Советские войска на Кубе

Операция "Анадырь"

Исполняется 50 лет с момента Карибского ракетно-ядерного кризиса 1962 года, который мог бы стать последней главой в истории человечества. Между тем, в хронологии этих судьбоносных дней и сегодня историки находят много неясностей и белых пятен.
Операция "Анадырь"
 
Самолет-разведчик U-2 

«Анадырь» — кодовое название секретной операции по размещению на Кубе советского оружия, в том числе баллистических ракет средней дальности. Согласно воспоминаниям Хрущева, мысль послать ядерные ракеты на Кубу пришла ему в голову в середине мая 1962 года — во время посещения Болгарии министр иностранных дел Андрей Громыко привлек внимание премьера к тому факту, что за горами, в соседней Турции, американцы разместили ракеты с ядерными боеголовками. В ответ и пришла идея разместить на «Острове Свободы» 60 ракет с суммарным потенциалом ядерного боезаряда в 70 мегатонн (24 ракеты Р-14 и 36 ракет Р-12) с приданными им ремонтно-техническими базами, частями и подразделениями обеспечения и обслуживания. Всего 45 тысяч советских солдат и офицеров. Однако, никакого межгосударственного договора между СССР и Кубой, регламентирующего присутствие ядерного оружия и советских солдат в чужом государстве, до сих пор не найдено.  


Эсминец ВМФ США сопровождает наш "мирный" сухогруз 

 Ракеты и «советских специалистов» в штатском перевозили на палубах торговых судов гражданского флота СССР. Причем, каждый наш теплоход, идущий курсом на Кубу, всегда сопровождали американские корабли ВМФ – все-таки, США объявили «Острову свободы» полную блокаду. Например, 1 сентября 1962 года министр морфлота СССР В. Бакаев докладывал в ЦК КПСС: «Капитан теплохода “Оренбург” тов. Баканов дал в министерство радиограмму следующего содержания: “18 час. 20 мин. по московскому времени, широта 19052' северной, долготе 74042' западной эсминец США “Биддле” бортовой № 5, пройдя параллельным курсом по левому борту, отсигналил нам “счастливого пути”. Ответили сигналом “благодарю”. После этого “Биддле” поднял сигнал “мир”, ответили ему таким же сигналом “мир”. Эсминец развернулся и ушел». 
Кажется, ничто не предвещало конфликта. 


Позиции советских ядерных ракет




База ПВО в Сан-Кристобаль  

 29 августа американский самолёт-разведчик U-2 обнаружил пусковые установки зенитных ракет С-75 и позиции крылатых ракет береговой обороны. Но о советском наступательном оружии на Кубе Д.Ф. Кеннеди поведает как о чрезвычайном открытии только 20 октября. Считается, это произошло по той причине, чито американцы ждали более детальные снимки, которые и сделал 15 октября самолет-разведчик Lockheed U-2 , пилотируемый майором Ричардом Хейзером. Однако, есть одна важная деталь: ультиматум Кеннеди прозвучал ровно за две недели до выборов в конгресс США, когда рейтинг Демократической партии фактически рухнул до точки абсолютно нуля. Дело в том, что начало президентства Кеннеди совпало с фазой циклического подъема в экономике, но уже к весне 1962 года экономическая ситуация заметно осложнилась: темпы роста замедлились, уровень начавшей было сокращаться безработицы замер на отметке 5,5 %, уменьшился и объём новых капиталовложений. В мае к этому добавилось падение курса акций на бирже — самое резкое с 1929 года. Возник риск того, что демократы проиграют выборы. И советская ядерная угроза оказалось самым лучшим предвыборным подарком Кеннеди от Хрущева - тем самым козырем, который пустил в ход Кененеди. Затем наступил апофеоз Карибского кризиса. Американская военно-морская блокада Острова свободы. Ультиматумы. И блестящая победа Кеннеди, обеспечившая демократам большинство мест в Конгрессе. 

Можно ли считать это простым совпадением?

Или же Кеннеди прекрасно просчитал, как этот конфликт можно сначала довести до точки кипения, а затем, к восторгам избирателей, придти и спасти мир.


Джон Кеннеди сразу после выборов 1960 года: еще начинающий и неуверенный в себе в себе политик 



Совещание в Белом доме 

21 октября Пентагон предложил президенту три возможных варианта разрешения ситуации: уничтожить ракеты точечными ударами, провести полномасштабную военную операцию на Кубе или ввести морскую блокаду острова. Немедленный бомбовый удар был отвергнут сразу же, так же как и обещавшее длительную задержку обращение в ООН. Реальными вариантами действий, рассматриваемыми комитетом, были только военные меры. Дипломатические, едва затронутые в первый день работы, были тут же и отвергнуты. В итоге выбор свели к военно-морской блокаде и ультиматуму, а затем – к вторжению. 


Кеннеди во время телеобращения к нации


Американцы в магазине радиотехники слушают обращение Кеннеди о "карантине" вокруг Кубы 

22 октября США объявили о введении полной морской блокады Кубы с 10 часов утра 24 октября. Так, США требовали от всех судов, направляющихся на Кубу, полной остановки и предъявления груза к досмотру. В случае отказа командира корабля допустить на борт осмотровой команды, ВМС США предписывалось подвергнуть корабль аресту и препроводить его в американский порт. На подходе и в зоне блокады уже находилось 22 советских судна. В итоге советские транспорты разделились. Шесть судов, включая и те, что перевозили 24 боеголовки для ракет Р-14, пришвартовались в портах Кубы, остальные же (включая транспорты загруженные ракетами Р-14, оборудованием и личным составом войск РВСН) возвратились в порты СССР. 


Американский штурмовик над советским сухогрузом


Истребители ВВС США McDonell F-101B Voodoo 


Речь Кеннеди возымела огромный эффект на простых американцев, которые тут же стали записываться в Национальную гвардию и готовиться к отражению вторжения русских в США


Установка американской ПВО на пляже в Южной Флориде   

24 октября Хрущёв направил президенту США письмо, в котором обвинил его в том, что тот ставит «ультимативные условия». Хрущёв назвал карантин «актом агрессии, толкающим человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны». В письме Первый секретарь предупредил Кеннеди, что «капитаны советских кораблей не станут соблюдать предписания американских ВМС», а также что «если США не прекратят своих пиратскихдействий, правительство СССР примет любые меры для обеспечения безопасности судов». 


Стивенсон и Зорин в ООН 

25 октября на экстренном заседании Совета Безопасности ООН разыгралась одна из самых памятных сцен в истории ООН: представитель США Адлай Стивенсон попытался заставить советского представителя Валериана Зорина (который, как и большинство советских дипломатов, не знал об операции «Анадырь») дать ответ относительно присутствия ракет на Кубе, высказывая известное требование: «Не ждите, пока Вам переведут!» Получив от Зорина отказ, Стивенсон продемонстрировал фотографии, сделанные разведывательными самолётами США и показывающие ракетные позиции на Кубе. В итоге Кеннеди отдал приказ повысить боевую готовность вооружённых сил США до уровня DEFCON-2 - это первый и единственный раз в истории США. 


Экипаж бомбардировщика В-52. Сценарий вторжения американской армии на Кубу предусматривал бомбардировку территории острова 500 точечными авиаударами 


На базе "Морских котиков" - элитного спецназа ВМФ США.


Десантный корабль готовится в поход на Кубу


Американская морская пехота, 1962 год, Флорида. 


Всего в операции по захвату Кубы стратеги из Пентагона планировали задействовать до 90 тысяч солдат.


Советские специалисты плывут на Кубу на борту теплохода "Николаевск" 

26 октября утром Никита Хрущёв принялся за составление нового, менее воинственного послания Кеннеди. В письме он предложил американцам вариант демонтажа установленных ракет и возвращения их в СССР. В обмен он требовал гарантий того, что «Соединенные Штаты не вторгнутся своими войсками на Кубу и не будут поддерживать никакие другие силы, которые намеревались бы совершить вторжение на Кубу». 


Пилоты 32-й гвардейского истребительного авиационного полка ПВО прибыли на Кубу 


Фидель Кастро выступает перед советскими "товарищами по оружию"


Авиабаза 32 гиап в Сан-Антонио


Советские пилоты должны были всегда ходить в "гражданке", изображая "простых туристов"


Советский МиГ-21 готовится к взлету 


Куба готовится к отражению вторжения. Фото из журнала "Лайф"


27 октября 1962 — «Чёрная суббота», день, когда был сбит американский самолёт-разведчик U-2. Пилот майор Рудольф Андерсон погиб. Примерно в это же время другой U-2 был почти перехвачен над Сибирью, а еще через несколько часов два самолёта фоторазведки ВМС США RF-8A «Крусейдер» были обстреляны зенитными орудиями во время облёта Кубы на малой высоте. Один из них был повреждён, однако пара благополучно вернулась на базу. Военные советники Кеннеди пытались убедить президента до наступления понедельника отдать приказ о вторжении на Кубу, «пока ещё не поздно». 


Останки самолета-разведчика U-2 везут в Гавану.


Из обломков фюзеляжа американского самолета-разведчика Фидель Кастро приказал соорудить мемориал в центре Гаваны. Тело майора Рудольфа Андерсона позже было передано США 

В ночь с 27 на 28 октября по заданию президента Роберт Кеннеди вновь встретился с советским послом. Роберт Кеннеди заявил, что его брат готов дать гарантии ненападения и скорейшего снятия блокады с Кубы. Добрынин спросил Кеннеди о ракетах в Турции. «Если в этом единственное препятствие к достижению упомянутого выше урегулирования, то президент не видит непреодолимых трудностей в решении вопроса», — ответил Кеннеди. 


Ракета Р-12 на позиции


Р-14 

28 октября Хрущёв на заседании Президиума заявил о согласии СССР на вывод советских ракет с Кубы. Демонтаж советских ракетных установок, погрузка их на корабли и вывод с территории Кубы заняли 3 недели. Убедившись, что Советский Союз вывел ракеты, президент Кеннеди 20 ноября отдал приказ прекратить блокаду Кубы. Через несколько месяцев из Турции были выведены и американские ракеты как «устаревшие». 


Лесовоз «Волголес» с советскими ракетами на борту в сопровождении американского эсминца возвращается на Родину. Карибское море, ноябрь 1962 года 


Фидель Кастро и Никита Хрущев в Москве празднуют победу: Куба не сдалась империалистам!


Никита Хрущев (из заключительного слова Н.С. Хрущева на пленуме ЦК КПСС 23.11. 1962 г.): «Мы, товарищи, поставили ракеты, ракеты средней дальности на Кубе. Почему мы их поставили, что нас заставило поставить? Мы рассуждали так, что Кубу американцы терпеть не могут, они это прямо говорят, что могут сожрать Кубу. Я вот с военными говорил, с маршалом Малиновским. Я спросил: если бы мы были на месте Америки, взяли для себя курс сломить такое государство, как Куба, сколько бы нам надо было, зная наши средства? — Максимум три дня, и руки помыли бы. Товарищи, с этим надо считаться, потому что именно Америка эти возможности тоже имеет. Поэтому мы считали, что Кубу можно спасти, только на Кубе поставив ракеты. Тогда тронешь, так ежик клубком свернется, и не сядешь. Вот эти ракеты вроде иголок ежика, они обжигают… Мы никогда не говорили, что мы хотим вторгаться в пределы другого государства, тем более Америки. Если бы мы даже и хотели, мы сейчас этого не можем сделать, это надо признать, в Америку вторгнуться. Следовательно, у нас единственная цель была — сохранить революционную Кубу, в ее интересах сделать шаг. И мы сделали…» 


Никита Хрущев и Джон Кеннеди заложили основы мирного ядерного противостояния 


В результате этого кризиса между Кремлем и Белым домом будет установлена так называемая горячая линия. 

Уже в августе 1963 года в Москве США, СССР и Великобритания подпишут договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. 

В 1968 году три страны бывшей антигитлеровской коалиции согласуют новый договор о нераспространении ядерного оружия. 

В 1973 году Брежнев и Никсон скрепят своими подписями исторический договор о предотвращении ядерной войны.

Владимир Тихомиров, "Историческая правда"

17/10/2012

http://www.istpravda.ru/research/152/

Статьи

Советские войска на Кубе

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества