Кипр: анатомия конфликта
История свидетельствует о том, что решение межэтнических проблем не может быть быстрым и легким
Александр Крылов
05.03.2008
В мировых СМИ появилось немало оптимистичных прогнозов по поводу перспектив урегулирования кипрской проблемы. Однако насколько обоснован подобный оптимизм, ведь вся история конфликта на Кипре свидетельствует о том, что его решение не может быть быстрым и легким.
На выборах президента Республики Кипр (РК) победил генеральный секретарь Прогрессивной партии трудового народа (АКЕЛ), председатель палаты представителей Кипра Димитрис Христофиас. Впервые в истории Европейского союза и этого островного государства президентом Кипра избран представитель компартии. АКЭЛ – наследник Коммунистической партии Кипра, ее представители присутствовали на всех съездах КПСС. Д.Христофиас получил образование в Москве, в которой он познакомился со своей супругой, и где началась его партийная карьера.
Лидеры АКЭЛ подчеркивают, что главное для них – прагматизм, а не идеология, их партия участвует и в коммерческих предприятиях и ничего против рыночной экономики не имеет. Подобный прагматизм обеспечил партии широкую социальную базу: по данным соцопросов, членами партии или ее сторонниками являются 43% населения Республики Кипр.
28 февраля Д.Христофиас официально вступил в должность главы государства. В ходе церемонии инаугурации он заявил: «мечта моей жизни - достичь справедливого и эффективного решения проблемы объединения острова». Президенты признанного мировым сообществом Кипра и непризнанной ТРСК уже выразили готовность немедленно возобновить переговоры, чтобы добиться реального прогресса в деле мирного воссоединения острова.
...Турция уже 34 года оккупирует север острова, но кипрская проблема имеет куда более давнюю историю.
Османская империя захватила населенный греками Кипр в XVI веке. С этого времени началась миграция турецкого населения на остров. В различных районах постепенно появились турецкие деревни, ставшие мусульманскими островками в христианском окружении. Общины продолжали жить замкнуто, культурного сближения не происходило, а смешанные браки были явлением чрезвычайно редким.
Османские власти рассматривали православное население Кипра как людей второго сорта и потому облагали значительно большими налогами, чем турок-переселенцев. Бесконечные поборы и произвол мусульманских правителей служили постоянным источником недовольства. В ходе усмирения вспыхнувшего в 1821 г. вооруженного восстания греков была устроена массовая резня христиан Никосии и других городов, казнен архиепископ Киприапос и многие другие представители духовенства.
В 1878 г. этнополитическая ситуация на Кипре коренным образом изменилась. Остров перешел под власть англичан, местные турки утратили свое господствующее положение и превратились в меньшинство по отношению к экономически сильной и многочисленной греческой общине (около 80% населения).
Противостояние, сохранившееся между двумя общинами, не позволило им объединиться в борьбе за избавление острова от колониального господства Великобритании. Главным препятствием стал лозунг энозиса, то есть присоединения всех населенных греками территорий, в том числе и Кипра, к Греции. Этот лозунг был выдвинут еще в 1830-х, когда сама Греция освободилась из-под власти Порты, и он побудил турок-киприотов сблизиться с британскими властями. К середине 1950-х борьба за энозис достигла апогея, в нем греки видели единственно возможную форму деколонизации Кипра. В ответ англичане увеличили численность турок-киприотов и полиции (до 70 %). Эта полиция разгоняла антиколониальные демонстрации, проводила обыски и аресты в греческих кварталах, что вело к еще большему усилению враждебности между общинами.
Понимая, что рано или поздно придется изменить статус Кипра, англичане решили любой ценой сохранить на нем свое военное присутствие.
Ради собственных геополитических интересов правительство Великобритании отвергло идею энозиса как путь деколонизации Кипра. Ее союзником в противодействии энозису выступила Турция. В 1955 г. она заявила, что энозис Кипра, находящегося всего в 60 км от побережья Анатолии, недопустим из соображений государственной безопасности Турции.
В период между мировыми войнами лидеры турок-киприотов в ответ на лозунг энозиса требовали сохранить на Кипре английское господство или возвратить остров Турции. После Второй мировой войны ими был выдвинут лозунг таксима — раздела острова с последующим присоединением его частей к Греции и Турции, который был поддержан турецкими властями. Греция и греки-киприоты, склонные смотреть на турок-киприотов как на временных "мигрантов" и надеявшиеся добиться присоединения к Греции всего острова, отнеслись к идее таксима резко отрицательно. Отсутствие моноэтничных районов и активное противодействие таксиму со стороны общины греков-киприотов делало раздел чрезвычайно трудно разрешимой задачей. Поэтому турки-киприоты благожелательно отнеслись к выдвинутой англичанами идее предоставления острову независимости при соблюдении интересов турецкого меньшинства.
