В январе 1979 г. режим Красных Кхмеров был свергнут.
ВМС Вьетнама разгромили их флот. К середине апреля 1979 г. как заявили представители нового правительства, на юго-западном побережье Кампучии их военно-морские силы уничтожили последний из кораблей флота Красных Кхмеров. Всего было потоплено или захвачено приблизительно 50 боевых судов и катеров.
Однако не совсем ясно что стало с значительной частью судов красных кхмеров что были переданы китайцами. Из переданных американцами еще флоту Кхмерской республики катеров, к 1979 г. в составе флота красных кхмеров оставались девять быстроходных патрульных катеров класса “SWIFT” - «P 122», «P 124», «P 126» - «Р 132». Все они были захвачены вьетнамцами, или часть погибла в ходе январских 1979 г. боев на море, не совсем понятно, к концу 1982 г. в составе ВМС Кампучии оставались 6 катеров (в том числе «Р 122», «P 124», «P 126»), а три значились погибшими.
Для охраны побережья Кампучии, от противозаконной деятельности противников новой власти, требовалось восстановить кампучийский флот, так как еще 27 февраля 1979 г. малайзийская газета «Стар» сообщала, что «китайские и таиландские торговые суда тайно доставляют оружие, предназначенное полпотовским войскам, на таиландский остров Кут, оттуда оно доставляется «красным кхмерам» таиландскими траулерами».
Вьетнам на первое время предоставил свои суда, флотилия приблизительно из 20 вьетнамских боевых судов были развернуты вдоль кампучийского побережье около тайской границы.
Вьетнамские моряки приложили немалые усилия в восстановлении ВМС Кампучии, в составе экипажей кораблей почти половина моряков была вьетнамцами, в том числе почти весь комсостав. К примеру, 28 декабря 1981 г. в ходе боя с 3 тайскими военными кораблями, в территориальных водах Кампучии, провинция Кох Конг был потоплен кампучийский патрульный катер. Из 13 членов экипажа 6 были вьетнамцами, а 7 кампучийцами. 8 моряков погибли, а 5 были ранены и попали в плен.
Небольшое число квалифицированных моряков еще Кхмерской Республики избежавших гибели от красных кхмеров, было принято на службу в ВМС новой Кампучии для того, чтобы обслуживать и поддерживать в работоспособном состоянии, оставшиеся морские и речные суда американского производства, а также помогать в подготовке новых экипажей для этих судов.
К концу 1982 г. в строю ВМС оставались 6 быстроходных патрульных катеров класса “SWIFT” (в том числе «Р 122», «P 124», «P 126»). Вероятно, не менее чем треть из перечисленных катеров были работоспособными, так как связи с Вьетнамом, обеспечили их весьма необходимыми запчастями.
СССР активно поддержал новое руководство страны. Первыми советскими людьми, работавшими в Кампучии, оказались летчики и техники, обслуживавшие «воздушные мосты» между Вьентьяном, Ханоем, Хошимином и кампучийскими аэродромами. По этим маршрутам доставлялись из Вьетнама продовольствие для голодающих, медикаменты, семена риса, посаженные весной. Значение этой помощи нетрудно понять, если вспомнить, что полпотовцы, отступая, уничтожили не только склады продовольствия, но и семенной запас. Как рассказывал один из пилотов: «То были трудные рейсы. Они проходили в обстановке, близкой к фронтовой.» Единственный морской порт Кампонгсаом тогда еще не был восстановлен, а наземные и речные трассы были небезопасны. Об интенсивности авиарейсов говорит такой факт в январе-сентябре 1979 г. советские самолеты выполнили 210 незапланированных полетов на Вьетнам, по воздушным коридорам через территорию Тайланда, в дополнение к тем что были разрешены.
17 апреля 1979 г. в Пномпень прибыли первые постоянные советские дипломаты. Чуть позже свои верительные грамоты вручил прибывший посол СССР в Кампучии О.В.Босторин.
В феврале 1980 г. в Москву прибыла делегация из Кампучии для первых советско-кампучийских переговоров на высшем уровне. 5 февраля 1980 г. были подписаны документы заложившие основу многогранного сотрудничества между нашими странами.
