правительству, продолжали нести тяжелые потери. По данным члена Славянского комитета России Владимира Садкова, которые он получает из зоны боевых действий, на юго-востоке ДНР остатки вооруженных формирований киевского правительства были выбиты из нескольких сел Старобешевского района: Кумачево, Берестовое, Глинка, Каменка, Стыла, Воровское и Лужки. В районе Тельманово пресечена попытка прорыва частей украинской армии из окружения. При этом противник понес большие потери. Только за 5 сентября, по данным штаба МО ДНР, уничтожены: в районе населенного пункта Ждановка – разведывательный комплекс «Зоопарк-М1» и до 60 военнослужащих, в районе Новобахматовка – 16 единиц техники, около села Березовое – две установки «Град», одна БМП и до 20 человек личного состава, в районе Курахово – одна установка РСЗО «Ураган», две БМП, четыре автомобиля «Урал» с боеприпасами и до 30 военнослужащих. В окрестностях села Васильевка противник потерял четыре танка, два БТР, два «Урала» и до 40 человек убитыми.
При этом армия ДНР систематически пополняется личным составом. Достоверно известно, что 5 сентября на фронт в качестве пополнения прибыли около 1500 бойцов ополчения из тренировочных центров, где они проходили курс военной подготовки.
Успешно вели боевые действия и войска Луганской народной республики, которые в ходе ожесточенных боев заняли Желтое и Красный Яр. Отступая, войска киевского правительства заминировали ключевые объекты инфраструктуры. Однако ополчению ЛНР удалось предотвратить их уничтожение. И здесь потери украинских войск оказались весьма значительными. Артиллерийским огнем в районах населенных пунктов Победа и Дмитровка были уничтожены тактический ракетный комплекс «Точка-У», до 9 танков, 14 БМП и БТР, 30 грузовых автомобилей. Потери в живой силе оцениваются более чем в 60 человек убитыми и ранеными. За два часа до начала перемирия в пригороде Луганска армия ЛНР разбила основные силы батальона «Айдар». При этом убиты около 35 человек, а трое взяты в плен. Под Луганском сдались без боя 15 добровольцев из Днепропетровского территориального батальона, командование которого бежало.
Был успешно блокирован Мариуполь – важнейший порт на Азовском море. Овладение этим городом имеет стратегическое значение для обеих народных республик, поскольку обеспечивает им доступ к системе международных транспортных коммуникаций. При этом в Мариуполе остались относительно небольшие силы – около двух батальонов украинской армии и различные разрозненные формирования других силовых структур. Складывалось впечатление, что еще одно усилие и город будет взят. А перемирие фактически срывает такую возможность. Не завершилась и ликвидация «котлов» на территории Новороссии, где, по разным оценкам, сосредоточены достаточно крупные силы – до нескольких тысяч человек. Тем самым, по мнению сторонников продолжения боевых действий, перемирие было заключено в интересах киевских властей, в частности Порошенко.
Однако как это ни странно, такой же позиции придерживаются и наиболее радикальные противники Новороссии – идейные бойцы нацгвардии и наемники Коломойского. Они полагают, что надо продолжать боевые действия, усилив группировку войск АТО личным составом и боевой техникой. Дескать, есть возможность нанести поражение «сепаратистам» и переломить ход боевых действий на юго-востоке Украины в свою пользу. Определенные основания для подобных надежд имеются. По оценкам председателя Верховного совета ДНР Бориса Литвинова, у армии республики есть проблемы в районе Волновахи и далее на юг, где складывается довольно сложная ситуация. Он указывает на крупные силы противника севернее Шахтерска в треугольнике Дебальцево – Кировское – Шахтерск и в сторону Красного Луча. В районе Горловки и Енакиево возможны атаки со стороны войск киевского правительства, которые в случае успеха приведут к отсечению Донецка от Луганска. Поэтому киевские радикалы вполне обоснованно, с их точки зрения, утверждают, будто их лишают шанса добыть победу, перемирие идет на пользу «сепаратистам».
Кому нужна пауза?
