Над бойцами бывшей 51-й бригады из Владимира-Волынского четвертый месяц висит клеймо дезертиров. Их обвиняют в самовольном оставлении места службы, а на самом деле - отступлении в Россию. Это было 25 июля после девятидневного обстрела "Градами", когда на границе в Луганской области полыхал Изваринский котел. Матери солдат пытаются добиться помилования для сыновей, которые хотели жить.
"Власти нужны были гробы?"
С самого утра вторника здание Генпрокуратуры было оцеплено милицией. Рядом группами стоят заплаканные женщины. Их сыновья вот уже четвертый месяц находятся в Запорожье - в "Уральских казармах". По закону им грозит несколько лет тюрьмы.
- Моего сына заставляют подписать признание и за это обещают, что дадут не реальный, а условный срок, - вытирает слезы мать одного из бойцов Светлана Бондарук. - За что? Он ведь не сделал ничего противозаконного! Он не дезертир! Он ушел оттуда, чтобы спастись!
К зданию ГПУ подъезжает вишневый микроавтобус. Из динамиков льется песня "Воины света" Ляписа Трубецкого. Это - бойцы батальона "Айдар".
- Вы за кого - за власть или за солдат? - спрашиваю у невысокого коренастого парня в камуфляже с нашивками батальона.
- Мы всегда были против власти, - затягивается сигаретой боец по имени Коля Вита, отвечающий в батальоне за материально-техническое обеспечение. - Как можно обвинять парней за то, что они пытались выжить? Или власти нужно было, чтобы вместо живых приехали цинковые гробы?
Группу матерей сопровождают юристы и представители движения "Автомайдан-Киев". Активист Дмитрий Каль выкрикивает по громкой связи: "Мы объявляем бессрочную акцию! Пока солдат не отпустят, будем пикетировать ГПУ! Разобьем палатки и будем ночевать, пока Ярема не примет меры!"
"На нас ежедневно давят"
Толпа вдруг зашевелилась, загудела - непонятно, возымели действие угрозы или присутствие айдаровцев. Но спустя несколько минут из здания ГПУ вышел представитель генпрокурора и пригласил матерей на беседу. Женщины гуськом прошли через металлическую арку и исчезли в коридорах ГПУ.
Спустя несколько часов стало известно: пикетчики общаются с заместителем генпрокурора Анатолием Матиосом. Сам же Виталий Ярема проводит экстренное закрытое заседание.
- Активистов на заседание не пустили, они сейчас ведут консультации. После этого они встретятся с нашей инициативной группой, адвокатами, и если консенсус будет достигнут, мы просто возьмем это дело дальше на контроль. Если прокуратура не услышит требование граждан, мы и дальше будем устраивать акции протеста. Вплоть до бессрочных, - говорит представитель движения "Автомайдан-Киев" Виктор Трофименко.
"Комсомольская правда" в Украине" дозвонилась одному из бойцов 51-й бригады - Вадиму. По его словам, давление на солдат со стороны прокуратуры происходит ежедневно.
- Нас каждый день вызывают по три-четыре человека и предлагают: подписывайте бумагу и можете ехать домой. Говорит: больше вас никто не тронет, подумаешь, будет условный срок. Но у прокуратуры нет доказательств тому, что мы дезертиры. Кроме того, по этому документу выходит, что если за три года условного срока мы совершим какое-то нарушение, нам светит пять лет тюрьмы!
Арестовали автомайдановца
Пока матери бойцов добивались встречи с Виталием Яремой, под зданием ГПУ разразился новый скандал. Оказывается, военный прокурор Анатолий Матиос написал заявление на одного из активистов "Автомайдана" - Дмитрия Карпа. Парня повели в райотдел для составления админпротокола. Разгоряченная толпа последовала туда же.
- Думаю, таким образом хотели сорвать переговорный процесс, - рассуждает юрист Анатолий Башловка.
Разговор действительно был окончен. Матерям бойцов намекнули: детей оправдывать не собираются.
- То есть, по их мнению, они виноваты. Мы будем требовать встречи с Яремой! - кипятится юрист движения "Автомайдан-Киев" Дмитрий Каль.
Когда номер сдавался в печать, матери так и не добились своего.
Обвинения в дезертирстве фактически стали причиной расформирования 51-й бригады. После боев под Изварино испытанием для нее стал Иловайский котел… По данным волонтеров, более 90 бойцов бригады погибли и столько же пропали без вести, больше 40 в плену.
В ТЕМУ
Поступок поступку рознь. Не могут все быть предателями
Есть первые переговоры
Тема дезертирства сегодня одна из самых болезненных для участников АТО. На фоне разговоров о поднятии боевого духа армии многие бойцы чувствуют себя заведомо преданными. Не каждый готов, оказавшись перед выбором, погибнуть, чтобы избежать позорного клейма предателя.
- Нас оставляли с автоматами против "Градов", "забывали" в окопах без еды и воды. Мы просили подмоги, но ее не было, - вспоминает Игорь, боец 25-й бригады, оказавшейся, как и 51-я, в так называемом Южном котле на границе в Луганской области. - И под Изварино, и под Иловайском некоторые ребята просто бежали прочь, когда не хватало силы воли. Многие из них считаются без вести пропавшими. А они понимали, что отправлены на смерть, и осудить их за желание жить я лично не могу.
Сейчас по фактам дезертирства, как ранее сообщал военный прокурор Анатолий Матиос, открыто более 220 уголовных производств. Есть первые приговоры.
В Днепропетровской области на 7 лет лишения свободы осуждены двое контрактников родом из Донецкой области. 20-летние парни, взяв оружие, отправились воевать на стороне "ДНР". Их задержали на следующий день.
- Перейти на сторону противника военнослужащие не успели, - рассказал "КП" в Украине" начальник военной прокуратуры Днепропетровского гарнизона Роман Ризниченко. - С июня они находились под стражей, а 31 октября выслушали решение суда. Но вины своей не признали.
У американцев свой подход
Меньшие сроки - по 2 года - получили двое мобилизованных, которые сбежали из части в начале сентября. Ребята испугались войны и прятались около месяца. Сейчас, по данным военной прокуратуры, подозрение в дезертирстве выслушали полсотни военных, 32 из них арестованы. Но поступок поступку рознь. Нельзя ставить всех на одну чашу весов закона.
По мнению заслуженного юриста Украины, бывшего первого замгенерального прокурора Николая Голомши, если речь идет об обвинениях, каждый случай должен быть рассмотрен отдельно и максимально объективно.
- Вспоминается Великая Отечественная война, когда советским войскам грозили расстрелом за отступление. Американцы же в это время говорили, что если человек попал в безвыходное положение и идет в плен, то его необходимо спасать, - говорит Николай Голомша. - Уголовно-процессуальный кодекс требует полного объективного и всестороннего расследования. Если нарушен устав и человек не выполнил доктрину в системе обороны - это одно. А если он действовал в условиях крайней необходимости, спасая себя для своих родных, - совсем другое.
По мнению нашего эксперта, следствие должно расследовать не только действия бойцов, но и что, кто их к этому вынудил. Чтобы ни сейчас, ни в будущем люди не страдали от неправильной организации военных действий.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
После вынужденного перехода через границу Украины на территорию России бойцам 51-й бригады предлагали принять сторону противника, но они отказались. После этого солдат передали украинским силовикам. 2 августа в Запорожье суд отпустил их под личные обязательства, но с припиской находиться в Запорожской части. 21 сентября президент Петр Порошенко заявил, что 51-я механизированная бригада будет расформирована, а вместо нее будет создана новая 14-я.