Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 13 марта 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и аналогичный уровень таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения сил и средств в районе Золотого.
  • Миссия обнаружила вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения.
  • Наблюдатели впервые заметили противотанковые мины возле Новосёловки, Широкой Балки, а также на участке между Марьинкой и Александровкой.
  • Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на жизненно важных объектах гражданской инфраструктуры в Донецкой и Луганской областях.
  • Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения. Свобода передвижения Миссии также ограничивалась в Верхнешироковском и в месте хранения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области*.

Нарушения режима прекращения огня[1]

В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом меньше взрывов (примерно 90), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (120 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к юго-востоку от н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), к юго-востоку от н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя), а также к северу, юго-юго-западу и юго-западу от н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка).

В Луганской области Миссия констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом больше взрывов (110), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 90 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано на участке разведения в районе н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и вблизи него, а также в районах к северо-северо-западу от н. п. Голубовка (быв. Кировск; неподконтрольный правительству, 51 км к западу от Луганска).

Участки разведения сил и средств[2]

Вечером 12 и в ночь на 13 марта камера СММ в Золотом зафиксировала 2 снаряда, пролетевших на расстоянии примерно 2–4 км к юго-востоку и юго-юго-востоку (по оценке, все в пределах участка разведения), и 13 снарядов на расстоянии около 1–5 км в секторе от востоко-северо-востока до востоко-юго-востока (по оценке, за пределами участка разведения). Эта камера также зафиксировала 6 снарядов, пролетевших ориентировочно в 1–2 км к юго-востоку (определить, произошло ли это на участке разведения или за его пределами, не представлялось возможным).

Днем 13 марта, ведя наблюдение в трех местах рядом с участком разведения в районе Золотого, команда Миссии слышала около 75 нарушений режима прекращения огня, по оценке, вблизи участка разведения. Осуществляя мониторинг к югу от н. п. Золотое-5 (Михайловка; неподконтрольный правительству, 58 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали 22 взрыва неопределенного происхождения и около 45 выстрелов из стрелкового оружия ориентировочно в 3–4 км к северо-западу (определить, произошло ли это на участке разведения или за его пределами, не представлялось возможным).

Осуществляя мониторинг на участке разведения в районе н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска) и вблизи участка разведения в районе н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), Миссия отметила там спокойную обстановку[3].

Повреждения крыши и место огневого поражения (воронка) возле Новолуганского

12 марта БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал повреждения крыши здания, образовавшиеся, по оценке, от разрывов артиллерийских снарядов или минометных мин, в северо-западной части свинофермы «Бахмутского Аграрного Союза» неподалеку от н. п. Новолуганское (подконтрольный правительству, 53 км к северо-востоку от Луганска). Кроме того, тот же БПЛА выявил воронку рядом с опорой линии электропередачи на расстоянии 200 м к северу от вышеупомянутого здания. По оценке СММ, воронка образовалась вследствие разрыва 120-мм минометной мины (все это отсутствует на изображениях от 16 февраля 2019 года).

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, размещенное в нарушение линий отвода

Подконтрольные правительству районы

12 марта

БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 1 зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») возле н. п. Водяное (94 км к югу от Донецка).

Неподконтрольные правительству районы

12 марта

БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 1 противотанковую пушку (MT-12 «Рапира», 100 мм), предположительно еще 1 противотанковую пушку (МТ-12) и 2 миномета (вероятно калибра 120 мм) в поле рядом с н. п. Широкая Балка (34 км к северо-востоку от Донецка).

Мини-БПЛА СММ обнаружил 1 миномет (2Б11 «Сани», 120 мм) возле н. п. Сентяновка (быв. Фрунзе; 44 км к западу от Луганска), а неподалеку от него — не менее 40 ящиков для боеприпасов.

13 марта

Команда СММ видела 1 зенитный ракетный комплекс (9К33 «Оса») на дороге у н. п. Веденское (33 км к северо-востоку от Мариуполя), а именно в зоне, где размещение тяжелого вооружения и военной техники запрещено согласно пункту 5 Меморандума от 19 сентября 2014 года.

Вооружение, размещенное за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения

Неподконтрольные правительству районы

12 марта

Мини-БПЛА СММ выявил 19 танков (Т-72) на полигоне неподалеку от н. п. Мануйловка (65 км к востоку от Донецка).

Вооружение, которое СММ не смогла верифицировать как отведенное[4]

Места размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольных правительству районах Донецкой области

  1. марта

Миссия констатировала, что:

  • 1 зенитный ракетный комплекс (9К33) и 12 буксируемых гаубиц (2А65 «Мста-Б», 152 мм) были в наличии;
  • а 4 реактивные системы залпового огня (БМ-21 «Град»), 47 буксируемых гаубиц (тридцать пять 2А65 и двенадцать 2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм), 20 противотанковых пушек (MT-12), 5 зенитных ракетных комплексов (9К33) и 4 буксируемых миномета (2Б9 «Василек», 82 мм) по-прежнему отсутствовали.

Постоянные места хранения вооружения

Постоянное место хранения вооружения, расположенное за соответствующими линиями отвода в подконтрольном правительству районе Донецкой области

13 марта

СММ констатировала, что там до сих пор отсутствовали 33 танка (Т-72), 3 миномета (М-120-15 «Молот», 120 мм) и 6 противотанковых пушек (MT-12).

Постоянные места хранения вооружения за соответствующими линиями отвода в неподконтрольных правительству районах Донецкой области

13 марта

Миссия констатировала, что

  • 15 противотанковых пушек (MT-12), 9 минометов (2Б14«Поднос», 82 мм) и 23 танка (четырнадцать Т-72 и девять Т-64), как и прежде, отсутствовали.

Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности[5]

Подконтрольные правительству районы

12 марта

БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил:

  • 2 боевые машины пехоты (БМП-2) вблизи н. п. Новоселовка (31 км к северо-востоку от Донецка); и
  • 1 бронетранспортер (БТР-80) неподалеку от жилых домов в Водяном.

Мини-БПЛА СММ обнаружил:

  • 1 БМП-1 и 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм), установленную на бронированный военный тягач (ВТ-55), в н. п. Александрополье (71 км к западу от Луганска).

Примерно в 30 м от жилого дома в Золотом-3 (Стахановце) мини-БПЛА СММ впервые выявил небольшой бункер и траншею.

13 марта

СММ зафиксировала:

  • 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) с установленным на нее крупнокалиберным пулеметом в н. п. Капитаново (49 км к северо-западу от Луганска);
  • 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) с установленным на нее крупнокалиберным пулеметом в н. п. Авдеевка (17 км к северу от Донецка); и
  • 1 БТР-70 рядом с н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка).

Неподконтрольные правительству районы

12 марта

Мини-БПЛА СММ обнаружил:

  • 1 БМП-1 около Сентяновки; и
  • 1 БТР-80 и землеройную машину (ПМЗ-3) возле н. п. Хорошее (36 км к западу от Луганска).

Наличие мин и предупредительных знаков о минной опасности

12 марта БПЛА СММ среднего радиуса действия впервые выявил 92 противотанковые мины (предположительно ТМ-62), установленные в три ряда на участке длиной как минимум 200 м с севера на юг в поле, на расстоянии около 4 км к северо-востоку от Новоселовки, а также еще 38 противотанковых мин, установленных в три ряда примерно в 2 км к югу от вышеупомянутых мин. Тот же БПЛА впервые зафиксировал по крайней мере 36 противотанковых мин (ТМ-62), установленных в одну линию вдоль лесополосы возле Широкой Балки.

В тот же день БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 300 противотанковых мин (предположительно ТМ-62), установленных в линию длиной 500 м неподалеку от Водяного, а также 50 противотанковых мин (предположительно ТМ-62) ориентировочно в 1 км к северу от вышеупомянутых мин (для ознакомления с результатами предыдущих наблюдений в этом районе см. Ежедневный отчет СММ от 13 февраля 2019 года).

13 марта примерно в 20 м к югу от автодороги H-15 между передовой позицией вооруженных формирований вблизи н. п. Александровка (неподконтрольный правительству, 20 км к юго-западу от Донецка) и передовой позицией Вооруженных сил Украины возле н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка), рядом с ранее зафиксированными минами, команда СММ впервые видела противотанковую мину (TM-62). Около указанного блокпоста Вооруженных сил Украины наблюдатели впервые заметили 4 противотанковые мины (ТМ-62М) на расстоянии примерно 15 м к северу от автодороги Н-15 недалеко от зафиксированных ранее мин (для ознакомления с результатами предыдущих наблюдений см. Ежедневный отчет СММ от 5 марта 2019 года)