Между тем беспристрастный анализ показывает, что перемирие нужно обеим сторонам конфликта. Войска ДНР и ЛНР к 5 сентября почти две недели вели активные наступательные действия. Их ударные группировки далеко оторвались от тыловых баз, понесли определенные потери, оперативное построение уже не отвечало в полной мере складывающейся обстановке. При этом стала сказываться нехватка войск для прикрытия всего существенно увеличившегося фронта. При наличии большого количества «котлов» с запертыми в них достаточно крупными силами противника встала проблема создания и сплошного фронта внутреннего окружения. Возникли разрывы в боевых порядках, и некоторым украинским формированиям, пусть с потерями, удавалось вырваться из кольца. Оказалась под вопросом полная блокада Мариуполя. Такой вывод, в частности, можно сделать на основании мнения председателя Верховного совета ДНР: «Сейчас для нас важно надежно перерезать коммуникации, ведущие в Мариуполь».
Для группировки войск киевского правительства ситуация существенно хуже. Большая часть соединений и частей разбита или находится в окружении. Личный состав деморализован. Управление войсками нарушено. Сохранившие боеспособность действуют сами по себе, сообразуясь с конкретной тактической обстановкой, ориентируясь главным образом на удержание занимаемых рубежей. Группировка как целостный военный организм фактически прекратила свое существование. Оказавшиеся в окружении пытаются самостоятельно вырваться из «котлов», не рассчитывая на помощь извне. Некоторые командиры просто бежали с поля боя, бросив подчиненных на произвол судьбы. Каких-либо попыток организовать согласованные действия войск группировки в соответствии с неким планом в период, предшествовавший перемирию, не просматривалось. Кроме того, украинская сторона понесла чрезвычайно большие потери ВВТ, практически сравнявшись в техническом потенциале с армией Новороссии. При безусловном и подавляющем духовном превосходстве войск ДНР и ЛНР, очевидной неспособности командования АТО осуществлять квалифицированное руководство группировка киевского правительства на юго-востоке оказалась не в состоянии вести серьезные боевые действия.
Таким образом, обеим сторонам нужна была оперативная пауза. Это проявилось и в характере боевых действий. Стороны утратили возможность решать первоочередные задачи. В качестве примера можно привести ситуацию вокруг Мариуполя. Там 4 и 5 сентября войсками ДНР проводились активные боевые действия с целью вскрытия системы обороны, разведка уровня боеготовности и возможностей гарнизона. При этом применялась артиллерия, осуществлялись атаки пехоты при поддержке бронетехники. В ходе боев были уничтожены блокпосты на въезде в Мариуполь со стороны Новоазовска в микрорайоне Восточный, разрушен укрепрайон, который обороняли бойцы батальона «Азов». Но атака войск ДНР на поселок Широкино привела к потерям: два танка подорвались на минах, еще два были подбиты огнем нацгвардии, два грузовика уничтожены огнем зениток. Пришлось отходить, прикрываясь дымовой завесой и огнем артиллерии. Штурмовой отряд ДНР вошел в районы Талаковка и Сартана, удалось оттеснить силовиков из микрорайона Восточный к пивзаводу и к Левому берегу. Однако развить успех не получилось. В этих боях обе стороны понесли ощутимые потери. То есть для дальнейшего наступления на Мариуполь требовались дополнительные силы. Но они были необходимы и для решения других неотложных задач, той же ликвидации «котлов». Поэтому дальнейшее наступление как на Мариуполь, так и по другим направлениям стало весьма затруднительным или даже невозможным.
Войскам ДНР и ЛНР нужно было пополнить передовые части и подразделения личным составом, отремонтировать поврежденную боевую технику, в том числе и свежезахваченную трофейную, ликвидировать окруженного в «котлах» противника, провести оперативное планирование, в соответствии с которым осуществить перегруппировку сил для решения дальнейших задач.
Киевскому правительству оперативная пауза была жизненно необходима для восстановления боеспособности войск и управления ими, их пополнения личным составом и техникой (в существенно больших масштабах, чем армии ДНР), изыскания новых возможностей для поставки тяжелых вооружений, поскольку их основная часть, с которой силовики начали войну на юго-востоке, оказалась уничтоженной или захваченной ополченцами.
Сколько быть миру?
Из сказанного вытекает, что объявленное перемирие вынужденное и, вероятнее всего, временное. Ни одна из сторон не достигла поставленных политических целей.
Поэтому война за юго-восток Украины не прекращена. Она может приобрести другие формы, но обязательно будет продолжена, как только стороны, прежде всего киевское правительство, станут способными начать масштабное наступление. Для этого Порошенко лихорадочно ищет способы восстановления боеспособности войск. Правда, судя по последним сообщениям, это у него не особенно получается. Союзники много обещают, но пока ничего не дают. А старая советская боевая техника со складов стран – бывших участниц Варшавского договора, которая поставляется на Украину как западная помощь, сама нуждается в восстановлении. Поэтому киевские власти пытаются лишь изобразить перемирие. Хотя нарушения режима прекращения огня войсками, принимавшими участие в АТО, начались сразу после наступления оговоренного срока. Уже 5 сентября в 20 часов 15 минут на донецком направлении минометному обстрелу подверглись подразделения народного ополчения в Горловке и Макеевке. Украинской самоходной артиллерийской установкой в 21 час 45 минут совершен огневой налет на Ясиноватую. Одновременно было внезапно атаковано Тельманово, которое армии ДНР пришлось оставить: войска не ожидали такого вероломства со стороны противника. Однако спустя несколько часов населенный пункт был возвращен. При этом противник оставил на поле боя часть техники, среди которой машины, шедшие на параде в Киеве 24 августа. В дальнейшем нарушения режима прекращения огня происходили регулярно и, как правило, их инициаторами становились войска киевского правительства. Отсутствие должной организации взаимодействия между их частями и подразделениями приводило иногда к тяжелым потерям от «дружественного огня». Так, в районе Волновахи 9 сентября артиллерийскому удару подверглась колонна нацгвардии, двигавшаяся в направлении Мариуполя. Она была расстреляна своими из РСЗО «Град». Точные данные о потерях не сообщаются, но есть свидетельства, что колонна уничтожена: потери оцениваются в четыре Т-64, два БТР и десяток машин снабжения.
Стремясь сформировать более выгодную конфигурацию линии фронта, украинские войска, не имея возможности наступать, оставляют населенные пункты. Так, к вечеру 6 сентября под контроль подразделений народного ополчения без боя перешли населенные пункты Широкино, Саханка и Талаковка в районе Мариуполя. 7 сентября украинская армия оставила поселок Славяносербск. В Славяносербском районе отдала Приветное, Паньково, Стукалову Балку, Светлое, Обозное и Христово. Отмечен массовый исход войск киевского правительства из крупных райцентров ЛНР – Марковки, Новопскова, Беловодска, Новоайдара, Северодонецка, Старобельска и Сватова. 9 сентября под контроль сил народного ополчения перешли брошенные противником населенные пункты Докучаевск, Раздольное, Солнцево, Красноармейское, Куликово – войска ЛНР вышли на левый берег реки Кальмиус.
При этом киевское военное руководство, прилагая отчаянные усилия по восстановлению военного потенциала, идет на крайние меры. На Украине формируется добровольческий батальон из налоговиков – об этом в эфире 5-го канала сообщил председатель Государственной фискальной службы Игорь Билоус. Тернопольский городской совет принял решение передать два БТР, которые стояли как экспонаты в парке Славы, батальону спецназначения «Сич». Отремонтировать машины и установить на них вооружение в батальоне взялись самостоятельно. На Украине закончили подготовку двухсот снайперских групп. Обучали их немецкие военные. На вооружение поставили австрийские винтовки «Штейр». По данным разведки ДНР, 10 сентября два военно-транспортных самолета «Геркулес» (США) выгрузили две установки РСЗО LAROM (Румыния) и одну Teruel-3 (Испания), а также большое количество боеприпасов к ним. Эти данные свидетельствуют о том, что ресурсы киевского правительства в основном исчерпаны.
Невысоким остается моральный дух украинских войск. 10 сентября почти весь личный состав батальона «Черкассы», который стоял под Волновахой Донецкой области, написал рапорты об отказе выполнять боевую задачу и выдвигаться на передовую. Об этом говорится в сюжете телеканала «Украина». По данным журналистов, об отказе сообщили более 400 военнослужащих. Подтвердилась информация о том, что в районе Еленовки при попытке прекратить участие в братоубийственной войне и убыть из района проведения карательной операции около тридцати человек были расстреляны заградотрядом национальной гвардии. Это дает основания предполагать, что вынужденное для киевского правительства перемирие может затянуться. А неизбежная экономическая катастрофа наступит раньше, чем АТО соберет силы для масштабного наступления.
Константин Сивков,
президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук
Опубликовано в выпуске № 36 (554) за 1 октября 2014 года