Большую помощь оказали моряки и докеры советского торгового флота кампучийскому народу после изгнания сторонников Пол Пота. Осенью 1979 г. советский теплоход «Охотск» был вторым судном доставивший в порт Кампонгсаом продовольствие, первым был вьетнамский теплоход «Song Chu». За «Охотском» пошли и другие корабли - «Уссурийск», «Мариинск». В начале 1980 г. в порт Кампонгсаом прибыли сразу семь судов с грузами.
Всего к январю 1980 г. в Кампучии было доставлено 250 тысяч тонн продовольствия, в том числе 200 тысяч тонн из СССР.
Местные докеры не справлялись с потоком грузов, для помощи им 19 октября 1979 г. прибыл отряд из 92 советских докеров на пассажирском судне «Любовь Орлова» (капитан Георгий Федорович Семак). Всего в 1979 - 1980 гг. там под руководством М.Ф.Робканова и С.Ф.Колобкова работали две группы дальневосточных докеров. За 78 суток работы первой группы докеров, были разгружены 64 тысячи тонн грузов с почти тридцати океанских судов, из которых почти половина была советскими. Для перевозки грузов в глубь страны на ролкере «Скульптор Голубкина» было доставлено 614 автомобилей. По реке Меконг грузы от морского побережья стали перевозиться и на советских судах типа "река-море" - «Морской-10» (капитан Эрик Суренович Симонян) и «Морской-20» (капитан Александр Литовченко) Сахалинского морского пароходства. В 1981 г. эти суда были переданы в дар Народной Республике Кампучия.
Советский ВМФ не отставал от гражданских моряков. В конце февраля 1980 г. в порт Кампонгсаом впервые после свержения режима Пол Пота, пришел советский сторожевой корабль пр.159 (по классификации НАТО - Petya) с бортовым номером 631. 5 марта моряки корабля посетили столицу Пномпень, 7 марта местные чиновники и руководство порта торжественно проводили наш сторожевик. Тайны из этого визита никто не делал, так 8 марта 1980 г. об этом сообщило Радио Пномпеня.
В июле 1980 г. два советских фрегата из состава ТОФ совершили заход в порт Кампонгсаом с интервалом в 2-3 недели.
В первой половине декабря 1980 г. в порт Кампонгсаом с визитом пришел малый разведывательный корабль (по классификации НАТО - Okean) в сопровождении сторожевого корабля проекта 1135 (по классификации НАТО - Krivak I). Корабли пришли приблизительно 12 декабря и покинули порт приблизительно 20 декабря 1980 г. Всего в 1980 г. корабли ВМФ СССР провели в порту Кампонгсаом 34 дня. Советское присутствие в водах залива продолжалось и в дальнейшем.
В освобожденную от полпотовцев Кампучию стали прибывать группы советских офицеров для оказания практической помощи в создании новых Вооруженных сил, в том числе и ВМС. Группе под руководством капитана 1 ранга Рощина Николая Ивановича предстояло в короткие сроки разработать предложения по организации морских и речных сил, их составу, комплектованию и подготовке кадров.
В апреле 1982 г. в порт Кампонгсаом зашел БДК пр.1171 «Сергей Лазо» возвращавшийся с боевой службы с морскими пехотинцами. Участник похода, майор морской пехоты ТОФ Черномуров Владислав Михайлович вспоминал: «В ходе перехода на базу (из Эфиопии во Владивосток) мы получили неплановую задачу войти в Сиамский залив в порт Кампонгсаом (Сиануквиль) Камбоджи (Кампучии). Как правило, наши корабли не заходили в этот регион, и десантный корабль впервые посещал эту страну, тем более что война с Пол Потом, Енг Сари и Сан Сангом закончилась немногим более года назад. Войдя в Сиамский залив, мы оказались на водной глади моря, берегов не было видно, но рыбацкие лодки, оснащенные японскими подвесными моторами, десятками попадали в поле зрения. Порт Кампонгсаом (Сиануквиль) встретил нас приветливо: пришло местное кхмерское население, буддийские монахи в ярких желтых и красных одеждах, для усиления экзотики нам прямо в порт привели слона. Однако все эти моменты не могли ослабить нашу бдительность. Мы понимали, что рядом в джунглях идет война. Руководство на военных и промышленных объектах в то время осуществляли войска Социалистической республики Вьетнам, которые находились на территории Камбоджи. Порт после войны фактически не работал, стояли десятки брошенных автомобилей, у пирса виднелись затопленные плавсредства. Многоэтажная гостиница «Независимость» была использована как тюрьма. Около трех недель, проведенных с кхмерами, не прошли напрасно. Мы организовали совместные занятия по боевой подготовке, рассказали о советском народе, его жизни и культуре, оказали им помощь в восстановлении порта и города. Благодатный климат, буйная растительность резко отличались от мест пребывания в Африке и на Аравийском полуострове.»
Наши военно-морские специалисты оказывали посильную помощь в восстановлении боевой готовности ВМС страны, в первую очередь это видимо касалось катеров, поставленных в свое время китайцами Пол Поту, так как они фактически были копиями советских образцов. К примеру, сторожевые катера типа 037 (по классификации НАТО - Hainan) строились на основе технической документации советского большого торпедного катера пр.206.
Игорь Сергеевич Лапинский - капитан 1 ранга, служивший с 1973 г. в 10-м управлении ВМФ вспоминал: «Параллельно с СРВ шла подготовка межправительственного соглашения с НРК (Кампучия), первое посещение которой состоялось в октябре - ноябре 1982 года. Мы ознакомились с портами Реам и Кампонгсаом. В порту Реам у плавпричала стояли артиллерийские катера проекта 206, которые были поставлены из Советского Союза. В этом порту находились и наши специалисты по радиолокации, дизелям и артвооружению. Мелководный порт Реам вскоре после нашего посещения стали углублять, в результате чего по его фарватеру получили возможность проходить тральщики, а в порту Кампонгсаом, где имелись причалы глубиной около 12 метров, не было ни одного судна.
На переговорах удалось достигнуть договоренности о заходах наших кораблей в кампучийские порты и готовности НРК подписать межправительственное соглашение по этому вопросу. Обсуждались вопросы поставок военно-морской техники и обучения специалистов, а также создания ПМТО и оказания помощи на месте. Состоялась встреча с министром национальной обороны НРК Бу Тхонгом.» Стоит уточнить, что упомянутые сторожевые катера проекта 206 были видимо китайскими, так как СССР осуществил поставку катеров пр.206М Кампучии только в 1984 г., хотя возможно это были катера вьетнамского ВМС, первые два «HQ-301», «HQ-302» СССР им передал еще в апреле 1979 г., без торпедных аппаратов.
Советским специалистам приходилось работать в стране, где шла война. Группировки «красных кхмеров» совершали нападения на военные объекты, жгли и разрушали поселения, устраивали диверсии.
По данным журналистов сингапурской газеты “The Straits Times”, 15 мая 1981 г. произошел мятеж хенгсамриновских артиллеристов на военно-морской базе недалеко от порта Кампонгсаом, которые огнем из своих пушек потопили вьетнамский сторожевой корабль вместе со всем экипажем и советскими техниками на борту. Подтверждения данной информации в независимых источниках не было. Хотя возможно выступление и было, однако ВМС Вьетнама кораблей там не теряли, а тем более не гибли советские специалисты.
В памятке для лиц, командированных в НРК, минная опасность подчеркивалась в числе первой опасности для жизни, а на втором месте были змеи. Непривычным для наших советников и специалистов были жаркий, влажный климат, нравы и обычаи кхмеров. Приходилось перестраиваться, начиная с манеры знакомства, общения, привыкать к необычной пище, в меню которой входило черепашье мясо, лягушачьи лапки и даже кузнечики. Особенностью деятельности наших советников было и то, что им приходилось работать бок о бок с вьетнамскими советниками. Это приводило к определенной изоляции советских специалистов от «подсоветных», следствием чего были некоторая их оторванность от жизни войск и слабое знание обстановки. Положение не изменилось и после подписания протокола о разделении функций между вьетнамскими и советскими советниками в Кампучии.
15 июля 1982 г. в Москве было подписано долгосрочное соглашение об оказании СССР Кампучии экономического содействия в строительстве ряда объектов и выполнении работ на период до 1985 г.
В 1982 г. в условиях сложной военно-политической обстановки были проведены комплексные океанографические исследования в прибрежных водах Кампучии. Личный состав экспедиции, маневренного отряда, экипажи гидрографических судов «Альтаир» и «Антарктида» под командованием капитана 2 ранга Перекатова М.Т. и капитана 2 ранга Симакова Е.В. с честью выполнили свой интернациональный долг.
