Советские войска в Восточном Пакистане (Бангладеш)
 

Боевые действия в Бангладеш: 1972 - 1973 гг

    История создания и становления Народной Республики Бангладеш в определен­ной степени связана с помощью Советского Союза, оказанной молодой стране в самый сложный для нее период.
   Образованию республики предшествовала длительная борьба бенгальского наци­онального движения, возглавляемого политической партией Народная лига, про­тив правящего режима Восточного Пакистана, осуществлявшего политическую, экономическую и национальную дискриминацию восточно-бенгальского народа. В декабре 1970 г. эта борьба увенчалась победой Народной лиги на всеобщих выборах в Пакистане, что давало ее лидеру М. Рахману право стать премьер-министром и сформировать новое национальное правительство.
   Однако глава военной пакистанской администрации Яхья Хан открыто отка­зался допустить партию Народной лиги к власти, объявил ее вне закона и аресто­вал М. Рахмана. Одновременно правительственные войска Пакистана начали ка­рательные операции против восточно-бенгальского населения, которое в свою очередь развернуло партизанскую борьбу против пакистанского режима. В апре­ле 1971 г. избежавшие ареста и выехавшие в Индию лидеры Народной лиги сформировали правительство и объявили Восточный Пакистан независимой На­родной Республикой Бангладеш (страна Бенгалия). Созданные ими силы осво­бождения («муктибахини») с сентября 1971 г. перешли к активным действиям в Восточном Пакистане, и уже к ноябрю под их контролем находилось около чет­верти территории.
   Непосредственную поддержку бенгальским силам освобождения оказывала Ин­дия, на территории которой проходило формирование, вооружение и обучение час­тей «муктибахини». В результате и без того сложные пакистано-индийские отно­шения переросли в военные действия. Агрессия против Индии началась внезапным ударом пакистанских ВВС по семи крупнейшим индийским аэродромам, после че­го сухопутные войска Пакистана перешли в наступление. Отразив первые удары противника, индийские вооруженные силы перешли в контрнаступление. Их ос­новные усилия были сосредоточены на восточном участке фронта, что определя­лось провозглашенными премьер-министром Индии И. Ганди политическими це­лями войны - оказать поддержку вооруженным силам «муктибахини», предотвра­тить дальнейшее уничтожение восточно-бенгальского населения.
   Советские Вооруженные Силы непосредственного участия в этом военном кон­фликте не принимали, однако следует отметить, что определенный вклад в его ис­ход внесла группировка кораблей ВМФ СССР под командованием контр-адмирала В. Кругликова, находившаяся в то время в Индийском океане. События, связанные с этим эпизодом, развивались следующим образом.    С началом пакистано-индийского конфликта в Бенгальский залив была направле­на авианосная ударная группа (АУГ) ВМС США с задачей нейтрализовать индийский флот и оказать тем самым помощь Пакистану. Индийское правительство, сильно обеспокоенное угрозой вмешательства в конфликт Соединенных Штатов, проинфор­мировало об этом Советский Союз, на что советское военное руководство дало понять, что нейтрализация американского оперативного соединения является «заботой» ВМФ СССР. В результате, по прибытии в район конфликта американской АУГ, ее действия были полностью связаны плотной опекой советских кораблей". В этой связи вице-адмирал в отставке В. Кругликов в своих воспоминаниях приводит текст пере­хваченной радиограммы командира АУГ, который доносил командующему Тихооке­анским флотом США: «За нами ведется постоянное слежение, мы опоздали с развер­тыванием, советских кораблей много. Их командир ведет себя нагло».
   16 декабря 1971 г. командующий группировкой сил Восточного Пакистана гене­рал Ниязи подписал акт о безоговорочной капитуляции перед индийской армией и «муктибахини». Республика Бангладеш обрела независимость. М. Рахман, осво­божденный пакистанскими властями, возглавил национальное правительство, ко­торому предстояло решать сложные задачи. В ходе боев на территории Бенгалии пострадали многие населенные пункты и наземные коммуникации, но особенно большим разрушениям подверглись крупнейший порт Читтагонг и порт Чална, ко­торые, по сути, являлись морскими «воротами жизни», связывавшими республику с остальным миром. К тому же проходы к порту Читтагонг были заминированы, его акватория и основные фарватеры загромождены затопленными судами. Лишив­шись возможности использовать порты для доставки грузов и продовольствия, но­вое государство оказалось перед угрозой полного развала и без того слабой экономи­ки и голода населения.    Советский Союз установил дипломатические отношения с Республикой Бангла­деш 25 января 1972 г., и почти сразу после этого было принято решение об оказа­нии помощи в восстановлении важнейших для молодой страны узлов морских ком­муникаций. С этой целью на базе кораблей и судов Тихоокеанского флота была сформирована Экспедиция особого назначения (ЭОН-12), в состав которой были включены: пять тральщиков, аварийно-спасательное судно, морской буксир, тан­кер, плавмастерская, кил лектор, гидрографический промерный бот, разъездной и десантный катера. Министерство морского флота обязывалось направить в район действий свое спасательное судно и морской буксир. Кроме того, на Морфлот легла задача осуществления перевозок необходимых грузов и маломореходных судов экспедиции на своих транспортах. Всего в экспедиции насчитывалось семнадцать кораблей и судов, около пятисот военнослужащих, рабочих и служащих. Команди­ром ЭОН-12 был назначен заместитель начальника Вспомогательного флота и ава­рийно-спасательной службы ВМФ контр-адмирал С. Зуенко.
   Первой прибыла в Читтагонг 2 апреля 1972 г. плавмастерская ПМ-40. Она про­шла через узкий фарватер Бенгальского залива, проделанный в минном загражде­нии индийскими тральщиками, поднялась вверх по реке Карнапкули, на берегу ко­торой расположен порт, и ошвартовалась у поврежденного причала. Удручающая картина разрушенных портовых сооружений, торчащих из-под воды мачт, надст­роек и труб затопленных кораблей свидетельствовала о большом объеме предстояв­ших работ, который требовал своего уточнения.
   Совместными действиями представителей Бангладеш и офицеров советской опе­ративной группы удалось установить, что в результате боев в территориальных во­дах и на реках страны было потоплено около 150 судов. По данным администрации порта Читтагонг, у его причалов и на акватории находилось более сорока повреж­денных и затопленных судов, причем четырнадцать из них лежали на грунте вбли­зи фарватера и сильно затрудняли судоходство, а одно - на повороте реки в самом узком месте. Из восемнадцати портовых причалов только шесть могли принимать суда, остальные находились в разрушенном состоянии.
   Результаты анализа обстановки в районе порта Читтагонг легли в основу расче­тов, проведенных оперативным управлением ГШ ВМФ, которые показали, что при организации одновременных работ по освобождению причалов от поврежденных суда, расчистке основных участков акватории от затонувших объектов и боевому тралению входного фарватера силы ЭОН-12 способны в срок до конца декабря теку­щего года подготовить порт к эксплуатации. Обстановка подсказывала, что было бы целесообразным участие в этих действиях и индийских военно-морских сил. В течение мая 1972 г. Министерство иностранных дел нашей страны вело переговоры с индийским правительством об участии индийской стороны в расчистке портов. С этой же целью контр-адмирал С. Зуенко встречался с представителем индийских военно-морских сил и обсуждал этот вопрос. Однако индийская сторона уклони­лась от дальнейших переговоров и нашла причины не принимать участие в прово­димых мероприятиях. Вся тяжесть работ легла на плечи личного состава советской спасательной экспедиции.
   К непосредственным работам экспедиция приступила 16 апреля, начав обследо­вание и подготовку к подъему первых затопленных судов. Командованием экспеди­ции были созданы судоподъемные группы для производства работ одновременно на нескольких объектах. Работать пришлось в непривычных условиях тропического климата и гидрологии.
   По воспоминаниям контр-адмирала запаса Сергея Николаевича Кокоткина, быв­шего в то время заместителем командира ЭОН-12, полное отсутствие видимости под водой вынуждало наших водолазов работать на ощупь. Большая скорость прилив-но-отливных течений давала возможность производить спуски водолазов только в течение 2-2,5 часа в сутки, в период так называемой стоп-воды во время смены на­правления течения. Повышенная влажность и высокая температура воды и возду­ха приводили к быстрой утомляемости, повышалась заболеваемость водолазного состава. Ни один наш корабль или судно не были оборудованы для плавания в тро­пических широтах, и только на плавмастерской ПМ-40, где размещался личный состав судоподъемной партии, находилась единственная установка кондициониро­вания воздуха.
   Создавали вынужденные перерывы в работе и частые тропические ливни, сопро­вождавшиеся сильными ветрами, поэтому советским специалистам приходилось для выполнения плановых сроков работать с перенапряжением сил. Отсутствие ка кой-либо документации на затонувшие суда и достоверных данных о их местона­хождении также требовало большого количества времени на проведение водолаз­ного обследования. Тем не менее на всех объектах была организована круглосуточ­ная работа. С учетом местных условий тщательно продумывалась технология водо­лазного труда. Были созданы четыре дополнительных водолазных поста для рабо­ты с судов, не имеющих водолазного оборудования.
   По мере наращивания усилий ЭОН-12 по реализации выработанного плана при­шлось принимать меры и по значительному усилению медицинского обеспечения экспедиции, так как выявились случаи опасных инфекционных заболеваний. В связи с этим Генеральный штаб ВС СССР санкционировал увеличение численности ЭОН-12 до 750 человек.
   Одновременно с судоподъемными работами проводилась подготовка к выводу из порта трех поврежденных большегрузных судов. После заделки пробоин и откачки воды, они за три дня поочередно были выведены из порта в район разделки. Тем са­мым к 27 апреля были освобождены три причала длиной около 600 м. Однако под­ходы к порту по-прежнему закрывали минные заграждения. Узкий фарватер, по которому корабли экспедиции вошли в порт, использовался лишь отдельными не­большими судами.
   К началу мая закончили предварительную подготовку и приступили к работе тральные силы, которым была поставлена первоочередная задача очистить от мин и обвеховать фарватер на подходах к порту Читтагонг, а до конца декабря ликвиди­ровать минную опасность во всем районе. 2 мая тральщики подняли и расстреляли первую мину.
   По ходу выполнения этих задач тральным силам приходилось преодолевать боль­шие трудности. Низкие берега, отсутствие ориентиров для определения точного ме­ста кораблей, мутная вода, малые глубины, большая засоренность района мелкими затонувшими судами - все это тормозило ход разминирования. А главное - совет­ские специалисты не имели никаких документов о поставленных минных заграж­дениях.
   Следует отметить, что траление мелкопоставленных мин .при резко выраженных приливно-отливных течениях нашими тральщиками проводилось впервые в прак­тике Военно-Морского Флота. Тем не менее к 22 августа практически половина всех запланированных работ была выполнена, что позволило расширить подходной фарватер к порту Читтагонг с десяти до тридцати кабельтовых. Этому способство­вали быстрая адаптация к местным условиям и разумная инициатива, проявлен­ная личным составом. Так, в период боевого траления в целях максимального со­кращения срока работ дивизионным штурманом 118-го дивизиона капитан-лейте­нантом Г. Мурзаевым и дивизионным минером капитан-лейтенантом И. Горшко­вым был предложен и осуществлен новый тактический прием, позволяющий ис­пользовать для траления мелкопоставленных мин в малую воду морские тральщи­ки в паре с рейдовыми. Свою задачу решили и обеспечивающие силы. Развернутая радионавигационная система «Рым» обеспечивала выдачу тральщикам надежных данных о их местонахождении и точное обвехование протраленной полосы.
   Одновременно с боевым тралением продолжались работы по расчистке акватории порта Читтагонг, где к началу августа после вывода девяти поврежденных и зато­нувших судов было освобождено еще семь причалов. В результате порт начал функ­ционировать, причем его месячный грузооборот составлял более 500 тыс. тонн, что превышало даже довоенный уровень. В этой связи бывший командир советской спасательной экспедиции контр-адмирал С. Зуенко в своих воспоминаниях приво­дит высказывания капитана порта Камала, который в те дни говорил: «...Я много плавал, многое видел, но такого еще не видал. Советские моряки... творят здесь чу­деса. По мнению многих специалистов, на восстановление порта требовались годы. Годы стали месяцами. Разве это не чудо? Если бы меня спросили, какая самая по­пулярная страна в Читтагонге, я бы ответил - Советский Союз». Такая оценка ре­зультатов проведенных советскими специалистами работ не являлась преувеличен­ной, поскольку действительно, по расчетам западных специалистов, для возвраще­ния к нормальному функционированию Читтагонга требовалось не менее трех лет.
