|
СОВЕТСКИЙ СПЕЦНАЗ ВЗЛЕТЫ И ТРАГЕДИИ
В ДЖУНГЛЯХ АФРИКИ И АЗИИ
Можно предположить, что среди бывших граждан СССР лишь немногие знают о том, что после окончания Второй мировой войны не было такого дня, когда бы части и подразделения Советской Армии не вели боевых действий за пределами своей страны. О реальных масштабах этих походов знали только члены Политбюро ЦК КПСС, принимавшие решения, и сотрудники 10-го Главного управления Генштаба, которые такие решения проводили в жизнь. Именно в их распоряжении и находились части и соединения специального назначения, как правило игравшие ключевую роль в закордонных операциях.
Они были сформированы лишь в 1957 году, судя по всему из-за того, что Сталин и его соратники отвергали саму идею создания элитных войск специального назначения, в которых отобранные профессионалы выполняли бы задачи, непосильные для регулярных частей. Видимо, они просто не доверяли таким войскам, считая, что они будут способны организовать заговор на примере зловещего периода репрессий перед войной. Поэтому в Советской Армии Спецназ был создан лишь в 1957 году, когда у власти находился Никита Хрущев.
Именно тогда в армиях и военных округах, развернутых на важнейших операционных направлениях, появились отдельные батальоны спецназа. А в 1952 году были сформированы разведывательно-диверсионные бригады, заменившие в приграничных округах эти батальоны. Их было всего восемь, численностью по 1800 солдат и офицеров. Центральная бригада дислоцировалась под Москвой в пос. Чучково, еще одна – в Фюрстенберге (ГДР). Остальные - в шести приграничных округах.
С самого первого дня существования советского спецназа информация о нем считалась секретной и не предавалась огласке. Далеко не каждый генерал в войсках знал, что есть такие части – спецназ. Что уж говорить об офицерах, а тем более – гражданских лицах! Что касается требований к личному составу спецназа, то они были значительно выше тех, что предъявлялись к другим видам войск. Не говоря уж о состоянии здоровья. Бойцы спецназа должны были обладать высокой морально-психологической стойкостью и приемлемым для коммунистов происхождением. И если учесть, что к концу формирования сухопутный спецназ – а был еще и морской – только в бригадах насчитывал около 16 тысяч солдат и офицеров, то понятно, насколько сложной задачей было его укомплектование. К тому же процент офицеров и сверхсрочников здесь был почти в три раза выше, чем в остальных войсках. Чтобы укомплектовать бригады пришлось расформировать почти все отдельные батальоны.
Думаю, читатели понимают, что подготовка спецназовцев в корне отличается от стандартной боевой учебы. Советские спецназовцы должны были в совершенстве владеть штатным и иностранным оружием, а также специально для них разработанными боевыми средствами: шоковыми гранатами, штурмовыми ножами, карманными гранатометами и подрывными зарядами. Они должны были мастерски водить автомобили отечественных и зарубежных марок, бронесредства и катера, прыгать с парашютом в сложнейших условиях: ночью, на воду и на лес, а также владеть несколькими системами рукопашного боя по принципу - один безоружный против трех вооруженных.
Если добавить сюда изнурительные тренировки по выживанию в различных климатических зонах, поведение в плену и прочие сложнейшие аспекты подготовки, то в результате получались бойцы, готовые сражаться в любых условиях, выполнять задачи невероятной сложности даже ценой самопожертвования. Естественно, экипировка спецназовца не была похожа на общеармейскую – её делали удобной и функциональной.
Готовность советского спецназа проверялась не только во время учений и на маневрах. Главную проверку его подразделения проходили в настоящих боях за пределами СССР. Первым, легальным, так сказать, выходом советского спецназа стала его операция 20 августа 1968 года в Праге. Там еще за два дня до вторжения полевых войск Варшавского блока начали действовать подразделения бригады спецназа Прикарпатского военного округа, дислоцированые в г. Хмельницком. Они овладели пражским аэропортом, обеспечив таким образом высадку Витебской воздушно-десантной дивизии. В это же время другие подразделения бригады захватили все информационные центры и правительственные здания Праги, а также партийное и гражданское руководство Чехословакии.
В 1995 году стали известны данные, что с конца войны и до распада Советского Союза по линии министерства обороны были откомандированы в 120 стран около полумиллиона военнослужащих. В их числе были и те спецназовцы, которые действовали отдельными группами и целыми подразделениями в 29 странах Африки, Азии и Латинской Америки.
Все 120 стран, куда посылали советских военных, снабжались и советским вооружением. Изобилие оружия особенно пагубно отразилось на тех странах Африки, чья экономика была подорвана крушением колониальных империй и внедрением тлетворных коммунистических идей. Новые вооруженные конфликты окончательно подорвали стабильность этих стран и ввергли их в пропасть кровопролития и нищеты. Гражданские войны в Анголе, Судане, Эфиопии, Руанде и других странах Африки длятся десятилетиями и до предела истощили их и без того небогатые ресурсы.