На расстоянии примерно 5 м севернее дороги из Марьинки в н. п. Новомихайловка (подконтрольный правительству, 28 км к юго-западу от Донецка) команда СММ впервые заметила прямоугольный предупредительный знак о минной опасности желто-красного цвета с надписью на украинском языке «Осторожно! Проход (проезд) на территорию опасен». На южной окраине н. п. Тарамчук (подконтрольный правительству, 29 км к юго-западу от Донецка), в 5 м к северо-западу от дороги, члены патруля Миссии впервые зафиксировали предупредительный знак о минной опасности квадратной формы, окрашенный в красный и желтый цвет с изображением черепа и скрещенных костей и надписью на украинском и русском языках «Осторожно! Мины». В 15–20 м к северу от автодороги Т-0509 возле н. п. Жукова Балка (неподконтрольный правительству, 50 км к юго-востоку от Донецка) наблюдатели впервые обнаружили 2 предупредительных знака о минной опасности квадратной формы, окрашенных в красный и белый цвет, с надписью на русском и английском языках «Осторожно! Мины». Они были прикреплены к проволочному ограждению на расстоянии около 250 м друг от друга.

В н. п. Славное (подконтрольный правительству, 26 км к юго-западу от Донецка) наблюдатели заметили, что зафиксированный ранее знак, предупреждающий о минной опасности, сняли. Следовательно, участок к востоку от Славного, который СММ подтвердила как опасный, остался без обозначений, указывающих на наличии там мин.

Усилия СММ по содействию проведению ремонтных работ на объектах гражданской инфраструктуры

СММ содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения с целью обеспечения возможности проведения ремонтных работ и осмотра на линиях электропередачи в н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска) и н. п. Золотое-4 (Родина; подконтрольный правительству, 59 км к северо-западу от Луганска), а также ремонта электрической подстанции вблизи н. п. Бетманово (быв. Красный Партизан; неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Донецка).

Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) и выполнять мониторинг ситуации с безопасностью в районе насосной станции неподалеку от н. п. Василевка (неподконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка).

Приграничные районы, которые не контролируются правительством

Осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе около н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) на протяжении примерно 45 минут, члены патруля Миссии отметили, что в Украину въехали 4 автомобиля (1 с украинскими номерными знаками, 2 — с российскими и 1 с табличками «ДНР») и 1 тентованный грузовик (с украинскими номерными знаками). В то же время наблюдатели видели, что из Украины выехали 28 автомобилей (7 с украинскими номерными знаками, 9 — с российскими, 1 — с грузинскими и 11 с табличками «ДНР») и 55 грузовиков (из них 52 тентованных грузовика и 3 автоцистерны; 24 с украинскими номерными знаками, 13 — с белорусскими, 7 — с российскими, 2 — с литовскими и 9 с табличками «ДНР»). СММ отметила необычно длинную очередь из грузовиков (2 км) на выезд из Украины. Двое стоявших в очереди водителей сказали наблюдателям, что ждут уже 14–18 часов.

СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано?Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 12 марта 2019 года).Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по-прежнему ограничена.

Запрет доступа:

  • На блокпосте, расположенном в 600 м к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь; неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя), вооруженный член вооруженных формирований в двух случаях снова отказал патрулям СММ в проезде, ссылаясь на «приказы командиров». В связи с этим наблюдатели не смогли посетить н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), н. п. Пикузы (быв. Коминтерново; 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и н. п. Безыменное (30 км к востоку от Мариуполя). Наблюдатели видели, как гражданские автомобили беспрепятственно проезжали через блокпост в обоих направлениях.
  • В месте хранения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области вооруженный член вооруженных формирований отказал патрулю Миссии в доступе, сославшись на необходимость получения разрешения от руководства вооруженных формирований.

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали СММ в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.

[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода камера СММ в Красногоровке не функционировала.

[2] Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

[3] Из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским, наблюдатели не смогли получить доступ к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, Миссия лишена доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.

[4] Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер. По наблюдениям Миссии, два таких места по-прежнему не использовались.

[5] Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 13 March 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, the SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and a similar number of ceasefire violations in Luhansk region.
  • The Mission recorded ceasefire violations inside the Zolote disengagement area.
  • The SMM observed weapons in violation of the withdrawal lines on both sides of the contact line.
  • The Mission saw anti-tank mines for the first time near Novoselivka, Shyroka Balka, as well as in an area between Marinka and Oleksandrivka. 
  • The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to essential civilian infrastructure in Luhansk and Donetsk regions.
  • Restrictions of the SMM’s access continued in all three disengagement areas. Its access was also restricted in Verkhnoshyrokivske and at a heavy weapons holding area in a non-government-controlled area of Donetsk region.*

Ceasefire violations[1]

In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations, however fewer explosions (about 90), compared with the previous reporting period (120 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded in areas south-east of Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), at south-easterly directions of Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol) and in areas north, south-south-west and south-west of Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk).

In Luhansk region, the Mission recorded a similar number of ceasefire violations, however more explosions (110), compared with the previous reporting period (about 90 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded inside and near the disengagement area near Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and in areas north-north-west of Kirovsk (non-government-controlled, 51km west of Luhansk).

Disengagement areas[2]

On the evening and night of 12-13 March, the SMM camera in Zolote recorded two projectiles in flight at an assessed range of 2-4km south-east and south-south-east (all assessed as inside the disengagement area) and 13 projectiles in flight at an assessed range of 1-5km in directions ranging from east-north-east to east-south-east (all assessed as outside the disengagement area). The same camera recorded six projectiles in flight at an assessed range of 1-2km south-east (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).   

During the day on 13 March, positioned in three locations near the Zolote disengagement area, the SMM heard about 75 ceasefire violations assessed as near the disengagement area. Positioned south of Zolote-5/Mykhailivika (non-government-controlled, 58km north-west of Luhansk) on the same day, the SMM also heard 22 undetermined explosions and about 45 shots of small-arms fire at an assessed range of 3-4km north-west (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).

Positioned inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk) and near the disengagement area close to Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), the SMM observed calm situations.[3]

Damage to roof and an impact crater near Novoluhanske

On 12 March, an SMM mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted damage to the roof of a building, assessed as caused by artillery or mortar impacts, in the north-western part of the Bakhmut Agrarian Union's pig farm near Novoluhanske (government-controlled, 53km north-east of Luhansk). The same UAV also spotted a crater next to a power pylon 200m north of the aforementioned building, assessed as caused by a 120mm mortar round (all observations not seen in imagery from 16 February 2019).

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

In violation of withdrawal lines

Government-controlled areas

12 March

An SMM mid-range UAV spotted a surface-to-air-missile system (9K35 Strela-10) near Vodiane (94km south of Donetsk).

Non-government-controlled areas

12 March

An SMM mid-range UAV spotted an anti-tank gun (MT-12 Rapira, 100mm), a probable anti-tank gun (MT-12) and two mortars (probable120mm) in a field near Shyroka Balka (34km north-east of Donetsk).

An SMM mini-UAV spotted a mortar (2B11 Sani, 120mm) near Sentianivka (formerly Frunze, 44km west of Luhansk), as well as at least 40 ammunition crates next to the mortar.

13 March

The SMM saw a surface-to-air missile system (9K33 Osa) on a road near Vedenske (33km north-east of Mariupol), in a zone within which deployment of heavy armaments and military equipment is further proscribed according to Point 5 of the Memorandum of 19 September 2014. 

Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites

Non-government-controlled areas

12 March

An SMM mini-UAV spotted 19 tanks (T-72) in a training area near Manuilivka (65km east of Donetsk).

Weapons that the SMM could not verify as withdrawn[4]

At heavy weapons holding areas in government-controlled areas of Donetsk region

  1. March

The SMM noted that:

  • a surface-to-air missile system (9K33) and 12 towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) were present and
  • four multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm), 47 towed howitzers (35 2A65, 12 2A36 Giatsint-B, 152mm), 20 anti-tank guns (MT-12), five surface-to-air missile systems (9K33) and four towed mortars (2B9 Vasilek, 82mm) remained missing.

Weapons permanent storage sites

At a permanent storage site beyond the respective withdrawal lines in a government-controlled area of Donetsk region

13 March

The SMM noted that 33 tanks (T-72) three mortars (M120-15 Molot, 120mm) and six anti-tank guns (MT-12) remained missing.

At permanent storage sites beyond the respective withdrawal lines in non-government-controlled areas of Donetsk region

13 March

The SMM noted that:

  • 15 anti-tank guns (MT-12), nine mortars (2B14 Podnos, 82mm) and 23 tanks (14 T-72 and nine T-64) remained missing.  

Indications of military and military-type presence in the security zone[5]

Government-controlled areas

12 March

An SMM mid-range UAV spotted:

  • two infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-2) near Novoselivka (31km north-east of Donetsk) and
  • an armoured personnel carrier (APC) (BTR-80) close to residential houses in Vodiane.

An SMM mini-UAV spotted:

  • an IFV (BMP-1) and an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm), fitted onto an armoured recovery vehicle (VT-55), in Oleksandropillia (71km west of Luhansk).

An SMM mini-UAV spotted for the first time a small bunker and a trench about 30m from a residential house in Zolote-3/Stakhanovets.

13 March

The SMM saw:

  • an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) with a mounted heavy-machine-gun in Kapitanove (49km north-west of Luhansk);
  • an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) with a mounted heavy-machine-gun in Avdiivka (17km north of Donetsk); and
  • an APC (BTR-70) near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk).

Non-government-controlled areas

12 March

An SMM mini-UAV spotted:

  • an IFV (BMP-1) near Sentianivka and
  • an APC (BTR-80) and a trench digger (PMZ-3) near Khoroshe (36km west of Luhansk).

Presence of mines and mine hazard signs  

On 12 March, a mid-range UAV spotted for the first time 92 probable anti-tank mines (TM-62) laid in three rows running north to south for at least 200m in a field about 4km north-east of Novoselivka and 38 anti-tank mines laid in three rows about 2km south of the aforementioned mines. The same UAV also for the first time spotted at least 36 anti-tank mines (TM-62) in a single line along a treeline near Shyroka Balka.

On the same day, a mid-range UAV spotted 300 probable anti-tank mines (TM-62) laid out in a line of 500m near Vodiane and 50 probable anti-tank mines (TM-62) about 1km north of the aforementioned mines (for previous observations in the area, see SMM Daily Report 13 February 2019) .

On 13 March, the SMM saw an anti-tank mine (TM-62) for the first time about 20m south of road H-15 between the forward position of the armed formations near Oleksandrivka (non-government-controlled, 20km south-west of Donetsk) and the forward position of the Ukrainian Armed Forces near Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk), close to previously observed mines. In the vicinity of the aforementioned checkpoint of the Ukrainian Armed Forces, the SMM saw for the first time four anti-tank mines (TM-62M) about 15m north of road H-15 close to previously observed mines (for previous observations, see SMM Daily Report 5 March 2019).

About 5m north of a road from Marinka to Novomykhailivka (government-controlled, 28km south-west of Donetsk), the SMM saw a rectangular mine hazard sign for the first time with yellow and red colour and inscriptions that included “Warning! Access (passage) to this territory is dangerous” in Ukrainian. On the southern outskirts of Taramchuk (government-controlled, 29km south-west of Donetsk), 5m north-west of the road, the SMM saw for the first time a square shaped mine hazard sign, red and yellow in colour with a skull and crossbones and “Danger Mines” written in Ukrainian and Russian. About 15-20m north of road T-0509 near Zhukova Balka (non-government-controlled, 50km south-east of Donetsk), the SMM saw for the first time two square shaped mine hazard signs, red and white in colour with “Danger Mines” written in Russian and English, attached to a wire fence about 250m apart.

In Slavne (government-controlled, 26km south-west of Donetsk), the SMM saw that a previously observed mine hazard sign had been removed, now leaving an area east of Slavne confirmed by the SMM as hazardous without markings indicating the presence of mines.

SMM facilitation of repairs to civilian infrastructure

The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs and inspections to power lines in Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk) and Zolote-4/Rodina (government-controlled, 59km north-west of Luhansk) and repairs to an electric transformer near Betmanove (formerly Krasnyi Partyzan, non-government-controlled, 23km north-east of Donetsk).

The Mission also continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) and to monitor the security situation around the pumping station near Vasylivka (non-government-controlled, 20km north of Donetsk).

Border areas outside government control

While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about 45 minutes, the SMM saw four cars (one with Ukrainian and two with Russian Federation licence plates and one with “DPR” plates) and one covered cargo truck with Ukrainian licence plates entering Ukraine. While present the SMM also saw 28 cars (seven with Ukrainian, nine with Russian Federation and one with Georgian licence plates and 11 with “DPR” plates) and 55 trucks (52 covered cargo and three tanker trucks) (24 with Ukrainian, 13 with Belarusian, seven with Russian Federation and two with Lithuanian licence plates and nine with “DPR” plates) exiting Ukraine. The SMM noted an unusually long 2km line of trucks waiting to exit Ukraine. Two drivers in the line told the SMM that they had already been waiting 14-18 hours to exit.

The Mission continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.

*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, SMM Daily Report 12 March 2019). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Denial of access:

  • On two occasions at a checkpoint 600m west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), an armed member of the armed formations again denied the SMM passage, citing “orders from superiors”. The SMM was therefore unable to reach Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), Pikuzy (formerly Kominternove, 23km north-east of Mariupol) and Bezimenne (30km east of Mariupol). The SMM observed civilian vehicles passing the checkpoint without restrictions in both directions.
  • At a heavy weapons holding area in a non-government-controlled area of Donetsk region, an armed member of the armed formations denied the SMM access, citing the need for permission from senior members of the armed formations.

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.

[1] For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table. During the reporting period, the SMM camera in Krasnohorivka was not operational.

[2]Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

[3] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM cannot access its camera in Petrivske, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.

[4] The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. The SMM noted that two such sites continued to be abandoned.

[5] The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/414197