   Несмотря на трудности, отряд траления завершил все работы к 21 октября 1972 г., то есть на 2 месяца раньше установленного правительствами обеих стран срока. Окончательное заключение о ликвидации минной опасности было сделано институ­тами ВМФ на основе анализа многих факторов, в частности специфических гидроло­гических условий в районе порта, характеристики приливно-отливных течений и др. Вместе с тем до конца 1973 г. силами базовых тральщиков в целях обеспечения га­рантии безопасности плавания в этом районе, в соответствии с действующими прави­лами, периодически проводилось контрольное траление и осуществлялся разведыва­тельный поиск мин по наиболее используемым маршрутам следования в Читтагонг. Этот этап работы также был успешно завершен, в результате чего суда и корабли по­лучили возможность свободного плавания во всем районе. 15 марта 1974 года в тор­жественной обстановке тральщиков проводили на Родину.
   Тем временем остальной состав экспедиции продолжал работы по расчистке ак­ватории порта. С начала 1973 г. главным объектом экспедиции стал транспорт «Сурма», затонувший на глубине 20 метров в 50 метрах от берега. Проектом преду­сматривалось произвести подъем судна путем продувки воздухом герметизируемой части его корпуса. Предварительно необходимо было убрать около 25 тыс. тонн ила из внутренних отсеков и помещений, а также отделить с помощью взрывов ходо­вую рубку, мачты, трубы и другие палубные устройства судна. Герметизация вклю­чила в себя работы по заделке более 200 подводных пробоин и отверстий в корпусе судна.
   Несмотря на значительный объем работ по «Сурме», все они были успешно вы­полнены. Для подъема задействовали два 800-тонных крана, прибывших в Читта­гонг в ноябре 1973 г. для нужд экспедиции. Транспорт «Сурма» был поднят, пере­мещен в сторону берега на 30 метров и положен на грунт в позицию, удобную для его дальнейшей разделки на металлолом. Таких крупных судоподъемных работ в Советском Союзе еще не выполнялось.
   В результате работ, выполненных в 1972-1973 гг. в порту Читтагонг, было осво­бождено для нормальной эксплуатации 12 причалов; выведено на разделку 3 по­врежденных крупнотоннажных транспорта общим водоизмещением около 50 тыс. тонн; у причалов и на акватории порта подняты и убраны из судоходной части 12 судов; кроме того, сверх плана поднят один военный катер водоизмещением 150 тонн и одна баржа, затонувшая в декабре 1973 года; переданы бангладешской сто­роне для ремонта и восстановления 2 судна; переданы для разделки на металлолом суда с общим выходом металла около 20 тыс. тонн. Суммарный тоннаж поднятых и выведенных судов составил около 90 тыс. тонн.
   Кроме вышеуказанного экспедицией были проделаны отдельные работы для Читтагонгского Порт-Треста: тушение большого пожара на воде; съемка с мели греческого судна «Клавдия», имевшего на борту 11 тыс. тонн рельсов для восстановления железнодорожного хозяйства; оборудование буями судоходного фарвате­ра; резка 90 погонных метров железного ограждения под водой в Кхулне; разного рода консультации по спасательным работам и многое другое.
   Выполнение экспедицией работ по безвозмездной помощи Бангладеш полностью восстановило внешние морские связи и позволило значительно превзойти довоен­ный уровень грузооборота порта. В результате обязательства, взятые согласно меж­правительственному соглашению были выполнены досрочно. Однако экспедиция возвратилась на Родину не сразу. В то время в Читтагонге начались подготовитель­ные работы по реконструкции порта. Многие страны предлагали правительству Бангладеш свою помощь, но эта работа была доверена только советским специалис­там.
   На 1974 г. руководство поставило перед ЭОН-12 следующие задачи: до 31 мая поднять шесть судов и осуществить подъем из двух барж 1900 тонн листового же­леза; оказать помощь в разделке парохода «Сурма» на металлолом; с 1 февраля по 30 июня обучить специалистов для создаваемой спасательной службы Бангладеш, подготовить и передать им три судна, спасательную технику и имущество согласно специальному перечню.
   Участники этих событий отмечают, что темпы работ, проведенных экспедицией в 1974 г., по сравнению с 1972-1973 гг. значительно увеличились. Это объясняется тем, что личный состав накопил значительный опыт, прошел акклиматизацию. Кроме того, кардинальное уменьшение срока работ было достигнуто за счет внедре­ния предложений по рационализаторской работе, развернутой на всех участках.    Так, подъем судна «Джалдака», который выполняли участок крана СП-1, где ка­питаном был Г. Николаев, морской водолазный бот ВМ-74 (командир мичман И. Семенов) и пожарно-дегазационный катер ПДК-44 (командир старший лейте­нант В. Артеменко), был осуществлен всего за двенадцать суток вместо восьмидеся­ти запланированных. Внедрение новой, прогрессивной технологии ускорило опера­цию по разделке судна «Сурма» в 2,5 раза. Использование оригинальных устройств и применение новых методов при подъеме листового железа с затопленных барж позволило завершить эти работы за 42 суток, тогда как с использованием обычных методов и оборудования, по расчетам, требовалось не менее восьми месяцев.
   Умелое руководство, рационализация и экономия времени дали возможность вы­полнить все взятые Советским Союзом обязательства досрочно. За 26 месяцев работ экспедицией было поднято 26 затонувших судов суммарным водоизмещением око­ло 100 тыс. тонн, протралено более 1000 кв. миль на подходах к порту и его аквато­рии, из трюмов затопленных барж извлечено 1900 тонн железа в пакетах. Из под­нятых судов семь единиц были пригодны для восстановления. В результате расчи­стки порта от затонувших судов освободились для нормальной эксплуатации 12 причалов.    Силами советской ЭОН были подготовлены местные специалисты аварийно-спа­сательной службы в количестве 44 человек. Из имущества и судов подготовлено и передано в качестве дара бангладешской стороне два рейдовых водолазных бота, один десантный катер, восемь судоподъемных понтонов, семь насосов, четыре ком­плекса водолазного снаряжения и другое водолазное и судоподъемное имущество.
   12 июня 1974 г., после погрузки имущества и оборудования на специально выде­ленные суда, основной состав экспедиции на теплоходе «Хабаровск» отбыл во Вла­дивосток. Провожали его с цветами и флагами тысячи людей. Спустя 12 дней уеха­ли из Бангладеш и остальные члены экспедиции.
    Не дождались на Родине старшего матроса Ю. Редькова, погибшего при исполне­нии служебных обязанностей.
   За мужество и отвагу, проявленные при выполнении задания советского прави­тельства, 44 военнослужащих, рабочих и служащих награждены орденами и меда­лями СССР, более ста человек поощрены приказом Главнокомандующего ВМФ.
   Высокая оценка деятельности наших специалистов была дана и правительством Народной Республики Бангладеш, премьер-министр которой М. Рахман, прощаясь с ними, заявил: «Я горячо благодарю всех членов советской спасательной экспеди­ции за проделанную работу. Не приди советские моряки на помощь, наша молодая республика оказалась бы в чрезвычайно трудном положении... ».
   Таким образом, поддержка, оказанная Советским Союзом Индии в пакистано-индийском конфликте, в определенной степени повлияла на исход военных дейст­вий, результатом которых стала капитуляция командования Восточного Пакиста­на и образование Республики Бангладеш. Последующая помощь СССР молодой ре­спублике имела целью закрепление наших позиций в данном регионе. По некото­рым данным, у советского руководства имелись планы создания в порту Читтагонг временного пункта материально-технического обеспечения кораблей ВМФ СССР, приступивших с начала 70-х годов к освоению районов Индийского океана. Однако этим далеко идущим планам не суждено было сбыться. В результате переворота в 1975 г. к власти в Бангладеш пришла военная клика, и отношения наших стран на долгие годы «заморозились».

http://www.veterans.kz/index.php?p=253

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества