Всеукраїнський проект
«Школа миру»

Всеукраїнський проект
«Школа миру»

ХРОНОЛОГІЧНА ТАБЛИЦЯ

КСАВЕРІЙ РАТНИК:

Родом з Миколаєва

Закінчив технічне училище

Начальник Балтійського суднобудівельного заводу

Спроектував 4 кораблі

В Цусимській битві в Аврору потрапило 20 снарядів, отримала середні пошкодження

1905 р. –поразка Росії у російсько-японській війні

1924 р. –помер К.К.Ратник

після революції розміщений санаторій

1939 р. –розміщено КОКОС

Внук Ратника Олексій Кучук

 

КСАВЕРІЙ РАТНИК

Поселок Бороваяпод Киевом стал для генерал-лейтенанта второй родиной. Несмотря на то, что крейсер «Аврора» является одним из символов Октябрьской революции, имя конструктора этого корабля, уроженца Украины генерал-лейтенанта Ксаверия Ратника при советской власти было предано забвению. Его сына Никанора расстреляли в 1937 году из-за дворянского происхождения. А дочери Вере, жившей в Киеве, пришлось вплоть до смерти Сталина скрывать от своего сына Алексея, кем был его дед.

Сохранился его дом. Ратник спроектировал его по аналогии с кораблем: комнаты считались каютами, а балкон, проходивший по трем сторонам здания, генерал-лейтенант называл капитанским мостиком. По рассказам старожилов, он любил выходить на балкон с биноклем и осматривать свои владения. Эти живописные места врайоне Фастова до революции считались курортными, здесь строили дачи самые богатые киевляне, например знаменитый сахарозаводчик Терещенко. Недаром ведь после Октябрьской революции в доме Ратника открыли санаторий.

Станцию разместили в доме Ратника еще в 1939 году. Попыталисьбыло организовать комнату-музей конструктора «Авроры». Но «компетентные товарищи» остудили наш пыл, заявив: «Хлопці, вам це не треба».

В 1905 году, после поражения русского флота в Цусимском сражении, в котором участвовала «Аврора», начался поиск крайних: нужно ведь было возложить на кого-то вину.

Пытались предъявить претензии и Ратнику. Возможно, поэтому он отошел от дел. Родом Ратник был из Николаева, но поселиться с семьей решил в курортном месте под Киевом. Построил дом, разбил парк, создал пруды, занимался сельским хозяйством, организовал приют для бездомных. Но даром бродяги у Ратника хлеб не получали, он предоставлял им возможность зарабатывать на пропитание. Соседкой Ратников была внебрачная дочь сахарозаводчика Терещенко Елена.

Розы из ее хозяйства поставляли даже в Париж. Старожилы рассказывали, что для этого цветы с еще не раскрывшимися бутонами срезали обязательно вечером и помещали в двойные цилиндры, между стенками которых засыпали дробленый лед.

На железнодорожной станции уже дожидался вагон-ледник —его стены и пол были выложены кусками льда. Через сутки розы были в Париже.

Создатель «Авроры» впервые высадил в наших краях южные растения: арбузы, дыни, помидоры и черешни. Ратника в селе любили и даже называли отцом родным, ведь он помогал многим крестьянам. Оплачивал панихиду умершим из малоимущих семей, построил часовню. Он умер в 1924 году и похоронен здесь, в Боровой. Старожили указали, где могила Ксаверия Ксавериевича. Изготовили крест. Освятить крест приедет священник из Санкт-Петербурга, из корабельной церкви, открывшейся на крейсере «Аврора».

В первые годы советской власти младший сын Ратника Петр бежал в Польшу.

Когда в Боровую дошли вести о революции, генерал-лейтенант раздал золото крестьянам, чтобы большевикам не досталось. Некоторые семьи по сей день живут в домах, построенных за золото Ратника.

В Киеве живет???внук Ксаверия Ратника 87-летний Алексей Кучук. О своем деде он узнал в 26 лет. До этого мать, опасаясь репрессий, скрывала от сына, что он потомок дворян. Молодой человек был немало удивлен: выбранная им профессия — конструктор кораблей —оказалась потомственной, ведь тем же занимался и дед. Киевский инженер-изобретатель Алексей Иванович Кучук плодотворно работал в конструкторском бюро «Ленинской кузни», разрабатывая проекты суперсовременных малых рыболовецких траулеров. Алексей Кучук стал автором семи оригинальных проектов рыболовецких сейнеров и судов специального назначения.

О Ксаверии Ратнике известно, что, окончив техническое училище, он посвятил себя морскому делу и вскоре дослужился до начальника Балтийского судостроительного завода. По его проектам построили четыре корабля. К работе над «Авророй» Ратник приступил в 1895 году. Корабль строили очень быстро: нужно было срочно усиливать российский флот на Дальнем Востоке. Участвуя в Цусимском сражении, «Аврора» получила средние повреждения, хотя в нее угодило около 20 снарядов. После Русско-японской войны крейсер стал учебным кораблем Морского корпуса. С 1907 по 1913 год кадеты и гардемарины побывали на нем в десятках приморских городов Европы и Африки, ходили в Индийский и Тихий океаны. В Первую мировую войну «Аврору» использовали для выполнения различных боевых заданий, а в 1916-м поставили на капитальный ремонт в Петрограде. Общаясь с рабочими, моряки попали под влияние революционных агитаторов, поэтому не удивительно, что команда крейсера активно участвовала в Февральской революции 1917 года. Тогда моряки убили капитана, подняли красный флаг и подались в город помогать народу добывать власть. А накануне большевистской революции ремонт корабля был практически завершен, поэтому его команде Петроградский совет поручил привести крейсер в Неву и холостым выстрелом дать сигнал к штурму Зимнего дворца.

После гражданской войны знаменитый крейсер поставили на консервацию, затем использовали как учебный корабль и, наконец, в годы Великой Отечественной войны «Аврора» участвовала в обороне Ленинграда. В 1944 году было решено восстановить ее как памятник революции в том виде, который она имела в 1917 году.

Марши

Музей миротворчества он-лайн