В 1959 г. под давлением Великобритании (грозившей передать часть Кипра Турции) Греция была вынуждена заявить об отказе от энозиса и заключить соглашение с Турцией по вопросу о будущем статусе Кипра. Согласно Цюрихско-Лондонским соглашениям предусматривалось создание единого и независимого кипрского государства, а котором права обеих общин гарантировались введением фиксированного представительства в органах власти. Англия, Греция и Турция становились гарантами неизменности статуса острова и прав обеих общин. На основе этих соглашений была разработана конституция Республики Кипр, получившей независимость в 1960 г.
В разработке конституции не участвовали представители общин Кипра.
Англия, Греция и Турции исходили прежде всего из своих собственных интересов: на острове сохранились экстерриториальные английские военные базы, занимавшие около 3% острова (более 150 квадратных километров), размещались греческие и турецкие войска. Конституция Кипра запрещала деятельность организаций сторонников как энозиса, так и таксима.
Выработанная форма конституционного устройства Кипра ограничивала деятельность его правительства в области внешней политики и делала трудно управляемой ситуацию на самом острове. Механизм сосуществования общин базировался на непропорционально высоком представительстве турок-киприотов в органах власти, наделении правом вето вице-президента (турка по национальности), создании раздельных общинных судов, муниципалитетов, палат парламента и т.п. Все это не только обеспечивало туркам-киприотам гарантию избежать в будущем экономического и политического подчинения местным грекам, но и давало им возможность парализовать деятельность правительства республики в ответ на возможные действия по осуществлению энозиса. Такая форма межобщинного компромисса получила одобрение среди турок-киприотов и была поддержана Турцией.
Период существования Кипра на основе Цюрихско-Лондонских соглашений (1950—1963 гг.) продемонстрировал, что выработанный способ регулирования межобщинных отношений не в состоянии разрешить имевшиеся этноконфессиональные противоречия и обеспечить нормальное функционирование государства. Внесенные президентом Макариосом в ноябре 1963 г. предложения по реформе государственного механизма предусматривали отмену права вето президента и вице-президента, отмену принципа раздельного большинства при голосовании в палате представителей, создание объединенных муниципалитетов, судов, введение пропорционального количеству греческого и турецкого населения представительства в органах власти, ликвидацию общинных палат парламента. Эти предложения были расценены турками-киприотами как прямое посягательство на их интересы. Последовал взрыв межобщинных столкновений, переросший в бои с участием расквартированных на острове греческих и турецких войск. С этого времени лидеры турок-киприотов и поддерживавшая их Турция возвратились к идее таксима, стали рассматривать раздел территории острова по общинному признаку как свою главную задачу.
В 1964 г. лидерам турок-киприотов на ограниченной площади анклавов (занимавших тогда всего 1,5 % территории острова), удалось сосредоточить значительную часть своей общины — около 50 тыс. чел. В это же время была определена приемлемая пропорция будущего раздела острова, согласно которой туркам-киприотам должно было отойти 38% территории Кипра. Турки-киприоты создали собственные воинские подразделения, насчитывавшие 12 тыс. чел. Таким образом, задолго до того, как остров разделила зеленая линия, на нем начали функционировать параллельные, полностью независимые от центрального правительства управленческий аппарат и вооруженные силы турок-киприотов, контролировавшие пусть незначительные по площади, но густо населенные районы. Формально остров еще десять лет продолжал считаться единым, а лидер турок-киприотов Ф. Кучук так же формально считался вице-президентом республики.
В мае 1964 г. в ответ на создание укрепленных турецких анклавов и формирование в них воинских частей правительство Кипра ввело воинскую повинность.
В Национальную гвардию (армию) были призваны 24 тысячи греков-киприотов, а также 650 офицеров греческой армии. Командующим Национальной гвардии стал сторонник энозиса Г. Гривас. Он полностью отождествлял Национальную гвардию с армией Греции, ввел в ней греческие воинские знаки различия и принимал у новобранцев присягу в верности Греции. Под командованием Гриваса находилась и тайно переброшенная на остров в начале 1960-х гг. дивизия греческой армии.
Превращение Национальной гвардии в оплот сторонников энозиса происходило на фоне заметного изменения позиции греков-киприотов по вопросу присоединения к Греции. Хроническая политическая нестабильность и тяжелое экономическое положение в Греции подрывали популярность идеи энозиса среди местных греков. В общине турок-киприотов тенденция была противоположной: под влиянием угрозы быть "сброшенными в море" таксим обретал все больше сторонников.
После прихода к власти в Греции в 1967 г. хунты "черных полковников" генерал Гривас отдал приказ начать наступление на турецкие анклавы. Однако сторонникам энозиса, несмотря на большое численное превосходство, не удалось преодолеть сопротивление турок-киприотов и турецких войск. Конфликт затянулся, становилась реальной угроза войны между Грецией и Турцией. В начале 1968 г. Греция была вынуждена вывести нелегально переброшенные на Кипр войска, генерал Гривас был выслан из страны. Греция и Турция сократили размешенные на Кипре воинские контингенты до масштабов, определенных заключенными накануне независимости соглашениями.
Провал военной авантюры Г.Гриваса и вынужденный вывод греческих войск вызвали кризис среди приверженцев энозиса. Но к началу 1970-х гг. сторонники энозиса вновь активизировались. Их главным орудием стал террор, осуществляемый подпольной организацией ЭОКА-2. Попытка президента Макариоса прекратить вмешательство греческой хунты во внутренние дела Кипра, запретить деятельность сторонников энозиса в вооруженных силах и предотвратить таким образом как захват острова Грецией, так и прогрессирующий раскол государства, привела к инспирированному Афинами путчу Национальной гвардии. 15 июня 1974 г. президентом Кипра был объявлен один из главарей путчистов, фашист и фанатичный враг турок-киприотов Николас Сампсон.
После переворота начались расправы над греками, выступавшими против установления господства на Кипре греческой военной хунты, за независимость острова.
Одновременно в южной части Кипра были убиты сотни турок-киприотов, а большинство уцелевших в панике бежали на север — под защиту укрепленных анклавов.
Турция воспользовалась кризисом на Кипре и 20 июля 1974 г. высадила свои войска на острове. Вновь возникла реальная угроза военной конфронтации между Грецией и Турцией.
Высадка турецких войск, неблагоприятная для путчистов международная обстановка и нараставший кризис греческой военной хунты, а также отсутствие ощутимой поддержки со стороны греков-киприотов вынудили Сампсона уйти в отставку.
Неудача с путчем на Кипре ускорила уход с политической арены греческой военной хунты. Власть в стране перешла к гражданскому правительству, но, несмотря на достигнутое соглашение о прекращении огня, Турция продолжала наращивать свои войска на Кипре. Греко-турецкие переговоры в Женеве по кипрской проблеме в рамках НАТО закончились безрезультатно, и Турция возобновила боевые действия. В августе 1974 г. ее войска вышли на намеченную еще в середине 1960-х линию раздела Кипра. Под турецким контролем оказалось 37% территории острова. На новой границе были срочно установлены проволочные заграждения, минные поля и контрольно-пропускные пункты, началось массовое изгнание греков из ставших турецкими районов. Всего за время конфликта на юг Кипра было перемещено около 200 тысяч греков, примерно 40 тысяч турок переехало на север.
Турецкое наступление разрушило надежды на мирное урегулирование конфликта. Правительство Турции и турки-киприоты стремились использовать свое военное превосходство для присоединения северной части острова к Турции. Но официальный отказ от энозиса со стороны Греции осложнил дело с претворением в жизнь идеи таксима: более не существовало удобного предлога — угрозы греческой интервенции. Формально лозунг таксима был снят и заменен требованием создать на Кипре федеративное государство. На деле же сохранялась старая политика, направленная на всемерную интеграцию оккупированных районов с Турцией.
В 1975 г. лидеры турок-киприотов в одностороннем порядке провозгласили на контролируемой ими территории Турецкое федеративное государство Кипра (ТФГК). Его президентом был объявлен лидер турецкой общины Р. Денкташ, формально являвшийся (с 1973 г.) вице-президентом Кипра. Было создано законодательное собрание и правительство ТФГК, начали действовать собственные административные подразделения, дублировавшие деятельность департаментов и служб Республики Кипр.
О демагогическом характере федерализма турок-киприотов свидетельствовала принятая в 1975 г. конституция ТФГК, в которой подчеркивалось, что они являются "неотъемлемой частью великой турецкой нации", а оставшиеся на севере греки-киприоты объявлялись иностранными гражданами, собственность которых подлежала конфискации в пользу лиц турецкой национальности. На территории ТФГК все греческие названия заменялись на турецкие. Экономическая политика была направлена на всемерную интеграцию северной части Кипра с Турцией: была введена в обращение турецкая лира, под контроль Турции перешли все виды связи (почта, телефон, телеграф), морские и авиационные коммуникации, широкое распространение получили смешанные предприятия. Турция взяла на себя оплату приблизительно половины общинного бюджета.
