Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 19 апреля 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • Наблюдатели видели свежие повреждения жилых домов вследствие обстрела в Донецке.
  • В Донецкой области разбился БПЛА СММ дальнего радиуса действия, а БПЛА СММ малого радиуса действия был поврежден вследствие стрельбы.
  • Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода.
  • СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения сил и средств в районе Золотого.
  • Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на жизненно важных объектах гражданской инфраструктуры в Донецкой и Луганской областях.
  • Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения. Свобода передвижения наблюдателей также была ограничена вблизи Маркиного, а также в Новоазовске и Должанском, в районах около границы с Российской Федерацией*.

Нарушения режима прекращения огня

В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав больше взрывов (примерно 150), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 110). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к юго-востоку от н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя), а также к северу, северо-западу и западу от центрального железнодорожного вокзала Донецка (неподконтрольный правительству, 6 км к северо-западу от центра города).

В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом больше взрывов (около 150), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 20 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к северо-северо-западу от н. п. Калиново-Борщеватое (неподконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска), к северо-востоку, востоко-юго-востоку и югу от н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска) и на участке разведения в районе н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска).

Беспилотный летательный аппарат СММ дальнего радиуса действия разбился вблизи линии соприкосновения в Донецкой области

В 01:26 19 апреля, пролетая над районом вблизи н. п. Угледар (подконтрольный правительству, 48 км к юго-западу от Донецка), БПЛА СММ дальнего радиуса действия терял сигнал обоих GPS-модулей вследствие действия радиопомех (по оценке, в результате глушения). Действие радиопомех продолжалось до 02:35, когда команда Миссии потеряла контроль над БПЛА, пытаясь направить аппарат к наземной станции контроля полетов неподалеку от н. п. Степановка (подконтрольный правительству, 54 км к северу от Донецка). По оценке СММ, БПЛА разбился в 02:36 в районе к западу от н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка) и к северо-востоку от н. п. Новгородское (подконтрольный правительству, 35 км к северу от Донецка). Сейчас слишком рано делать выводы о причинах инцидента. Миссия принимает неотложные меры для установления местоположения БПЛА*.

Свежие повреждения жилых домов вследствие обстрела в Донецке

В жилом районе в северо-западной части Донецка, на ул. Богатырской, 35, наблюдатели видели свежие повреждения на восточной стене двухэтажного дома. Команда СММ отметила, что большинство плиток на участке стены были выбиты и разбиты, а выбитое окно было закрыто фанерой. Члены патруля Миссии также видели повреждения на восточной части крыши над поврежденной стеной, при этом металлическая крыша была изогнута вверх, а выходящее на юго-запад окно надворного санузла было разбито. Примерно в 0,5 м к востоку от дома наблюдатели видели свежую воронку вблизи поврежденной стены. Смотритель дома (женщина в возрасте от 30 до 40 лет) сообщила, что житель дома не находился в доме во время обстрела.

Ориентировочно в 15 м к востоку от вышеуказанного дома, на ул. Зоологической, 13, команда Миссии видела, что 2 выходящих на запад окна в двухэтажном доме были разбиты и перекрыты полимерной пленкой. Возле дома наблюдатели видели след от удара на металлической ванной, а также разбросанные по двору осколки. 90-летняя жительница дома сообщила, что вечером 17 апреля она и ее дочь (в возрасте от 50 до 60 лет) находились в доме, когда она услышала громкий звук. По оценке СММ, повреждения обоих домов вызваны обстрелом из северного направления. Установить тип примененного вооружения не представлялось возможным.

БПЛА СММ малого радиуса действия поврежден в результате стрельбы

Осуществляя полет БПЛА СММ малого радиуса действия на юго-восточной окраине н. п. Курдюмовка (подконтрольный правительству, 54 км к северу от Донецка), наблюдатели слышали 15 выстрелов из стрелкового оружия ориентировочно в 700 м к юго-западу. По их оценке, огонь велся в направлении БПЛА, пролетавшего на высоте примерно 150 м ориентировочно в 700 м к юго-западу от позиции патруля. Команда Миссии приземлила БПЛА и увидела, что одна лопасть пропеллера была повреждена, по оценке, в результате попадания пули из автомата. Команда СММ покинула этот район*.

Участки разведения сил и средств

18 апреля БПЛА СММ малого радиуса действия обнаружил 1 боевую бронированную машину (ББМ) к северу от железнодорожного моста и к западу от автодороги Т1316 на участке разведения в районе н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) (по оценке, принадлежавшую Вооруженным силам Украины). В этот день тот же БПЛА вновь зафиксировал 3 противотанковые мины (вероятно ТМ-62; по оценке, принадлежавшие Вооруженным силам Украины) к западу от автодороги Т1316 (из которых ближайшая находилась в 10 м к западу от дороги), не менее 30 противотанковых мин (неустановленного типа) к западу от автодороги Т1316, а также не менее 41 противотанковой мины (неустановленного типа), по оценке, принадлежавших вооруженным формированиям, заложенных в три ряда к востоку от той же дороги (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 17 ноября 2018 года). БПЛА впервые обнаружил треугольный предупреждающий знак о минной опасности красного цвета на западном крае той же дороги примерно в 70 м к юго-востоку от вышеупомянутой 41 противотанковой мины.

Днем 19 апреля, осуществляя мониторинг примерно в 600 м к югу от блокпоста вооруженных формирований на южном крае участка разведения в районе Золотого, команда СММ слышала 1 взрыв, оцененный как разрыв снаряда, и 4 очереди из стрелкового оружия — все ориентировочно в 1–3 км к северу и северо-северо-западу, а также 2 взрыва неопределенного происхождения и примерно 50 выстрелов и очередей из стрелкового оружия ориентировочно в 700–800 м к северу и востоко-северо-востоку (все, по оценке, в пределах участка разведения). В тот же день, находясь примерно в 1,5 км к юго-западу от н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали 4 взрыва неопределенного происхождения ориентировочно в 4–5 км к северо-востоку (по оценке, в пределах участка разведения).

Осуществляя наблюдение на участке разведения в районе н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), Миссия отметила там спокойную обстановку.

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, размещенное в нарушение линий отвода

Неподконтрольные правительству районы

18 апреля БПЛА СММ малого радиуса действия обнаружил 3 танка (Т-64) около н. п. Лобачево (13 км к востоку от Луганска).

БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 19 танков (неустановленного типа) возле н. п. Бойковское (быв. Тельманово; 67 км к юго-востоку от Донецка), в зоне, где размещение тяжелого вооружения и военной техники запрещено согласно пункту 5 Меморандума от 19 сентября 2014 года.

Вооружение, размещенное за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения

Неподконтрольные правительству районы

18 апреля

БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 10 танков (неустановленного типа) на полигоне вблизи н. п. Покровка (36 км к востоку от Донецка).

Вооружение, которое Миссия не смогла верифицировать как отведенное

Места размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольных правительству районах Донецкой области

19 апреля

Команда СММ видела, что одно из мест заброшено, а 6 буксируемых минометов (ПМ-38, 120 мм), 18 буксируемых гаубиц (Д-20, 152 мм), 20 самоходных гаубиц (2С3 «Акация», 152 мм), 6 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) и 80 танков (Т-64) по-прежнему отсутствовали.

Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности

Подконтрольные правительству районы

18 апреля

БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал подвижную радиолокационную станцию (СТ-68УМ) вблизи н. п. Петровское (61 км к юго-западу от Донецка).

19 апреля

Миссия зафиксировала:

  • 1 бронетранспортер (БТР-70) вблизи блокпоста Вооруженных сил Украины в н. п. Кирилловка (26 км к северо-востоку от Мариуполя); и
  • 1 БТР?70 около н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка).

Неподконтрольные правительству районы

18 апреля

БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал:

  • 4 ББМ возле н. п. Михайловка (30 км к северо-востоку от Донецка);
  • 9 боевых машин пехоты возле Бойковского, в зоне, где размещение тяжелого вооружения и военной техники запрещено согласно пункту 5 Меморандума от 19 сентября 2014 года;
  • 2 бронетранспортера (МТ-ЛБ) и 1 ББМ возле н. п. Безыменное (100 км к югу от Донецка);
  • 2 предположительно ББМ (неустановленного типа) вблизи н. п. Казацкое (86 км к югу от Донецка);
  • 2 ББМ (типа БМП) вблизи н. п. Крещатицкое (86 км к югу от Донецка);
  • 3 ББМ (типа БМП), а также 1 МТ-ЛБ в н. п. Сосновское (78 км к югу от Донецка); и
  • 2 грузовика с кузовами-фургонами для перевозки оборудования связи вблизи Безыменного.

Мини-БПЛА СММ обнаружил:

  • 7 БМП-1 и 1 МТ-ЛБ возле Лобачево; и
  • 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) недалеко от Луганска.

Зафиксированные впервые неразорвавшиеся боеприпасы и предупреждающие знаки о минной опасности

Наблюдатели впервые видели реактивную противотанковую гранату (РПГ-7), застрявшую в поле примерно в 5 м к югу от дороги и ориентировочно в 1,3 км к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь; неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя), на дороге между Верхнешироковским и н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя).

На южном въезде в н. п. Черненко (подконтрольный правительству, 21 км к северо-востоку от Мариуполя) в поле на расстоянии 20 м к востоку от дороги команда СММ впервые видела предупреждающий знак о минной опасности (с надписью «Стоп! Мины!» «Осторожно! Мины!» на русском языке), прикрепленный к деревянной доске. На участке дороги между н. п. Лебединское (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Мариуполя) и перекрестком с автодорогой Т0519 члены патруля Миссии впервые видели предупреждающий знак о минной опасности (с надписью «Участок небезопасен/Стоп! Мины!» на украинском языке), прикрепленный к дереву примерно в 2 м к северу от дороги.

Более интенсивное пассажиро-транспортное движение на контрольном пункте въезда-выезда в Гнутово

Наблюдатели отметили, что пассажиро-транспортный поток через контрольный пункт въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя) был интенсивнее обычного в связи с недавним переоборудованием КПВВ (в том числе новыми кабинами, навесными конструкциями и асфальтовым покрытием) на подконтрольной правительству стороне (см. Ежедневный отчет СММ от 16 апреля 2019 года). По их наблюдениям, примерно 100 автомобилей и ориентировочно 45 пешеходов ожидали в очереди в направлении подконтрольных правительству районов, при этом пассажиро-транспортный поток в противоположном направлении зафиксирован не был.

Усилия СММ по содействию проведению ремонтных работ на объектах гражданской инфраструктуры

Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на Петровской насосной станции недалеко от н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), а также на водопроводе около н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) и на линиях электропередачи возле н. п. Спартак (неподконтрольный правительству, 9 км к северу от Донецка). СММ также осуществляла мониторинг ситуации с безопасностью в районе водонасосной станции около н. п. Василевка (неподконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка) и продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС.

Приграничные районы, которые не контролируются правительством

В пункте пропуска на границе возле н. п. Должанское (84 км к юго-востоку от Луганска) наблюдатели видели, что в Украину въехали 2 тентованных грузовика (с табличками «ЛНР») и вошли 6 пешеходов. Спустя примерно 15 минут член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район*.

Осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) на протяжении примерно часа, наблюдатели видели, что в Украину въехали 28 автомобилей (5 с украинскими номерными знаками, 7 — с российскими, 3 — с грузинскими и 13 с табличками «ДНР»), 2 автобуса (с табличками «ДНР» и примерно 45–50 пассажирами на борту каждого) и 9 тентованных грузовиков (6 с украинскими номерными знаками, 1 — с российскими и 2 с табличками «ДНР»), а также вошли 4 пешехода. В то же время команда СММ видела, что из Украины выехали 30 автомобилей (6 с украинскими номерными знаками, 7 — с российскими и 17 с табличками «ДНР») и 2 автобуса (с табличками «ДНР» и 55–60 пассажирами на борту каждого).

