Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 16 января 2019 года, 19:30

Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является оригинал текста на английском языке Краткое изложение СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия зафиксировала военное присутствие на участке разведения сил и средств в районе Золотого, а также нарушения режима прекращения огня вблизи этого участка разведения. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. Наблюдатели видели длинные очереди гражданских лиц, ожидавших на пересечение линии соприкосновения. В Одессе команда Миссии уточняла информацию о массовом собрании перед Генеральным консульством Российской Федерации. Наблюдатели видели на земле перед консульством пятна красной краски. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения*. Нарушения режима прекращения огня [1] В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, около 200 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 25 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня, включая большинство взрывов, зафиксировано в районе треугольника Авдеевка–Ясиноватая–Донецкий аэропорт и в районах к юго-востоку и юго-западу от н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), в том числе около 20 взрывов, оцененных как выстрелы из миномета. В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом больше взрывов (около 100), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 40 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня, включая большинство взрывов, зафиксировано вблизи участка разведения в районе н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) (см. ниже раздел об участках разведения). Участки разведения сил и средств [2] 16 января со своей позиции на юго-западной окраине н. п. Золотое-5 (Михайловка; неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) члены патруля Миссии слышали около 50 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в пределах 1 км к северо-западу. Патрулируя на северо-западной окраине н. п. Голубовка (быв. Кировск, неподконтрольный правительству, 51 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 74 взрыва неопределенного происхождения, а также приблизительно 350 выстрелов и очередей — все ориентировочно в 4–7 км к северо-западу. Осуществляя наблюдение приблизительно в 1 км к югу от н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали 1 взрыв неопределенного происхождения, а также около 55 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в пределах 1–6 км к северо-востоку и юго-юго-западу. По оценке СММ, все указанные выше нарушения режима прекращения огня произошли за пределами участка разведения в районе Золотого. 15 января на участке разведения в районе Золотого беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ малого радиуса действия вновь зафиксировал 1 боевую машину пехоты (БМП-2) к западу от автодороги Т1316 и к северу от железнодорожного моста (примерно в 900 м к югу от северного края участка разведения и примерно в 2 км к востоку от его западного края); эта боевая машина, по оценке, принадлежала Вооруженным силам Украины. Днем 16 января, осуществляя мониторинг на участке разведения в районе н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), Миссия отметила там спокойную обстановку. Отвод вооружения СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему. Вооружение, размещенное в нарушение линий отвода Подконтрольные правительству районы 15 января: мини-БПЛА СММ обнаружил: 4 танка (Т-72) к северу от н. п. Причепиловка (50 км к северо-западу от Луганска) (см.  Ежедневный отчет СММ от 16 января 2019 года). Неподконтрольные правительству районы 16 января: СММ зафиксировала: 1 зенитный ракетный комплекс (9K35 «Стрела-10») в Донецке; и 1 танк (неустановленного типа) возле н. п. Софиевка (быв. Карло-Марксово, 40 км к северо-востоку от Донецка). мини-БПЛА СММ обнаружил: 2 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) и 4 буксируемые гаубицы (Д-30 «Лягушка», 122 мм) вблизи н. п. Белое (22 км к западу от Луганска). Вооружение, размещенное за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения Подконтрольные правительству районы 16 января: СММ зафиксировала: 1 танк (Т-64) недалеко от н. п. Златоусовка (66 км к юго-западу от Донецка); и 4 танка (два Т-64 и два Т-72) вблизи н. п. Зачатовка (74 км к юго-западу от Донецка). Неподконтрольные правительству районы 16 января: мини-БПЛА СММ зафиксировал: 29 танков (одиннадцать Т-72 и восемнадцать Т-64) недалеко от Белого. Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности [3] Подконтрольные правительству районы 16 января: СММ зафиксировала: 4 БМП-1 в н. п. Зайцево (62 км к северо-востоку от Донецка). Неподконтрольные правительству районы 16 января: СММ зафиксировала: 3 боевые бронированные машины (типа БМП) вблизи Софиевки; 3 бронетранспортера (МТ-ЛБ) в Донецке; и 1 БТР-80 и 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) в Луганске. Длинные очереди гражданских лиц на блокпостах вдоль линии соприкосновения 16 января, в 09:50, на блокпосте вооруженных формирований, расположенном к югу от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), команда Миссии видела около 3 000 человек, ожидавших в очереди возле одного работающего поста в направлении подконтрольных правительству районов, и около 50 человек, ожидавших на переход в противоположном направлении. Наблюдатели видели около 1 500 человек, ожидавших на расположенной рядом автобусной остановке. Приблизительно через два часа команда СММ видела, что в очередях на блокпосте количество людей в обоих направлениях не изменились. На контрольном пункте въезда-выезда к северу от моста в Станице Луганской члены патруля Миссии видели приблизительно 300 человек, ожидавших на переход из подконтрольных правительству районов и около 100 человек, ожидавших в очереди в противоположном направлении. 15 января наблюдатели видели около 500 человек, ожидавших в очереди в направлении подконтрольных правительству районов на нулевом блокпосте Вооруженных сил Украины в 3,5 км к северо-востоку от н. п. Березовое (подконтрольный правительству, 31 км к юго-западу от Донецка). 16 января в этом же месте члены патруля Миссии видели около 200 человек. Усилия СММ по содействию проведению ремонтных работ на объектах гражданской инфраструктуры Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения работ по разминированию вблизи высоковольтных линий электропередачи рядом с контрольным пунктом въезда-выезда вблизи н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка). СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. 15 января представители КП «Компания «Вода Донбасса» и Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям сообщили, что ремонтные работы на водопроводе вблизи н. п. Торецк (подконтрольный правительству, 43 км к северу от Донецка) и н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) были завершены и что водоснабжение Торецка возобновлено (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см.  Ежедневный отчет СММ от 30 октября 2018 года). Команда СММ уточняла информацию о массовом собрании перед Генеральным консульством Российской Федерации в Одессе 15 января в Одессе команда Миссии уточняла сообщения СМИ о том, что ранее в тот же день перед зданием Генерального консульства Российской Федерации на ул. Гагаринское плато, 14, прошло массовое собрание. Наблюдатели видели два пятна красной краски: одно на тротуаре перед главным входом в консульство, а второе на тротуаре на противоположной стороне улицы. Присутствовавшие на месте два бойца Национальной гвардии сообщили о том, что утром 15 января перед зданием консульства собрались 15 человек, чтобы выразить свою поддержку морякам ВМС Украины, которых содержат в Российской Федерации, и разлили красную краску рядом со зданием. По словам представителя полиции, два человека были вызваны для дачи объяснений по статье 173 Кодекса Украины об административных правонарушениях (мелкое хулиганство). СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве. *Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см.  Ежедневный отчет СММ от 15 января 2019 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена. Запрет доступа: Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов: Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали Миссии в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц. Другие препятствия: 16 января, пролетая вблизи подконтрольных правительству н. п. Константиновка (60 км к северо-западу от Донецка) и н. п. Заря (40 км к северо-западу от Донецка), БПЛА СММ дальнего радиуса действия временно потерял сигнал GPS, по оценке, в результате глушения [4]. [1]   Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода камера СММ, установленная на КПВВ вблизи Пищевика, не функционировала. Туман ограничивал возможности ведения наблюдения большинства других камер СММ. [2]  Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. [3]  Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений. [4]  Глушение сигнала могло осуществляться из любого места в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 16 January 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, the SMM recorded more ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions.
  • The Mission recorded military presence inside and ceasefire violations near the Zolote disengagement area.
  • The SMM saw weapons in violation of the withdrawal lines on both sides of the contact line.
  • The Mission saw long queues of civilians waiting to travel across the contact line.
  • In Odessa, the SMM followed up on reports of a public gathering in front of the Consulate General of the Russian Federation. It saw splashes of red paint on the ground in front of the Consulate.
  • Restrictions of the SMM’s access continued in all three disengagement areas.*