Война в Анголе началась в 1961 году и СССР сразу стал активным союзником промарксистской группировки МПЛА. До 1975 года вмешательство ограничивалось поставками оружия и посылкой советников. Но когда отряды УНИТА стали одолевать МПЛА, было принято кардинальное решение, и советские суда доставили в Анголу 22 пехотные и моторизированные кубинские бригады. Одновременно прибыли полторы тысячи советских военспецов, в том числе батальоны спецназа. Все это воинство возглавил генерал-лейтенант Юрий Максимов. Потом спецназовцы регулярно пополняли свои ангольские батальоны. Известно, что эти поразделения вели боевые действия против спецназа ЮАР и Родезии. В частности, в мае 1978 года, когда они воевали против парашютной бригады ЮАР, в 1979 году - против родезийских отрядов особого назначения «Селус скаутс» и др. О масштабе этих действий стало известно только теперь, когда заговорили о потерях советского спецназа в Анголе – около 700 бойцов.
Эфиопско-сомалийской война развернулась в 1977 году и была, пожалуй, самым выдающимся парадоксом советского вмешательства в Африке. К тому времени Сомали, как и Эфиопия, были оснащены советским оружием, армии этих стран организованы по советскому образцу. Инструкторы и советники тоже прибыли из «великого и могучего». В Эфиопии их насчитывалось около 11 тысяч, в Сомали – 3900, в том числе – подразделения спецназа. И когда началась война, этим военспецам пришлось сражаться буквально друг против друга.
Так они и воевали около месяца, пока в Кремле решали, кому из стран Африканского рога отдать предпочтение. Выбрали Эфиопию, из Сомали военспецов вывели, мертвых похоронили на месте. Но оружие осталось, и война продолжалась. И в кризисной ситуации, когда сомалийский экспедиционный корпус начал громить эфиопов, было принято решение бросить на помощь кубинцев, которых на советских судах доставили в порт Массауа. В Эфиопию также перебросили несколько батальонов советского спецназа. Общее командование эфиопско-кубинскими и советскими силами принял генерал армии Василий Петров. Ему , кстати, принадлежит неслыханная идея – переодевать эфиопские подразделения, проявившие трусость, в женские юбки. Не думаю, что это решило проблему, но через несколько месяцев сомалийцы были выбиты из Эфиопии.
В Ливию было откомандировано также около 11 тысяч советских военнослужащих. И среди них – батальон спецназа. Он участвовал во многих войнах этой страны, главной из которых была война с Чадом. Непосредственное руководство ливийско-чадскими боевыми действиями осуществлял генерал-майор Николай Тараненко. В 1975 году вспыхнул вооруженный конфликт в Мозамбике, продолжавшийся более 15 лет. В нем также были задействованы более 3500 советских военнослужащих, в том числе - пять групп спецназа.
После поражения арабских армий в войне против Израиля в 1973 году у советского руководства родилась бредовая идея – уничтожить израильский атомный центр Димона в пустыне Негев. Операцию поручили спецназу. В состав его Туркестанской бригады, которая была дислоцирована в г. Чирчике, отобрали четыре боевые группы. Они были направили для тренировки в Келиту - учебный центр ТуркВО, расположенный в Кара-Кумах . Здесь были сооружены макеты, воспроизводящие в натуральную величину ядерные объекты Димона. Тренировки продолжались более месяца, но через какое-то время была дана команда “Отставить”!
Важным регионом масштабной военной экспансии Советского Союза была Юго-Восточная Азия, где самым крупным конфликтом второй половины ХХ века стала Вьетнамская война. Здесь - во второй раз после Кореи - советские военные напрямую воевали против американцев. Во Вьетнам во время войны было направлено более восьми тысяч советских генералов и офицеров, которые выступали в роли военных советников и специалистов. Кроме того, в Северном Вьетнаме был развернут советский зенитно-ракетный корпус , в котором насчитывалось около 30 тысяч солдат и офицеров.
Кроме зенитчиков, в этой войне были задействованы подразделения диверсантов-разведчиков из системы ГРУ ГШ. Они совершили немало рейдов по тылам американских войск, нападали на штабы частей и соединений, разрушая таким образом военную инфраструктуру. Точных данных об их численности и о проведенных ими операциях почти нет. Известны только некоторые случаи боевых контактов советских подразделений Спецназа с американскими войсками, например, во время рейда их парашютной бригады на город Шон Тэй в 1970 году.
В эту войну были вовлечены и другие страны Индо-Китая: Лаос и Камбоджа. В Лаосе действовало боле 1800 советских военспецов, в Камбодже - 1200. По недавно рассекреченным данным, в каждой из этих стран оперировали по 4-5 отдельных групп советского спецназа. Известна лишь одна из их операций, которая была проведена в мае 1968 года в Камбодже. Там дислоцировался секретный лагерь «Флайинг Джо», предназначенный для заброски американских диверсионных групп в Северный Вьетнам и полетов с целью спасения сбитых летчиков. Для этих целей использовались 16 транспортных и ударных вертолетов. Налет спецназа на аэродром продолжался не более 25 минут. Один ударный вертолет был угнан в Северный Вьетнам, остальные – уничтожены или повреждены. Потери нападавших составили: более 12 бойцов было убито и столько же ранено.
Всего же за время войны в Юго-Восточной Азии спецназ потерял около тысячи солдат и офицеров.
Марк Штейнберг
http :// russian - bazaar . com / ru / content /7718. htm
Центр миротворчества |