Ведя наблюдение в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка) в течение примерно 30 минут, члены патруля Миссии видели, что из Украины вышли 3 пешехода.

Находясь в пункте пропуска на границе недалеко от н. п. Новоазовск (102 км к юго-востоку от Донецка) в течение примерно 40 минут, команда СММ видела, что в Украину въехали 4 автомобиля (1 с украинскими номерными знаками, 2 — с российскими и 1 с табличками «ДНР») и 3 грузовика (1 с украинскими номерными знаками и 2 с табличками «ДНР»). В течение аналогичного периода времени команда Миссии отметила, что из Украины выехали 4 автомобиля (2 с украинскими номерными знаками и 2 с табличками «ДНР») и 5 тентованных грузовиков (3 с украинскими номерными знаками и 2 с табличками «ДНР»).

В тот же день, осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе возле н. п. Новоборовицы (79 км к югу от Луганска), команда Миссии не зафиксировала пассажиро-транспортного потока в каком-либо направлении.

СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано?Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по?прежнему ограничена.

Запрет доступа:

  • На блокпосте вооруженных формирований к северу от н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя) двое вооруженных членов вооруженных формирований отказали патрулю Миссии в проезде в южном направлении к Новоазовску, в северном направлении к н. п. Гусельщиково (неподконтрольный правительству, 95 км к юго-востоку от Донецка), а также в восточном направлении к границе с Российской Федерацией, ссылаясь на «соображения безопасности».
  • На блокпосте вооруженных формирований к западу от н. п. Маркино (неподконтрольный правительству, 94 км к югу от Донецка) двое вооруженных членов вооруженных формирований отказали патрулю Миссии в проезде на запад в направлении к н. п. Александровское (быв. Розы Люксембург; неподконтрольный правительству, 90 км к юго-востоку от Донецка), ссылаясь на «проведения учений с боевой стрельбой» на расположенном неподалеку полигоне.
  • В пункте пропуска на границе возле н. п. Должанское (неподконтрольный правительству, 84 км к юго-востоку от Луганска) член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район.

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали СММ в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.
  • На блокпосте Вооруженных сил Украины к северу от моста в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что дорога, ведущая в южном направлении от моста, не была разминирована.

Задержка:

  • На блокпосте вооруженных формирований примерно в 600 м к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь; неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя) вооруженный член вооруженных формирований остановил патруль Миссии и задержал его примерно на 20 минут, прежде чем разрешить наблюдателям проехать через блокпост в неподконтрольные правительству районы.

Другие препятствия:

  • Осуществляя полет БПЛА СММ малого радиуса действия на юго-восточной окраине н. п. Курдюмовка (подконтрольный правительству, 54 км к северу от Донецка), наблюдатели слышали 15 выстрелов из стрелкового оружия ориентировочно в 700 м к юго-западу. По их оценке, огонь велся в направлении БПЛА. Команда Миссии приземлила БПЛА и увидела, что БПЛА был поврежден, по оценке, в результате попадания пули. Патруль СММ покинул этот район (см. выше).
  • Вечером 18 и в ночь на 19 апреля, осуществляя полет над подконтрольными и неподконтрольными правительству районами Донецкой области, БПЛА СММ дальнего радиуса действия терял сигнал обоих GPS-модулей, по оценке, в результате глушения (см. выше).

Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.

Глушение сигнала могло осуществляться из любого места в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА. 

Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

Миссия зафиксировала наличие вооружения, которое не смогла верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер.

Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Глушение сигнала могло осуществляться из любого места в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 19 April 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, the SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions.
  • The SMM saw fresh damage from shelling to residential houses in Donetsk city.
  • In Donetsk region, an SMM long-range UAV crashed and an SMM mini-UAV sustained damage from gunfire.
  • The SMM observed weapons in violation of the withdrawal lines.
  • The Mission recorded ceasefire violations inside the Zolote disengagement area.
  • The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to essential civilian infrastructure in both Donetsk and Luhansk regions.
  • Restrictions of the Mission’s access continued in all three disengagement areas. The SMM was also restricted near Markyne, as well as in Novoazovsk and Dovzhanske, areas near the border with the Russian Federation.*

Ceasefire violations

In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including more explosions (about 150), compared with the previous reporting period (about 110 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded in areas south-east of Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol) and north, north-west and west of the Donetsk central railway station (non-government-controlled, 6km north-west of Donetsk).