Имевшиеся в составе ВМС Кампучии суда и катера не могли обеспечивать полноценную охрану побережья страны, из-за своей изношенности, отсутствия запчастей и ремонтной базы. К примеру, в течение недели с 16 по 23 сентября 1982 г. тайские военные корабли 219 раз нарушили территориальные воды Камбоджи в районе островов Koh Kong и Koh Tang, а самолеты ВВС Тайланда нанесли 46 ударов по целям на камбоджийской территории. ВМС Вьетнама поставить новые корабли не имел возможности по причине их отсутствия, бывшие корабли южновьетнамского флота так же находились в плохом состоянии и их поставка не имела смысла. Так что вся надежда была на ВМФ СССР. А для этого сперва следовало привести в порядок места для их базировании, так как они находились в удручающем состоянии.
Выполнявший в декабре 1982 г. инспекционную поездку по южным гарнизонам Вьетнама и Кампучии, новый главный военный советник министерства обороны Вьетнама (СРВ) генерал-полковник Ф.Ф.Кривда лично убедился в необходимости восстановительных работ. Он побывал в главном порту страны - Кампонгсаом: «У причала стояло под разгрузкой единственное судно, зато затонувших барж, небольших судов было очень много. Мол в нескольких местах был разрушен и требовалось его восстановление. Добротные хранилища на берегу были полупустыми. Прекрасная многоэтажная гостиница тоже пустовала. Мне сказали, что она полностью экипирована хорошей мебелью, но ею никто не пользуется. К порту подходила железная дорога с развитой системой путей в районе порта. Но она бездействовала.» И в порту Реам, военно-морской базе: «В красивой бухте с прекрасным пляжем был единственный причал длиной в 150 метров и с рабочей частью в 120 метров. Вот и все сооружения. Когда-то были мастерские, дизельные электростанции на 5 дизелей, постройки для жилья, но они все находились в запущенном состоянии и требовалось их восстановление. Восстановлению подлежала и система водоснабжения, которая также была разрушена. Очень хотелось покупаться, но не было времени. Надо было еще осмотреть долину севернее Реам, в которой находился аэродром. Решили на вертолете на низкой высоте пройтись по границе долины, которую ограждали небольшие горы, и посмотреть аэродром. В ходе полета мы изменили план и после общего осмотра долины произвели посадку на аэродроме. Полоса была сооружена из асфальтобетона, во многих местах разрушена и необходимо ее восстановление и приведение в порядок. На ремонт требовались небольшие средства и не так уж значительное время. Взлетно-посадочная полоса была длиной в 1100 метров и могла принимать самолеты типа АН-2, АН-26 и вертолеты. Раньше он был предназначен для самолетов-амфибий, хотя мне не довелось увидеть в Кампучии ни одного такого самолета. Возможно, их угнали полпотовцы в Таиланд. После всего увиденного сделали вывод, что порт Реам, после его восстановления, может служить отличной базой для ракетных и торпедных катеров.»
В мае 1983 г. Советские инженеры начали восстановительные работы в порту Кампонгсаом.
Это привело к очередным истерикам о «советской угрозе» над водами Сиамского залива. И это притом, что число посещений американскими военными кораблями портов Таиланда постоянно росло, 21 в 1979 г., 37 в 1980 г. и 44 в 1981 г. А июне 1982 г. в Сиамском заливе состоялись совместные учения военно-морских сил США и Таиланда.
Примерно в это же время зарубежные СМИ начали писать об создании Советским Союзом военно-морской базы в порту Реам. Эта информация широко разошлась, без каких либо конкретных подтверждений ее, просто как непреложный факт. Реально никакой советской базы в порту Реам не было. Намерения создать там пункт базирования легких сил, не слишком активные были.