В середине 1970-х началось массовое переселение турок из Анатолии на оккупированный турецкими войсками север Кипра. Переселенцы обеспечивались брошенной землей и имуществом греков-киприотов и уже в силу этого обстоятельства не считали для себя приемлемой никакой иной перспективы, кроме интеграции с Турцией.
Турция и руководство ТФГК стремились не допустить применения против них действенных санкций со стороны ООН за продолжение незаконной оккупации части Республики Кипр. Они выступали с многочисленными миролюбивыми заявлениями, не отказывались участвовать в межобщинных переговорах под эгидой ООН. Подобное затягивание времени позволило лидерам ТФГК дождаться ослабления внимания международного сообщества к кипрской проблеме, которая, казалось, была всеми позабыта после советского вторжения в Афганистан.
Дождавшись благоприятного момента, лидеры турок-киприотов прервали переговоры и предприняли дальнейшие шаги по закреплению раскола острова и интеграции его северной части с Турцией.
Законодательная ассамблея ТФГК приняла резолюцию о праве на самоопределение турецкой общины острова. 15 ноября 1983 г. на основании этой резолюции была провозглашена независимая Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК). Р.Денкташ, ставший президентом ТРСК, заявил, что рассчитывает на поддержку этого шага "отчизной" — Турцией. Действительно, вскоре Турция официально признала независимость ТРСК.
На переговорах о мирном воссоединении острова Турция и турки-киприоты отказывались признавать право греков на возвращение в родные места на севере острова и выводить с Кипра турецкие войска. Чтобы сделать раскол необратимым, на север Кипра были переселены 110 тысяч жителей материковой Турции, которые в настоящее время превышают по численности турок-киприотов (90 тысяч).
Греки сумели добиться международного признания правительства, избранного без участия турок-киприотов, в качестве единственно законного правительства Республики Кипр.
После разделения острова две его части стали совершенно обособленными территориями, которые развивались разными темпами. В 1990-х гг. экономика южной части острова развивалась очень динамично. Низкие налоги и инфляция (3-6%) стимулировали экономическое развитие, быстрыми темпами росла внешняя торговля, вводились передовые методы ведения сельского хозяйства (до 1974 г. более 80% сельскохозяйственной продукции производилось на севере). Северная часть острова (несмотря на значительную помощь Турции) страдала от международных санкций и нерешенных экономических проблем. Особенно негативно сказывался введенный в 1994 г. запрет на экспорт в страны ЕС цитрусовых и томатов – двух основных экспортных культур ТРСК. Показатели импорта и экспорта ТРСК были незначительными, темпы инфляции – очень высокими, в отдельные годы они достигали 60%.
Главным фактором успешного экономического развития южной части острова стала политика правительства, направленная на развитие туризма и сферы услуг (64% занятых).
В течение 1980-х годов правительство Кипра успешно преодолело кризис в туристской сфере (наиболее развитая часть инфраструктуры туризма осталась на севере острова), и туризм превратился в основной источник валютных поступлений. Число отдыхающих на юге Кипра достигло около 2,5 млн. ежегодно, на севере – не поднималось выше 400 тысяч (из них более 300 тысяч – из Турции).
В 2002 г. размер ВВП, рассчитанный по покупательной способности на душу населения достиг на юге Кипра – 18 500 евро: по этому показателю он уступал только пяти странам – "старым" членам ЕС (в среднем – 23 500 евро). В ТРСК данный показатель составляет всего половину от весьма скромного показателя Турции (5 200 евро) – то есть, по сравнению с югом ниже в несколько раз.
Надежда, что позиции конфликтующих сторон могут сблизиться, вновь возродилась под влиянием процесса расширения Евросоюза. В 2003 г. турецкие власти на Кипре смягчили меры пропускного режима вдоль "зеленой линии", что позволило многим киприотам впервые за 30 лет посетить родные места. Вступление Кипра в Европейский союз активизировало мирный процесс. Согласно плану ООН, который получил название «плана Аннана» (бывшего генсека ООН), объединенный Кипр по своему государственному устройству должен был напоминать Швейцарию, а представители греческой и турецкой общин поочередно становились президентом страны. План предусматривал, что лишь незначительное количество греческих беженцев получит право вернуться на север, а их подавляющее большинство останется в местах своего нынешнего проживания. При этом для возвращающихся беженцев будут действовать ограничения на приобретение собственности в северной части острова до тех пор, пока фактический уровень жизни обеих общин не сравняется.
Десяткам тысяч турок, приехавшим после 1974 г., предоставлялось право остаться на острове, предполагалось также сохранить военное присутствие Турции. Чтобы сделать план более привлекательным для греков, предусматривалось, что турецкая община пойдет на определенные территориальные уступки: в случае воссоединения острова территория турецкой части должна уменьшиться на 8% и составить 29% Кипра. Всем жителям острова было обещано, что в случае одобрения плана Аннана острову будет предоставлена широкомасштабная финансовая помощь со стороны международного сообщества.
США и ЕС дали грекам-киприотам понять, что в случае их отказа одобрить план Аннана будут приняты меры по выводу ТРСК из международной изоляции.
Еще одним средством давления на греков-киприотов был внесенный накануне референдума проект резолюции Совета Безопасности ООН, предполагавший ввод на Кипр международных миротворческих сил и запрет поставок оружия на остров. Однако Россия наложила вето на данный проект, так как посчитала, что его принятие будет откровенным давлением на жителей острова накануне референдума. Тем самым Москва оказала поддержку президенту Кипра Т. Пападопулосу, который призывал голосовать против плана Аннана.
Главная причина недовольства греков состояла в том, что план Аннана предусматривал возвращение в турецкую часть острова лишь незначительного количества беженцев. В результате киприоты оказались бы в парадоксальной ситуации: имея право свободно перемещаться по всей Европе, они были лишены права выбирать место жительства в своей собственной стране. Не удивительно, что президент Кипра Т. Пападопулос призвал сограждан проголосовать против плана Аннана, так как, по его мнению, "план не решает проблему фактического раздела острова, а, напротив, узаконивает и углубляет его". По мнению Пападопулоса, предложенный вариант урегулирования кипрской проблемы соответствовал "стремлению Турции контролировать и опекать Кипр", но противоречил политическим интересам греков-киприотов и мог обернуться крушением всей экономики страны.
Неожиданностью оказалось то, что Россия впервые после распада СССР не проштамповала в Совбезе ООН подготовленное США и ЕС решение по кипрской проблеме, а заняла самостоятельную позицию. Российский представитель поддержал президента Кипра и раскритиковал план Аннана, так как он игнорировал интересы греков-киприотов и предоставлял слишком большие уступки туркам.
В апреле 2004 г. план Аннана был выставлен на референдум, результаты которого были заранее предсказуемы. Более трех четвертей греков-киприотов отказались от создания единого государства по модели Аннана (за – 24%, против – 75,8% при 88% явке), турки-киприоты проголосовали за (за – 64,9%, против – 35,1% при 87% явке).
На момент вступления в Евросоюз (1 мая 2004 г.) Кипр остался разделенным на две части. Все законы ЕС и льготы от членства в союзе распространяются лишь на греческий сектор, а бедная турецкая часть Кипра осталась за пределами ЕС.
После референдума власти Турции заявили, что отказ греков-киприотов поддержать объединение означает, что раздел Кипра впредь будет постоянным.
Распространено мнение, что Анкара крайне заинтересована в урегулировании кипрской проблемы, так как от этого зависят перспективы ее собственного вступления в ЕС. Чтобы избежать применения Никосией права вето на вступление Турции в Евросоюз, Анкара даже выразила готовность признать Кипр в качестве члена этой организации (подчеркнув при этом, что такой шаг вовсе не будет означать дипломатического признания Республики Кипр). Однако с годами перспектива вступления Турции в ЕС становится все менее реальной. Официальная Анкара оценивает ее весьма пессимистически, так что вряд ли это как-то повлияет на ее позицию по кипрской проблеме.
Во время президентских выборов Д. Христофиас выступал за достижение соглашения с турками-киприотами о формировании двухзональной, двухобщинной федерации, то есть фактически за возврат к «плану Аннана». На референдуме этот план получил одобрение турок-киприотов, но теперь их позиция может измениться. Причиной тому «косовский прецедент» - официальное признание США и ведущими странами Евросоюза независимости Косово. Для турок-киприотов этот прецедент означает, что они получили реальный шанс добиться официального признания ТРСК со стороны той части мирового сообщества, которая предпочитает решать проблемы исходя из собственных интересов, а не на основе международного права и Устава ООН.
Смягчение экономических санкций со стороны ЕС, масштабные западные инвестиции в строительный бизнес и туристическую индустрию на севере острова свидетельствуют о том, что фактически процесс признания ТРСК уже запущен. Поэтому есть все основания полагать, что после «косовского прецедента» основные усилия лидеров ТРСК будут направлены на официальное признание своей республики теми государствами, которые признали Косово, а вовсе не на поиск компромисса и взаимоприемлемого пути урегулирования застарелого конфликта.