Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 22 февраля 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • Команда Миссии зафиксировала недавние повреждения в результате обстрела в жилом районе неподконтрольного правительству Гольмовского.
  • СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения сил и средств в районе Золотого, а также неподалеку от него.
  • Миссия зафиксировала реактивные системы залпового огня, размещенные в нарушение линий отвода в неподконтрольном правительству районе Луганской области.
  • Беспилотный летательный аппарат СММ дальнего радиуса действия обнаружил четыре военных реактивных самолета, летавших вблизи линии соприкосновения над подконтрольным правительству Ласточкиным.
  • Миссия осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на жизненно важных объектах гражданской инфраструктуры в Луганской области, а также для возможности проведения работ по разминированию в Донецкой области.
  • Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также на блокпосте в районе неподконтрольной правительству Стылой*.

Нарушения режима прекращения огня

В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом около 50 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 140 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к югу и юго-востоку от н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя), к юго-востоку от н. п. Красногоровка (подконтрольный правительству, 21 км к западу от Донецка) и к западу от н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка).

В Луганской области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом около 80 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (15 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано вблизи участка разведения в районе н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) (см. ниже раздел об участках разведения сил и средств).

Повреждения вследствие обстрела в Гольмовском

21 февраля в жилом районе н. п. Гольмовский (неподконтрольный правительству, 49 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели видели 4 свежие воронки (в радиусе 100 м), которые, по их оценке, образовались в результате разрывов минометных мин (82 мм), выпущенных с северо-северо-восточного направления. Первую воронку обнаружено около северо-северо-восточной стороны двухэтажного жилого дома на ул. Советской Армии, 2. Члены патруля Миссии также видели осколочные повреждения на восточной и северной сторонах этого дома и отметили, что два окна на первом этаже (с восточной и северной стороны) были разбиты. Вторую воронку обнаружено примерно в 20 м к югу от двухэтажного жилого дома на ул. Советской Армии, 5. Наблюдатели видели разбитое окно и осколочные повреждения на южной стороне этого дома. Еще две воронки зафиксировано на участке между указанными двумя домами (на расстоянии примерно 50 м от них). По словам жителя первого дома, находясь дома 18 февраля, примерно в 23:30, он услышал «громкий взрыв».

Участки разведения сил и средств

Вечером 21 и в ночь на 22 февраля камера СММ в Золотом зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения ориентировочно в 3–5 км к югу (определить, произошло ли это на участке разведения или за его пределами, не удалось) и 2 снаряда, пролетевших с юго-запада на северо-восток на расстоянии примерно 1–2 км к востоко-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения). Ближе к вечеру 22 февраля эта камера зафиксировала 1 взрыв, оцененный как разрыв, на расстоянии приблизительно 2–3 км к юго-юго-востоку (по оценке, в пределах участка разведения).

Утром 22 февраля со своей позиции к юго-западу от н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к западу от Луганска) команда Миссии слышала примерно 90 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия ориентировочно в 1–2 км к северо-западу (по оценке, за пределами участка разведения в районе Золотого).

В тот же день, осуществляя мониторинг на участке разведения в районе н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска) и к северу от н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), СММ отметила там спокойную ситуацию.

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, размещенное в нарушение линий отвода

Неподконтрольные правительству районы

20 февраля:

По доступным СММ данным воздушного наблюдения обнаружено наличие:

  • 7 реактивных систем залпового огня (РСЗО; неустановленного типа) на полигоне в районе н. п. Миусинск (62 км к юго-западу от Луганска) (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 31 января 2019 года).

Вооружение, размещенное за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения

Подконтрольные правительству районы

21 февраля:

беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия зафиксировал:

  • 8 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) неподалеку от н. п. Новооленевка (48 км к северо-западу от Донецка).

22 февраля:

Миссия зафиксировала:

  • 8 РСЗО (неустановленного типа), стоявших около н. п. Красная Поляна (73 км к юго-западу от Донецка).

Неподконтрольные правительству районы

20 февраля:

По доступным СММ данным воздушного наблюдения обнаружено наличие:

  • 3 танков (неустановленного типа) и 12 единиц буксируемой артиллерии (неустановленного типа) на полигоне около Миусинска (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 31 января 2019 года).

Вооружение, которое Миссия не смогла верифицировать как отведенное

Места размещения отведенного тяжелого вооружения за соответствующими линиями отвода в подконтрольных правительству районах Донецкой области

22 февраля:

Миссия констатировала, что

  • 12 РСЗО (восемь БМ-27 «Ураган», 220 мм, и четыре БМ-30 «Смерч», 300 мм) были в наличии (зафиксированы впервые); а
  • 10 РСЗО (шесть БМ-27 и четыре БМ-30), 6 самоходных гаубиц (2С1) и 9 буксируемых минометов (2Б9 «Василек», 82 мм) по-прежнему отсутствуют.

Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности

Подконтрольные правительству районы

21 февраля:

БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал:

  • 4 военных реактивных самолета, пролетавших над н. п. Ласточкино (19 км к северо-западу от Донецка) с севера на юг, а затем повернули на юго-запад на высоте примерно 3 000 футов.

22 февраля:

Миссия зафиксировала:

  • 4 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-1) около н. п. Веселое (21 км к северу от Донецка); и
  • 2 БРДМ-1 в Красногоровке.

Работы по разминированию и знаки, предупреждающие о минной опасности

В районе н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя) наблюдатели видели 4 транспортных средства с логотипами международной организации по разминированию, стоявших на автодороге, а также примерно 50 человек поблизости. По наблюдениям Миссии, некоторые из них при помощи металлоискателей проводили работы по разминированию в полях неподалеку от дороги (см. Ежедневный отчет СММ от 20 февраля 2019 года).

На юго-западной окраине от н. п. Раевка (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-западу от Луганска) команда СММ впервые зафиксировала предупредительный знак о минной опасности (красного и желтого цветов с надписью «Стоп! Мины» на русском языке) в 1 м к северу от автодороги. В н. п. Золотое-5 (Михайловка; подконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) наблюдатели отметили, что хвостовой стабилизатор реактивной противотанковой гранаты (РПГ-7), зафиксированный ранее возле дома, извлечен (см. Ежедневный отчет СММ от 22 февраля 2019 года).

Усилия Миссии по содействию проведению ремонтных работ на объектах гражданской инфраструктуры

СММ осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения осмотра и ремонтных работ на водозаборных станциях на Петровской водонасосной станции у н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска). Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка).

Приграничный район, который не контролируется правительством

Находясь в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Новоазовск (40 км к востоку от Мариуполя) в течение 20 минут, наблюдатели видели, что в Украину въехали 4 автомобиля (1 с украинскими номерными знаками, 2 — с российскими и 1 с табличками «ДНР»). Тем временем из Украины выехали 6 автомобилей (3 с украинскими номерными знаками и 3 — с российскими) и 1 тентованный грузовик (с украинскими номерными знаками).

СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 18 февраля 2019 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях, по-прежнему оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года вблизи Пришиба произошел инцидент, который привел к гибели человека.

Запрет доступа:

  • Трое членов вооруженных формирований (один был явно вооружен) на блокпосте в н. п. Стылая (неподконтрольный правительству, 34 км к югу от Донецка) отказали патрулю Миссии в проезде, заявив, что проезжать дальше не разрешено из-за наличия «объекта» вблизи этой автодороги.

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали СММ в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.
  • На блокпосте Вооруженных сил Украины к северу от моста в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что работы по разминированию в этом районе не проводились.

Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода камера СММ в Светлодарске не функционировала.

Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

Из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, Миссия лишена доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.

Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер.

Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Источник https://www.osce.org/ru/special-monitoring-mission-to-ukraine/412307

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 22 February 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, the SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region.
  • The Mission saw fresh damage caused by shelling in a residential area of non-government-controlled Holmivskyi.
  • The SMM recorded ceasefire violations inside and near the Zolote disengagement area.
  • The Mission saw multiple launch rocket systems in violation of the withdrawal lines in a non-government-controlled area of Luhansk region.
  • Its long-range unmanned aerial vehicle spotted four military jet aircrafts flying over government-controlled Lastochkyne, near the contact line.
  • The SMM monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to essential civilian infrastructure in Luhansk region and demining activities in Donetsk region.
  • Restrictions of the Mission’s access continued in all three disengagement areas as well as at a checkpoint near non-government-controlled Styla.*

Ceasefire violations

In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 50 explosions, compared with the previous reporting period (about 140 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded in areas south and south-east of Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol), at south-easterly directions of Krasnohorivka (government-controlled, 21km west of Donetsk) and at westerly directions of Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk).

In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 80 explosions, compared with the previous reporting period (15 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded near the disengagement area close to Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) (see Disengagement areas below).

Damage caused by shelling in Holmivskyi

In a residential area of Holmivskyi (non-government-controlled, 49km north-east of Donetsk), on 21 February, the SMM saw four fresh craters within a radius of 100m, assessed as caused by 82mm mortar rounds fired from a north-north-easterly direction. The first crater was next to the north-north-eastern side of an inhabited two-storey apartment building at 2 Radianskoi Armii Street. The SMM observed shrapnel damage on the east- and north-facing sides of the building and that its two first-floor windows (one facing east, the other north) were broken. The second crater was about 20m south of an inhabited two-storey apartment building at 5 Radianskoi Armii Street. The SMM saw a broken window and shrapnel damage on the building’s south-facing side. The remaining two craters were observed in the area between the two buildings (about 50m from the buildings). A male resident of the first building told the SMM that at around 23:30 on 18 February, while at home, he had heard a “loud explosion”.

Disengagement areas

On the evening and night of 21-22 February, the SMM camera in Zolote recorded an undetermined explosion at an assessed range of 3-5km south (unable to assess whether inside or outside the disengagement area) and two projectiles in flight from south-west to north-east at an assessed range of 1-2km east-south-east (assessed as outside the disengagement area). In the late afternoon of 22 February, the camera recorded an explosion assessed as an impact at an assessed range of 2-3km south-south-east (assessed as inside the disengagement area).

On the morning of 22 February, positioned south-west of Molodizhne (non-government-controlled, 63km west of Luhansk), the SMM heard about 90 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire at an assessed range of 1-2km north-west (assessed as outside the Zolote disengagement area).

The same day, positioned inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk) and north of Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), the SMM observed calm situations.

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

In violation of withdrawal lines

Non-government-controlled areas

20 February:

Aerial imagery available to the SMM revealed the presence of:

  • seven multiple launch rocket systems (MLRS) (type undetermined) in a training area near Miusynsk (62km south-west of Luhansk) (for previous observations, see SMM Daily Report 31 January 2019).

Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites

Government-controlled areas

21 February

An SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted:

  • eight self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Novoolenivka (48km north-west of Donetsk).

22 February

The SMM saw:

  • eight stationary MLRS (type undetermined) near Krasna Poliana (73km south-west of Donetsk).

Non-government-controlled areas

20 February:

Aerial imagery available to the SMM revealed the presence of:

  • three tanks (type undetermined) and 12 pieces of towed artillery (type undetermined) in a training area near Miusynsk (for previous observations, see SMM Daily Report 31 January 2019).

Weapons that the SMM could not verify as withdrawn

At heavy weapons holding areas beyond the respective withdrawal lines in government-controlled areas of Donetsk region

22 February

The SMM noted that:

  • 12 MLRS (eight BM-27 Uragan, 220mm and four BM-30 Smerch, 300mm), all observed for the first time, were present and
  • ten MLRS (six BM-27 and four BM-30), six self-propelled howitzers (2S1) and nine towed mortars (2B9 Vasilek, 82mm) remained missing.

Indications of military and military-type presence in the security zone

Government-controlled areas

21 February

An SMM long-range UAV spotted:

  • four military jet aircrafts flying over Lastochkyne (19km north-west of Donetsk), from north to south and then turn south-west at an altitude of approximately 3,000 feet.

22 February

The SMM saw:

  • four armoured reconnaissance vehicles (BRDM-1) near Vesele (21km north of Donetsk) and
  • two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-1) in Krasnohorivka.

Demining activities and mine hazard signs

Near Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol), the SMM saw four vehicles each with the logo of an international demining organization parked on a road and about 50 persons nearby. The Mission observed some of them conducting demining activities with metal detectors in fields adjacent to the road. (See SMM Daily Report 20 February 2019.)

On the south-western edge of Raivka (non-government-controlled, 16km north-west of Luhansk), the SMM observed a mine hazard sign (red and yellow with the “Stop mines” written in Russian) for the first time 1m north of a road. In Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), the SMM noted that a previously observed tailfin of a rocket-propelled grenade (RPG-7) next to a house was no longer present (see SMM Daily Report 22 February 2019).

SMM facilitation of repair works to civilian infrastructure

The SMM monitored adherence to the ceasefire to enable inspection and repairs to water wells at the Petrivske water pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk). The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk).

Border area outside government control

While at a border crossing point near Novoazovsk (40km east of Mariupol) for 20 minutes, the SMM saw four cars (one with Ukrainian and two with Russian Federation licence plates, and one with “DPR” plates) entering Ukraine. The SMM also saw six cars (three with Ukrainian and three with Russian Federation licence plates) and one covered cargo truck (with Ukrainian licence plates) exiting Ukraine.

The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.

*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 18 February 2019). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Denial of access:

  • At a checkpoint in Styla (non-government-controlled, 34km south of Donetsk), three members of the armed formations (one of them visibly armed) denied the SMM passage, saying that it was not allowed to continue as there was a “compound” near the road ahead.

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.
  • At a Ukrainian Armed Forces checkpoint north of the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk), a Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that there had been no demining in the area.
 

For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table. During the reporting period, the SMM camera in Svitlodarsk was not operational.

* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.

Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

Due to the presence of mines, including a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.

The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons.

The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/412295