Операция ЕС «Аталанта»
 

Операция ЕС «Аталанта»

Статьи

Пираты и их противники: сомалийский котел

20.05.11 Центральный Военно-Морской Портал, Валерий Вальков

История морского разбоя насчитывает много веков. Имена Рыжей Бороды, Флинта, мадам Вонг и других пиратов – флибустьеров – каперов и сейчас на слуху не только благодаря проекту "Пираты Карибского моря".

Встречи с современными пиратами не столь романтичны, и, хотя практика абордажа осталась прежней, в ней уже нет звона шпаг – лишь разрывы гранат и пулеметные очереди.

I. ВМС в борьбе с пиратами

В середине первого десятилетия XXI века число нападений в водах, примыкающих к охваченной междоусобицей Сомали (Африканский Рог), стало столь значительным, что составило угрозу не только судам, доставляющим гуманитарную помощь в состоящие в гражданской войне районы, но и международным нефтяным корпорациям. Поэтому проблемой пиратства у берегов Сомали стали заниматься военно-морские силы НАТО, направившие свои корабли в опасный район для борьбы с пиратами.

Поскольку НАТО решает свои специфические задачи, на пиратах решил опробовать свои силы объединенные ВМС европейский альянс. Причиной начала операции ЕС, анонсированной в СМИ, стал тот факт, что даже серьезное присутствие военно-морских сил не способствовало снижению активности пиратов: за период с 24 октября 2008 года по начало ноября 2008 года пираты совершили нападения на 32 судна, 12 из которых им удалось захватить.

Первая в истории Евросоюза операция по борьбе с пиратством под кодовым названием "Аталанта" у побережья Сомали началась 8 (по некоторым материалам – 13) декабря 2008 года, когда соединение военных кораблей стран ЕС в составе шести кораблей и трех разведывательных самолетов прибыло в опасный район и приняло вахту у военно-морских сил НАТО, которые с октября патрулировали акваторию у побережья Африканского Рога и осуществляли сопровождение судов.

В районе Аденского залива находились и периодически выполняли те же задачи корабли ВМС США, ВМФ России, ВМС и Береговой охраны Индии и Малайзии.

С началом операции "Аталанта", в которой участвуют военные корабли и самолеты Великобритании, Франции, Германии и Италии, четыре корабля НАТО не покинули опасные воды, более того – Североатлантический альянс принял решение о продлении военно-морской операции. Если предыдущая антипиратская морская операция НАТО носила название Allied Provider, то с марта 2009 года началась операция Allied Protector, и уже пять кораблей – ВМС США, Канады, Нидерландов, Португалии и Испании – приступили к патрулированию опасных вод совместно с коллегами из Евросоюза.

Операция "Аталанта", планировавшаяся первоначально на 12 месяцев – до 13 декабря 2009 года, решением ЕС продлена вплоть до 12 декабря 2012 года. К настоящему времени в первой в истории ЕС военно-морской операции, которая ежегодно обходится налогоплательщикам в 8 миллионов евро, принимают участие около 2000 военнослужащих из 27 стран мира, до 12 кораблей ЕС (ВМС Италии, Испании, Франции, Финляндии и Великобритании), корабли ВМФ РФ, 8-й отряд кораблей ВМС Китая, корабли и летательные аппараты ВМС и береговой охраны и одна летающая лодка Бе-12 ВМС Украины. Обязанности государств-участников различны: одни предоставляют корабли и вертолеты, другие – самолеты, третьи обеспечивают базирование, ремонт и снабжение. Некоторые из участников, представляющих небольшие страны, несут службу на кораблях других государств. Например, военные моряки из Эстонии (отряд из 10 человек) охраняют немецкие корабли.

Главными задачами ВМС в районе остаются сохранение жизни, судов и грузов, предупреждение и пресечение морского разбоя, контроль за рыболовством. Основными способами действий кораблей и летательных аппаратов являются патрулирование опасных районов для обнаружения и оповещения о пиратах, перехват подозрительных судов с целью досмотра и/или уничтожения, сопровождение групп судов и единичных нефтеналивных и грузовых судов, морская, воздушная и радиоэлектронная разведка.

Совместная деятельность ВМС приносит свои плоды, и любой случай успешного отражения атаки или освобождении от захвата заложников немедленно становится во главе новостей СМИ.

К сожалению, реальная картина выглядит удручающей. Более того, сегодня международное сообщество должно признать, что борьба с пиратством находится на грани провала, а число нападений достигло исторического максимума.

По данным Международного морского бюро (ММБ), за первые три месяца текущего года зарегистрировано 142 случая морского разбоя, 97 из которых произошли у берегов Сомали. В 1 квартале 9 нападений совершены близ берегов Малайзии, 5 инцидентов зафиксированы вблизи побережья Нигерии. В прошлом году за тот же период зафиксировано 35 атак. Наиболее уязвимыми судами для пиратских атак являются низкобортные и маломаневренные танкеры с нефтью и другие грузовые суда. В общей сложности в первом квартале вблизи побережья Сомали атаковано 37 танкеров, 20 судов из которых – дедвейтом более 100 000 тонн.

В результате атак в 1 квартале 2011 захвачено 18 судов с 344 членами команд, семеро моряков убиты, 34 – ранены. Абсолютное большинство захватов произошло у берегов Сомали. Риск команд при захвате несравненно вырос: например, за весь 2006 год зафиксированы только две травмы, полученные моряками при пиратских нападениях.

По данным ММБ, на 31 марта 2011 под контролем сомалийских пиратов находились 28 торговых судов с 596 членами экипажей.

Почему многочисленные военно-морские силы не могут остановить пиратов?

На этот вопрос еще предстоит ответить.

Данные разведки разрушают стереотипы о пиратах. Современные пираты – это хорошо подготовленные профессионалы, которые используют лучшее навигационное и коммуникационное оборудование, включая спутниковые телефоны. Многие имеют тесные связи с преступными региональными группировками. Новичков среди них уже нет.

Во многих случаях добычей пиратов становились одиночные суда различного предназначения, не находящиеся в зоне действия международных ВМС и не имеющие на борту подготовленной команды или подразделения морской охраны. Происходит это по ряду причин, основными из которых являются стремление судовладельца/транспортной компании/капитана избежать дополнительных расходов, связанных с дооборудованием судна, оплатой услуг сопровождения, дополнительных затрат топлива, штрафов из-за задержки поставки груза или невозможность идти в составе группы, например, из-за недостаточной скорости. Не исключены излишняя самонадеянность и незнание обстановки в районе плавания.

http://flot.com/nowadays/tasks/piracy/somaliboiler/index.php?print=Y

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества