Советские войска в Ливане
 

«В долине Бекаа»

Мотор джипа натужно ревел, но машина упрямо двигалась по крутому склону. Смогла бы, видимо, достичь и вершины, но, когда до неё оставалось метров сто, сидев ший за рулем сирийский офицер старший лейтенант Мустафа Хаддур заглушил двигатель — Дальше нельзя, — сказал он. — Опасно. Стреляют. Идём по ходу сообщения и через две-три минуты оказы ваемся на ровной площадке, вокруг которой вал из земли и камней.. Посредине площадки в углублении танк. Следы гусениц расходятся по нескольким направлениям к валу, где оборудованы огневые позиции. Чуть вперед, за наружную линию вала, выдвинут наблюдательный пункт, обложенный мешками с песком. Командир танковой роты капитан Ахмет Мустафа показывает, рукой на запад: — Перед вами долине Бекаа. Всмотритесь — впереди позиции сионистов.

Бекаа... Это слово, мало кому известное ещё совсем недавно, сейчас часто звучит в эфире, мелькает на страницах газет. Здесь в июне нынешнего года вторгшиеся в Ливан войска израильских агрессоров нанесли удар по сирийским подразделениям, находившимся в Ливане по мандату Лиги арабских охран. Сионистские заправилы в те дни не скупились на хвастливые заявления о том, что сирийская армия будет разгромлена в считанные часы, что путь на восток будет открыт. Но вот загремели выстрелы, и содержание, и тон голосов из Тель-Авива начали меняться. Сирийцы достойно ответили на вероломный удар. Если агрессору где-то удалось потеснить их, то лишь ценой больших потерь. А на некоторых участках фронта оккупанты вынуждены были спасаться бегством, бросая технику и оружие. Словом, бои в Бекаа усилили решимость сирийцев противостоять захватническим планам сионистов.

И ещё один из бесспорных итогов боёв — развенчание культивируемого сионистской пропагандой мифа о непобедимости израильской армии, превосходстве её техники, в частности американской, которой она в основном оснащена.

— Черев позиции пошей роты, ~ рассказывает капитан Ахмет Мустафа, — не прошла ни одна боевая ма шина врага. Мы подбили одиннадцать танков сионистов и более десяти бронетранспортёров.

Офицер говорит и о своих потерях, но они были меньше, чем у агрессора, хотя на стороне последнего был фактор внезапности в нанесении удара.

С наблюдательного пункта капитан Мустафа показывает рубежи, где были остановле ны израильские танки. Наступление они начали рано утром. Первым двигался бульдозер, расчищая дорогу танкам. Задача уничтожить бульдозер была поставлена одному из лучших экипажей. Командует им старший лейтенант Ахмет Маджит. Бульдозер был подбит с первого выстрела. Позднее этот экипаж поразил два вражеских, танка.

Деталь за деталью восста навливает Ахмет Мустафа картину боя. Получив отпор, израильтяне отступили, оставив четыре горящих танка. Над полом боя появилась израильская авиация. Трудно, конечно, пришлось сирийским танкистам, пока не подоспели на помощь свои самолёты. Новый натиск врага рота встретила точным огнем. Сохранить высокую боевую способность помогло то, что для каждого танка были оборудованы запасные позиции, обеспечившие возможность манёвра.

Когда израильтяне, оставив на поле боя ещё одну горящую машину, отошли, командир роты увидел то, чего, откровенно говоря, никогда не ожидал от своих подчинённых — людей мужественных, отнюдь не склонных к сентиментальности. Солдаты вылезли из танков и раскинув руки, в порыве благодарности припали телами к броне.

— Советские танки зарекомендовали себя хорошо, — включился в разговор подошедший на НП командир батальона майор Абдуллватыф Хусейн. — Это наше общее мнение.

И вновь старший лейтенант Мустафа Хаддур ведет джип по дороге среди нагромождений огромных валунов. Невольно думаешь о том, сколько нужно приложить труда, чтобы очистить здесь участок под сад или делянку для кукурузы. Участки разные. Один крохотный, просматриваемый насквозь. Другой раскинулся широко. Разные и дома в деревне , через которую мы проезжали, от вросших в зем лю глинобитных лачуг до трёхэтажных особняков с большими застеклёнными балконами...

Многие ливанцы узнавали Хаддура, обменивались с ним приветствиями, дружественно махали руками. Офицер, которому хорошо знаком сельский труд, разговаривал с местными жителями, находя с ними полное взаимопонимание Он родился в семье крестьянина, недалеко от города Латакия. Родители и сейчас живут в деревне. Собирался Мустафа поехать на родину, но помешала израильская агрессия. Одно из самых дорогих воспоминаний детства для него — родники, сосны и березы вблизи деревни.