In Luhansk region, the Mission recorded more ceasefire violations, including more explosions (about 150), compared with the previous reporting period (about 20 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded in areas north-north-west of Kalynove-Borshchuvate (non-government-controlled, 61km west of Luhansk) north-east, east-south-east and south of Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk) and inside the disengagement area near Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk).

SMM long-range unmanned aerial vehicle crashes near contact line in Donetsk region

At 01:26, 19 April, while near Vuhledar (government-controlled, 48km south-west of Donetsk), an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) encountered dual GPS signal interference, assessed as due to jamming. This interference continued until 02:35, when, while attempting to navigate the UAV to its ground control station near Stepanivka (government-controlled, 54km north of Donetsk), the SMM lost control of the UAV. The SMM assesses that it crashed at 02:36, in an area west of Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk) and north-east of Novhorodske (government-controlled, 35km north of Donetsk). It is premature to draw conclusions about the causes of the incident. The SMM is making urgent efforts to locate the UAV.*

Fresh damage from shelling to residential houses in Donetsk city

In a residential neighbourhood in north-western Donetsk city, at 35 Bohatyrska Street, the SMM saw fresh damage to the east-facing wall of a two-storey house, with most of the tiles broken and dislodged on an area of the wall, as well as a broken window covered in plywood. The Mission also saw fresh damage to the east-facing side of the roof above the damaged wall, with the metal roof bent upwards, as well as a shattered south-west-facing window in an outdoor toilet. About 0.5m east of the house, the SMM saw a fresh crater close to the damaged wall. A caretaker of the house (woman, 30-40 years old) told the SMM that the resident of the house was not present at the time of shelling.

About 15m east of the abovementioned house, at 13 Zoolohichna Street, the SMM saw two west-facing shattered windows covered with plastic sheeting on a two-storey house. Next to the house, the SMM saw an impact mark to a metal bathtub and pieces of shrapnel around the yard. A resident of the house (woman, about 90 years old) told the SMM that she had been inside the house with her daughter (50-60 years old) on the evening of 17 April when she had heard a loud sound. The SMM assessed that the damage at both houses was caused by shelling from a northerly direction, but could not assess the type of weapon used.

SMM mini-UAV sustains damage from gunfire

While conducting a mini-UAV flight on the south-eastern edge of Kurdiumivka (government-controlled, 54km north of Donetsk), the SMM heard 15 shots of small-arms fire at an assessed range of 700m south-west, assessed as aimed at the UAV which was flying about 700m south-west of the SMM’s position at an altitude of about 150m. The Mission landed the UAV and observed that one UAV propeller blade had sustained damage, assessed to be caused by a bullet from a rifle. The SMM left the area.*

Disengagement areas

On 18 April an SMM mini-UAV spotted an armoured combat vehicle (ACV) north of the railway bridge and west of road T1316 inside the disengagement area near Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk), assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces. On the same day, the same UAV again spotted three anti-tank mines (probable TM-62), assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces, west of road T1316 (the nearest of which was located 10m west of the road), as well as at least 30 anti-tank mines (types undetermined) west of road T1316 and at least 41 anti-tank mines (types undetermined), assessed as belonging to the armed formations, east of the same road laid in three rows (for previous observations see SMM Daily Report 17 November 2018). The UAV spotted for the first time a red, triangular mine hazard sign on the western side of the same road about 70m south-east of the aforementioned 41 anti-tank mines.

During the day on 19 April, positioned about 600m south of the checkpoint of the armed formations on the southern edge of the Zolote disengagement area, the SMM heard an explosion assessed as an impact and four bursts of small-arms fire, all at an assessed range of 1-3km north and north-north-west, as well as two undetermined explosions and about 50 shots and bursts of small-arms fire at an assessed range of 700m-800m north and east-north-east, all assessed as inside the disengagement area. On the same day, positioned about 1.5km south-west of Molodizhne (non-government-controlled, 63km north-west of Luhansk), the SMM heard four undetermined explosions at an assessed range of 4-5km north-east, assessed as inside the disengagement area.

Positioned inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk) the SMM observed a calm situation.

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

In violation of withdrawal lines

Non-government-controlled areas

On 18 April, an SMM mini-UAV spotted three tanks (T-64) near Lobacheve (13km east of Luhansk).

An SMM long-range UAV spotted 19 tanks (types undetermined) near Boikivske (formerly Telmanove, 67km south-east of Donetsk) in a zone within which deployment of heavy armament and military equipment is further proscribed according to Point 5 of the Memorandum of 19 September 2014.

Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites

Non-government-controlled areas

  1. April

An SMM long-range UAV spotted ten tanks (types undetermined) in a training area near Pokrovka (36km east of Donetsk).

Weapons that the SMM could not verify as withdrawn

At heavy weapons holding areas in government-controlled areas of Donetsk region

19 April

The SMM saw that one of the sites was abandoned and that six towed mortars (PM-38, 120mm), 18 towed howitzers (D-20, 152mm), 20 self-propelled howitzers (2S3 Akatsiya, 152mm), six self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) and 80 tanks (T-64) continued to be missing.

Indications of military and military-type presence in the security zone

Government-controlled areas

  1. April

An SMM long-range UAV spotted a mobile radar system (ST-68UM, Tin Shield) near Petrivske (61km south-west of Donetsk).

  1. April

The SMM saw:

  • an armoured personnel carrier (APC) (BTR-70) near a checkpoint of the Ukrainian Armed Forces in Kyrylivka (26km north-east of Mariupol); and
  • an APC (BTR-70) near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk).

Non-government-controlled areas

18 April

An SMM long-range UAV spotted:

  • four ACVs near Mykhailivka (30km north-east of Donetsk);
  • nine infantry fighting vehicles (IFV) near Boikivske, in a zone within which deployment of heavy armament and military equipment is proscribed according to Point 5 of the Memorandum of 19 September 2014;
  • two APCs (MT-LB) and an ACV near Bezimenne (100km south of Donetsk);
  • two probable ACVs (types undetermined) near Kozatske (86km south of Donetsk);
  • two IFVs (BMP variants) near Khreshchatytske (86km south of Donetsk;
  • three IFVs (BMP variants) as well as an APC (MT-LB) in  Sosnivske (78km south of Donetsk); and
  • two box-bodied utility trucks used for communications equipment near Bezimenne.

An SMM mini-UAV spotted:

  • seven IFVs (BMP-1) and an APC (MT-LB) near Lobacheve; and
  • an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) near Luhansk city.

Unexploded ordnance and mine hazard signs seen for the first time

The SMM saw for the first time an anti-tank rocket-propelled grenade (RPG-7) embedded in a field about 5m south of the road and about 1.3km west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol) on the road between Verkhnoshyrokivske and Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol).

At the southern entrance of Chernenko (government-controlled, 21km north-east of Mariupol), in a field 20m east of the road, the SMM saw a mine hazard sign for the first time,  with “Stop, Mines! Danger, Mines” written in Russian, attached to a wooden plank. On the road between Lebedynske (government-controlled, 16km north-east of Mariupol) and the junction for road T-0519, the SMM saw a mine hazard sign for the first time, with “The Area is Not Safe/Stop Mines” written in Ukrainian, attached to a tree about 2m north of the road.

Increased traffic at Hnutove entry-exit checkpoint

The SMM saw traffic higher than usual passing through the entry-exit checkpoint (EECP) in Hnutove (government-controlled, 20km north-east of Mariupol), following recent upgrades on the government-controlled side, including new booths, overhead structures and fresh tarmac (see SMM Daily Report 16 April 2019). The Mission saw about 100 cars and about 45 pedestrians queuing to enter government-controlled areas, and no traffic or pedestrians queuing to exit government-controlled areas.

SMM facilitation of repairs to civilian infrastructure

The Mission facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), as well as to a water pipeline near Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) and to power lines near Spartak (non-government-controlled, 9km north of Donetsk). The SMM also monitored the security situation in the area of the pumping station near Vasylivka (non-government-controlled, 20km north of Donetsk) and facilitated the operation of the DFS.

Border areas outside government control

While at a border crossing point near Dovzhanske (84km south-east of Luhansk), the SMM saw two covered cargo trucks with “LPR” plates and six pedestrians entering Ukraine. After about 15 minutes, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.* 

While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about an hour, the SMM saw 28 cars (five with Ukrainian, seven with Russian Federation and three with Georgian licence plates 13 with “DPR” plates), two buses (with “DPR” plates, about 45-50 passengers each), nine covered cargo trucks (six with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates, and two with “DPR” plates) and four pedestrians entering Ukraine. During the same time, the SMM saw 30 cars (six with Ukrainian and seven with Russian Federation licence plates and 17 with “DPR” plates) and two buses (with “DPR” plates, 55-60 passengers each) exiting Ukraine.

While at a border crossing point near Ulianivske (61km south-east of Donetsk) for about 30 minutes, the SMM saw three pedestrians exiting Ukraine.

While at a border crossing point near Novoazovsk (102km south-east of Donetsk) for about 40 minutes, the SMM saw four cars (one with Ukrainian and two with Russian Federation licence plates, and one with “DPR” plates) and three trucks (one with Ukrainian licence plates and two with “DPR” plates) entering Ukraine. During the same time, the SMM saw four cars (two with Ukrainian licence plates and two with “DPR” plates) and five covered cargo trucks (three with Ukrainian licence plates and two with “DPR” plates) exiting Ukraine.

On the same day, while at a border crossing point near Novoborovytsi (79km south of Luhansk), the SMM saw no pedestrians or traffic entering or exiting Ukraine.

The Mission continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.

*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Denials of access:

  • At a checkpoint of the armed formations north of Novoazovsk (non-government-controlled, 40km east of Mariupol), two armed members of the armed formations prevented the SMM from proceeding south towards Novoazovsk, north towards Huselshchykove (non-government-controlled, 95km south-east of Donetsk) and east towards the border with the Russian Federation, citing “security reasons”.
  • At a checkpoint of the armed formations west of Markyne (non-government-controlled, 94km south of Donetsk), two armed members of the armed formations prevented the SMM from continuing west towards Oleksandrivske (formerly Rozy Liuksemburh, non-government-controlled, 90km south-east of Donetsk), citing an “ongoing live-fire exercise” at a nearby training area. 
  • At a border crossing point near Dovzhanske (non-government-controlled, 84km south-east of Luhansk), a member of the armed formations told the SMM to leave the area.

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.
  • At a checkpoint of the Ukrainian Armed Forces north of the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk), a Ukrainian Armed Forces representative to the JCCC told the Mission that mines on the road south of the bridge had not been cleared.

Delay:

  • At a checkpoint of the armed formations about 600m west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol) an armed member of the armed formations stopped the SMM for about 20 minutes before allowing the SMM to proceed through the checkpoint into non-government-controlled areas.  

Other impediments:

  • While conducting a mini-UAV flight on the south-eastern edge of Kurdiumivka (government-controlled, 54km north of Donetsk), the SMM heard 15 shots of small-arms fire at an assessed range of 700m south-west, assessed as aimed at the UAV. The UAV Mission landed the UAV and observed that the UAV had sustained damage, assessed to be caused by a bullet. The SMM left the area. (see above)
  • On the evening and night of 18-19 April, an SMM long range-UAV encountered dual GPS signal interference, assessed as due to jamming, while flying over government- and non-government-controlled areas of Donetsk region. (see above)

Please see the annexed tablefor a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.

The interference could have originated from anywhere within a radius of kilometres from the UAV’s position. 

Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons.

The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

The interference could have originated from anywhere within a radius of kilometres from the UAV’s position.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/417797