Итак, новости, сообщёные непосредственным участником вчерашней (уже) военной операции в Марьинке.
Рассказ этот содержал и факты, и предположения, и оценки.
Поэтому он не претендует на стопроцентную объективность и всеохватность.
Большая просьба: не делать из него ставших уже, увы, традиционными истеричных выводов - ни в одну, ни в другую сторону.
1. Слухи о том, что "Азов" "разнесли в мясо" - как и раньше, оказались сублимационной попыткой выдать желаемое за реальное. Потери батальонов: у "Азова" - 1 убитый,11 раненых, из них 3 - тяжело; у "Шахтарска" - 1 раненый.
2. Перед выступлением батальон "Азов" имел информацию, что операция согласована с ВСУ и будет ими поддержана. (Как мы знаем, после сообщений о начале наступления батальонов представитель РНБО опроверг участие войск в этой операции: "Речник інформаційно-аналітичного центру РНБО Андрій Лисенко повідомив під час брифінгу: - На даний час у нас офіційної інформації щодо початку штурму міста Донецьк немає. Йдуть підготовчі заходи"; впрочем, возможно, само это сообщение было, в определённой мере, дезинформацией для террористов).
3. Сражение было весьма тяжёлым. Это был полноценный бой, со схватками за высоты и т. д. Фактически силы пехотных подразделений выступили против бронетехники оккупантов. При этом им удалось обратить в бегство три танка и пройти город полностью.
4. Единственный убитый боец погиб в начале операции, когда подразделение спецназа первым вошло в город и приняло на себя миномётный обстрел. Ему оторвало ногу. Парня постарались зажгутовать, но рана была очень сложная. Умер от потери крови по пути в больницу. Деталь, которую я не знаю как оценить... просто деталь: погибший - сирота. Если я правильно понял, именно тогда, во время начального этапа боя, произошли и все три тяжёлых ранения.
5. Когда во время очередного шквального огня бойцы "Азова" залегали, то после окончания обстрела местные жители кричали им: "Не оставляйте нас только, прогоните их!.." Хлопцы вставали и шли вперёд.
6. По словам моего собеседника, было буквально ощутимо то, что у них есть незримая защита. Танки, миномёты, а в конце - и "Грады" обстреливали открытые камазы с бойцами, били по украинским воинам, когда они шли через город - и при этом потери оказались минимальными (в отличие от потерь террористов). Бойцы передают свои благодарности и низкий поклон всем, кто молился за них на протяжении дня.
7. На противоположном краю Марьинки находился мощный блок-пост оккупантов, обороняемый артиллерией. Данные разведки об этом были. По словам собеседника, ликвидацию этого блок-поста должны были взять на себя военные - и они якобы сообщили, что блок-пост ликвидирован. Однако он оказался цел и невредим - и встретил азовцев огнём. Трудно судить по такому малому объёму информации, кто, насколько и в чём именно виноват - но можно говорить о том,что снова имело место отсутствие координации действий. Не будем за это заочно суровыми ни к кому: армия создаётся заново прямо в боях, и учиться всему приходится с самых азов - и, к сожалению, под смертоносным огнём.
8. Исходя из появлявшейся в сети информации, включая очень эмоциональное сообщение Бориса Филатова, многие сделали вывод, что бойцы батальонов попали в засаду уже на обратном пути,отходя к местам основного базирования. На самом деле, эта засада произошла во время основной части боя - то есть, до того, как стали поступать первые телефонные звонки от бойцов батальонов с рассказом о том,что бой окончен. Как я понял, эта засада произошла в районе вражеского блок-поста, когда по флангам украинских воинов ударили фашистские подразделения.
9. Бой длился около 12 часов без перерыва. У моего собеседника былвали хотя бы краткие минуты передышки; передовой же отряд работал без какого бы то ни было отдыха.
10. Когда по наступающим нашим солдатам террористы применили "Град", была дана совершенно правильная команда об отходе. Тем не менее, можно говорить о том, что боевая задача выполнена: произведена разведка боем, нанесён ощутимый урон живой силе, а также военной технике противника. Вместе с тем, по оценке моего собеседника (возможно, крайне субъективной), при наличии полноценной координации действий удалось бы не только закрепиться в Марьинке, но и выйте на непосредственные окраины Донецка.
11. "Я видел то, о чем раньше читал: как героизм и предательство происходят одновременно и рядом". (Замечу, что не все случаи кажущегося "предательства" могут таковым являться. Например, моего собеседника поразило, что, по его словам, "офицер армейской медслужбы на спецмашине отказался подъехать непосредственно к месту боевых действий, сославшись на то, что там стреляют, а наши наспех обученные ребята из медслуюбы батальона лезли под огонь и выносили раненых". Первой моей реакцией тоже было возмущение, но потом я вспомнил, чему меня учили в марте ещё в Симферополе, когда мы готовили волонтёров для оказания первой помощи в случае уличных боёв. Задача врачебной бригалы и спецмашины - находиться НА РАССТОЯНИИ от места конфликта (не менее 100 метров); более того, она НЕ ИМЕЕТ ПРАВА приближаться. Принести к ней раненых - задача именно санитаров).
12. Довольно негативно мой собеседник отозвался о роли батальона "Шахтарск" - по его наблюдениям, они почти не принимали участия в боевых действиях, зато чуть не устроили "Азову" "дружественный огонь". Однако нужно понимать, что в бою у каждого - свои задачи, и что бойцы "Азова" не могли знать задач,поставленных перед "Шахтарском", и не наблюдали непосредственно, как те свои задачи выполняли. При этом, по словам моего собеседника, представители "Шахтарска" якобы разграбили в Марьинке три магазина.
Вот такая информация. Других участников боя прошу, по возможности, меня подправить, если я что-то не так услышал или запомнил.
P. S. Прошу делать перепосты.
Eugene Novitsky