—   Березы?— переспросил я.

—   В Сирии тоже растут березы,— подтвердил Мустафа.

Суровые придорожные картины не располагают к долгим воспоминаниям. Воронка с черной обугленной землёй, разбитые валуны — следы израильских артналётов и бомбёжек. Их тем больше, чем ближе мы подъезжаем к позициям другого сирийского подразделения.

Навстречу нашей машине из-за огромных камней вышел среднего роста круглолицый офицер. Представился — командир танковой роты Махфуз Али. Ротой командует недавно, с девятого июня, когда сменил погибшего в бою старшего лейтенанта Ахмета Балхи. Всего рота уничтожила восемь израильских танков. Первый вражеский танк — это была машина израильского производства «Меркава» — поразил наводчик сержант Исса Нассар из экипажа командира роты. Прошу сержанта рассказать, как это было. Стрелял на расстоянии примерно два километра. Попадание — с первого снаряда. Все видели, как слетела башня с вражеского танка, и он загорелся. Какой была реакция личного состава роты на первый успех?

— Все радовались, — с улыбкой ответил старший лейтенант Али. — А главное, мы ещё лучше осознали то, что было доказано ещё в 1973 году, когда наши войска сражались с сионистами на Голанских высотах: израильских агрессоров можно успешно бить.

Многие танки роты, в том числе и командирская машина, хранят следы боёв. В башню командирского танка попало три 105-мм снаряда. В мостах попаданий — лункооб разные выбоины. Но танк и сейчас находится в боевых порядках.

Следующая встреча — в подразделении, которым командует старший лейтенант Муххамед Хадыр. На счету подразделения — четыре подбитых вражеских танка и два бронетранспортёра. Танки поражены ПТУРС.

По мнению Муххамеда Хадыра, один из уроков борьбы с израильскими агрессорами, противником безусловно сильным и коварным, состоит в том, что нужно лучше организовывать взаимодействие между различными родами войск, в частности пехотинцами, артиллеристами и подразделениями противовоз душной обороны,, Это подтвердил и присоединившийся к нем позднее лейтенант Наз ым Махфуз, командир расположенной невдалеке зенитной установки, на счету которой один сбитый израильский самолёт.

Характерная деталь боевых порядков в обороне — все боевые и транспортные машины находятся в окопах. Одни окопы глубже, с тщательной маскировкой, другие ещё предстоит оборудовать так, как требуют суровые законы боя. Это тоже урок недавних боёв: надежное инженерное обеспечение — важнейший фактор успеха.

Близился вечер. Солнце почти скрылось за горами. Но с наблюдательного пункта ещё хорошо видна передовая линия израильских позиций. До неё всего несколько сот метров. Видны танки в окопах, машины, подъезжающие с тыла одна за другой. Над одной из высот развевается бело-синий израильский флаг с шестиконечной звездой — красноречивое подтверждение экспансионистских замыслов Тель-Авива в отношении ливанских земель.

Многие данные подтверждают, что оккупанты усиливают подготовку, к новому этапу агрессии. Как сообщает ливанская газета «Орьянжур», только после 20 августа израильтяне перебросили в долину Бекаа сотню своих танков. Имеются и свидетельства иностранных корреспондентов, в частности из анг лийской «Таймс», о том, что оккупанты пытаются надолго обосноваться на чужой земле, строят дороги и казармы, явно готовясь к зимней кампании. Тем нужнее высокая бдительность для всех, кто противостоит агрессору, в том числе и для сирийских бойцов в долине Бекаа.

Все чаще в печати разных стран, в том числе сирийской и ливанской, указывается и ещё на одну цель сионистов - ослабить Сирию, нанести новый удар по её войскам, находящимся в Ливане в соответствии с решением Лиги арабских стран, вытеснить их оттуда и заставить таким образом примириться с потерей Голанских высот, а может быть, сделать и эту страну более уступчи вой давлению со стороны Израиля и США. Планы коварные, враждебные не только сирийскому народу, но и опасные для дела мира.

Едва стемнело, как над пози циями сионистских агрессоров взвились осветительные ракеты. Оккупанты нервничают. И ночью не знает покоя долина Бекаа. Есть лишь один путь к установлению здесь, как и на всей ливанской земле, мира и спокойствия — уход израильских захватчиков.

(«Красная звезда» 31.08.1982г. Кашуба Г. полковник «В долине Бекаа»)

Статьи

Советские войска в Ливане

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества