UNAVEM III / MONUA (1997-1998), миротворческая миссия ООН в Анголе.
Олег Иванченко, В-80. История вопроса.
История миротворческих миссий ООН в Анголе началась с мониторинга вывода кубинских войск из страны (UNAVEM I-United Nations Angola Verification Mission),1988-1991гг.
Затем мандатом миссии стал мониторинга соглашения о прекращения огня между правительственными войсками и повстанцами UNITA (Uniro Naciaonal para a Independencia Total de Angola) и проведение президентских и парламентских выборов в стране (UNAVEM II),1991-1995гг.
Далее задачей миссии стала разоружение и частичная интеграции войск повстанческой группировки UNITA в армию и полицию Анголы (UNAVEM III),1995-1997 гг.
И наконец последним мандатом миссии стало обеспечение и мониторинг условий для мирного и демократического развития Анголы в пост конфликтный период, MONUA (United Nations Observer Mission in Angola),1997-февраль 1999гг.
Лидер UNITA Жонаш Мальейру Савимби проиграл президентские выборы президенту страны и лидеру MPLA (Movemento Popular de Libertacao de Angola-Partido do Trabalho) Жозе Эдуарду душ Сантушу, а на выборах в парламент большинство получила правящая партия MPLA.
Ж.М.Савимби после поражения на президентских и парламентских выборах не захотел покидать штаб-квартиру UNITA в Андуло и Байлундо и стать лидером оппозиции в Луанде,мотивируя это недостаточной степенью личной безопасности. В частности, он выдвигал заведомо неприемлемые (центральной властью) требования иметь батальон личной охраны из своих людей в Луанде.
Надо отметить,что в ходе продолжительной гражданской войны в Анголе не было какой-то непрерывной линии фронта между противоборствующими сторонами. UNITA контролировала отдельные, часто не связанные территориально между собой (в основном алмазодобывающие) регионы. Связь с внешним миром (и вывоз алмазов,соответственно) осуществлялась с помощью коммерческой авиации. По крайней мере, однозначно такая ситуация была в мою бытность там военным наблюдателем ООН в 1997-1998г.г.
Глава миссии UNAVEM-III Mr. Alioune Blondin Beye (SRSG-Special Representative of Secretary General) был из Мали. Согласно неофициальным данным по мнению ангольских высокопоставленных лиц он стал проявлять некоторую чрезмерную симпатию к лидеру UNITA Ж.М.Савимби.
И так получилось,что 26 июня 1997 года ооновский самолет, на борту которого находился Alioune Blondin Beye, 5 ооновских сотрудников и два пилота , вылетел из Луанды на какую-то миротворческую конференцию в Африке и бесследно исчез с экранов радаров. Это происшествие впоследствии было классифицировано как авиакатастрофа. Следов самолета в Атлантическом океане не нашли.
22 декабря1998 года молдавский коммерческий самолет Ан-72, работавший по контракту с конголезской компанией "Эйр Пеликан" и регулярно совершавший рейсы на аэродромы, подконтрольные UNITA, после взлета из Андуло (штаб-квартира UNITA) с крупной партией алмазов и ряда высокопоставленных лиц руководства UNITA в Абиджан (Кот-д' Ивуар) также бесследно исчез. Следов катастрофы не нашли до сих пор. По неофициальным сведениям самолет был сбит средствами ПВО Анголы.
После этого случая события в миссии начали развиваться стремительно и по худшему варианту. С интервалом в одну неделю в конце декабря 1998 года унитовцами были сбиты два ооновский самолета С-130 "Геркулес" (экипажи из ЮАР),взлетавшие с аэродрома г.Уамбо и набиравшими высоту над Андуло и Байлундо (штаб-квартира UNITA).
В первой катастрофе погибли два россиянина военный наблюдатель и инженер Российской Авиационной Группы (РАГ-6 вертолетов АА Ми-17, работавших на миссию ООН в Анголе). К сожалению фамилии их не помню. Причем первый "Геркулес" пилотировал отец, а второй его сын, который снизился и решил визуально найти место падения первого борта.
После таких событий миссия MONUA было досрочно закрыта в феврале 1999 года.
Впоследствии спецслужбами Анголы в феврале 2002 года в лесах Луэны была проведена спецоперация по ликвидации лидера UNITA Ж.М.Савимби и в стране наступил долгожданный мир.
В миротворческой миссии в Анголе было много Наших: военные наблюдатели, штабные офицеры и бортпереводчики на вертолетах АА Ми-17 из состава РАГ, выполнявших полеты в интересах ооновской миссии.
http://www.vkimo.com/node/786 |