К примеру, впервые эту идею высказал в марте 1979 г. главный военный советник министерства обороны Вьетнама (СРВ) генерал армии Г.И. Обатуров после знакомства с дислокацией соединений и частей кампучийской армии на юге Кампучии, в том числе и в бухте Реам. Вторично предложения по использованию порта Реам в интересах ВМФ высказал в декабре 1982 г. новый главный военный советник министерства обороны Вьетнама (СРВ) генерал-полковник Ф.Ф.Кривда после инспекционной поездки по южным гарнизонам Вьетнама и Кампучии. Но прибывшая в апреле 1983 г. военная делегация МО СССР (12 чел.) во главе с заместителем начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны генерал-лейтенантом Иванковым В.И. поставила на этой идее точку. В состав делегации входил начальник Главного инженерного управления ВМФ, заместитель ГК ВМФ по строительству, расквартированию и инженерному обеспечению О.К.Аниканов. Перед вылетом ГК ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков, инструктируя Олега Карповича, дал поручение внимательнейшим образом осмотреть бухту и дать заключение о возможности базирования здесь кораблей ТОФ. По результатам работы в Генеральный штаб и Главный штаб ВМФ сделаны доклады о невозможности базирования крупных надводных кораблей флота по причине малой глубины бухты - 4 - 6 метров и больших затратах на реконструкцию старой инфраструктуры порта и аэродрома, постройку новых сооружений.
Генерал-полковник О.К.Аниканов вспоминал: «Конечно же, мы - строители могли и углубить бухту, и построить новые причалы, построить казармы и административные здания для штаба, восстановить аэродром. А дальше что? Бухта с моря не защищена. Нужно в полном объёме строить сооружения сухопутной и противодесантной обороны, десантировать батальон морской пехоты(как минимум). Подвозить морским путём строительные материалы. Затраты большие. Существующие деревянные казармы построены на высоких сваях, т.к. змеи в обычные помещения заползают днём и ночью и наносят укусы со смертельным исходом. Территория разминирована выборочно. Санитарно-эпидемиологическая обстановка района сложная. Высока вероятность заноса от кампучийских военнослужащих инфекционных заболеваний (кишечные инфекции, малярия, лихорадка Денге). Военнослужащие дислоцированных рядом кампучийских подразделений только по малярии переболели 2 -3 раза. Стоит ли? О своих сомнениях и предложения отказаться от базирования здесь кораблей флота доложил из Камрани по спецсвязи в Главный штаб ВМФ, а в Москве - лично ГК ВМФ Адмиралу Флота Советского Союза С.Г.Горшкову.»
Тем не менее, порт Реам было решено восстановить и сделать базой для катеров ВМС Кампучии. К поиску мин с использованием гидроакустических станций привлекались направляемые из состава 17-й ОПЭСК тральщики, «МТ-238» (к-л. С.В.Федоров) из состава 212-го днтщ 137-й брк ОВР Сахалинской флотилии разнородных сил во время его БС в мае-августе 1983 г. и МТЩ «Параван» (к-3р. Г. А. Тихонов) из состава 146-го днтщ 47-й брк ОВР Приморской флотилии разнородных сил во время его БС с 10 декабря 1983 г. по 15 июня 1984 г.
Из состава советского ВМФ были направлены небольшие корабли, и в первую очередь - артиллерийские катера с 76-мм танковой пушкой, защищенные броней проекта 1204 шифр «Шмель» - 4 единицы. Два в марте 1984 г. «№31» (затем №1111) и «№32» (затем №1112) и два в январе 1985 г. «№33» (затем №1113) и «№34» (затем №1114). Они базировались на ВМБ Тонлесан и использовались на реке Меконг против банд «красных кхмеров».
Помимо них были переданы:
2 больших торпедных катера проекта 206М (патрульный вариант - без ТА и ГАС): один в марте 1984 г. «№11» (затем №1121) и один в феврале 1985 г. «№12» (затем №1122);
11 малых сторожевых катеров проекта 1398Б шифр «Аист»;
3 десантных катера проекта 1785 в январе 1985 г. «№60», «№61» и «№62»;
1 патрульный катер проекта 376 в феврале 1986 г.
2 пограничных сторожевых катера проекта 1400 МЭ шифр «Гриф-М»: один в 1985 г. «№41» и один в 1988 г. «№42»;
4 артиллерийские катера проекта 02059 шифр «Тарантул» (205П): один зав.№199 в октябре 1985 г., один зав.№205 в 1986 г., два зав.№206 и зав.№207 в ноябре 1987 г. В ВМС Кампучии - «Мондолкири» №51 (затем №1131), №52 (затем №1132), №53 (затем №1133), «Ратанакири» №54 (затем 1134). В 1996-1997 гг. катера были модернизированы в Малайзии, два в 1996 г. и два в 1997 г., в ходе переоборудования вместо АК-230 установлены 1х2 40-мм «Бофорс» и 1х2 23-мм ЗУ-23-2 (на №1131 2х2 40-мм «Бофорс»).