Ceasefire violations[1]

In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 200 explosions, compared with the previous reporting period (about 25 explosions). The majority of ceasefire violations, including the majority of explosions, were recorded in the Avdiivka-Yasynuvata-Donetsk airport area and in areas south-east and south-west of Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), including about 20 explosions assessed as outgoing mortar rounds.

In Luhansk region, the Mission recorded more ceasefire violations, including more explosions (about 100), compared with the previous reporting period (about 40 explosions). The majority of ceasefire violations, including the majority of explosions, were recorded close to the disengagement area near Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) (see the disengagement area section below).

Disengagement areas[2]

On 16 January, positioned on the south-western edge of Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), the SMM heard about 50 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire at an assessed range of 1km north-west. Positioned on the north-western edge of Holubivka (formerly Kirovsk, non-government-controlled, 51km west of Luhansk), the Mission heard 74 undetermined explosions and about 350 shots and bursts, all at an assessed range of 4-7km north-west. Positioned about 1km south of Molodizhne (non-government-controlled, 63km north-west of Luhansk), it heard an undetermined explosion and about 55 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all at an assessed range of 1-6km north-east and south-south-west. All of the above ceasefire violations were assessed as outside the Zolote disengagement area.

On 15 January, inside the Zolote disengagement area, an SMM mini unmanned aerial vehicle (UAV) again spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) west of road T1316 and north of a railway bridge (about 900m south of the disengagement area’s northern edge and about 2km east of its western edge), assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces.

During the day on 16 January, positioned inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), the SMM observed a calm situation.

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

In violation of withdrawal lines

Government-controlled areas

15 January

An SMM mini-UAV spotted:

Non-government-controlled areas

16 January

The SMM saw:

  • a surface-to-air missile system (9K35 Strela10) in Donetsk city; and
  • a tank (type undetermined) near Sofiivka (formerly Karlo-Marksove, 40km north-east of Donetsk).

An SMM mini-UAV spotted:

  • two self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) and four towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) near Bile (22km west of Luhansk).

Beyond the withdrawal lines but outside designated storage sites

Government-controlled areas

16 January

The SMM saw:

  • a tank (T-64) near Zlatousivka (66km south-west of Donetsk); and
  • four tanks (two T-64 and two T-72) near Zachativka (74km south-west of Donetsk).

Non-government-controlled areas

16 January

An SMM mini-UAV spotted:

  • 29 tanks (11 T-72 and 18 T-64) near Bile.

Indications of military and military-type presence in the security zone[3]

Government-controlled areas

16 January

The SMM saw:

  • four IFVs (BMP-1) in Zaitseve (62km north-east of Donetsk).

Non-government-controlled areas

16 January

The SMM saw:

  • three IFVs (BMP variants) near Sofiivka;
  • three armoured personnel carriers (APC) (MT-LB) in Donetsk city; and
  • an APC (BTR-80) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) in Luhansk city.

Long queues of civilians at checkpoints along the contact line

At the checkpoint of the armed formations south of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk), at 09:50 on 16 January, the SMM saw about 3,000 people queuing to travel towards government-controlled areas through one open booth and about 50 queuing in the opposite direction. The Mission saw about 1,500 people waiting at a nearby bus stop. About two hours later, it saw that the queues of people at the checkpoint in both directions had not changed. At the entry-exit checkpoint north of the Stanytsia Luhanska bridge, the SMM observed about 300 people queuing to exit government-controlled areas and about 100 people queuing in the opposite direction.

On 15 January, the SMM saw about 500 people in a queue to enter government-controlled areas through the forward-most Ukrainian Armed Forces checkpoint 3.5km north-east of Berezove (government-controlled, 31km south-west of Donetsk). On 16 January, at the same location, the Mission observed about 200 people.

SMM facilitation of repair works to civilian infrastructure

The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable demining near high voltage power lines near the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk). The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station.

On 15 January, representatives of the Voda Donbassa water company and the State Emergency Services told the Mission that the repair works to a water pipeline near Toretsk (government-controlled, 43km north of Donetsk) and Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk) had been completed, and that the water supply to Toretsk had been restored (for previous observations, see SMM Daily Report 30 October 2018).

 

The SMM follows up on reports of a public gathering in front of the Consulate General of the Russian Federation in Odessa

On 15 January, in Odessa, the SMM followed up on media reports of a public gathering in front of the building of the Consulate General of the Russian Federation at 14 Haharinske Plateau  earlier that day. The Mission saw two red paint splashes: one on the sidewalk in front of the main entrance to the Consulate and a second on the sidewalk on the opposite side of the street. Two National Guard officers present told the SMM that 15 people had gathered on the morning of 15 January in front of the Consulate to express their support of Ukrainian Navy servicemen detained in the Russian Federation, and splashed red paint near the building. A police representative told the Mission that two persons had been brought in for questioning under article 173 of the Code of Administrative Offences of Ukraine (minor hooliganism).

The Mission continued monitoring in Kherson, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.

*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that Joint Centre for Control and Co-ordination should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 15 January 2019). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Denial of access

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.

Other impediments

  • On 16 January, an SMM long-range UAV temporarily lost its GPS signal, assessed as due to jamming, while flying near government-controlled Kostiantynivka (60km north-west of Donetsk) and Zoria (40km north-west of Donetsk).[4]

[1] For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table. During the reporting period, the SMM camera at the entry-exit checkpoint near Pyshchevyk was not operational and fog limited the observation capabilities of the majority of the SMM cameras.

[2] Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

[3] The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

[4] The interference could have originated from anywhere within a radius of several kilometres of the UAV’s position.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/409287