СОВЕТСКИЕ ПОТЕРИ 1968-ГО
23-10-2010
В контексте событий 1968 года часто упоминаются человеческие потери, которые понес чехословацкий народ во время августовского вторжения войск стран Варшавского договора на территорию Чехословакии. Однако, не так часто говорится о потерях со стороны вторгшихся армий. При этом большинство из них повлекли за собой не непосредственные военные действия, а несчастные случаи. Именно об этом в нашей сегодняшней передаче мы говорим с историком Даниэлом Поволным.
В ночь с 20 на 21 августа 1968 года войска стран Варшавского договора начали оккупацию Чехословакии в рамках реакции на реформы, которые вошли в историю под названием «Пражская весна». По архивным материалам историкам удалось установить, что с чехословацкой стороны до конца 1968 года погибло от 108 до 127 человек. Однако, идентифицировать с точностью все случаи не было возможности, в частности, из-за того, что многие советские архивы, связанные с той эпохой по-прежнему остаются закрытыми. Но, как оказалось, потери были не только с чехословацкой стороны.
«Что касается проблематики смерти военных армий, вторгшихся на территорию Чехословакии в 1968 году, то информации по этому вопросу до 1989 года было довольно мало. Разумеется, было известно, что здесь погибли какие-то солдаты, однако, это был, скорее, вопрос местного сознания или же пропаганды, когда правящие круги, пришедшие к власти в 1968 году, пропагандировали, в рамках идеологического воздействия, некоторые смерти, прежде всего, советских военных, которые списывали на деятельность чехословацких контрреволюционеров», - рассказывает историк Даниэл Поволный из Военно-исторического архива.
Самой известной трагедией, произошедшей в этот период, в которой погибли советские граждане в Чехословакии, стала авария вертолета у Костомат 24 августа 1968 года. В ней погибло двое советских журналистов Карл Непомнящий и Александр Зворыкин, которые везли груз листовок и пропагандистской литературы. В последствии выяснилось, что еще до аварии у вертолета была техническая неисправность. Авария произошла в утреннее время, в плохо просматриваемой местности, по всей вероятности был и туман, и вертолет врезался в гору. После аварии произошел взрыв, удалось спастись лишь пилоту.
«Пилот, с одной стороны, будучи в шоке, с другой – из страха, что катастрофа могла произойти по его вине, выпустил несколько пуль по вертолету из пистолета, чем хотел симулировать, что вертолет был сбит чехословацкими контрреволюционерами. Когда к горящему вертолету приехали пожарные, они его потушили, но чтобы получить доступ к некоторым горящим частям, им пришлось применить топоры, в результате чего были проделаны дыры. По свидетельствам очевидцев, советские военные, которые приехали расследовать аварию, брали на экспертизу именно эти раскореженные части, и впоследствии утверждали, что вертолет был сбит чехословацкими контрреволюционерами. Даже тогдашний советский посол подал ноту протеста чехословацкому правительству. Тем не менее, в российской литературе о войнах 20 века, эти два редактора значатся как погибшие при несчастном случае. Так что справедливость восторжествовали, и российская сторона признала, что это была авиакатастрофа».
По статистическим данным, опубликованным в российской литературе, до 20 сентября 1968 года на территории Чехословакии умерло по различным причинам в целом 98 советских военных. Около 50 погибло при различных несчастных случаях – например, авиакатастрофах. 26 августа около аэропорта Слиач в Словакии произошла одна из самых крупных аварий, во время которой самолет АН-12 при приземлении врезался в склон, весь экипаж, состоявший из шести человек, погиб. Еще одной причиной, по которой гибли советские военные, было неосторожное обращение с оружием – таких случаев насчитывалось около 20.
«Это означает, что из этих 98 случаев большинство, можно сказать, сами шли навстречу несчастным случаям, и лишь около 11 человек, по данным советских статистик, были убиты чехословацкими гражданами. При этом, с нашей стороны, если и имеется какая-то информация по данным случаям, то она не подтверждает насильственной смерти советских военных. Как правило, ситуация выглядела следующим образом: приходили советские офицеры и говорили: вы убили нашего военного, мы будем это расследовать, и хотим получить к этому необходимую информацию. Чехословацкая сторона отвечала: хорошо, мы вам поможем, но нам необходима базовая информация. Как правило, советская сторона всегда отказывалась сотрудничать».
Как рассказал историк Даниэл Поволный, напротив, было множество случаев, когда советские военные стали виновниками гибели чехословацких граждан. При этом в большинстве случаев, советская сторона препятствовала расследованию обстоятельств, ссылаясь на то, что проведет расследование самостоятельно. Однако, например, в случае автомобильных аварий, известны ситуации, когда советские военные были наказаны, в большинстве случаев – отправкой на принудительные работы на несколько лет.
«В нескольких случаях, когда советские военные совершили преступления на территории Чехословакии, в особенности, если речь идет об автомобильных катастрофах, существуют доказательства, что они были наказаны в Советском Союзе. Разумеется, в соответствии с правилами международного права, эти военные должны были быть осуждены чехословацкими органами. Однако, как это бывает в истории – решает победитель, он же – устанавливает правила», - продолжает историк Даниэл Поволный.
И все же, наиболее частой причиной, по которой советские военные гибли в Чехословакии, было неосторожное обращение с оружием. Эти ситуации, как считает, Даниэл Поволный, также объясняются человеческим фактором и несчастным стечением обстоятельств. Однако, случайность – не единственное, из-за чего гибли или же были ранены советские военные. Часть этих случаев, по мнению нашего собеседника, можно отнести к так называемым случаями намеренного нанесения себе физического ущерба. Такие ситуации известны еще со времен Первой Мировой войны, когда военные, чтобы пережить войну, намеренно наносили себе телесные повреждения, чтобы отправиться в тыл. Однако, утверждать, сколько таких случаев было в советских рядах в Чехословакии – сложно.
«Мне удалось найти случай в воспоминаниях одного советского военного, что его сослуживец, по непонятным причинам, проводил какие-то действия с ручной гранатой, которая выпала у него из рук и закатилась под капот автомобиля. Когда эту гранату пытались извлечь, произошел взрыв, и солдат погиб».
За описываемый период было зафиксировано и несколько случаев самоубийств в рядах советских военных. В чем же могла быть их причина?
«Разумеется, когда человек находится в нормальной ситуации, его психика функционирует нормально. Если же вы внезапно оказываетесь на территории чужого государства, и начальство постоянно твердит вам, как это будет небезопасно, как за каждым углом вас будет поджидать контрреволюционер, чтобы вас убил. Также говорилось, что во всем надо проявлять особую осторожность, например, не пить воду, прежде, чем ее не попробует кто-то другой. Им постоянно говорилось, что нужно спасти Чехословакию, потому что в нее уже проникли армии НАТО. Более того, некоторые солдаты даже не знали, что они находятся в Чехословакии, они думали, что они на территории Германии».
Психическое напряжение, физическая усталость, чувство вины, которое испытывали солдаты, когда местное население выкрикивало им ругательства на их родном языке, все это создавало очень тяжелую атмосферу. Однако, по словам Даниэла Поволного, остается вопросом – насколько правдивы свидетельства, поданные вышестоящим начальством, и не скрывались ли истинные причины происшедшего, поскольку человек может совершить самоубийство любым способом, в частности, и таким, что это может быть похоже на несчастный случай. Официально на период с 21 августа по 20 сентября было зафиксировано пять самоубийств в рядах советских военнослужащих в Чехословакии.
http://www.radio.cz/ru/rubrika/progulki/sovetskie-poteri-1968-go