Выгрузку и расконсервирование осуществляли наши специалисты. Из-за низкой грамотности местных моряков пришлось снимать с катеров часть сложного вооружения, упростив таким образом их обслуживание и эксплуатацию.
Обучение кампучийских военных моряков осуществлялось, в частности, в советских военно-учебных заведениях, в основном в четырех местах:
1. 6 ОБСКР (Отдельная Бригада Сторожевых Кораблей), группа учебных катеров (ГУК) (г. Поти).
2. Каспийское высшее военно-морское училище им. С.М. Кирова (г. Баку).
3. Специальный факультет Севастопольского Высшего Военно-морского училища имени П. С. Нахимова, называвшийся «Высшие специальные классы офицерского состава ВМФ», 55 КОС ВМФ (г. Измаил).
4. Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского (г. Пушкин).
Нашими специалистами, были также развернуты работы по созданию объектов базирования кораблей и катеров. В целом задача была выполнена. Впоследствии только в Сиамском заливе несли дозорную службу четыре дивизиона патрульных и сторожевых катеров.
Для расширения возможности использования кампучийских портов и баз для деятельности нашего флота было подписано соглашение весной 1984 г. Игорь Сергеевич Лапинский - капитан 1 ранга, служивший с 1973 г. в 10-м управлении ВМФ вспоминал: «Для дальнейшего ведения переговоров и подписания врученного заранее кампучийской стороне проекта соглашения в марте 1984 года наша делегация во главе с адмиралом флота Смирновым Н. И. снова прибыла в НРК. На переговоры и подписание отводилось три дня, но к концу третьего дня заместитель начальника Генштаба НРК заявил, что для подписания соглашения нужно собрать подписи всех членов Политбюро. Было около 12 часов ночи, а на утро мы должны были вылетать в СРВ. Чувствуя, что надо принимать срочные меры, я поднялся из-за стола и сказал кампучийскому представителю, что он, очевидно, преднамеренно затягивал время, но советская сторона не позволит сорвать подписание. Я предложил прекратить дебаты и немедленно собрать необходимые визы. Еще раз предупредив о времени вылета нашей делегации - ровно в 9.00, подчеркнул, что мы все будем находиться здесь, ожидая проект соглашения с соответствующими визами. Руководителю кампучийской делегации ничего не оставалось, как взять документы и поехать собирать визы. Около трех часов ночи визы были собраны, и я отправился в посольство СССР, чтобы перепечатать на русском языке два экземпляра проекта соглашения, кампучийцы сделали то же самое.
В Пномпене действовал комендантский час, поэтому мы ехали на машине с офицером, который постоянно выкрикивал пароль. На обочине шоссе через каждые 100 м лежали солдаты с автоматами АК. Печатание документов завершилось к 8.00; подписание проходило в присутствии посла СССР. Это было вторым (после СРВ) международным соглашением, срок действия которого составлял 20 лет. Но время летит очень быстро, и теперь кажутся призрачными наши прежние мысли о том, что документы подписываются на века.»
В конце июля 1984 г. два советских разведывательных самолета выполнили полет в северной части Сиамского залива. И хотя они не нарушили границ, этот рейд как полагают, является самым глубоким советским проникновением с 1980 г., когда авианесущий крейсер «Минск» действовал в водах залива, близко к тайским берегам.
Продолжалась оказание помощи ВМС Кампучии в обустройстве ВМБ Реам. В конце июля 1985 г. начальник штаба ТОФ приказал подготовить до 5 августа 1985 г. плавбазу «Иван Вахромеев» к обеспечению работ группы разминирования в порту Реам. 7 сентября плавбаза «Иван Вахромеев» (командир - капитан 3 ранга П. М. Лаппо, сменивший убывшего по семейным обстоятельствам капитана 3 ранга А. А. Шарова) имея старшим на борту - командира 38-й ДиПЛ контр-адмирала Ю.Ф.Спирина и офицеров походного штаба дивизии - флагманского штурмана капитана 3 ранга А. В. Шевченко, флагманского минера капитана 3 ранга Л. Г. Корнеева, вышла в порт Реам. В состав группы включили подразделение минёров (40 человек) с задачей разминировать порт и прилегающую территорию порта, аэродрома.
Обстановка в Кампучии в этот период была очень сложной. Остатки разгромленных полпотовских войск продолжали терроризировать население страны. В порту Реам дислоцировался полк вьетнамских войск. Отношения между вьетнамскими и кампучийскими военнослужащими были напряженными.
Контр-адмирал Спирин Ю.Ф. вспоминает: «…Осмотрели бухту Реам. Красивые пляжи… Единственный причал длиной свыше 100 метров. На берегу сооружения: дизельная электростанция (4 или 5 дизелей), мастерские, гостиница и другие постройки для жилья. Рядом находился аэродром, способный принимать самолёты типа АН-24, АН-26 и вертолёты. Взлётная полоса длиной около 1000 метров во многих местах была разрушена. Всё было в запущенном состоянии.»
В порту Реам, моряки плавбазы по просьбе командования ВМС НРК силами ремонтной бригады плавбазы были введены в строй базирующиеся в порту Реам бронекатера.
С 18 по 25 октября 1985 г. плавбазу посетили начальник Генерального штаба Вооруженных сил НРК Сон Кеу, командующий ВМС НРК Нон Сон, а также главный советский военный советник в Кампучии полковник Литвинов. Начальник Генштаба поблагодарил личный состав за оказанную помощь и передал в дар большую партию кокосовых орехов и две туши коров. Были проведены товарищеские встречи по футболу между командами плавбазы, Кампучии и Вьетнама.
В период стоянки плавбазы «Иван Вахромеев» в порту Реам особое внимание уделялось противодиверсионной защите корабля: непрерывно велось наблюдение гидроакустическими станциями и зрительными средствами, круглосуточно выполнялось по скользящему графику профилактическое гранатометание. И не напрасно. С проплывающих мимо джонок раздавались автоматные очереди. В окрестностях порта Реам (по сообщениям кампучийского командования) нападения недобитых полпотовских банд на военнослужащих НРК и СРВ были частыми. В связи с отменой Генеральным штабом Вооруженных сил СССР задач по разминированию порта и аэродрома плавбаза «Иван Вахромеев» убыла в Камрань. Время, затраченное на переход и стоянку в порту Реам, составило 61 сутки.
Последний визит в Юго-Восточную Азию адмирал флота Смирнов Н. И. совершил в июле 1986 г., прибыв в Кампучию по случаю празднования 35-й годовщины Народной Революционной Армии (НРАК). Кроме советской военной делегации, в торжестве приняли участие делегации Кубы, СРВ и Лаоса. Состоялись наши встречи с кубинской и лаосской делегациями. Члены делегации посетили порт Реам, совершили морскую прогулку с осмотром акватории, а также беседовали с нашими специалистами в Реаме.
В середине 80-х наши военные советники и специалисты были отозваны из Кампучии, их заменили вьетнамские военные. К примеру, в 1986 г. вьетнамский завод № 51 отремонтировал для Кампучии 28 судов, 18 судов прошли регулярное техническое обслуживание. Была передана плавмастерская в 350 тонн, 2 боевых корабля пр.206, обучение прошли 43 специалиста, проведен ремонт портовых сооружений и техники в порту Реам. В 1987 г. заводом № 51 были отремонтированы 5 боевых кораблей, боевые катера 205, 206, 4 десантных катера типа LCM-8 и скоростной катер типа PCF. В 1988 г. завод № 51 для ВМС Кампучии осуществил ремонт плавмастерской в 1000 тонн, боевой катер пр.206М, десантные корабли - LCU, LCM-8, LCM-6 и скоростной катер типа PCF. 29 января 1990 г. были подведены итоги 11 летней помощи Камбодже со стороны ВМС Вьетнама: отремонтировано 54 судна, восстановлены 5 судов, переданы и полностью оборудованы 8 судов, проведена конверсия 1 судна, были отремонтированы две плавмастерские - одна в 1000 тонн вторая в 350 тонн, 26 станков, обучение прошли 108 специалистов.
Однако в начале 90-х годов здесь вновь потребовались наши офицеры, когда вышли из строя многие катера, в основном из-за небрежного их обслуживания. Группу офицеров возглавлял капитан первого ранга Л.Окунев. Контр-адмирал В.Козлов свидетельствует: «… дождливый сезон был первой помехой … Другой проблемой стало отсутствие на катерах значительной части личного состава и редкое появление на причале их командиров. Собирались моряки лишь к приему пищи, потом куда-то вновь исчезали... удалось постепенно наладить работы. Отыскались и необходимые запасные части, в избытке давно лежавшие в еще не раскрытых ящиках в малопригодных для хранения помещениях. Офицеры решили проводить ремонт своими силами...»
К сожалению, в результате распада СССР участие наших моряков в сотрудничестве с ВМС Камбоджи прервалось.
И только с 8 по 13 сентября 2011 г. отряд кораблей ТОФ во главе с командиром отряда капитаном первого ранга Андреем Сапрыкиным в составе БПК «Адмирал Пантелеев» (бортовой 548), СБ «Фотий Крылов» и танкера «Борис Бутома» совершил дружественный визит в порт Сиануквиль. Всего на борту кораблей было около 500 российских моряков. Это впервые за последние 20 лет. Главной целью визита является укрепление сотрудничества между военными флотами двух стран. Визит отряда ТОФ стал частью продолжающихся весь год мероприятий, организуемых российским посольством в Пномпене и посвященных празднованию 55-летия установления дипломатических отношений между Россией и Камбоджей, которое две страны отметили 13 мая.
Литература.
- Груздев А.И. «Из века в век. Визиты военных кораблей флотов на Тихом и Индийском океанах (1739-1995 гг.)» Владивосток, Гидрографическая служба ТОФ, 1996 г.
- Жуков Ю.А., Щедров И.М. «Путешествие в страны Индокитая» Москва «Советская Россия» 1984 г.
- «История Вьетнамского Народного военно-морского флота (1955-2005)» 2005 г. на вьетнамском языке
- «Камрань (Cam Ranh), 17 ОпЭск и СовСМО. Исторический обзор. 23 года советского и российского военно-морского присутствия в Южно-Китайском море. (1979 - 2002гг.)» Подготовлен по поручению Совета ветеранов Камрани контр-адмиралом Матюшиным Н.Ф. Москва 2010г. с сайта <http://www.clubadmiral.ru/camranh/>
- Кривда Ф.Ф. «На берегах Меконга. Записки военного советника.» с сайта <http://militera.lib.ru/memo/russian/krivda_ff/index.html>
- Матюшин Н.Ф. «17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота.» Кучково поле, 2011 г.
- «Международное военное сотрудничество Военно-Морского Флота.» - М., 2003 г. глава Лапинский И.С. Нам не прожить без морей.
- «Морской транспорт СССР: К 60-летию отрасли.»
- Мосяков Д. В. «История Камбоджи. XX век» 2010 г. М., Институт востоковедения РАН
- Салмин Н.А. «Интернационализм в действии: локальные войны и вооруженные конфликты с участием советского компонента: военного, военно-технического, экономического (1950-1989)» Изд-во Гуманитарного университета, 2001 г.
- «ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ РОССИИ. 1731-2006 гг.» Владивосток: Дальнаука, 2006 г.
- Черномуров В.М. «Я с благодарностью вспоминаю тех, с кем служил в морской пехоте» Журнал «Морской пехотинец» с сайта <http://www.mpeh.ru/articles/detail.php?SECTION_ID=101&ELEMENT_ID=585>
- Bilveer Singh «Soviet relations with ASEAN, 1967-88» Singapore University Press, National University of Singapore, 1989
- Bruce W. Watson «Red Navy at sea: Soviet naval operations on the high seas, 1956-1980» Westview Press, 1982
- «Gunners in revolt sank Viet ship» The Straits Times, 23.05.1981 г.
- Holger Jensen, Dave Hatcher «Vietnam Gunboats off Cambodian Coast» “Correspondent”, March 1979
- Leszek Buszynski «Soviet Foreign Policy and Southeast Asia» 2013
- «Refugees Trying To Escape Fighting» April 23, 1979, “Logansport Pharos-Tribune” Logansport, Indiana · Page 3
- «Soviet Naval Activity is Observed in Southeast Asia» December 1980
- «Two Soviet planes overfly Gulf of Thailand report » The Straits Times, 20 August 1984, Page 8
- С сайта <http://forumbarang.ru/showthread.php?p=39632>
- С сайта <http://www.russian-ships.info/>
- С сайта <http://www.swiftboats.net/extras/janes_khmer.htm>
- С сайта <http://en.wikipedia.org/wiki/Khmer_National_Navy>
- С сайта <http://clubadmiral.ru/camranh/index.php?i=7#text>