Советские советники и специалисты в Анголе
 

Статьи, воспоминания об Анголе

Операции на море спецслужб ЮАР.

СССР играл активную роль в освободительном движении африканских стран, не стали исключением, и колонии расположенные в южной части континента. Почти одновременно в 1975 году провозгласили свою независимость Мозамбик и Ангола. Советский Союз, помогавший партизанам этих стран в борьбе с колонизаторами, сразу предоставил им экономическую и военную помощь. Это не могло не натолкнуться на противодействие руководства ЮАР и их союзников. Основные боевые действия развернулись на земле, война на море носила скрытый характер.

В ночь с 29 на 30 июля 1984г. на рейде ангольского порта Луанда в результате взрывов магнитных мин были повреждены два судна «Лундоже» и «Ареенс» принадлежащие Анголе и ГДР. На ангольском каботажном судне «Лундоже» в результате взрыва мины были повреждены топливные баки. Сухогруз «Ареенс» торгового флота ГДР доставил в Анголу 10 тысяч тонн боеприпасов, в результате взрыва двух магнитных мин имел две пробоины: 11м 2 в машинном отделении и в 10м 2, к счастью боезапас не сдетонировал. Корабль стал тонуть, но при помощи советского спасательного судна «Неотразимый» он сумел кормой выброситься на мель, вскоре во время обследования на корпусе у него нашли третью, не взорвавшуюся магнитную мину. Узнав об этом, ангольцы разбежались кто куда. Не исключалось, что оставшаяся мина могла быть с часовым механизмом. Начальник штаба бригады НК капитан 2 ранга Александр Кибкало погрузился с аквалангом, обвязал мину капроновым шнуром, а затем на скоростном катере сорвал её с судна и на «всех парах» отбуксировал в море. Через три дня из Москвы пришла «полезная» шифрограмма: «Вам рекомендуется: заминированные участки борта вырезать в радиусе трех метров и без вибраций отбуксировать на безопасное расстояние…». Как было заявлено, операцию провели базирующиеся в Лангебане (Капская провинция) бойцы четвертого подразделения коммандос «Реккиз», специализирующееся на морских операциях. Пловцы «Реккиз» пришли в район Луанды на подводной лодке и, используя легководолазное снаряжение, проникли в гавань и заминировали корабли. Есть данные, что диверсия была устроена с привлечением снаряжения полученного от ливорнской фирмы «Космос» (Италия) и доставленного через Израиль. Террористическая деятельность против Анголы заметно усилилась после того, как в июне 1984г. в Кейптауне состоялась секретная встреча с участием помощника госсекретаря США по африканским делам Крокера, министра иностранных дел ЮАР П.Боты и главаря УНИТА Ж.Савимби. По сообщениям африканской печати, именно после этой тайной встречи УНИТА расширила масштабы вооруженной борьбы против НРА, и к этой войне присоединились и спецслужбы ЮАР.

Это была не первая операция на море подразделений спецназа южноафриканцев. Одну из первых операций они провели в ангольском порту Лобиту в августе 1980г., но о причастности их к этой акции стало известно спустя пять лет. В 1985 году журнал сухопутных войск ЮАР «Юниформ» поведал о подробностях операции, проведенной подводными пловцами из четвертого подразделения коммандос которые установили подрывные заряды на предприятиях нефтяной промышленности. Время и место проведения операции не сообщалось, но речь могла идти только об уничтожении нефтехранилища в ангольском порту Лобиту в августе 1980г. Тогда ответственность за эту акцию на себя взяла группировка УНИТА.

13 ноября 1981г. боевые пловцы взорвали 11 навигационных бакенов в подходном канале связывающий мозамбикский порт Бейра с океаном. Это делалось для прекращения поставок нефтепродуктов и грузов через порт. Однако трудящиеся здесь с 1976 года лоцманы Министерства морского флота СССР, применив все свое искусство, продолжали проводить суда в порт. Как позже стало известно: специальная группа диверсантов была доставлена на место подводной лодкой ВМС ЮАР типа «Дафна». По данным журнала «Жён Африк» как и при попытке взрыва нефтеперерабатывающего завода «Петрангол» в Луанде (Ангола), операциями «руководили офицеры военной разведки ЮАР, которые со своего подводного командного поста направляли диверсантов».

Правда о причастности спецназа ЮАР к актам саботажа и диверсиям, так или иначе, становилась известна. В мае 1985г. на территории Анголы на месте преступления был взят в плен офицер первого разведывательного подразделения коммандос ЮАР Вайнан дю Туа. Он рассказал о причастности юаровцев к диверсиям. В мае 1985г. в ходе операции «Аргон» из бухты Салданья (район Кейптауна) на боевом корабле ВМС ЮАР «Джим Фуш» в Анголу отбыли девять бойцов первого подразделения. Они имели приказ осуществить взрыв нефтеперерабатывающего завода компании «Галфойл» в провинции Кабина. Достигнув побережья Анголы, диверсанты на лодках высадились на берег и пошли к цели. 21 мая они достигли нефтекомплекса, но попали в засаду ангольских войск, после короткого боя двое были убиты, а Вайнан дю Туа пленен. При себе у диверсантов были листовки организации УНИТА, которые они должны были оставить на месте диверсии. Над пленником был устроен открытый суд, на нем Вайнан дю Туа признался что он принимал участие и в других операциях на территории Анголы и Мозамбика. В том числе в 1981г. он участвовал в нападении на провинцию Кунене, его группа взорвала гидроэлектростанцию Ломаум в провинции Бенгела, мост на реке Жирлур.

6 июня 1986г. в порту Намиб (Мосамедиш) южноафриканские боевые пловцы впервые атаковали советские суда. К лету 1986 года боевые действия ангольских правительственных войск развернулась в провинции Мошико. Базой для наступательных действий стал город Менонго связанный железной дорогой с портом Намиб (Мосамедиш). Для организации снабжения наступательной операции в порт одновременно прибыли три груженых судна, в начале июня кубинское судно «Гавана» ( «Habana», тоннаж около 6000 т.) с грузом продовольствия и снаряжения, и советское универсальное сухогрузное судно ЧГМП "Капитан Чирков" (пр.1568, типа "Капитан Кушнаренко", 1972г. 11278 брт/16618 двт.). Утром 5 июня в порт вошло третье судно советское универсальное сухогрузное судно открытого типа ЧГМП "Капитан Вислобоков" (пр.595, тип "Бежица", 1967г. 11089 брт/12730 двт.). «Капитан Вислобоков» как и «Капитан Чирков» доставили в Анголу почти по 10 тысяч тонн боеприпасов.

Вечером 5 июня на рейде порта Намиб неожиданно встал неизвестный траулер под японским флагом, а на следующее утро столь же неожиданно исчез. Последующие события позволяют почти с полной уверенностью утверждать, что именно он доставил три группы боевых пловцов-диверсантов, по шесть человек в каждой, с полным снаряжением и носителями.   Глубокой ночью они ушли под воду. Первая группа имела основной задачей уничтожение обоих советских и кубинского транспортов; второй, видимо, предстояло взорвать железнодорожный мост, перекрыв сообщение с портом; третья, проделав почти 4 км под водой, вышла к топливной базе "Сонагол" на морском берегу и установила на ней пять советских гранатометов РПГ-5 с самоликвидаторами, нацеленных на емкости с топливом и перекачивающую станцию.

В 5 утра 6 июня один за другим прозвучали три взрыва на «Капитане Вислобокове». К счастью, жертв не было, и боеприпасы не детонировали.   Одновременно с взрывами на «Вислобокове» прогремели залпы гранатометов на топливной базе "Сонагол". Пробит прочный корпус четырех топливных танков, аккуратная пробоина образовалась в стене перекачивающей станции. В двух емкостях взорвались пары топлива, развернув стальную оболочку танков тюльпанами. Примерно в тот же момент сработали мины под опорами ЛЭП и на железной дороге. Освещение в городе погасло, сообщение с портом прервалось. Вскоре подорвались три из четырех мин, заложенных по борту «Чиркова». Его команда, помогавшая экипажу «Вислобокова», вынуждена была заняться спасением собственного судна. Жертв, как и на «Вислобокове», не имелось, боеприпасы не детонировали.    Менее всего повезло «Гаване»: на ней сработали все четыре мины, и к 10 утра она опрокинулась. Команде удалось покинуть гибнущее судно без жертв.

На «Капитане Вислобокове» затопило машинное отделение и четыре трюма, а на «Капитане Чиркове»— два трюма, машинное отделение и тоннель гребного вала. Экипажи под руководством капитанов М.С.Галимова и Н.И.Винокура начали борьбу за живучесть своих судов, которая продолжалась больше месяца.

ТАСС, ссылаясь на ангольские источники, заявил, что это дело рук южноафриканских диверсантов- подводников. Правительство ЮАР сразу выступило с резким протестом. Разгорелся международный скандал. На наших судах было обнаружено по одной неразорвавшейся мине, было решено их разминировать и установить, чьи они.

6 июня, о случившемся доложили советскому руководству. Верховный главнокомандующий Горбачев тогда был в Польше, поэтому решение принимал предсовмина Рыжков. Он приказал командованию ВМФ немедленно направить в порт Намиб группу советских военных специалистов и, кроме того, обеспечить прикрытие аварийно-спасательных работ от возможных подводных диверсий. Начальник главного штаба ВМФ поставил задачу командующему Северным флотом (в чьей зоне ответственности находился порт Намиб) о немедленной подготовке группы боевых пловцов. Таких специалистов не нашлось. Тогда Москва приказала начальнику штаба Черноморского флота вице-адмиралу Селиванову срочно подготовить людей для переброски в Анголу.

7 июня вице-адмирал Селиванов по телефону приказал командиру отряда боевых пловцов по борьбе с ПДСС капитану 2-го ранга Ю.И.Пляченко (большинство распоряжений, ввиду чрезвычайности дела, отдавалось устно) срочно, через 15 минут, доложить о составе группы и времени ее готовности к переброске в Москву. Через 4 часа группа была укомплектована, но лишь в 6 утра следующего дня вылетела в столицу и около девяти приземлилась в Астафьево. Вылет в Анголу назначен на 14.00, но его пришлось задержать почти на час - в связи с оформлением документов для группы в МИДе. Лишь благодаря личному содействию Рыжкова удалось быстро согласовать с 17 (!) государствами вопрос о внеплановом пролете спецрейса "Ил-76" в Анголу. На следующий день рано утром наши пловцы ушли под воду, осмотрели оставшиеся мины, собрали остатки взорванных. К Намибу тем временем подошли корабли ВМФ СССР. Первым на помощь пришел экипаж БПК «Стройный» СФ, находящийся на БС у западного побережья Африки. Через несколько дней в порт Намиб подошел рижский спасатель «Гордый» (капитан А.Плаксин), затем—черноморский спасатель «Ягуар» (капитан Ю.Богун). Для организации помощи в спасении судов прилетел заместитель министра морского флота Б.А.Юницын. После тщательного осмотра мин Юрий Пляченко пришел к выводу, что работать на заминированных судах можно. Вначале надо было заделать пробоины, откачать воду, выгрузить боезапас и уж после этого разминировать суда. Давая такие рекомендации и определенные гарантии безопасности, офицер брал на себя огромную ответственность. Но как начать работы на заминированных, начиненных боезапасом судах? Спасатели отказывались проводить на заминированных судах сварочные подводные работы по заделке пробоин. Юрий Иванович Пляченко вспоминает: «Мне помог один из членов экипажа судна, прибывшего для аварийно-спасательных работ. Он когда-то служил в подразделении, аналогичном нашему. Мне удалось его убедить в безопасности работ при соблюдении ряда условий. А уж он в свою очередь убедил экипаж. Началась аварийно-спасательная операция». Двое суток ушло на откачку балластной воды, еще двое на выгрузку боеприпасов. После этого к работе приступили бойцы Ю.И.Пляченко. Мины были сделаны из титанового сплава, очень высокотехнологическое производство. Их создатели позаботились, чтобы обезвредить мины было невозможно. Пришлось искать нестандартные пути. Одна из мин была нейтрализована маленьким контрвзрывом, она оторвалась от корпуса и взорвалась на грунте. Операция по извлечению второй мины заняла 36 суток, и союзником боевых пловцов стала… ракушка. Она «блокировала» очень важный штырек, который приводил в действие взрывной механизм. Однако после того как ее разоружили установить, чья сборка не удалось, детали разных стран: Японии, Англии, Голландии. Установили только маркировку мины " DD" и порядковый номер- 13. Пробоины были заделаны, вода откачана, при этом обезвредили еще две прикрепленные к корпусам мины. После трудоемкой разборки, промывки и очистки двигателей и других механизмов суда были введены в строй. «Капитан Чирков» 27 августа прибыл в Одессу, а «Капитан Вислобоков» после ремонта в Луанде взял курс на Испанию. По результатам выполненной беспримерной операции три офицера из группы Пляченко были награждены орденами Красной Звезды, остальные - медалями "За отличие в воинской службе". Затонувшую в гавани «Гавану», в июне 1988-апреле 1989 годов подняла кубинская команда спасателей. В мае кубинским руководством было принято решение, что восстановление корабля нецелесообразно, а так как в трюмах оставались 162мм снаряды, было принято решение затопить судно на безопасной глубине. 18 мая 1989 «Гавана» на буксире была выведена в море на большую глубину в окрестностях залива Намиб и после подрыва зарядов затоплена.

С целью предотвращения подобных акций, после подрыва теплоходов «Капитан Чирков» и «Капитан Вислобоков» наши суда в портах ряда африканских государств, по согласованию с их правительствами, стали охранять советские боевые пловцы. При этом по воспоминаниям одного из участников этой службы, произошел поистине уникальный случай. В акватории одного порта несли боевое дежурство шесть человек. Внезапно на расстоянии предельной видимости они заметили аквалангистов. Боевые пловцы всегда атакуют противника, едва завидев его. А здесь, быстро заняв удобное для боя позиции, те и другие на несколько секунд замерли, вглядываясь, друг в друга. Старший нашей группы мгновенно оценил ситуацию: восемь человек, идут днем, без груза, значит, не на высадку – и принял неожиданное для всех решение. Он вынул нож, "подвесил" его перед собой в воде, затем ладонью сдвинул его в сторону: дескать, мужики, бьемся без оружия! Это лихачество могло дорого обойтись нашим пловцам. Повезло, что один из "коллег" повторил манипуляции со своим ножом. Схватка была жестокой, и через несколько минут чужаки спешно покинули поле боя. Через неделю выяснилось, что наши парни показали кузькину мать нехилым ребятам – южноафриканским боевым пловцам. Те проводили учения и якобы ненароком попали в чужие территориальные воды. Это был единственный в своем роде случай. Обычно подобные встречи заканчиваются по-другому.

Операции спецслужб ЮАР продолжались еще несколько лет. В ноябре 1986г. военное командование провинции Иньямбаме (Мозамбик) сообщило, что подводные лодки ВМС ЮАР используются для снабжения орудующих в Мозамбике банд «МНС». И этим непосредственно занимается четвертое подразделение «Реккиз». И в подтверждение этих высказываний 4 июля 1987г. в районе порта Нова Софала неизвестная ПЛ нарушила морскую границу Мозамбика и в течении 2-х часов опасно маневрировала около мозамбикского каботажного судна «Шилоане-2», после чего ушла в южном направлении. Как прокомментировали этот инцидент мозамбикские официальные лица, вероятнее всего это была ПЛ ВМС ЮАР.

Все закончилось в конце 80-х годов в связи с изменением ситуации в мире, страны на юге Африки покинули советские и кубинские военные, у южноафриканцев тоже появились другие заботы. После падения режима белого меньшинства в ЮАР, многие из спецподразделений перестали существовать.

Литература.

  • v   Белоусова Т. «Морские дьяволы». Газета «Совершенно секретно» № 6 1995г.
  • v   Котра Гейвин «Грубая сила» 1989г.
  • v   Кулик С.Ф. «Африка по следам событий» 1983г.
  • v   Пасякин В. «"Морские котики" по-русски». Газета «Красная Звезда» 10.07.2002г.
  • v   Публикации газет и журналов 1984-1986гг.
  • v   Хохлов А. «Всплытие покажет» «Комсомольская правда», аналогичная информация на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/02.42/pv10.htm
  • v   Чикин А.М. «Морские дьяволы». Журнал «Подводник России» № 2 2003г.
  • v   С сайта http://www.cubamar.cu/marpesca/htmls/salvar.htm
  • v   С сайта ВИФ-2 NE форум, Exeter http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/0.htm

Розин Александр.

http://alerozin.narod.ru/angola.htm

Статьи, воспоминания об Анголе

Советские советники и специалисты в Анголе

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества