"По моим оценкам, свыше 70% боевых потерь украинских войск является результатом грубейших элементарных ошибок управления войсками и вопиющего невежества командного состава в тактике и боевом применении войск, недооценки противника. Имея знания и умения, командиры не могут правильно привязаться к конкретной боевой обстановке, утрачивают самостоятельность мышления, действуют как в мирное время.
Главным средством прорыва оборонительных позиций противника являются бронетанковые войска. И я бы хотел разобрать с точки зрения тактики неудачный для нас бой 14 июля, в котором 1-я танковая бригада понесла серьезные потери. О наших ошибках надо знать, чтобы мы наконец прекратили их повторять.
Итак, 14 июля украинское командование предприняло попытку прорвать блокаду аэродрома Луганска. С этой целью была сформирована боевая группа, которая состояла из подразделений 1-й танковой бригады и 80-й аэромобильной бригады. Уже на этапе формирования боевой группы командование допустило грубую ошибку: части 1-й танковой бригады были рассредоточены на широком фронте, они не имели возможности действовать сосредоточенно. Дело в том, что штаб АТО использует бронетанковые и механизированные войска для охраны блокпостов, даже в тех районах, где интенсивные боевые действия не ведутся. В результате бригады не используются как полноценные воинские части - командование АТО раздергивает мелкие подразделения на самые разные вспомогательные направления. Поэтому теряется основной элемент тактической выучки - слаженность и взаимодействие разнородных сил и средств. Бронетанковые части не могут реализовать свое превосходство в огневой мощи, в численности. Раздробив свои мобильные силы, украинское командование делает большую услугу террористам - их небольшие боевые группы могут на равных вести бой с малыми украинскими подразделениями. Руководство АТО пытается везде быть сильным - но, к сожалению, неспособность обеспечить концентрацию сил и сковывание танковых частей на блокпостах приводит на практике к утрате маневренности, к утрате преимущества в численности и слаженности.
Это стало причиной неоправданных потерь 14 июля. Танковый батальон 1-й бригады не получил поддержки бригадной артиллерии, разведки и пехоты. Мотострелковый батальон и разведчики бригады стояли абсолютно без толку на другом спокойном оперативном направлении. Вместо этого танки бригады, подразделение десантников и артиллерия были собраны из разных частей и не прошли никакого боевого слаживания. Хотя ничто не мешало собрать силы 1-й танковой бригады в один кулак и применять в составе штатной батальонной тактической группы.
Далее пошли просчеты оперативного планирования. Не была проведена разведка позиций противника.
Приданная артиллерия имела низкий уровень взаимодействия с частями. Командир ударной группы, как оказалось, не имел достаточной квалификации для гибкого реагирования на изменение обстановки.
Целью атаки были позиции противника на высотах у поселка Лутугино Луганской области.
Не имея данных о противнике, артиллерия открыла беспокоящий огонь по высотам, однако плотность и интенсивность огня была низкой. Колонна шла по шоссе. Попав под огонь противника, колонна остановилась. Однако три танка Т-64БМ "Булат" продолжили движение, пытаясь выявить огневые точки противника. Они не были поддержаны пехотой. Артиллерийский наблюдатель также позиции противника не выявил, и открытый артогонь не смог подавить огневые точки. В результате танки продолжили движение без поддержки и попали под огонь малых групп пехоты противника, оснащенных гранатометами РПГ-7. Огонь был открыт с бортов, отразить нападение противника, который свободно маневрировал в придорожных кустарниках, танкисты сами, разумеется, не смогли. В результате каждый танк получил минимум по 4-5 попаданий РПГ в борта. Из-за того, что противник вел огонь без противодействия, эффективность огня была высокой. После того как была отстреляна динамическая защита, танк на фотографии получил попадание в двигатель, взрыв произошел на радиаторной решетке.
Система автоматического пожаротушения не смогла сбить пламя. танк полностью сгорел. К сожалению, из машины не успел выскочить механик-водитель, который до конца выполнял приказы командира... Ему надо было в нижний люк выходить, он пошел через башенный люк, когда башня уже полностью была охвачена огнем... Не успел.
Экипажи двух других танков вернулись к своим без потерь. Колонна пошла дальше. В ходе дальнейшего движения десантники потеряли бронетранспортер и грузовик. Тоже расстреляны с ближней дистанции из РПГ (видео есть в интернете).
Всего погибло не менее 6 украинских военнослужащих! Потеряна новейшая боевая техника стоимостью не менее 4 миллионов долларов!
В результате колонна прошла, силы противника рассеяны, вероятно, артиллерия смогла нанести урон противнику. и на аэродром пришло подкрепление. Но какой ценой? Стоило ли проводить операцию с такими потерями и с таким планированием, чтобы провести колонну? Возможно, стоило бы потратить еще сутки на сосредоточение дополнительных частей 1-й танковой бригады и на доразведку местности? На сосредоточение дополнительных батарей?
Противник никуда не делся - подразделения российских наемников не стали вступать в прямой бой с бронетехникой, и рассеялись, их потери были существенны, но не привели к утрате боеспособности. Ничто не мешает им снова приступать к нападениям на наши войска и наносить нам потери. В случае же совместных решительных действий пехоты, бронетехники и артиллерии, атаковавшие наши танки группы были бы гарантированно уничтожены. И это бы привело к резкому снижению сопротивления в районе Луганска. А иначе получилась победа дорогой ценой - "для галочки".
Увы, низкий уровень тактического мышления, чрезмерная исполнительность и буквальное следование любым приказам - даже не вполне отвечающим обстановке, отсутствие диалога между командованием операцией и командирами подразделений, недостаток тактической гибкости и тактического мышления - это основные причины потерь украинских войск. Искренне надеюсь, что изучение этих ошибок поможет более грамотному планированию последующих боевых действий украинских войск и позволит снизить потери.
Только широкая дискуссия по данной теме, уверен, поможет начать постепенное изменение сознания бойцов и командиров к основам военной науки, к основам боевого применения, оперативного планирования, тактики.
Юрий Бутусов