Антитеррористическая операция на востоке Украины
 

Статьи

 

 

Восток Украины – народ против армии. "Уезжайте в свою бандерщину!"

29.12.2014

От просто грубости в разговоре до мародерства и телесных повреждений. Непростые отношения украинских военных с жителями территорий, которые отвоеваны у "ЛНР" и "ДНР", для многих журналистов – табу.

Военное командование тоже не спешит предавать "компрометирующие" факты огласке. Как будто проблема исчезнет сама собой, если не выносить сор из избы.

Нервы на пределе. У всех

"Вход в ресторан с оружием строго воспрещен!" Такое объявление вывешено на дверях северодонецкой гостиницы "Мир".
"У нас инцидентов не было, но сами представьте: вы за столом, а тут люди с автоматами входят. И подавиться можно", – объясняет администратор на ресепшне.
Девушка не захотела говорить о трагедии, которая разыгралась в ресторане "Шале", где в конце ноября потасовка между бойцами батальона "Луганск" и местными жителями закончилась стрельбой. Военный ранил двоих северодончан, из которых медики сумели спасти лишь одного. Убийцу милиция задержала спустя неделю в Киеве.
Поразительно, но даже эта история, которую никто в городе не забыл, не останавливает некоторых "камикадзе".
"Я неоднократно сталкивался с тем, что стоят солдаты с автоматами, пьют пивко, а к ним пристают: "Какого хрена вы приехали, уезжайте назад в свою бандерщину". Иначе, чем провокацией, это не назовешь", – считает житель Северодонецка Александр Семененко.
А ведь бывает, что для вспышки ярости даже и провокации никакой не нужно.
…Четверых военных нужно было расквартировать, пока их машина была в ремонте, и группу взяли к себе на постой женщины-волонтеры. Одной из них не повезло.
"Нормальные по виду ребята. Я приготовила ужин, как обычно гостей встречают. "Разувайтесь, пожалуйста". – "Мы разуваться не будем". В берцах по всей хате, "будем курить, где хотим". "Будете кофе?" – налила. Тот попробовал – "Что это за кофе?!" и гахнул чашку об стол. Второй начал его успокаивать, а тот хватает автомат… На этом все не закончилось. У меня пропорота нога, чтоб вы понимали. Он на следующий день плакал, извинялся", – рассказывает северодончанка Светлана.
Как выяснилось, парень, который сорвался, пережил мясорубку под Иловайском. Его остальные трое ругали, мол, "из-за таких, как ты, нас врагами считают".
"Мы-то в любом случае поймем и простим, оправдаем для себя – они наши. А если такое случилось в доме, где их не считают своими?" – добавляет Светлана.

Свои протии "своих"

Не считает украинскую армию "своими" значительная часть местных жителей. Пророссийские настроения в Северодонецке, да и на многих других территориях, которые сегодня вернулись под контроль Украины, остаются довольно сильными.
Во власти, по сути, те же люди, что организовывали и проводили "референдум" об отделении Луганщины от Украины. Многие учителя в школах продолжают рассказывать детям о "карателях" и "хунте". На все это накладываются инциденты вроде описанных.
"Если украинские силовики находятся в населенном пункте, где у 95% населения мозги промыты антиукраинской пропагандой, то от них требуется в 10 раз больше дисциплины, выдержки и примерного поведения, чем в тылу. Только тогда (да и то не сразу) местные развернутся лицом к Украине. А пока то, что происходит, играет на руку сепаратистам. Тут или просто вольница, или что намного хуже – целенаправленная дискредитация", – говорит Владимир, житель Станицы Луганской.
Он говорит, что отношение к местным и уровень дисциплины сильно различаются у разных подразделений – к одним претензий нет вовсе, зато другие считают, что им все можно по праву сильного. У самого Владимира летом, вскоре после вступления украинских войск в Станицу, люди в балаклавах вынесли из дома, помимо мелочей вроде телефонов и планшета, травматический пистолет и охотничий карабин "Сайга" – вместе с оружейным сейфом. Ему, патриоту Украины, было непросто поверить, что это дело рук освободителей.
Строгое наказание за нарушение дисциплины, даже если это "безобидные" ночные гонки со стрельбой из автоматов, необходимо. Но оно не решит полностью проблемы. Корни ее лежат глубже – во взаимном отчуждении, недоверии и непонимании между местными жителями и военными. В восприятии друг друга как "чужих": ведь своего не пойдешь грабить, и хамить ему не станешь.
"Нам рассказывали, что первые три недели после прибытия сюда бойцы винницкого батальона просто боялись есть – они всерьез боялись, что их отравят. Такая настороженность была. Проект "Военные в городе" мы задумывали, чтобы изменить отношение жителей Северодонецка к армии. Но во время встреч в комендатуре, военкомате мы вышли на то, что работать нужно и с военными. Командование считает это чрезвычайно важным", – рассказывает Валентина Агафонова из общественной организации "Бизнес-клуб "Европейский выбор".

А если переженить?

Лучший, если не единственный эффективный способ разрушить стену отчуждения, – прямые личные контакты и объединение общим делом.
В рамках проекта "Военные в городе" планируют создать волонтерские звенья для помощи одиноким старикам, куда войдут военные, местные жители и переселенцы. Будут совместные просмотры кино с последующим обсуждением (программа сейчас уточняется). Предполагаются встречи школьников с военными – и на классных часах, и походы в места дислокации частей. К работе с самими военными, безусловно, будут привлечены психологи.
В то же время мирное население должно видеть, что недостойное поведение, нарушение дисциплины, а тем более правонарушения со стороны военных наказываются. Это тоже один из ключевых вопросов. Помочь в документировании подобных вещей берутся общественники. Примечательно, что гранты на это выделяют ПРООН и Международный фонд "Відродження".
"Они поддержали большую инициативу по закупке довольно дорогого оборудования, которое использовали британские спецслужбы для поиска преступников. Мы сможем использовать эту программу для документирования этих нарушений и привлечения к ответственности людей, которые принимали участие в пытках, уничтожении имущества, "отжиме". Это будет способствовать пониманию, что мы живем на безопасной земле, где виновные в нарушениях закона привлекаются к ответственности", – утверждает глава Восточноукраинского центра общественных инициатив Владимир Щербаченко.
Некоторые северодончане вроде как в шутку замечают, что можно было бы проводить вечера знакомств для бойцов и местных незамужних девушек. На самом деле это тоже имело бы смысл: породнить регионы свадьбами – есть ли надежней путь для объединения страны?

http://rian.com.ua/story/20141229/361524506.html

Антитеррористическая операция на востоке Украины

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества